Моя работа
материал на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ №370
Воспитанникам старшей группы
о звуках и слогах
КАЗАНЬ- 2015
Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии. Значение данной работы трудно переоценить, так как она способствует развитию фонетического слуха, устной речи, умения слышать звучащее слово и в дальнейшем правильно писать. Разработанный мною цикл занятий по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе, рассчитан на весь учебный год с учетом каникул и времени на диагностику в начале и в конце учебного года.
Дети постепенно осваивают такие понятия как звук, слог, слово, предложение; учатся различать гласные и согласные, определяют ударные звуки. Делят согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Сначала происходит знакомство с гласными звуками (кроме йотированных): а, и, о, у, ы, э, затем с согласными. Дети делят слова на части, определяют количество слов в предложении и их порядковый номер. Вводятся понятия: длинные, короткие и маленькие слова (предлоги), слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Без введения понятий дети учатся составлять предложения с определенным словом, из несколько предложенных слов с использованием предлогов. Дошкольники знакомятся с различными видами предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное); делают звуковой анализ слова с помощью символов. В третьем квартале дети проводят звуковой анализ слова самостоятельно, знакомятся с буквой, находят ее среди других букв, определяют ее сходство с окружающими предметами. В тетрадях в линейку простым карандашом рисуют печатные буквы, что способствует запоминанию букв и развитию мелкой моторики руки. В конце занятия дети складывают и читают сначала закрытые слоги (аг, ам, ап,), затем открытые (га, ма, па).
Тема: « Звук [т] и[т’] , буква Т»
Доминирующая область: «Коммуникация»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье».
Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, изменять твердый согласный на мягкий, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку.
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.
Оборудование: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, демонстрационный набор, картинки, мяч, звуковая «ромашка», набор букв.
Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.
Ход мероприятия:
- Возьмите по одной картинке и подберите к слову-предмету слова-признаки, слова-действия. (собака, мяч, мальчик, кукла, машина, утка и т.д.).
- Найдите лишний звук (а, о, у, т, и, ы).
- Почему звук [т] лишний? (Все звуки гласные, а звук [т] согласный).
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Возьмите картинку и определите, где слышится звук [т] - в начале, в середине или в конце слова.
- Послушайте цепочку слов и назовите только те, в которых слышится звук [т] или [т'] - танк, слон, стекло, лук, фрукт.
-Я еще раз произнесу слова (танк, стекло, лук, слон, фрукты), найдите слово, в котором звук [т] слышится мягко? (стекло)
Игра с мячом.
- Добавьте слог «ты» или «ти» в конце слова: раке -. фрук-, тор-, шор-, конфе-, шахма-, котле-.
- Повторите за мной:
Та-ту| то-ту| ти-то| ты-ти-то |
Ту-ты | то-та | ти-ту | та-ту-ти |
Та-ти | ту-та | то-ту | ту-ти-та |
Ты-то | то-ты-ти |
- Придумайте слова со звуком [т] в начале слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в середине слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в конце слова.
- Назовите овощ, в названии которого слышится звук [т]. (Тыква, картошка, патиссон).
- Назовите одежду, в названии которой слышится звук [т] или [т']. (Кофта, пальто, тюбетейка, футболка, шорты, колготы, куртка).
- Назовите продукты, в названии которых слышится звук [т]. (Творог, катык, торт, конфеты, котлеты).
- Назовите имена людей, в названии которых слышится звук [т], [т']. (Толя, Костя, Настя, Тимур, Таня, Никита, Света, Катя, Витя, Петя, Марта, Митя, Артур).
- Встаньте возле того предмета, в названиях которых слышится звук [т], [т'].
Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»
- Придумайте предложение со словом «Никита».
- Составьте схему предложения «Никита очень хороший мальчик».
- Какой первый слог в слове «Никита»?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
(Дети делят слово на слоги с помощью коротких полос).
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ни»?
- Звук [н'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные?
- Какой второй звук в слоге «ни»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ки»?
- Звук [к'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «ки»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Сколько звуков в слоге «та»?
- Какой первый звук в слоге «та»?
- Звук [т] гласный, или согласный?
- Звонкий или глухой ?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются твердые согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «та»?
- Звук [а] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначаются все гласные звуки?
Физминутка «Тра-та-та».
- Чем отличаются звуки от букв ?
- Какой буквой обозначается звук [т] ?
- Найдите букву «тэ».
- На что похожа буква «тэ» ?
Воспитатель пишет печатную букву «тэ» на доске и читает стихотворение:
Т – тигренок полосатый,
Полосатый и усатый.
Дети пишут печатную букву «тэ» в тетрадях в линейку.
- Сегодня мы попробуем соединять звуки в слоги.
Дети читают на «ромашке» сначала обратный слог, затем прямой: ат, от, ит, ут, ыт, эт, та, то, ти, ту, ты, тэ.
Предварительный просмотр:
МАДОУ №370
Развиваем память у детей
на неучебном материале
КАЗАНЬ- 2015
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В к началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
Литература:
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
Ильина М.Н. Развитие ребенка до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...