Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развитии дошкольника
статья на тему

Скирдова Юлия Николаевна

В статье раскрывается роль семьи в социокультурном развитии ребенка. Представляется опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями как равноправными партнерами педагогов. Расказывается о работе детско-родительског клуба "Развитие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развития дошкольника

                                 Старший воспитатель

 СП «Детский сад №7 «Ягодка»     ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск

 Скирдова Ю.Н.

Татьяна Доронова, к. п. н., профессор, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации отмечает, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности. Поэтому одной из основных задач педагогики является приобщение детей к культурному наследию социума.

 В первую очередь в проектировании социокультурного пространства ДОО должны принимать участие представители главного института социализации ребенка – его родители, а уже вместе с ними в этой работе полноправными участниками могут стать и другие организации, и институты социализации.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства. Если раньше педагоги лишь просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними.

Эффективным механизмом такого взаимодействия является система социального партнерства, которая в нашем учреждении осуществляется по двум направлениям:

– использование в дошкольном образовательной организации средств и возможностей сообщества, окружающего социум;

– активное взаимодействие ДОО с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т.п., где образовательное учреждение выступает в качестве заказчика.

Для многих родителей детский сад – это сфера ухода и присмотра за ребенком. Поэтому в решении образовательных задач родители значительно больше доверяют школе. Эта проблема остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения с родителями.

С октября 2013 года в нашей организации начал работу детско-родительский клуб «Развитие», целью деятельности  которого явилось всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития наших воспитанников и психолого-педагогическое просвещение родителей.

          Клуб работает по пяти основным направлениям, обусловленных интересами родителей и возможностями детей:

  • «Школа молодых родителей», ориентированная на родительскую аудиторию, дети которой вновь поступили в нашу организацию;
  • «Расскажем, покажем, поможем, научим». На практических семинарах родители вместе с детьми выполняют задания, направленные на развитие и обучение ребенка.
  • «В уютном кругу», где  родители разных социальных статусов помогают друг другу в решении трудных жизненных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка. В данном детско-родительском сообществе родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом.
  • «Скоро в школу» для родителей воспитанников подготовительных групп. ФГОС ДО определил целевые ориентиры,  предполагающие  формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. На основе этого наш детский сад создаёт условия для успешной социальной адаптации и дальнейшего обучения в школе.
  • «Развивай-ка» для родителей и детей групп компенсирующей направленности. Основной формой проведения заседаний являются совместные интегрированные занятия детей и родителей.

Объединив родителей всего детского сада по интересам, стремимся к созданию детско-взрослого сообщества, работающего в едином ключе и способствующего решению поставленной цели.

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители. Посещение заседаний происходит только на добровольной основе. Планируя те или иные мероприятия, проводимые совместно с родителями, учитываем национальные особенности семьи, ее социально-экономическое положение, выявляем интересы каждого из родителей.

Доброй традицией нашего учреждения стали такие формы работы, как

родительские собрания в виде дискуссии, круглого стола, викторины, КВН, конференции; участие родителей в спортивных праздниках, соревнованиях, театрализованных представлениях; участие родителей в совместных мероприятиях с библиотекой семейного чтения, музыкальной школой, спортивной школой.

Анализируя работу по взаимодействию с  родителями за прошлые годы, пришли к необходимости построения партнерских взаимоотношений между ДОО и родителями. Не потребительских, не благотворительных, не спонсорских, а именно партнерских.

Партнерский уровень взаимоотношений, по нашему мнению, подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий: от планирования до оценки результатов и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников ДОО, так и родителей.

Очень важно осуществить переход от формального общения с родителями к продуктивному, развивающему ребенка социальному партнерству, к четкому определению принципов взаимодействия дошкольной образовательной организации с внешней социальной средой. Эффективность работы по реализации социокультурного пространства ДОО оценивается нами не по количеству учреждений участвующих в этой работе или по количеству мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника

Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника (Презентация)Портфолио, как  социокультурное пространство  для формирования  индивид...

"Роль игры в воспитании, обучении и развитии младших дошкольников "

Игра – незаменимое средство воспитания у ребенка творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива, самоанализ, самоконтроль, самооценка, само-регуляция, упорство, настойчивость, которые ...

СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

В статье обосновывается необходимость формирования социально-коммуникативных способностей дошкольников, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений....

Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...

Система работы с семьей и социальными структурами по созданию единого социокультурного пространства для обучения основам безопасного поведения

Создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство воспитания, обучения и развития дошкольников". Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия во...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...