Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника
статья по теме
- Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника (Презентация)
- Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника (Статья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_kak_sociokulturnoe_prostranstvo_....docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника
О.М.Акулова, город Нижневартовск,
МБДОУ ДСКВ № 62 «Журавушка»
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Что же такое портфолио дошкольника?
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии ребенком своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны. Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положи тельных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Ребенку и его родителям трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.
Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае портфолио станет и любимой "книжкой с картинками – о себе самом " для ребенка, и предметом его гордости. Она "с восторгом примет" все творческие работы, с "особым вниманием отнесется" к удивительным фантазиям, а через некоторое время "с любовью напомнит" о том, "каким еще год назад был малыш"!
Портфолио своих воспитанников, мы создавали в несколько этапов:
На первом постановочном этапе мы определили цель его создания, разработали «Положение о портфолио дошкольника», где определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.
На поисковом этапе мы провели большую работу с родителями и выяснили, что папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открыли новые таланты у себя. Так появились электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки.
Для нас было важно сделать родителей своими союзниками. Поэтому первоначально мы привлекли активных, неравнодушных родителей, проводили для них консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители увидели своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Внедряя портфолио, мы предлагали различные варианты разделов и рубрик, продумали возможное их содержание. Предлагаю рассмотреть один из вариантов.
- Познакомьтесь со мной.
Здесь последовательно вложены фотографии, сделанные в день рождения, информация о времени и месте рождения, о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. родители писали небольшой рассказ о том, как и почему было выбрано именно это имя.
- Моя Семья.
Портфолио используется как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Здесь размещены листы, посвященные кратким рассказам о членах семьи. В рассказах, кроме личных данных, упоминается профессия, черты характера, любимые занятия членов семьи, а также особенности совместного времяпровождения.
- Чем могу, помогу.
Малыши первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому.
- Вдохновение зимы (весны, лета, осени)
Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии, кто-то пишет свои первые стихи, а кто-то ведет календарь природы. Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела.
5. Мне интересно.
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества, как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. Конечно же, эти виды деятельности не остаются без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов.
6. Золотые ручки
Этот раздел содержит фотографии работ (объемных) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки постройки из конструктора и т.д.
7. Грани таланта.
В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Можно вкладывать в этот раздел не только оригиналы работ, но и фиксировать сам момент участия: фотографировать выставку и стенд с работой.
8. Награда для героя.
Некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.
9. Скоро в школу.
Этот раздел заполняем в тот период, когда ребенок начинает целенаправленно готовиться к началу обучения. Можно вложить первые тетрадки малыша.
В ходе работы над портфолио могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.
Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
Нам помогает педагог-психолог в организации индивидуального подхода к ребенку. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.
3 этап. Заключительный.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспи тателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. Родители лучше узнают психологические особенности своих детей, раскрывают особенности интересов и склонностей.
Работа над созданием портфолио позволила нам сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре вни мания находится ребенок.
Список используемой литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991
- Коробицына Т.А., Пахомова А. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учеб. - метод. пособие АО ИППК РО, М. 2009 г.
- Кочкина Н.А.,Чернышева Н.А.,Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие, АО ИППК РО, М. 2009.
- Монтессори М. Помоги мне это сделать самому, М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...
Презентация " Портфолио,как формирование индивидуальных способностей дошкольника"
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества как в стенах детского сада, так и в учр...
Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развитии дошкольника
В статье раскрывается роль семьи в социокультурном развитии ребенка. Представляется опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями как равноправными партнерами педаг...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности
Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которо...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ИГРАМИ.
представленный материал является опытом работы в рамках реализации задач Федерального проекта "Успех каждого рабенка" в работе с дошкольниками. В работе раскрываются методы, приемы, условия ...