Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развитии дошкольника
статья на тему

Скирдова Юлия Николаевна

В статье раскрывается роль семьи в социокультурном развитии ребенка. Представляется опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями как равноправными партнерами педагогов. Расказывается о работе детско-родительског клуба "Развитие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника

                                 Старший воспитатель

 СП «Детский сад №7 «Ягодка»     ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск

 Скирдова Ю.Н.

Татьяна Доронова, к. п. н., профессор, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации отмечает, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума.

 В первую очередь в проектировании социокультурного пространства ДОО должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители, а уже вместе с ними в этой работе полноправными участниками могут стать и другие организации, и институты социализации.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними.

Эффективным механизмом такого взаимодействия является система социального партнерства, которая в нашем учреждении осуществляется по двум направлениям:

– использование в дошкольном образовательной организации средств и возможностей сообщества, окружающего социум;

– активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.п., где образовательное учреждение выступает в качестве заказчика.

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Эта проблема остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения с родителями.

С октября 2013 года в нашей организации начал работу детско-родительский клуб «Развитие», целью деятельности  которого явилось всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития наших воспитанников и психолого-педагогическое просвещение родителей.

          Клуб работает по пяти основным направлениям, обусловленных интересами родителей и возможностями детей:

  • «Школа молодых родителей», ориентированная на родительскую аудиторию, дети которой вновь поступили в нашу организацию;
  • «Расскажем, покажем, поможем, научим». На практических семинарах родители вместе с детьми выполняют задания, направленные на развитие и обучение ребенка.
  • «В уютном кругу», где  родители разных социальных статусов помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка. В данном детско-родительском сообществе родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом.
  • «Скоро в школу» для родителей воспитанников подготовительных групп. ФГОС ДО определил целевые ориентиры,  предполагающие  формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. На основе этого наш детский сад создаёт условия для успешной социальной адаптации и дальнейшего обучения в школе.
  • «Развивай-ка» для родителей и детей групп компенсирующей направленности. Основной формой проведения заседаний являются совместные интегрированные занятия детей и родителей.

Объединив родителей всего детского сада по интересам, стремимся к созданию детско-взрослого сообщества, работающего в едином ключе и способствующего решению поставленной цели.

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители. Посещение заседаний происходит только на добровольной основе. Планируя те или иные мероприятия, проводимые совместно с родителями, учитываем национальные особенности семьи, ее социально-экономическое положение, выявляем интересы каждого из родителей.

Доброй традицией нашего учреждения стали такие формы работы, как

родительские собрания в виде дискуссии, круглого стола, викторины, КВН, конференции; участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях, театрализованных представлениях; участие родителей в совместных мероприятиях с библиотекой семейного чтения, музыкальной школой, спортивной школой.

Анализируя работу по взаимодействию с  родителями за прошлые годы, пришли к необходимости построения партнерских взаимоотношений между ДОО и родителями. Не потребительских, не благотворительных, не спонсорских, а именно партнерских.

Партнерский уровень взаимоотношений, по нашему мнению, подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий: от планирования до оценки результатов и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников ДОО, так и родителей.

Очень важно осуществить переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной образовательной организации с внешней социальной средой. Эффективность работы по реализации социокультурного пространства ДОО оценивается нами не по количеству учреждений участвующих в этой работе или по количеству мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника

Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника (Презентация)Портфолио, как  социокультурное пространство  для формирования  индивид...

СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

В статье обосновывается необходимость формирования социально-коммуникативных способностей дошкольников, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений....

Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...

Система работы с семьей и социальными структурами по созданию единого социокультурного пространства для обучения основам безопасного поведения

Создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство воспитания, обучения и развития дошкольников". Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия во...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)

Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...