Преемственность в работе детского сада и школы
статья на тему

Провоторова Светлана Викторовна

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, учет учителем достигнутого общего развития дошкольника, формирование нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Провоторова Светлана Викторовна

старший воспитатель

детский сад МБОУ гимназия «УВК №1»

Коминтерновский район г.Воронеж

 «Преемственность в работе детского сада и школы».

«...Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития,

проделанную ребенком».

                                                                                                                              Л.С. Выготский

В современной России система образования претерпевает существенные изменения. Объектами трансформации образовательного процесса часто становятся дети, которые испытывают особые нагрузки и стрессы, непосредственно влияющие на психофизическое здоровье и их социализацию. Наиболее уязвимыми в силу возрастных характеристик оказываются дошкольники. Ценность детства как мира «игры» теряется в бесконечных методах обучения и воспитания. Школа как институт социализации навязывает свои требования к дошкольнику, а в качестве вознаграждения предлагает элитное обучение как одну из прагматических ценностей современного общества.

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, учет учителем достигнутого общего развития дошкольника, формирование нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

В течение ряда лет детский сад является структурным подразделением МБОУ гимназии «УВК №1» и работает в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе.

Под преемственностью между ДОУ и школой подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

             Цель нашей работы по осуществлению преемственности со школой: обеспечение плавного перехода воспитанников детского сада к начальному обучению.

            В ходе решения этой проблемы решаются следующие задачи:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей, школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно – образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого – педагогическое просвещение родителей;

- последующая успешная адаптация к школе.

            Этапы работы по осуществлению преемственности детского сада со школой:

- заключение договора родителей со школой;

- планирование совместных со школой мероприятий;

- диагностика развития детей,

- анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ.

                От того, как будут взаимодействовать два звена непрерывного образовательного процесса, будет зависеть его успешность и результативность. И здесь уместно высказывание В.А. Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став  учеником, ребенок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

              Дошкольник и младший школьник характеризуются сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. Воспитатель и учитель так же имеют много общего. Поэтому и воспитатель, и учитель имеют общее имя – педагог. Проблема преемственности может быть решена при наличии подготовленного педагога, способного проектировать и организовать учебно – воспитательный процесс, имеющего глубокие знания возрастных и индивидуальных особенностей детей, умеющего прогнозировать и своевременно корректировать развитие ребенка. Важнейшее условие эффективности работы по налаживанию преемственности связей между детским садом и школой – доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Педагоги знакомятся с работой  друг друга. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Наблюдая дошкольников на протяжении нескольких лет, воспитатель советует учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку.

             План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателем и учителем с целью ознакомления с формами и методами работы, участие в педагогических советах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы первого класса. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже становятся первоклассниками. Воспитатели детского сада и учителя школы работают в одном методическом объединении на базе УВК. На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар – практикум по изучению передового педагогического опыта.

Следующим условием эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, учебный класс, а затем присутствуют на уроке. Очень ценно то, что у  воспитанников детского сада есть возможность заниматься в музыкальной и спортивной школе УВК, посещать бассейн,  занятия в  танцевально - хореографической группе «Апельсин», которая регулярно  выступает на сцене школы и других концертных площадках города. Создавшийся эмоциональный настрой поддерживается организованными встречами детей в детском саду с выпускниками прошлых лет. Сюда входят и совместные мероприятия со школьниками. К примеру, такие:

- «Веселые старты»;

- показ кукольного театра;

- совместные концертные выступления «Таланты УВК»;

- выступления детей музыкальной школы и т.д.

Немаловажную роль в воспитании положительного отношения к школе предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует налаживанию плодотворного сотрудничества.  Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, собрания родительского комитета. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно – образовательного процесса. Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду. Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задавать интересующие вопросы.

В тесном тандеме работают психологические службы детского сада и школы. Согласованная и дружная работа позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. При выпуске из детского учреждения психолог детского сада дает полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. В свою очередь, психолог школы в октябре проводит тестирование первоклассников на предмет адаптации последних к школьной жизни. Школьный психолог работает с детьми в течение всех лет обучения в школе, со своими выводами и рекомендациями знакомит учителей.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа делают  своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к занятиям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаются качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв меду семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построение новой модели выпускника, позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса.

 Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Преемственность в работе детского сада и школы

Наше дошкольное учреждение вошло в состав образовательного комплекса с сентября 2013 года и работа, которая велась со школой,  продолжается. В статье говориться о мероприятиях, которые проводим м...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...