СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ
статья на тему

Гончарова Зоя Сергеевна

В статье обосновывается необходимость формирования социально-коммуникативных способностей дошкольников, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_goncharova_vasyutina.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования социально-коммуникативных способностей дошкольников, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений.

В современном мире очень часто мы сталкиваемся с серьезными трудностями, возникающими в общении подрастающего поколения  в микро- и макроколлективах, дети не в состоянии поддерживать и развивать установившиеся контакты, часто находясь в состоянии конфликта. Обучение этой способности коммуникации является не только важным условием надлежащего развития детской психики, но и первоначальной задачей социализации в обществе.

Общение – это взаимосвязь, осуществляемая как словами, так  и невербальными средствами. Мимика, жесты, тон голоса, характер - все это позволяет понять чувства человека, его настроение, желания,  отношение  к другим.

Невербальное общение человек приобретает  буквально с рождения. Прежде всего этот опыт передается ребенку в непосредственном взаимодействии с матерью и отцом, братьями и сёстрами, если они находятся в семье.

Ребенок становится «накопителем»  мимики, жестов, осанки, поведения  разрешенных в этой «ячейке общества».

В семьях, выражающих свои чувства к малышу  в заботе о его физическом и эмоциональном благополучии, ребенок развивается полноценно и гармонично, формируется позитивное отношение к окружающему миру.  Если семья практикует  агрессивную, деспотичную или безэмоциональную манеру общения, ребенок будет вести себя соответствующим образом: осторожно, агрессивно, льстиво, пытаясь обмануть, не имея возможности установить контакты с другими. Такое поведение становится все более очевидным, как только ребенка  приводят в дошкольное учреждение. В маленьком детском коллективе возникает необходимость взаимодействия с другими воспитанниками, но, зачастую, им хочется не помогать, а скорее действовать в соответствии со своими интересами. Это противостояние  может проявиться в достаточно грубых рамках и решаться не достаточно культурно и приемлемо в обществе. Лучший способ социализации ребенка – это игра. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, следует понимать необходимость эмоционального «включения» взрослого при взаимодействии в игре. Для этого подойдут тренинги и игры, обучающие  ребенка элементарным  невербальным средствам общения.

«В магазине» (3-4 года)

Взрослый в роли «продавца» предлагает  продукцию ребенку, который в свою очередь, просит его продемонстрировать или отказывается это сделать с помощью выразительных жестов («пожалуйста» или «не надо») и тона голоса в произношении. Например, кот хочет сметану  и противится покупать  огурец; медвежонок просит малину и мёд, но не желает брать сушеные цветки липы (из которых собран мёд ); белочка заказывает орехи и сушёные грибы, но отказывается от шоколада. В игре с детьми старше пяти лет, необходимо обратить особое внимание на выразительные жесты и интонации: дабы по характеру их действий стало  понятно, кто приобретает продукцию - медвежонок, кролик, белочка и т.д. Главное чтобы движение тела отражало проговариваемые слова. Со словом «пожалуйста» следует растянуть тело в сторону руки, а подбородок приподнять. А проговорив «не нужно» - немного отступить, глядя на «продавца» с небольшим недовольством.

«Приглашение на танец» (4 – 5 лет)

Взрослый показывает, как приглашают на танец (лучше, если ему в этом поможет другой взрослый или старший ребенок, который может правильно отреагировать).  После  взрослый предлагает ребенку повторить «приглашение». Для танца подбирается музыкальное сопровождение. В завершение следует проводить партнера, держа его за руку и поблагодарив поклоном (на это надо обратить особое внимание детей).

 «Давай помиримся» (5 – 6 лет)

Рассказывается история о ссоре  волчонка и лисенка (можно придумать повод для ссоры). Но вскоре поняли, что друг без друга невесело. Тогда волчонок решил прийти к лисенку в гости, сказал: «Не нужно ссориться!»  и протянул лапу. При этом нужно показать руки, вытянув их вперед ладошками вверх. Ребенок должен изобразить, что лисенок согласен на примирение: скрепив дружбу крепким рукопожатием. После того, как роли меняются и ребенок воплощается в волчонка, взрослому следует напомнить ему, что  прощение просят  доброжелательным тоном, в противном случае примирения не добиться.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве. //
    Дошкольное воспитание . – 2005 г. - № 3.
  2. Демидова Н.И. Формирование образа семьи у старших дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. Москва, 2003 РГБ ОД, 61:04-13 /271-6.
  3. Про чудесные превращения и «говорящие» движения // Дети, в школу собирайтесь. - М., 1996.- С. 64-88.
  4. Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка....

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развитии дошкольника

В статье раскрывается роль семьи в социокультурном развитии ребенка. Представляется опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями как равноправными партнерами педаг...

"Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности"

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

" Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка "

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...

Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"

quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...

Вебинар «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»

участника Международного вебинара «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»     ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитатель МАДОУ &la...