Развитие познавательных способностей дошкольников
учебно-методический материал на тему
статья: "Развитие познавательных способностейдошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavat_sposobnosti_2015_seminar.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
С 2011 года работаю по методической теме «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов - познавательно - аналитическая.
Для благополучного развития познавательных способностей провела следующую работу:
- оснастила кабинет учебными пособиями, тестовыми материалами, наборами для игровой терапии;
- составила буклеты для родителей и воспитателей: «Развиваем мышление», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем речь», «Развиваем воображение», «Развиваем восприятие»;
- подготовила консультации для родителей и педагогов ДОУ по теме «Развитие познавательных способностей у детей»;
- систематизировала в картотеке материал по методической теме, пальчиковые игры;
- разработала серию занятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста; интерактивные игры, направленные на развитие познавательных способностей дошкольников: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Времена года».
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Необходимым условием для развития познавательных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.
Активно применяю в своей работе информационно коммуникационные технологии. С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.
Специально для таких занятий разработала развивающие игры – презентации: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Круглый год». Они помогают в игровой форме преподнести необходимый материал для ребенка, развивая все психические процессы.
Для развития познавательных способностей вкладываю в мультимедийные игры такие задания, которые дают возможность детям самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.
Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности
С введением ФГТ существенно изменились подходы к организации НОД...
Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников
Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...
Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).
Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...
Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.
Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...
Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников
Значение воображения в развитии познавательных способностей детей Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...