Консультация для воспитателей "Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация на тему
Презентация и теоретический материал по описанию сказкотерапии, способах ее использования в воспитательном процессе. Даны примеры сказок Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.pptx | 1.43 МБ |
dlya_prezentatsii_skazkoterapiya.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказкотерапия является инструментом передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями: снижения уровня агрессивности у детей; устранения состояния тревожности и страхов; развития эмоциональной саморегуляции ; установления положительных взаимоотношений с другими детьми.
Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем: по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.) для снижения гиперактивности для преодоления агрессивности направленные на работу с расстройствами поведения по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.) в случае потери любимых родственников или животных.
В качестве детских терапевтических сказок используются: притча сказка басня легенда или миф былина анекдот детектив
Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов: 1. Художественные. 2. Народные. 3. Авторские. 4. Дидактические. 5. Психокоррекционные . 6. Психотерапевтические.
Сюжеты сказок разнообразны: Волшебные
Принципы построения сказкотерапевтического занятия:
Структура занятия: Ритуал «входа» в сказку Повторение Расширение Закрепление Интеграция Рефлексия Ритуал « выхода » из сказки
Гадкий утенок
Дюймовочка
Принцесса на горошине
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (на примере сказок Г.Х. Андерсена)
Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой».
Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.
Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша.
С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.
Сказкотерапию чаще всего применяюь для:
- снижения уровня агрессивности у детей
- устранения состояния тревожности и страхов
- развития эмоциональной саморегуляции
- установления положительных взаимоотношений с другими детьми.
Задачи метода сказкотерапии:
- развитие речи детей и их познавательной деятельности
- выявление и формирование творческих способностей
- снижение уровня агрессивности и тревожности
- развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
- развитие способности преодолевать трудности и страхи
- укрепление отношений между ребёнком и родителями.
Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:
- по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
- для снижения гиперактивности
- для преодоления агрессивности
- направленные на работу с расстройствами поведения
- по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
- в случае потери любимых родственников или животных.
В качестве детских терапевтических сказок используются:
- притча
- сказка
- басня
- легенда или миф
- былина
- анекдот
- детектив.
Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов:
1. Художественные.
2. Народные.
3. Авторские.
4. Дидактические.
5. Психокоррекционные.
6. Психотерапевтические.
Сюжеты сказок разнообразны:
- Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
- Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
- Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
- Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
- Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.
Далее нужно определить какая проблема присутствует у ребенка и подобрать соответствующую сказку, составить программу занятия по ней (раздать пример)
Принципы построения сказкотерапевтического занятия:
1 – принцип осознанности (задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).
2 – принцип множественности (задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой стороны, иначе).
3 – принцип связи с реальностью (задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).
Структура занятия:
- Ритуал “входа” в сказку (создаем настрой на совместную работу);
- Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);
- Расширение (рассказываем детям новую сказку, спрашиваем, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.);
- Закрепление (обсуждаем и анализируем вместе с детьми прочитанное);
- Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать);
- Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся);
- Ритуал “выхода” из сказки.
Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.
Сказки и духовно-нравственное воспитание дошкольников
Работа со сказкой имеет различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Наиболее подходящие сказки Г.Х. Андерсена для дошкольного возраста.
1. Гадкий утенок. Сказка «Гадкий утенок» заключает в себе историю, которая всякий раз приходит на память, когда необходим пример ложной оценки человека по его внешности.
2. «Принцесса на горошине» принадлежит к тем сказкам Андерсена, в которых ярко выражены элементы обличения, сатиры. Она проникнута демократической насмешкой писателя над аристократической изнеженностью.
3. Сказка о крохотной Дюймовочке очень лирична, проникнута горячим сочувствием автора злоключениям героини. Кроме того, она содержит сатирические выпады против обывателей: это и насмешка над безобразной жабой и ее противным сынком — «точь-в-точь мамашей»; это и ирония над кротом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтер...
Консультация "Музыкальная деятельность как средство художественно - эстетического воспитания дошкольников"
Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умению ценить прекрасное в жизни. В содержании воспитания и развити...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Консультация «Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»
laquo;Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...