Отчего так в России березы шумят
проект (подготовительная группа) на тему

Гилязова Надежда Васильевна

Проектная деятельность по художественно - эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchego_tak_v_rossii_berezy_shumyat.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Идея создания проекта возникла не спонтанно

Возможно, это прозвучит несколько банально, но в нас с раннего детства воспитывали любовь к родному краю: а это – бескрайние поля; широкие, быстрые реки; таинственные леса. И ярким представителем средней полосы является очень распространенное дерево – береза. Ее награждали различными эпитетами: « кудрявая», « белоствольная», «стройная», « невестушка» и мн. др. Березу воспевали художники и поэты, о ней сложено немало красивых задушевных песен. Береза является символом русской красоты, символом нашей Родины России.

Наш проект так и называется « Отчего так в России березы шумят…»

Вид проекта:

- по направленности – информационно – практико – ориентированный;

- по количеству участников – коллектив детей 20 человек, родители, педагоги;

- по контингенту участников – дети старшего дошкольного возраста  (5 – 6 лет);

- по продолжительности – долгосрочный  (3месяца), с сентября по ноябрь.

Цель проекта: Развитие у детей интереса к современным технологиям изобразительного искусства.

В ходе реализации проекта проводились следующие мероприятия:

   В течение реализации всего проекта в режимных моментах и на целевых прогулках дети наблюдали за березой, ее сезонными изменениями, а также перспективой (воздушной и линейной), что позволило сформировать в детях умения анализировать и синтезировать увиденные образы, выделять в них главное и второстепенное, развивать глазомер, чувство цвета. В качестве примера могут служить схемы, составленные и выполненные вместе с педагогом прямо с натуры.

ФОТО

При наличии благоприятных погодных условий можно сделать несколько зарисовок с натуры, вооружившись планшетами, акварельными (гуашевыми) красками. Пленерные зарисовки  педагога Гилязовой Н.В.

ФОТО

Так как наш проект начался в сентябре месяце, березка предстала нам в образе «зеленой, кудрявой» красавицы, что натолкнуло нас на мысль о том, как можно изобразить березу при помощи мелко нарезанных ниток пряжи и клея ПВА. Использованная в работе при вязании изделий пряжа имеет форму завитков, данная фактура и помогает нам в создании образа «кудрявой» березки.

ФОТО

    Постепенно березка стала желтеть, терять листву. Полюбоваться яркой                   осенней палитрой мы пригласили и родителей.

ФОТО

На свежем воздухе была организована подвижная игра «С какой ветки детки».

ФОТО

Никого не  оставил равнодушным ярко желтый наряд березы. В передачи образа осенней березы нам помог ТРИЗ: дети с удовольствием изображали падающие с дерева листья с помощью пальчиков.

ФОТО

Осенняя листва была изображена и при помощи барельефной лепки.

ФОТО

Дети проявили свои способности и в объемной аппликации.

ФОТО

Когда дерево совсем « обнажилось» мы приступили к графическим работам в технике граттаж и гризайль. Техника гризайль дает возможность широко прокладывать тоном большие массы и плоскости в рисунке, а граттаж помогает выявлять структуру дерева (или другого объекта) при помощи линии, процарапанной тонкой палочкой или иным острым предметом. Обе техники выполняют две художественные функции – подготовительную, до работы красками и самостоятельную. Занятия графикой дисциплинирует глаз и руку, закрепляет навык работы контурной линией, заставляет заранее обдумывать композицию будущей работы.

ФОТО

Большую помощь в овладении данной техникой являются упражнения и игровые ситуации с использованием приема: пятно, точка, линия. Например, «Нарисуй витраж», « Укрась крылья бабочки» и т.п. Весь лист бумаги или контурный рисунок делится на произвольные сигменты; каждый заполняют определенным тоновым оттенком. В акварели для гризайля используют одну краску, а оттенки получают за счет разного количества воды. В гуаши к ведущему цвету добавляют белую краску.

При построении композиции пейзажа для передачи плавности на дальнем плане необходимо работать светлыми оттенками, а на переднем – темными. Для начала лучше применить для гризайля гуашь, поскольку так легче получить большее количество оттенков. В акварели ребенку – дошкольнику добиться разной тональности очень сложно, поначалу ему непросто понять технологию получения оттенков, что затрудняет рисование в целом, поэтому, рекомендуется начать освоение этой техники с использования гуаши или темперы.

ФОТО

Когда начались первые заморозки, и по утрам деревья начали покрываться инеем, мы изобразили березу при помощи манной крупы и клея ПВА. Зернистая фактура манной крупы имитирует иней на ветках.

ФОТО

Применив объемную  аппликацию, нам удалось создать образ березы под впечатлением  прочтения стихотворения С.Есенина «Береза»; (показ открытого занятия в рамках работы муниципального семинара «Современные технологии в изодеятельности».

ФОТО

Не осталась в стороне и еще одна технология, ее еще называют методом «тычкования» или «торцевания».

ФОТО

В индивидуальной работе с детьми использовалась техника прорезного декора.

В завершении работы дети выполнили панно, максимально используя полученные знания, проведя при этом мастер – класс для своих родителей и педагогов МБДОУ.

Анализируя работу над проектом и работы детей, можно сказать, что и классическая и неклассическая техника имеет множество вариантов применения в работе. Важно показать их детям, чтобы в собственном творчестве они были свободны от изобразительных штампов, чтобы, подбирая технику, могли воплощать любой замысел, демонстрировать индивидуальность создаваемого образа.

Образовательно – практическая деятельность в рамках муниципального семинара «Современные технологии в изодеятельности».

Тема: «Береза в инее» в технике объемной аппликации.

Цель: продолжать знакомить детей с техникой объемной аппликации.

Задачи: вызывать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического произведения. Развивать мелкую моторику рук, чувство композиции, колорита. Совершенствовать технические умения и приемы работы в данной технике.  Воспитывать любовь к родной природе, ее поэтическим образам.

 Предварительная работа:  экскурсия  в лесо – парковую зону, рассматривание деревьев на прогулке. Рассматривание репродукций картин И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева, И.Э.Грабаря. Дидактическая игра «Времена года». Подготовка фона для работы (холодные оттенки), нарезание полосок белой бумаги шириной в 1 см.

Материалы, инструменты, оборудование: бумага белая, холодных  оттенков; ножницы; клей ПВА; кисти для клея; графитный карандаш; репродукции картин художников – пейзажистов; иллюстрации, фотографии, календари с изображением природы, мольберт, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года».

Активный словарь: холодный, теплый цвет; объемная аппликация, жанр живописи, виды пейзажа.

Ход работы:

На мольберте выставлены несколько видов пейзажей (в том числе и зимних), репродукции календари, фотографии. Воспитатель предлагает детям полюбоваться изображенной на них природой. Напоминает, что многие известные художники – И.И.Шишкин, И.И.Левитан, Ф.А.Васильев, И.Э.Грабарь – любили рисовать природу.

-Ребята, а как называется жанр живописи, который изображает природу?

-Пейзаж.

-Правильно.

-А какие виды пейзажа вы знаете?

-Городской, сельский, маринистика (ответы сопровождаются показом).

-Да, художники и фотографы выбрали очень красивые или чем – то необычные виды природы, это и таинственный лес, плавно текущая река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, милый уголок родного города, золотая роща и мн.др. 

Не только художники, но и поэты воспевали красоту родной природы, только делали они это разными способами и средствами: художники рисуют картины красками на бумаге или холсте и эти картины мы можем увидеть глазами. А поэты создают картины природы словами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе.

(Звучит аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года».

Появляется Метелица, кружится в танце.

Воспитатель: - Ой, ребята, да это сама метелица к нам в гости заглянула.

Метелица: - Закружила я, завьюжила, все дорожки замела. А деревья я одела в белый наряд.

Вот послушайте стихотворение, которое написал русский поэт С.Есенин:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

 Новым серебром.

Каждый день я обхожу свои владения, смотрю, все ли деревья «одели» теплые шубки, а сегодня березке помочь не смогла. Сломалась моя волшебная морозильная палочка и березка осталась без зимнего наряда. Как бы она не замерзла…

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Метелице, «оденем» березку!

Ответы детей.

После небольшой паузы педагог предлагает детям самим подумать, как  и какими средствами выразительности можно изобразить белую березку, которая «…принакрылась снегом».

Подсказывает, что для изображения заснеженной тяжелой кроны можно использовать технику обрывной аппликации.  Для передачи воздушности и инея на ветвях березы можно применить технику прорезного декора, т.е. вырезать ее, как ажурную снежинку.  В работе над образом можно использовать технику тычкования, а также различные фактуры: манку, соль, нарезанную мишуру, стразы, бисер, мелкие блестящие пуговки, бусины, фольгу и т.д. Воспитатель демонстрирует несколько вариантов композиций и комментирует приемы работы.

-А мы, ребята попробуем изобразить березку в технике объемной аппликации.

-Цвет фона был определен заранее, бумага холодных «зимних» тонов.

-В нижней части листа плавной линией определяем линию сугроба.

- Лист бумаги накручиваем на карандаш, проклеиваем, получилась небольшая трубочка – ствол березки. После высыхания клея карандаш вынимаем.

-Наклеиваем трубочку, согласно намеченной композиции.

-Полоски бумаги(1х20 см.) закручиваем с обеих сторон до середины с помощью карандаша (ножниц).

-Зрительно делим «ствол» березки на 3 части, две верхние оформляем закрученными полосками, формируя крону дерева.

-Из полоски бумаги, оставшейся от фона, приклеиваем объемный сугроб.

Другим вариантом может служить прием, когда бумага складывается гармошкой, проклеивается с одной из сторон, а затем вырезается силуэт кроны дерева.

Индивидуальная работа воспитателя.

В конце работы повторное чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза», особо удавшиеся работы дети отбирают для выставки «Люблю березку русскую», приглашают Метелицу посетить их выставку, дарят ей свои работы. Метелица благодарит детей, угощает их сладкими подарками, прощается, уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Отчего так в России берёзы шумят".

Ведущий:Самое красивое русское дерево — береза. О ней говорится в стихах, поется в песнях. И при слове Россия всегда вспоминается это белоствольная красавица. Россия и береза! Эти два слова слились дл...

"От чего так в России березы шумят..."

Вашему вниманию предлагается план-конспект досуга, посвященного "Дню независимости России" "От чего так в России березы шумят" и презентация к досугу....

Презентация "Символ России-береза"

Недостаточность знаний у детей о символах России вызвала необходимость ознакомить ребят с таким символом, как береза.В данной презентации представлена работа по ознакомлению детей с березой, как с сим...

Конспект комплексного занятия по развитию речи подготовительной группе на тему: «Символ России – Береза»

Конспект комплексного занятия по развитию речи  подготовительной группе на  тему: «Символ России – Береза»Цель: закрепить и расширить представления детей о том, что б...

"Символ России - береза"

quot;Символ России - береза" С целью формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России, в средней группе № 1...

«Символ России – Береза»

laquo;Символ России – Береза»...