Коммуникативная культура старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Ладыгина Ольга Александровна

Аннотация: данная статья раскрывает актуальность развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, рассматривает мониторинг развития коммуникативной культуры, предлагает систему педагогической работы направленной на совершенствование коммуникативного развития старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunikativnaya_kulutura_st._doshkolnikov.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Ладыгина О.А., старший воспитатель

г. Туапсе МБДОУ № 42 "Красная шапочка"

e-mail: izy.Ladigina@yandex.ru, тел.:8918 2992441

Аннотация: данная статья раскрывает актуальность развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, рассматривает мониторинг развития коммуникативной культуры, предлагает систему педагогической работы направленной на совершенствование коммуникативного развития старших дошкольников.

Введение

 Сегодня особенно актуальной становится проблема развития   коммуникативной культуры, и именно дошкольная ступень является самой первой  ступенью школы развития коммуникативной культуры. Анализ литературных источников показывает, что коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др.

Проблема развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению коммуникативной культуры старших дошкольников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное.[1]

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм общения со сверстниками. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго - начале третьего года жизни.

  1. Основным фоном для общения становится предметно-процессуальная деятельность. В сверстниках детей привлекают внешность, поведенческие реакции. Однако дети еще не могут согласовывать свои желания и не учитывают состояние партнеров. Способность понимать других развивается постепенно, и, как правило, связана с привлекательной игрушкой в руках другого ребенка.
  2. Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая. К двум годам у детей появляется интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а затем - стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать ответную реакцию (Л.Н. Галигудова).[2]
  3. Стремление к сотрудничеству в конце четвертого года жизни вызывает развитие деловой формы общения со сверстниками в процессе игры, занятий, выполнения обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, реплики-диалоги свидетельствуют об интересе детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себе. Однако круг общения в этом возрасте невысок, многие дети в течение дня не имеют контактов со сверстниками. Невысока и интенсивность общения (у девочек несколько выше, чем у мальчиков): примерно 13 контактов в день. Вместе с тем заметна избирательность общения: наблюдается половая консолидация.
  4. К четырем годам складывается следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. В этом возрасте у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. В этот период расцветает сюжетно-ролевая игра, которая становится коллективной: дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.[3]

5.Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников, которая с возрастом увеличивается. У некоторых детей шестого-седьмого года жизни складывается новая форма общения: внеситуативно-деловая. Ее содержанием становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разных позиций (С.Г. Якобсон). Увеличиваются интенсивность, широта круга общения. Появляются отличия по половому признаку. У мальчиков пяти-шести лет широта круга общение выше, чем у девочек. Девочки предпочитают больше общаться с партнерами своего пола. Возрастает избирательность общения, имеющая предпочтения, желаемый круг.[4]

Данная система работы была проведена на базе МДОУ № 42 «Красная шапочка» с детьми старшей группы в количестве 20 детей.

Цель: определить уровень развития у детей старшей группы коммуникативной культуры.

Диагностика уровня развития коммуникативной культуры детей старшей группы включила в себя следующие методики.

 Диагностика форм общения по М.И. Лисиной, цель которой определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Далее мы провели тестирование, в которое вошли следующие методики: «Позы человека», тест «Правильно-неправильно?», «Рожицы», цель которой определение возможностей ребенка устанавливать связь между способами коммуникаций и эмоциональным состоянием взаимодействующих.

Проведенный мониторинг выявил, что с высоким уровнем развития коммуникативной культуры не выявлено ни одного ребенка, со средним уровнем развития коммуникативной культуры выявлено 11 детей, с низким уровнем развития коммуникативной культуры выявлено 9 детей. Данные подтверждает рисунок №1

Рисунок №1. Уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников

Таким образом, приведённые результаты позволили нам сделать вывод о том, что процесс становления коммуникативной культуры детей к старшему дошкольному возрасту имеет достаточно низкий уровень развития по некоторым показателям. Но данные результаты не являются абсолютными, так как процесс развития личности дошкольника непрерывен и динамичен. Каждый этап этого развития предполагает более полное и развернутое становление коммуникативной культуры ребенка, что обусловлено непрерывным формированием новых психических свойств и качеств личности, что ведёт за собой развитие основ коммуникативной культуры.

Далее представляем содержание, методы и приемы воспитания основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни, которая имела цель определить оптимальные пути воспитания основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни.

Основные задачи предложенной программы по развитию коммуникативной культуры

  1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
  3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения.
  5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
  7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

8.Развитие творческих способностей и выражения в процессе
коммуникативной деятельности.

9.  Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.

  1. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
  2. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные методы развития коммуникативной культуры у старших дошкольников в условиях ДОУ

  1. Наблюдения.
  2. Рассматривание рисунков и фотографий.
  3. Свободное и тематическое рисование.
  4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
  5. Этюды.
  6. Импровизация.
  7. Этюды.
  8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
  1. Чтение художественных произведений.
  2. Рассказ педагога и рассказы детей.
  3. Сочинение историй.
  4. Беседы.
  5. Мини-конкурсы.

15.Дискуссии.

Была разработана программа, обеспечивающая развитие ребёнка следующими методами и приемами: диалоговыми (беседы, дискуссии), игровыми методиками (имитационные, символические, проблемно-игровые, индивидуализированные, дидактическими игры), имитацией (знаки и символы общения), моделированием (модель ситуации общения, своего поведения в конфликте и др.).

Они обеспечивают становление ценностных смыслов в целеполаганиях и содержании коммуникаций детей друг с другом, изменение духовных потребностей детей и их готовности осуществлять взаимодействие на основе ценностей культуры. Данные методы и приемы ориентированы на развитие основ коммуникативной культуры личности ребёнка, обусловливающих стабильность отношений в конфликтно – противоречивых ситуациях.

В пространственно-предметную культурно-речевую среду были внесены карточки-модели трех видов: образные (люди, сообщающие информацию); формы приветствия (различной эмоциональной окрашенности); конструкты речевых коммуникаций (мнение, оценка, суждение, объяснение). Для обеспечения целостности педагогического процесса была спроектирована среда, обусловливающая становление основ коммуникативной культуры посредством культурных образцов, транслируемых взрослыми, средствами искусств и сверстниками. Игровая деятельность выступала условием развития, поддержки, стимулирования культурных коммуникаций.

В начале работы были проведены занятия, которые формировали представление детей о способах и ценностях коммуникаций в жизни людей. Мы обнаружили, что дети очень быстро усвоили сходства и отличия между способами жизни людей и способами выживания животных. Особый интерес вызвали у детей открытия в себе культурных способов общения друг с другом и удивлялись, когда обнаруживали в себе действия, похожие на животных - агрессивный жест, укусы, разрывание и др. Чтение литературных произведений, особенно сказок о животных М.Пришвина, С.Чарушина, позволили детям образно воспринимать «в себе животных» и «человеческий образ в животных».

Для поддержания эмоционально – положительного отношения детей друг к другу в процессе коммуникаций использовались наиболее эффективно такие методы, как невербальные способы общения. Это объясняется тем, что игра являются эмоционально – приятными и доступными ребенку – дошкольнику видом деятельности. В ней он самостоятельно может выразить эмоции, чувства. Опыт, усвоенный на занятиях актуализировался в игровой деятельности, что позволило формировать у детей устойчивую установку на собеседника коммуникации, потребность донести информацию до слушающего и эмоционально проявить своё отношение.

Наблюдение за детьми в игровой деятельности, позволили выявить характер возникших конфликтов различного рода коммуникациях. Если на начале эксперимента конфликты возникали по поводу предметов, как посредников коммуникаций, то в ходе эксперимента они приобретали личностный характер. Дети требовали от своего партнера по коммуникации: «Смотри мне в глаза», «Слушай меня внимательно», «Я к тебе обратился, почему ты молчишь» и т.п. В игровой деятельности наиболее эффективными выступили такие методы: «проектирование замысла», «комплименты друг другу», упражнения в передаче информации вербальными и невербальными способами, в которых дети проявляли свое творчество. Эффективность данных методов обеспечивалась игровым характером, образностью и неожиданностью. Поощрения воспитателем, позитивно направленных на другого коммуникаций, стимулировали ребенка к проявлению своих лучших ценностей в общении. Дети предложили «моральное поощрение» за хорошие коммуникации в виде фотографии на самом видном месте – первое место, второе место – комплименты в течение дня. Такая детская находка понравилась детскому сообществу.

В художественно-эстетических видах деятельности (рассматривание живописи, чтение произведений, рисование), когда речь заходила о ценностях человека, которого любят в компании и рефлексии своего отношения к другим детям во время коммуникаций, мы выявили следующее. Дети после применённых методов информационно-речевой и диалоговой конструкции начинали свои предложения с таких фраз: «Я бы хотел Вам сообщить…», «Я хочу рассказать Вам о себе интересное…», «Мне было интересно вспомнить». Использование этих конструкций позволило нам выявить устойчивую характеристику потребности и направленности в коммуникациях. Они вошли в прочный опыт взаимоотношений детей даже в свободном непосредственном общении на прогулке. Это подтверждает результативность разработанной методики.

Особый эффект имели такие методы как «парад масок», «договорись с другом». Это связано с тем, что дети с удовольствием брали на себя различные роли героев, надевали маски и начинали вести коммуникацию от другого лица. Они чувствовали себя более защищёнными и свободными, что позволяло находить различные конструкции для коммуникации, менять их, и эта игра конструкциями позволяла эмоционально выражать себя, проявлять симпатии к другому и направлять ему содержание своей коммуникации. Эти методы использовались на протяжении всего формирующего эксперимента.

Мы обратили внимание, что те методы, которые создавали условия для активности и самостоятельности ребёнка, обусловливали развитие широких коммуникаций. У детей возникал момент состязательности «в культурных коммуникациях». Особенно они закреплялись в игровых ситуациях, связанных с обращением «пациента к врачу», «покупателя к продавцу» и т.п. Эти реальные ситуации закреплялись и в условиях семейного воспитания, когда мы обращались к родителям с просьбой доверить ребёнку самостоятельно включиться в коммуникацию в реальных условиях.

Мы заметили следующие тенденции. Если воспитатель постоянно контролировала свою речевую конструкцию и способ обращения к ребёнку, то дети очень быстро присваивали опыт коммуникации. Для того чтобы эти зависимости носили устойчивый характер, мы регулярно в ходе эксперимента включали воспитателей в тренинги, где они не только осваивали методы развития коммуникативной культуры дошкольников, но и сами учились организовывать коммуникации и проявлять эмоциональное отношение к собеседнику.

В процессе работы было выявлено, что, несмотря на становление основ коммуникативной культуры старших дошкольников, как достаточно сложного процесса, при систематической поддержке детских коммуникаций, положительного оценивания их и самоконтроля воспитателями своих собственных коммуникаций позитивные результаты в личности ребенка появляются незамедлительно. Свои наблюдения мы подтвердим путем проведения контрольного эксперимента.

 Выявление динамики  в развитии коммуникативной культуры детей 6-го года жизни показало следу показало следующие результаты

 Диагностика форм общения по М.И. Лисиной. Анализируя полученные данные, мы выявили, что дети старшей группы в основном преобладают ситуативно-деловое общение (5 детей), у 15 детей – внеситуативно-познавательное общение.

Далее мы провели повторное тестирование, в которое вошли следующие методики: «Позы человека», тест «Правильно-неправильно?», «Рожицы».

Методика «Позы человека» В результате мы обнаружили высокий уровень понимания детьми позы человека, раскодирования той информации, которую несёт в себе каждая поза человека. Дети совершенно не затруднялись в определении понятия «поза». Они быстро проводили параллели между позой и какой-либо информацией. Данному умению способствовали упражнения в невербальных способах общения.

Тест «Правильно-неправильно?»Результаты теста, направленного на изучение особенностей понимания детьми «культурных» и «некультурных» коммуникаций в сюжетных изображениях, показали следующее. Дети достаточно точно определили и дифференцировали культурные и некультурные способы коммуникаций.

Методика «Волшебные дощечки»Данный тест выявил способность детей понять себя, своё состояние и состояние другого во время коммуникаций и обозначить его цветом.

Тестовое задания «Рожицы» (автор Р.М.Чумичевой). Проведенный тест показал различный уровень эмоционально-эстетического отношения ребёнка к произведениям искусств. Хочется отметить умение детей соотносить своё эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием на картине; дети выделяют основные средства художественной выразительности, передающие эмоциональное состояние на картине; отмечают и выделяют взаимосвязь предметов, явлений.

Таким образом, проведенная диагностика выявила, что с высоким уровнем развития коммуникативной культуры выявлено 11 детей, со средним уровнем развития коммуникативной культуры выявлено 9 детей, с низким уровнем развития коммуникативной культуры не выявлено ни одного ребенка. Данные подтверждает рисунок №2

Рисунок №2. Уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

У детей старшей группы исчезла повышенная конфликтность, дети уверены, что конфликт можно преодолеть, особых проблем в общении дети не имеют.

У детей появилось желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми. Дети научились организовывать общение, дети умеют слушать собеседника, эмоционально сопереживают рассказ взрослого или сверстника.

Дети прекрасно знают и применяют правила и нормы при общении с окружающими взрослыми и детьми.

Изменилась в положительную сторону и игровая деятельность: дети согласовывают в игре свои действия, подчиняют свои игровые роли коллективным действиям.

У детей развиты не только речевые, но и невербальные способы общения, что делает детей более интересными собеседниками.

Дети научились лучше управлять своим поведением, то есть обращать внимание на то, как относятся к его проявлениям другие: взрослые и сверстники.

Работа над данной проблемой объединила и сплотила и сотрудников всего ДОУ, в работе чаще стали появляться комплексные занятия с участием муз. руководителя, логопеда, психолога.

Изменилось отношение родителей к данной проблеме, родители не только прислушались к советам и консультациям специалистов ДОУ и педагогов группы, но и сами стали проявлять инициативу, так родители стали посещать занятия, проводимые психологом, изучать литературу, проводить интересные беседы с детьми.

Разработанные педагогические условия воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников, как показал формирующий эксперимент, позволили достичь достаточно высокого, соответствующего дошкольному возрасту уровня способов коммуникаций, определивших становление основ коммуникативной культуры детей. Разработанные в ходе экспериментального исследования методы стимулирования коммуникаций детей позволили доказать, что эффективность их зависит от воспитателя, как носителя культурных образцов, от особенностей игрового и реального общения, формирующего опыт коммуникаций.

Рассмотрев современные подходы к проблеме воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников, мы определяем её как составляющую культуры и нравственности. Понятие «коммуникативная культура ребёнка-дошкольника» определяется нами как личностное качество, включающее потребность в коммуникации, свободу выбора способов и партнёра по общению, самовыражении; представления о ценностях общения и собственной жизнедеятельности; эмоционально-позитивная направленность и отношение к себе как личности и партнёру по общению. Данное понятие о коммуникативной культуре дошкольников определялось теоретическими положениями, раскрывающими личность как носителя культурных образцов, испытывающую потребность в общении.

Коммуникативная культура характеризуется сформированностью способности человека взаимодействовать с окружающей средой, дающей простор для проявления и развития его индивидуальности, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми, позволяя создавать ценности реализации творческого потенциала человека.

С учётом особенности детей старшего дошкольного возраста – творчество, самостоятельность, потребность в общении, эмоциональная отзывчивость – осуществлялся процесс воспитания основ коммуникативной культуры средствами культурно-творческой среды детского сообщества, диалогическими технологиями, раскрывающими образцы коммуникативной культуры, специально-организованными и игровыми видами деятельности.

Список использованных источников:

1.Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «Дество-пресс», Санкт-Петербург, 2004.

2.Аттватер И. Я вас слушаю.- М.: Просвещение, 1984.

3.Баскакова И.Л. Воспитание духовности как основа формирования личности //Наследие К.Д.Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 19-20 мая 1994 года. Балашов: Изд-во БГПИ, 2014.

4.Бермус А.Г. Средства психолого-педагогической поддержки ребёнка //Инновационная школа. – 2008. - №2.

5.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. Изд. 2, перераб. – М.: Международная педагогика, 1995.

6.Бондаревская Е.В. Вариативные стратегии личностно ориентированного воспитания в муниципальном образовательном пространстве. / Доклад на августовской конференции работников образования г.Ростова-на-Дону. – Ростов н/Д., 1999.

7. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М., 2012.

8.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. - М.: А.П.О., 1996.


[1] Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. «Дество-пресс», Санкт-Петербург, 2004.

[2] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М.:ИНТОР, 1996.

[3] Бермус А.Г. Средства психолого-педагогической поддержки ребёнка //Инновационная школа. – 2008. - №2.

[4] Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. Изд. 2, перераб. – М.: Международная педагогика, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Презентация на тему: "Речевые игры как средство развития коммуникативной культуры у дошкольников"

Презентация освещает пробемы в речевом развитии детей, основные цели и задачи речевого воспитания....

Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"

В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....