Моя работа
материал на тему

Кочуева Лилия Тагировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kochuevoy_knizhka1.doc180.5 КБ
Microsoft Office document icon kochueva_knizhka2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №370

 

Воспитанникам старшей группы

о звуках и слогах

КАЗАНЬ- 2015

Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии. Значение данной работы трудно переоценить, так как она способствует развитию фонетического слуха, устной речи, умения слышать звучащее слово и в дальнейшем правильно писать. Разработанный мною цикл занятий по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе, рассчитан на весь учебный год с учетом каникул и времени на диагностику в начале и в конце учебного года.

Дети постепенно осваивают такие понятия как звук, слог, слово, предложение; учатся различать гласные и согласные, определяют ударные звуки. Делят согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Сначала происходит знакомство с гласными звуками (кроме йотированных): а, и, о, у, ы, э, затем с согласными. Дети делят слова на части, определяют количество слов в предложении и их порядковый номер. Вводятся понятия: длинные, короткие и  маленькие слова (предлоги), слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Без введения понятий дети учатся составлять предложения с определенным словом, из несколько предложенных слов с использованием предлогов. Дошкольники знакомятся с различными видами предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное); делают звуковой анализ слова с помощью символов. В третьем квартале дети проводят звуковой анализ слова самостоятельно, знакомятся с буквой, находят ее среди других букв, определяют ее сходство с окружающими предметами. В тетрадях в линейку простым карандашом рисуют печатные буквы, что способствует запоминанию букв и развитию мелкой моторики руки. В конце занятия дети складывают и читают сначала закрытые слоги (аг, ам, ап,), затем открытые (га, ма, па).  

Тема: « Звук [т] и[т’] , буква Т»

Доминирующая область: «Коммуникация»

Интеграция областей: «Познание», «Здоровье».

Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, изменять твердый согласный на мягкий, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку.

Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.

Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.

Оборудование: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, демонстрационный набор, картинки, мяч, звуковая «ромашка», набор букв.

Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность. 

Ход мероприятия:

- Возьмите по одной картинке и подберите к слову-предмету слова-признаки, слова-действия. (собака, мяч, мальчик, кукла, машина, утка и т.д.).

- Найдите лишний звук (а, о, у, т, и, ы).

- Почему звук [т] лишний? (Все звуки гласные, а звук [т] согласный).

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Возьмите картинку и определите, где слышится звук [т] - в начале, в середине или в конце слова.

- Послушайте цепочку слов и назовите только те, в которых слышится звук [т] или [т'] - танк, слон, стекло, лук, фрукт.

-Я еще раз произнесу слова (танк, стекло, лук, слон, фрукты), найдите слово, в котором звук [т] слышится мягко? (стекло)

Игра с мячом.

- Добавьте слог «ты» или «ти» в конце слова: раке -. фрук-, тор-, шор-, конфе-, шахма-, котле-.

 - Повторите за мной:

Та-ту| то-ту| ти-то| ты-ти-то |

Ту-ты | то-та | ти-ту | та-ту-ти |

Та-ти | ту-та | то-ту | ту-ти-та |

Ты-то | то-ты-ти |

- Придумайте слова со звуком [т] в начале слова.

- Придумайте слова со звуком [т] в середине слова.

- Придумайте слова со звуком [т] в конце слова.

- Назовите овощ, в названии которого слышится звук [т]. (Тыква, картошка, патиссон).

- Назовите одежду, в названии которой слышится звук [т] или [т']. (Кофта, пальто, тюбетейка, футболка, шорты, колготы, куртка).

- Назовите продукты, в названии которых слышится звук [т]. (Творог, катык, торт, конфеты, котлеты).

- Назовите имена людей, в названии которых слышится звук [т], [т']. (Толя, Костя, Настя, Тимур, Таня, Никита, Света, Катя, Витя, Петя, Марта, Митя, Артур).

- Встаньте возле того предмета,  в названиях которых слышится звук [т], [т'].

Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»

- Придумайте предложение со словом «Никита».

- Составьте схему предложения «Никита очень хороший мальчик».

 

- Какой первый слог в слове «Никита»?

 - Какой второй слог в слове «Никита»?        

(Дети делят слово на слоги с помощью коротких полос).

- Какой третий слог в слове «Никита»?

- Какой первый звук в слоге «ни»?

 - Звук [н'] гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

 - Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются мягкие согласные?

- Какой второй звук в слоге «ни»?

 - Звук [и] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначают все гласные звуки?

 - Какой второй слог в слове «Никита»?

- Какой первый звук в слоге «ки»?

 - Звук [к']  гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются мягкие согласные звуки?

 - Какой второй звук в слоге «ки»?

- Звук [и] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначают все гласные звуки?

 - Какой третий слог в слове «Никита»?

 - Сколько звуков в слоге «та»?

- Какой первый звук в слоге «та»?

- Звук [т] гласный, или согласный?

- Звонкий или глухой ?

- Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются твердые согласные звуки?

- Какой второй звук в слоге «та»?

- Звук [а] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначаются все гласные звуки?

Физминутка «Тра-та-та».

- Чем отличаются звуки от букв ?

- Какой буквой обозначается звук [т] ?

- Найдите букву «тэ».

- На что похожа буква «тэ» ?

Воспитатель пишет печатную букву «тэ» на доске и читает стихотворение:

Т – тигренок полосатый,

Полосатый и усатый.

Дети пишут печатную букву «тэ» в тетрадях в линейку.

- Сегодня мы попробуем соединять звуки в слоги.

Дети читают на «ромашке» сначала обратный слог, затем прямой: ат, от, ит, ут, ыт, эт, та, то, ти, ту, ты, тэ.



Предварительный просмотр:

МАДОУ №370

 

Развиваем память у детей

 на неучебном материале

КАЗАНЬ- 2015

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В к началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. 
Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. 
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях. 
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Шкафчики 
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку. 

Что исчезло? 
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. 

Что изменилось? 
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. 
Художник 
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки. 

Запомни и воспроизведи 
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. 
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). 
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи 
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). 

Цепочка действий 
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. 
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. 
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. 
Например, называете семь фраз. 
Мальчику холодно. 
Девочка плачет. 
Папа сердится. 
Бабушка отдыхает. 
Мама читает. 
Дети гуляют. 
Пора спать. 
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. 
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо. 
- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. 
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. 
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным. 


Литература:
Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. 
Ильина М.Н. Развитие ребенка до 6-ти лет. С-Пб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...