Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya.docx | 88.76 КБ |
formy_sredstva_metody.docx | 23.51 КБ |
doc3.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №122 комбинированного вида»
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МДОУ «Детский сад№122» «29»августа2015г Протокол № 6___ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ № 122 ________Т.В.Рождественская/ «01»сентября 2015г |
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122 комбинированного вида» г.о. Саранск Республики Мордовия
в подготовительной группе №6
Подготовила:
воспитатель
Михеева О.В.
Саранск 2015
Содержание
I | Целевой раздел программы (обязательная часть) |
1.1 | Пояснительная записка |
Цели и задачи образовательной программы | |
Принципы и подходы к формированию программы | |
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ | |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) |
II | Содержательный раздел программы (обязательная часть) |
2.1. | Учебный план ООП ДО в подготовительной группе |
2.2 | Перечень методических пособий обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. |
2.3 | Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы |
2.4 | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и социумом |
2.5 | Планирование работы с детьми в группе (перспективное планирование, комплексно –тематическое планирование) |
2.6 | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. |
2.7 | Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально –культурная) |
III | Организационный раздел |
3.1 | Оформление предметно –пространственной среды. |
3.2 | Режим дня |
3.3 | Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, не насилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие
- развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
- формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
- овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;
- обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Физическое развитие
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
- обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)
Познавательное развитие
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Речевое развитие
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Музыкальное развитие
- ребенок овладевает основными культурными способами и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.
Художественное развитие
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
- развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.
Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизация работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.;
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Педагогическая диагностика
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, май).
Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
(ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)
- Учебный план ООП ДО в подготовительной группе
МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида» г. Саранска
Согласно действующему СанПиН 2.4.1.3049-13:
- длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 30 мин;
- перерывы между непосредственно образовательной деятельностью - не менее 10 мин.
Направление развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие
| -«Физическая культура» Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. - «Здоровье» Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультминутки, дни здоровья, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале. Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов. | 30минут, 3 раза в неделю Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. |
Социально-коммуникативное развитие | - «Безопасность» Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная. -«Социализация» Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. -«Труд» Трудовая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная. | Игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений. Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков. Индивидуальные , дежурство, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение художественных произведений, изготовление поделок. | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. |
Познавательное развитие | -«Познание» Природный мир. Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная. Математическое развитие. | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, образовательные ситуации, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций. Развитие математических представлений. | 30 мин, 1 раз в неделю 30 мин, 1 раз в неделю |
Речевое развитие | «Коммуникация» Развитие речи Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. -«Чтение художественной литературы» Коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, викторины, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, образовательные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация. | 30 мин, 1 раз в неделю 30 мин, 1 раз неделю |
Художественно-эстетическое | -«Художественное творчество» Рисование Лепка Аппликация /Конструирование Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная. -«Музыка» Музыкально-художественная, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая. | Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. | 30 минут, 1раз в неделю 30 минут, 1раз в неделю 30минут, 1раз в 2 недели 30 минут, 2 раза в неделю |
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Направление развития | Методическое пособие | Наглядно-дидактическое пособие | Рабочие тетради |
«Физическое развитие» Тематический модуль «Физическая культура» Тематический модуль «Здоровье» | Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам» Владос 2004; Галицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» Скрепторий 2004; Шорыгина Т.А .Беседы о здоровье. Методические рекомендации ТЦ Сфера 2004 Шорыгина Т.А .Беседы об основах безопасности . Методические рекомендации ТЦ Сфера 2006 | ||
«Речевое развитие» Тематический модуль «Развитие речи» Тематический модуль «Чтение художественной литературы» | Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет: Метод. рекомендации» М.: ТЦ Сфера 2014; Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» М.: ТЦ Сфера 2015; И .С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» «Мозаика –Синтез»2012 Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой» М. 2015; Ушакова О.С«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. рекомендации, мониторинг» М.: ТЦ Сфера 2014 | ||
«Социально-коммуникативное развитие» Тематический модуль «Социализация» Тематический модуль «Труд» Тематический модуль «Безопасность» | Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном: Наша Родина Россия. Беседы и сказки для детей ТЦ Сфера 2014 Шорыгина Т.А. «Сказки-подсказки. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели» ТЦ Сфера 2014 Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка ТЦ Сфера 2007 Шорыгина Т.А. Беседы о плохом и хорошем поведении ТЦ Сфера 2013 Л.В. Коломийченко Занятия для детей 6-7лет по социально-коммуникативному развитию ТЦ Сфера 2015 Е.А. Алябьева Воспитание культурного поведения у детей 5-7 лет. ТЦ Сфера 2009 Комарова Т.С., КуцаковаЛ.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет» Мозаика-Синтез 2005; Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду ТЦ Сфера 2012 С.В.Соколова Оригами для дошкольников»Детство –Пресс» 2014 Дыбина О.В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников» ТЦ Сфера 2014 Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» ТЦ Сфера 2014 Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» ТЦ Сфера 2013 | ||
«Познавательное развитие» Модуль «Формирование целостной картины мира» Тематический модуль «Исследования и эксперименты» Тематический модуль «Математическое развитие» | Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» ТЦ Сфера 2014; О.В. Дыбина Занятия по окружающему миру в подготовительной группе ТЦ Сфера, 2009. Е.А. Алябьева Природа(Сказки и игры для детей) ТЦ Сфера 2012 О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет «Детство – Пресс»2014 Шорыгина Т.А.Беседы о мире морей и океанов ТЦ Сфера 2015 Шорыгина Т.А.Беседы о природных явлениях ТЦ Сфера 2013 Л.В. Молодова Игровые экологические занятия. «ЦГЛ» 2003 Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников» ТЦ Сфера 2014 Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ Сфера 2013 Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников» ТЦ Сфера 2013 «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера 2010 Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет» ТЦ Сфера 2015; | Рабочая тетрадь «Я считаю до 20» | |
Художественно-эстетическое развитие» Тематический модуль «Художественное творчество» Тематический модуль «Музыка» | Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Карапуз-дидактика 2007; Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.» ИД Цветной мир 2013; «Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет» ТЦ Сфера 2015. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Музыка о животный и птицах» ТЦ Сфера 2010; Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш» ТЦ Сфера 2010; Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Природа и музыка» ТЦ Сфера 2010. | С.Вохринцева «Учимся рисовать» Хохломская роспись , Гжель, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Знакомство с разными странами издательство «Страна Фантазия» |
2.4 Взаимодействие с семьёй и социумом.
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Исполнители |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок в 6 -7лет».
2. Анкетирование родителей 3. Консультация«Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» 4.Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».
| Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 6-7 лет. Изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от ДОУ, выявление индивидуальных особенностей ребенка –будущего школьника. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения. Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. | Воспитатели |
Октябрь | 1.Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа. 3 Беседа «Правила хорошего тона. Уважение старших»
4. Изготовление поделок «Бабань-парь» 5 Посещение семей на дому | Познакомить родителей с понятием нравственно-патриотического воспитания Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между д\с и родителями.
Учить соблюдать уважение к старшему поколению. Побуждать участвовать в жизни д/с. Выяснить жилищные условия | Воспитатели |
Ноябрь | 1.Информационный стенд «Конвенция о правах ребенка» 2. Индивидуальные беседы с родителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой» 3. Спортивный праздник для детей и родителей «Мы дружные, веселые, мы все одна семья».
4. Выставка детских рисунков ко дню матери. « Мамочка - наше солнышко»
5 Развлечение «День матери» | Знакомить родителей с правами ребенка О необходимости приобретения спортивной обуви. Привлекать родителей к участию в жизни сада
Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. Воспитывать любовь, уважение к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. | Воспитатели Муз рук |
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Нужные советы». 3. Консультация «Готовим руку дошкольника к письму».
5. «Новогодняя сказка» - утренник для детей и родителей.
6. Советы родителям: «Чем грозят зимние каникулы» | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д\с и семьи.
Распространение педагогических знаний среди родителей, помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей. | Врач Воспитатели Муз.рук |
Январь | 1. Беседа: «Растим будущего первоклассника» 2. Конкурс построек «Зимушка Хрустальная» 3. Физкультурный досуг «Январь спортивный»
4. Памятка: «Искусство прощать и наказывать».
| Информировать родителей о важности соблюдения режима для будущих школьников. Привлечение родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей.
Дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка. | Воспитатели Физ. рук. |
Февраль | 1. Поздравительная газета для пап.
2. Консультация «Развитие художественных способностей детей»
3. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»;
4. Совместное мероприятие «Папа и я - лучшие друзья»
| Воспитывать любовь и уважение к своим папам, дедушкам, Российской армии. Предложить родителям как развивать художественные способности детей Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Воспитатели Муз. рук. |
Март | 1. Совместное создание в группе огорода.
2. Концерт с чаепитием «Женский день».
3. Выставка рисунков «Цветы для бабушки».
4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка»
| Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике
Воспитывать уважение и чувство благодарности к своим бабушкам, побуждать детей доставлять им радость.
Осветить родителям требования программы по изодеятельности .
| Воспитатели Муз. рук. |
Апрель | 1. Конкурс детского рисунка «Я рисую космос»
2. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».
3. Советы родителям: «Пусть ребенок знает, что в мире есть опасность»
4.Привлечение родителей к субботнику на участке группы. | Привлекать родителей к участию в жизни группы Предоставить родителям информацию об уровне подготовленности ребенка к школе.
Распространение педагогических знаний среди родителей, помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей. Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. | Воспитатели Муз. рук. |
Май | 1. Оформление стенда «День Победы».
2.Консультация для родителей: «Требования к ученику 1 класса»; 3.Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей».
4. Выпускной вечер «До свидания, детский сад!» | Развивать патриотические чувства у детей.
Распространение педагогических знаний среди родителей, помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.
| Воспитатели Муз. рук.
|
План взаимодействия МДОУ с социумом.
Учреждения | Задачи, решаемые в совместной работе | Формы работы с детьми |
МОУ СОШ № 38 |
|
|
Республиканский краеведческий музей |
|
|
Театр «Крошка» |
|
|
Филиал детской городской библиотеки №3 | Приобщение детей к культуре чтения художественно литературы |
|
Детская поликлиника №3 |
здоровья детей
|
|
Центр эстетического воспитания | Развитие представлений о различных жанрах изобразительного искусства |
|
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
Годовое комплексно-тематическое планирование ( см. приложение 1)
Перспективное планирование (см. приложение 2)
Календарное планирование (см. приложение 3)
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ( климатическая, демографическая, национально-культурная).
Региональный компонент.
Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем примерный региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем», подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного дошкольного образования, и учитывающий современные требования к содержанию общеобразовательной программы для ДОУ и пути её реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Основные задачи:
-формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки и спорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.
Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях:
-природно-климатические особенности родного края,
-национально-культурные и исторические особенности края,
-ценностно - смысловая взаимосвязь поколений и символика края.
Условия реализации регионального компонента предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем через естественное вхождение в целостный образовательный процесс, который выстраивается на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала. Установление связи поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Реализация содержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, изготовление гербария, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы.
2. Национально-культурные и исторические особенности края. Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии, в семьях изготавливаются альбомы генеалогической направленности. Дети посещают достопримечательные места в республике. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города Саранска. Большое значение имеет взаимодействие с социумом (Мордовский республиканский краеведческий музей им.И.Воронина, музей изобразительных искусств им. С.Эрзи), где на основе экспонатов, выставок ведется ознакомительная работа с родным краем. У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре. Реализация данного направления в работе с детьми осуществляется в форме наблюдений, экскурсий, бесед, видеопросмотров, посещения музеев, рассматривания макетов, оформления стендов, выставок, организации конкурсов.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Этот блок рассматривается в трех проекциях.
- Защитники Отечества: Дети получают сведения о современных солдатах-земляках, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды и фотографии о солдатах-земляках героически воевавших в Чечне.
-Ветераны и труженики края. Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музеи. Дети, знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времен Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.
- Знаменитые люди края: Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время.
4. Символика края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом, гимном Ивановской области. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно- патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
№п/п | Методическое обеспечение программы |
1. | Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982. |
2. | Мордовская народна вышивка /Сост.В.Н.Мартьянов. Саранск, 1991. |
3. | мордовский национальный костюм: Аль .~OM. Саранск, 1990. |
4. | Калмыков В.И. Коняшки - глиняшки. Саранск, 1993. |
5. | Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск, 1979, т.8. |
6. | Мы в Мордовии живем : примерный регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.].-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011. |
7. | Карпушина Л.П.,Абудеева И.Б.Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях.: Учебное пособие /МО РМ, МРИО. - Саранск,2009. |
8. | Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина. Саранск, 1993. |
III Организационный раздел
3.1 Оформление предметно – пространственной среды
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к дошкольному учреждению, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает:
-возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в детской саду или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в детском саду или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Предметно - пространственная среда в МДОУ соответствует ФГОС ДО и построена в каждой возрастной группе, учитывая образовательные области ОП и детские виды деятельности согласно следующих принципов:
3.2. Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня
(теплый период года) в подготовительной группе
Режимные моменты | 6-7 лет |
Утренний прием на улице, игры Утренняя гимнастика на воздухе, оздоровительный бег | 07.00-08.35 |
Завтрак | 08.35-08.55 |
Игры, подготовка к прогулке Прогулка Совместная образовательная деятельность детей («физкультура» или «музыка»). Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные, ванны, купание) | 08.55-11.00 |
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду | 11.00-12.30 |
Обед | 12.30-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры Полдник | 15.00-15.20 15.20-15.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Совместная образовательная деятельность | 15.40-17.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.30- 17.50 |
Прогулка Уход детей домой | 18.30(19.00) |
Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня
(холодный период года) в подготовительной группе
Режимные моменты | 6-7 лет |
Утренний прием, игры | 07.00-08.30 |
Завтрак | 08.30-08.50 |
Игры, подготовка к НОД, | 08.50-09.00 |
НОД | 9.00-9.30; 9.40-10.10; 10.20-10.50 |
Игры, подготовка к прогулке | 10.50-11.30 |
Прогулка | 11.30-12.35 |
Возвращение с прогулки, игры | 12.35-12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45-13.15 |
Дневной сон | 13.15-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.40 |
Игры Досуг НОД, уход детей домой | 15.40-18.30 (19.00) |
Прогулка Игры, уход детей домой | |
Подготовка к ужину, ужин | 17.10 -17.40 |
Прогулка Игры, уход детей домой | 17.40 - 18.00 (19.00) |
Расписание НОД на 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Понедельник 1 Чтение художественной литературы 2. 1,3 неделя месяца Конструирование. 2,4 неделя Аппликация 3.Музыка | 9.00-9.30 9.40- 10.10 10.20-10.50 |
Вторник 1.Математическое развитие 2.Рисование 3.Физическое развитие (на улице) | 9.00- 9.30 9.40 - 10.10 |
Среда 1.Речевое развитие/обучение грамоте 2.Лепка 3Физическое развитие | 8.55- 9.25 9.35 - 10.05 11.00-11.30 |
Четверг 1. Речевое развитие 2.Социальный мир 3.Музыка | 8.55-9.25 9.35- 10.05 10.15.-10.45 |
Пятница 1.Природный мир 2Физическое развитие | 9.00-.9.30 10.20-10.50 |
Организация двигательного режима
в подготовительной к школе группе детей 6-7 лет
Формы организации | Особенности организации | Длительность в минутах | |
физкультурно-оздоровительная работа | |||
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале | 7-10 | |
Физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости | 3-5 | |
Двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз | Ежедневно | 7-10 | |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно во время прогулки , подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей | 25-30 | |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки | 12-15 | |
Прогулки-походы. Проведение диагностики физического развития на площадке ОУ | 2 раза в год | 30-50 | |
оздоровительный бег | Ежедневно во время утренней гимнастики | 1-1,5 мин. | |
Гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | не более 10 мин. | |
корригирующая гимнастика | подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю | 20 | |
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и хореографии | 3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня (1 раз на свежем воздухе) | 30 | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей | 40-60 | |
Физкультурно-массовая работа | |||
Неделя здоровья | зимой и весной | 2 раза в год | |
Физкультурные развлечения | 1 раз в месяц по второй половине дня | 25 минут | |
Физкультурно-спортивные праздники | 3 раза в год | 40 минут | |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми |
3.3 Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания
Организация деятельности ДОО | методические пособия
|
психолого-педагогическое сопровождение | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Физическое развитие» | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по игровой деятельности | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Познавательное развитие» | методические пособия
Рабочие тетради для детей дошкольного возраста
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие» | Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | методические пособия
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Предварительный просмотр:
Направление развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Средства | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | ||||
«Физическое развитие» | физкультурное занятие, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физминутки, прогулки. | игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, | физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья, | игровая, практическая, соревновательная деятельность. | наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические(повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме). | стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование и др. |
«Речевое развитие» | экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, Инсценировки Драматизации по сказкам . | Речевые игры Игровые упражнения сюжетно-ролевые игры Дидактические игры | выставки рисунков по литературным произведениям. Конкурсы чтецов | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность | Метод наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм, осмотр, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и др. | песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры. чистоговорки, считалки, частушки, предания, легенды; сюжетные картины, презентации и слайд-шоу.
|
«Социально-коммуникативное развитие» | Занятия, педагогические гостиные, совместные проекты | Дидактическая игра, самообслуживание, рассматриваниеиллюстраций, продуктивная деятельность. | вечера «вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с родителями, дни открытых дверей, совместные проекты | Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность | наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов), словесные(чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек; вопросы, указания, объяснения, беседы), практические (игровые развивающие ситуации, инсценировки, экспериментирование и игры с разными материалами, дидактические игры, игровые ситуации , использование развивающих кукол: Мойдодыр, девочка Чистюля, доктор Айболит; создание ситуаций по закреплению игровых действий «Я варю кашу», «Я кормлю дочку»). | стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и др. |
«Познавательное развитие» | экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия
| сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирование, конструирование, развивающие игры | развлечения, досуги, совместные проекты | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.
| наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры). | дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др |
Художественно-эстетическое развитие» | непосредственная образовательная деятельность, художественная викторина - встречи с художниками, художественная мастерская | Наблюдение, рассматривание, сюжетно ролевые игры, самостоятельная деятельность с материалом | детские спектакли, развлечения, праздники. выставки | исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. | наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации). метод сотворчества с педагогом, художником и сверстниками - метод поисковых ситуаций - метод сенсорного насыщения - метод нетривиальных творческих ситуаций - метод преднамеренных ошибок
| художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры. иллюстрации картин, натюрмортов, пейзажей, портретов и др. - изделия народного декоративно-прикладного искусства фольклор - различные виды бумаги, альбомы, рулоны обоев, картон, фольга, салфетки, картонные коробки, спичечные коробки - художественные материалы, инструменты и их «заместители» (глина, тесто, краски, тушь, фломастеры, гелевые ручки, ватные палочки и др.) - бытовой и бросовые материал (фантики, трубочки для коктейля, пуговицы, проволока мягкая и др.) - природный материал (соломка, семена, крылатки клена, скорлупа, ягоды, камешки, раковины и др.) |
Предварительный просмотр:
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...