ИКТ в обучении детей татарскому языку в ДОУ
проект на тему
Цель проекта.
• повышение качества дошкольного образования и профессионального мастерства педагогов;
• организация благоприятных условий и возможностей для разностороннего развития и саморазвития для каждого ребенка;
• совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;
• выявление и распространение передового педагогического опыта;
• внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий для изучения и закрепления пройденных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи №57»
Проект
«ИКТ в обучении детей татарскому
(русскому) языку в ДОУ».
воспитатель по обучению детей татарскому и русскому языкам
Валеева Ильзира Нуриахметовна
Актуальность
Концепцией модернизации российского образования определены направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования.
В педагогическом плане новое качество образования - это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребёнка и коммуникативных компетенций.
В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010г. №1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Внедрение авторских УМК (авторы комплектов: Зарипова З.М. «Татарча сөйлəшəбез» - «Говорим по-татарски», Шаехова Р.К. «Мəәктәпкəчә яшьтәгеләр əлифбасы: авазларны уйнатып”, Шаехова Р.К. “Раз – словечко, два – словечко”, Гаффарова С.М. “Изучаем русский язык”, Хазратова Ф.В. “Туган телдəә сөйлəәшəәбез”), проектирование и моделирование развивающей среды, оптимальные технологии комплексно-тематического планирования в формате ФГОС остаются одним из приоритетных аспектов модернизации образовательного процесса на уровне ДОУ. Задачи образовательного процесса в развивающей среде должны обеспечивать оптимальные условия становления личности ребенка, личности педагога и стабильно-прогрессивное развитие ОУ. Цель организации среды – построить, смоделировать педагогический процесс так, чтобы каждый ребенок оказался в “благоприятных” условиях, чувствовал психический и физический комфорт, имел богатую палитру возможностей для разностороннего развития и саморазвития.
Овладение вторым языком – процесс долгий и сложный. Не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. Они не формируют у детей мотивацию к изучению языка.
В связи с этим возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Воспитатели должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью и информационными навыками.
Задачи проекта:
- Формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения вторым языком в устной форме.
- Развитие устойчивого интереса к изучению языка, желание общаться между сверстниками и взрослыми.
- Развитие познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края, используя современные информационные технологии.
- - формирование эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средством национальной культуры.
Цель проекта.
• повышение качества дошкольного образования и профессионального мастерства педагогов;
• организация благоприятных условий и возможностей для разностороннего развития и саморазвития для каждого ребенка;
• совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;
• выявление и распространение передового педагогического опыта;
• внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий для изучения и закрепления пройденных тем.
Образовательная область.
Изучение любого второго языка начинается с создания определенного словарного запаса, который необходим ребенку для общения. Поэтому в работе с детьми активно внедряются инновационные технологии, которые позволяют совершенствовать образовательный процесс.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
1. Использование современных инновационных технологий по обучению детей татарскому (русскому) языку.
Обучая детей татарскому(русскому) языку, мы видим с каким трудом дается овладение вторым языком. Исходя из этого, мы ищем разные методы и приемы, которые дали бы возможность русскоязычным детям общаться на татарском языке, понимая смысл.
Обучение детей татарскому(русскому) языку:
- Метод звуковых ассоциаций;
- Технология моделирования;
- Метод проектирования;
- Применение компьютерных технологий.
1.1 Метод компьютерных технологий
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития тврческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации “Компьютер и детство” в содружестве с учеными многих институтов, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- Глубже постигаются понятия числа и множества;
- Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
- Тренируется внимание и память;
- Активно пополняется словарный запас;
- Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- Воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- Развивается воображение и творческие способности;
- Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только “исполнять”, но и “создавать”.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно, все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе.
1.2. Компьютерные игры
Для успешного обучения детей дошкольного возраста татарскому (русскому) языку и для его закрепления используются на занятиях компьютерные игры, мультимедийные презентации, а также игры на интерактивной доске, созданные на основе учебно-методических комплектов по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан.
Начиная со средней возрастной группы разработан материал на интерактивной доске по темам согласно программе «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү”:
Для средней группы
-“Знакомство” (Танышу)
- “Найди и отметь” (Тап һәм билгелә)
-“Найди пару” (Парыңны тап)
- “Подари Алсу игрушку” (Алсуга уенчык бүләк ит)
- “Пригласи в дом” (Өйгә чакыр)
- “Сколько яблок?” (Ничә алма?)
- “Соедини” (Тоташтыр)
- “Угадай что спрятано” (Нәрсә юк?)
- “Угости фруктами” (Җиләк-җимеш белән сыйла)
-“Угости” (Сыйла)
-“Чистые и грязные игрушки” (Чиста һəм пычрак уенчыклар)
Для старшей группы:
- “Выполни команду” (Боерык үтә)
- “Кто что делает?” (Кем нəрсə эшли?)
- “Найди чайную пару” (Парын тап)
-“Огород” (Бакча)
-“Подарки Акбаю” (Акбайга бүлəклəр)
-“Подбери мебель” (Йорт җиһазларын сайлау)
-“Подбери посуду” (Савыт-сабаны сайлау)
-“Подбери наряд” (Кием сайлау)
-“Разложи по порядку” (Дөрес тез)
-“Раскрась одежду” (Киемнəәрне бизә)
-“Сад” (Җиләк-җимеш бакчасы)
-“Слушай, найди, отметь” (Тыңла, билгелә, тап)
-“Угости” (Сыйла)
-“Что лишнее?” (Нәрсә артык?)
-“Я люблю” (Мин яратам)
Для подготовительной группы:
-“Вежливые слова” (Тылсымлы сүзләр)
-“В цирке” (Циркта)
-“Веселые игры” (Күңелле уеннар)
-“День рождение” (Туган көн)
-“Кто что делает?” (Кем нəрсə эшли?)
-“Кто это?” (Бу кем?)
-“Магазин игрушек” (Уенчыклар кибете)
-“На горке” (Тауда)
-“Помоги маме” (Әнигә ярдәм ит)
-“Разговор по телефону” (Телефоннан сөйлəшү)
-“Репка” (Шалкан)
-“Что ты делаешь?” (Син нәрсə эшлисең?)
-“Что я делаю?” (Мин нәрсә эшлим?)
-“Шары ко дню рождения” (Шарлар туган көнгә)
-“Выполни задание” (Боерыкны үтә)
-“Волшебная школа” (Тылсымлы мəктəп).
Для закрепления тем используем компьютерные игры для старших и
подготовительных к школе групп :
Тема | Компьютерные игры для закрепления |
“Овощи” (Яшелчәләр) | “Что где растет?” (Кайда нәрсә үсә?) “Что лишнее?” (Нәрсә артык) |
“Продукты” (Ашамлыклар) | “Какой вкус?” (Тәме нинди?) “Что лишнее?” (Нəрсә артык?) |
“ Цвета” (Төсләр дөньясы) | “Что какого цвета?” (Нәрсә нинди төстә?) “На что это похоже?” (Нəрсәгə охшаган?) |
“Посуда” (Савыт-саба) | “Что лишнее?” (Нəрсә артык?) “Какой?” (Нинди?) |
“Одежда” (Киемнәр) | “Чего не хватает?” (Нәрсә җитми?) “Найди пару” (Парын тап) |
“Личная гигиена” (Шәхси гигиена) | «Чего не хватает?» ( Нəәрсә җитми) “Что делаю?” (Мин нишлим?) |
“Мебель” (Өй җиһазлары) | “Что лишнее?” (Нəәрсә артык?) “Один-много” (Бер-күп) |
“День рождение” (Туган көн) | “Чего не хватает?” (Нәрсә җитми?) “Кому какой подарок” (Кемгә нинди бүлəк?) |
“Игрушки” (Уенчыклар) | “Какого цвета?” (Нинди төс?) “Что лишнее?” (Нәрсә артык?) |
“Семья” (Гаилə) | “Профессии” (Һөнəрлəр) “Кто что делает?” (Кем нишли?) |
“Животные” (Җәнлекләр) | “Что лишнее” (Нәрсəә артык?) “Кто что любит?” (Җәнлек нәрсә ярата?) |
“Птицы” (Кошлар) | “Что как передвигается?” (Нәрсəә ничек хәрəкəтләнə?) “Один - много” (Бер - күп) |
“Времена года” (Ел фасыллары) | “Рисуем” (Рəсем ясыйбыз) “Что сначало, что потом?” (Дөрес тез) |
“Национальные блюда” (Милли ризыклар) | “Кто что любит?” (Кем нəрсә ярата?) “Что лишнее?” (Нәрсə артык?) |
“Школа” (Мәктəп) | “Что нужно для школы” (Нәрсə кирәк?) “Один-много” (Бер-күп) |
“Сказки” (Әкиятләр) | “Выбери” (Дөрес сайла) “Найди различия” (Аермасын тап) |
Участники проекта: заведующая, старший воспитатель, воспитатель по обучению детей татарскому (русскому) языку, воспитатель по обучению детей компьютерной грамотности.
Гипотеза: если внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ИКТ и эффективно управлять им, то повысится уровень освоения детьми второго языка, обеспечив повышение качества воспитательно- образовательной работы в ДОУ.
План реализации проекта
Этапы реализации | Деятельность участников проекта | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирование проблемы. Цель: 1. Изучение потребностей и возможностей по использованию инновационных технологий в ДОУ в обучении детей татарскому (русскому) языку. 2. Введение в игровые ситуации 3. Формулирование задачи. | 1. Вхождение в проблему. Изучение компьютерных игр. 2. «Вживание» в игровую ситуацию. |
2 этап | 1. Подведение к решению задач. 2. Планирование деятельности по решению задачи путем применения ИКТ, воплощение найденного решения в компьютерной игре. | 1. Принятие задачи 2. Самостоятельная деятельность за компьютером 3. Использование и закрепление словарного запаса из пройденного материала |
3 этап | 1. Организация работы над проектом (поэтапно: направление на поиск решений, предметно-речевую деятельность). 2. Побуждение детей к решению проблемных ситуаций, активизирование их словарного запаса в игровых действиях. | 1. Нахождение решения задачи с помощью воспитателя. 2. Повторение за воспитателем слов и фраз по пройденным темам. 3. Реализация ситуаций на равных партнерских позициях. |
4 этап | 1. Организация самостоятельных компьютерных игр. 2. Создание ситуаций. Побуждение детей к диалогу. | 1. Нахождение и называние предметов в компьютерных играх. 2. Активное вступление в общение. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: использование инновационных педагогических технологий способствует формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, развитию речи и словаря, овладению богатством языка и раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
Конечный продукт.
Разработанная система даст свои результаты, а именно:
- будут активно использоваться информационные технологии в образовательном процессе;
- повысится мотивация овладения речевыми навыками и умениями для качественного формирования элементов языковой системы в сознании
ребенка.
Применяемое оборудование:
- интерактивное оборудование;
- мультимедийное оборудование;
- компьютеры для детей;
- музыкальный центр;
- телевизор.
Приложение
Конспект НОД “Кто что любит?” «Кем нәрсә ярата?»
(кабатлау эшчәнлеге интерактив тактада)
Максат: Балаларны җиләк-җимеш, яшелчəлəәр исемнәрен истә
калдырып, дөрес әйтеп аралашуда кулланырга. Игътибарлыкны үстерергә.
Уен барышы:
--‐ Исәнмесез, балалар.
--‐ Хəерле көн.
--‐ Хəллəрегез ничек?
--‐ Без бүген сезнең белән “Нәрсә артык ?” уенын уйныйбыз. Интерактив тактада презентация карыйбыз.
(Яшелчәлəр рəсемендә бер артык җилəк-җимеш ясалган. Ә җиләк-җимеш рəсемендә – яшелчә рəсеме артык).
--‐ Балалар, хəзер такта янына чыгабыз да нәрсә артык шуны табабыз.
--‐ Илюша, бу рəсемдә нəрсә артык?
--‐ Банан.
--‐ Дөрес. Хəзер төзəт.
(Бала кулы белəән банан рәсемен күчерә).
Шулай итеп, уен дәвам итә.
--‐ Рəхмəт балалар, сез бүген бик матур җөмләлəр төзедегез. Ә хəзер күзлəрне ял иттерик.
“Физкультминут”.
Саубуллашу.
Конспект НОД “Угощаем гостей” (“Кунакларны сыйлыйбыз”)
(кабатлау эшчəнлеге компьютер артында)
Максат: Балаларда татар теленә кызыксыну уятуны дәвам итәргəә. Сүзләрне истә калдырып, гади җөмлəлəр төзү.
Уен барышы:
-Исәнмесез балалар.
-Хәерле көн.
-Хәлләрегез ничек?
Рәхмәт, əйбәт.
Балалар, без сезнең белəн бүген кунакларны каршы алабыз! Безгə кунакка əби, бабай, əти, əни, кыз, малай килделәр. Искә төшерегез, ничек кунакларны каршы алабыз. (Балалар җавабы).
Әйдəгез, компьютер артына утырабаз.
Компьютер экранында гаилә əгъзалары.
-Балалар, әнине нəрсə белән сыйлыйбыз? (Алма, ипи, чəй, сөт, чəк-чәк һ.б.)
- Әни, мә алма, аша.
(Балалар тоташтыралар əнине һəм ашамлыкны).
Шулай ук, әбине, əтине, бабайны, кызны, малайны сыйлыйлар һəм җавап бирəлəр).
--‐ Рәхмәт балалар, бик матур диалоглар төзедегез, кунакларны əйбəт сыйладыгыз. Ә хәзер күзләрне ял иттерик. “Физкультминут”.
Саубуллашу.
Список используемой литературы
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.,2005.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Айрис-пресс, 2008
3. “Новые информационные технологии в дошкольном образовании” под ред.Ю.М.Горвица, Линка-Пресс, Москва, 1998.
4. Программа “Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү”
З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. Казань, 2013.
5. Программа “Изучаем русский язык”, С.М.Гафарова, Ч.Р.Гафарова, Г.З.Гарафеева, Казань, 2013.
6. Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова, РИЦ, 2012.
7. “Раз –словечко, два – словечко” Р.К.Шаехова , Казань, “Хəтер”, 2011.
8. “Татарча сөйлəәшәбез” (4-5, 5-6, 6-7яшь), З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. РТ “Хəтер”, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"
Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку "В огороде"
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Знакомство с новыми словами по теме "Овощи"и закрепление изученных слов....
НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.
НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.Автор: Галимова Гульназ Ильфаковна, воспитатель татарск...
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию...
од по обучению детей татарскому языку на тему "Путешествие в школу" для детей 6-7 лет
Цель: Научить детей понимать и общаться на татарском языке.Задачи:1. Образовательные:- закреплять знания пройденного материала;-учить детей применять свои знания в общении.2. Развивающие:- совер...
Выступление с опытом работы на тему: "Новые подходы в обучении детей татарскому языку в дошкольном образовательном учреждении" на семинаре-практикуме для воспитателей татарского языка
Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком...
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...