Конспект НОД по сказке "Снегурочка".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русскими народными праздниками, приметами, традициями по сказке "Снегурочка", игры по развитию ВПФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kozlovoy_a.s.docx | 342.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида детский сад № 68 Калининского района
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе
«Снегурочка»
с использованием технологий: развивающих, ИКТ, здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности, ТРИЗ, технология сотрудничества, интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
воспитателя высшей квалификационной категории
Козловой Александры Сергеевны
Санкт-Петербург 2015-2016 учебный год
Технологии: развивающие, ИКТ, здоровье – сберегающая: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующие и личностно - развивающие, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности, ТРИЗ, технология сотрудничества, интеграция образовательных областей: «познание», «социализация», «коммуникация», «музыка».
Обучающие задачи:
1.Развитие умения рассматривать картину, выделять объекты, а затем объединять их.
2.Знакомство с древним русским праздником: Масленицей, происхождением и назначением.
3.Закрепление умения отгадывать загадки.
Развивающие задачи:
1.Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря.
2.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Воспитательные задачи:
1.Развитие личностных качеств, умения договариваться друг с другом.
2.Воспитание любви к искусству, живописи русским праздникам.
3.Формирование универсальных интегративных качеств.
Оборудование:
компьютер, раздаточный материал по числу детей, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», иллюстрации к сказкам о Снегурочке, плоские изображения Снегурочки – силуэты и узоры, аудиозапись с отрывком из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», «Времена года» П. И. Чайковского.
I.Вступление. Введение в тему. Сегодня к нам пришла Волшебная Кисточка. Она приглашает нас в путешествие по сказке и приготовила разные задания.
| Слайд 1. | |
II.Основная часть. Отгадайте загадку:/ О зиме./ Какие признаки зимы вы знаете? Какой праздник отмечали русские люди с древних времен, провожая зиму? /Масленицу/. Как отмечали? Кого лепили из мокрого снега? Волшебная Кисточка предлагает прочитать «зашифрованное слово». Его нужно составить из первых букв слов, нарисованных на картинках. / «Снегурочка»/. | Слайд 2. | |
Какие сказки вы знаете про Снегурочку? Отгадайте загадку: «Она в серебро с жемчугами одета – Волшебная внучка волшебного деда». Кто это? Мы будем «путешествовать» по репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка». Как это сделать? Нам поможет Волшебная Кисточка. Она приготовила вам задания. Чтобы их выполнить, нужно быть очень внимательными. Кто написал картину? Почему его называют художник – живописец? Отсюда и слово «живопись», т. е., все написанное на картине, как живое. Волшебная Кисточка предлагает поиграть. Внимательно рассмотрите, что изображено в правом нижнем углу, а что в центре, что вокруг Снегурочки? Какое время года? Какую часть суток изобразил художник? Как догадались? Каких тонов краски использовал художник, теплых или холодных? Почему? Разделитесь на две команды. Возьмите карточки – символы и с помощью символов «нарисуйте» картину. /Схема картины./ У какой команды получилась картина более точной. Молодцы. А теперь расскажем о ней (соединяем символы линиями). Получился рассказ. Картину закрываю. Волшебная Кисточка предлагает выложить узоры на силуэтах Снегурочки, выбирая холодные тона. Динамическая пауза. /Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» показывают: как падают, кружатся снежинки, метет метель./ Волшебной кисточке понравилась ваша картина. Послушайте отрывок из оперы. /Ария Снегурочки/. Еще задание. Почему в сказке Снегурочка растаяла? Во что превратилась? Нарисуйте облако, на что оно похоже. Какие разные облака у вас получились. Может ли Снегурочка появиться вновь? Д/игра «Хорошо – плохо». ТРИЗ. | Слайд 3. | |
Начинается сказка. Сцена первая. (Зимний лес, красная горка, пенек, сидит леший, из-за горки появляется Солнце.) Солнце: Я свет и сила - бог Ярило, Красное солнце ваше нет меня в мире краше. Конец зиме, пропели петухи, Весна - красна спускается на землю. Полночный час настал. Сторожку леший отсторожил, ныряй в дупло и спи. Под музыку появляется Весна в сопровождении птиц. Леший: {появляется под музыку) Весна: В урочный час, обычной чередою являюсь я на землю берендеев .Не радостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна. Ручьи игривые в оковах крепких, леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы ели. И нет и нет тепла. Сегодня Сретенье, Сегодня весна встречается здесь с Морозом. Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. В Сретенье метель корм подметает - к неурожаю. На Сретенье снежок - весной дожжок. Дым столбом - к холоду. Много снега - много хлеба. Птицы свистят после каждой приметы. Весна: Дрожите, милые пичужки, вы озябли, попляшите, согреетесь. Видала я, что пляскою не раз отогревались люди. /Танец птиц/. Весна: 16 лет тому назад, как я для шутки и теша свой непостоянный нрав, стала заигрывать с Морозом, старым дедом, и с той поры в неволе я у старого, оставить бы седого, да вот беда у нас со старым, дочка - Снегурочка. Овл Появляется Снегурочка. Поет "Белым - бело". Я - Снегурочка, в глуши лесной росла, все 16 лет одна была. А теперь грущу, к людям я хочу. Солнце увидать, Леля услыхать. (Как поет их Лель, как играет он.) Мороз - отец меня в неволе держит. Весна: Эх, старый, Снегурочку не даст томить родная мать. Под Поднимается ветер. Выходит Мороз под песню. Посох. Д: А, Весна, Весна - красна! Здорово ли вернулась? В: Как ты, здоров ли Дед Мороз? Д: Спасибо! Живется мне не худо. Берендеи о нынешней зиме не позабудут. Веселая была. Плясало солнце от холоду на утренней заре. Уж то-то мне раздолье и простор! Любо мне было, любо! В: Не дурно ты попировал, пора бы в путь тебе на Север. Д: Не гони, сам уйду! Не рада старику. На утренней заре по ветерку умчусь к сибирским тундрам. В: А на кого Снегурочку оставишь? Д: Дочка наша без нянек обойдется. Медведи, леший и волки матерые её охраняют. В: Тоска возьмет меж них одной сидеть! Д: Работает пускай, грибы сбирает, сушит, бруснику да морошку на зиму готовит, от скуки поет, пляшет, коль есть охота! С: Охота быть с людьми, пустите меня к ним! В:Отдай мою Снегурочку в слободку! Д:Согласен! Пусть живет в семье бобыльской вместо дочки. Для девушки присмотр всего важнее! С:Спасибо вам отец и мать, о вас я буду Вспоминать, живя в слободке. Д: Еще ты помни, злой Ярило поклялся страшной клятвой губить меня, тебя - Снегурочку, лучом своим горячим! В:Берегись его! Д:А что у берендеев ты завидного нашла? С:Людские песни. У Леля перейму и выучусь скорехонько. Песни Леля милее мне, чем жаворонков пенье, их слушаешь и таешь! В:Снегурочка, беги от Леля. Д:Солнца он любимый сын - пастух! С:Ни Леля я, ни солнца не боюсь! Прощайте все и лес прощай! Д,В :Прощай Снегурочка - дочурка. Живи, дитя, счастливо! Сцена вторая. Сцена Хороводы. Масленица. Дети сидят вдоль окон - две шеренги. А у нас на Руси Зиму провожали, а масленицу встречали! Дети поют, заводят хоровод. Душа, душа, наша Масленица приезжай к нам на двор, на широкий двор! Оста Поднимают «воротики» (руки). Мы Масленку встечаем блины маслом поливаем. Дело-дело ... Блины маслом поливаем. Нам домой не хотится, нам хотится прокатится. Дело-дело... Блины маслом поливаем. 4 птицы Скачут вокруг Масленицы, остальные на месте пружинят, изображая лошадок. Масленица - мокрохвостка поезжай-ка со двора, отошла твоя пора! Все: Весна - красна, наша ладушка пришла! Прощай, прощай. Прощай Масленица. Масленица - кривошейка, Встретили тебя хорошенько! Когда вернешься снова? Масленица: Когда зима закончится, Мороз пройдет, метель нашлет. Прибудет день, убудет ночь, под крышами воробки зашевелятся, из лужицы, из наледи напьется кочет с курами, тогда и ждать меня опять. Дети открывают ворота, пропуская Масленицу, поют: Прощай, прощай, прощай Масленица. Сцена третья. Слободка. Изба. Б: Смотри-ка, Дед! Выходят. Боярышня! Д: Живая ли? Б:Живая! Б: В тулупчике, в сапожках, в рукавичках! Б: Дозволь спросить, далекой ль держишь путь? И как зовут тебя и величают. Снегурочка: Снегурочкой. Куда идти не знаю! Коль будете добры, с собой возьмите. Кто первый нашел, тому и дочкой буду! Уводят Б - Д: Пойдем к нам в дом, живи у нас! Вот радость - то какая! Появляет Лель, играет на свирели и поет. Лель: Пойдем со мной, вместе с подружками круги водить, за Лелем повторять припев весенних песен. Леший: Не ходи, не ходи, Мороз не велел, погибнешь! Снегурочка: Боюсь я! Лель: Тогда послушай да посмотри как берендеи веселятся! Лель и Снегурочка встают в ворота. Хороводы: 1. Идет матушка Весна открывайте ворота. Первый март придет всех детей проведет. А за ним и апрель, открывай пошире дверь. А уж как придет май, сколько хочешь гуляй! 2. Земелюшка - чернозем, тут березка выросла. На березке листочки, под березкой травонька. Девочки: А мы умеем и цветы сбирать и венки заплетать. Пойдем с нами! Допе Песня: "На травоньке цветики." Идут двумя кругами. Плетем венки из цветов. "Плетень". Игра. Раз, два, три - огород городи. Парни: А мы умеем через костер прыгать. Кто выше, кто дальше? Лель: Пойдем, Снегурочка, посмотришь, как веселятся парни наши, пока солнце Ярило землю не осветило. Снегурочка: О мать - весна, благодарю за радость, за красоту природы! О Лель, в ушах твои чарующие песни в очах огонь и в сердце и в крови! Восходит Солнце. Люблю я всех! Но что со мною? Таю! - 3 раза. Прощай мой Лель, подруженьки и мать Весна! Ярило - солнце! - последний взгляд Снегурочки тебе! Все: Снегурочка, прощай! Солнце: И так! Мороза порожденье, Холодная Снегурочка, погибла. Теперь с ее чудесною кончиной, Вмешательство Мороза прекратилось. Веселый Лель, запой Яриле песню хвалебную, а мы тебе поможем. Лель: Пришла весна, нашла весна подснежники в белой шкатулочке, а той порой в тиши лесной растаяла наша снегурочка. Но вы не печальтесь: другой зимой по снежной дорожке к себе домой вернется Снегурочка в край лесной, придет зимой к себе домой. Дети: Ну, а мы в краю лесном славу солнцу все поем. Ты свет и сила - бог Ярило, Солнце наше, нет тебя краше! Хоровод. А мы Масленку встречаем, блины маслом поливаем - 3 р. Блинками гору устилаем, сверху маслом поливаем - 2 р. А нас мамы домой кличут -2 р. Наши бабушки воркочут. Нам домой-то не хотится, нам хотится прокатится. | Слайд 4. | |
III. Итог. (Рефлексия) Скажите, вам понравилось путешествие с волшебной кисточкой ? Что вам запомнилось? Раскрасьте солнышко, как вы себя оцениваете. | ||
Слайд 1. | ||
Слайд 2. | ||
Слайд 3. | ||
Слайд 4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....