Преемственность в реализации социоигровой технологии в системе детский сад-школа
методическая разработка на тему
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. И в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важных приоритетов развития образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_organizatsiya_preemstvennosti_v_sisteme_detskiy_sad-shkola.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация процесса преемственности в системе:
детский сад – начальная школа»
Старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР-ДС № 9» г. Братска
Маджар Елена Александровна
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. И в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важных приоритетов развития образования в России.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного начального школьного образования – важный этап в обеспечении преемственности детского сада и школы.
Преемственность, как педагогическое понятие, сегодня еще не устоялось и носит проблемный характер. Недостаточно разработаны теоретические и методологические подходы к пониманию преемственности, что обусловливает низкий уровень практической реализации преемственности в образовании: в согласовании целей и задач, форм, методов и технологий обучения в учебных заведениях разных уровней.
Вместе с тем, вопросы взаимного сотрудничества решаются. Так, на ежегодном совместном консилиуме педагогов детского сада и школы рассматриваются вопросы об адаптации детей в школе и готовности выпускников ДОУ к обучению, проводятся совместные спортивные мероприятия, проходят взаимопосещения педагогов и психологов занятий и уроков. Ежегодно разрабатывается план преемственности. Оказалось, что этого недостаточно. Учителя отмечают, что некоторые дети очень сложно привыкают к школьной системе: быстро устают, отвлекаются, проявляют желание поиграть на уроке, затрудняются выстраивать межличностные отношения. Поэтому и возник вопрос об эффективности работы по реализации мероприятий, обеспечивающих преемственность детского сада и школы.
Осознавая данную проблему, коллективы учреждений разработали и начали воплощать в жизнь проект по реализации взаимодействия. Новые ФГОС побудили к совместной инновационной деятельности, так как мы увидели общность в достижении результатов образования.
Основой преемственности между ДОУ и начальной школой мы видим использование социо-игровой технологии, призванной помочь педагогу сделать процесс обучения увлекательным, обеспечить партнёрские отношения, а ребенку помочь научиться взаимодействовать в коллективе сверстников, активно применять свои способности, проявлять любознательность, творчество. В процессе обучения ребенок выступает не как пассивный слушатель, воспринимающий готовую информацию, а как активный участник процесса деятельности, организуемой педагогом, где выстраиваются разные виды отношений: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа детей, педагог-группа детей.
Данная игровая технология получила свое развитие в 1988 году, когда впервые была описана и опубликована в печати. А.П. Ершовой и В. Букатовым (последователями педагога-психолога Е.Е. Шулешко) была разработана программа «Социо-игровая педагогика». Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Преемственность в реализации социо-игровой технологии в системе: детский сад-школа» |
Основание для разработки проекта | Договор МБДОУ «ЦРР –ДС № 9, МБОУ «СОШ № 45» о научно-практическом сотрудничестве с Федеральной инновационной площадкой ГБОУ города Москвы Центра образования «Школа здоровья» № 1679, именуемая «Научный руководитель», на основании Приказа Минобрнауки России от 10.04.2012 года № 273 на срок 2012-2017 годы, в лице директора Просвиркина В.Н. Направление сотрудничества: преемственность в системе непрерывного образования (детский сад, начальная школа) |
Адресация проекта | Проект адресован педагогам ДОУ и учителям начальной школы |
Цель проекта | Создание системы преемственных связей дошкольного учреждения и начальной школы, обеспечивающих успешность ребенка в овладении различными видами деятельности средствами СИТ |
Задачи проекта |
|
Авторы проекта | Разработчики: ДОУ и СОШ |
Участники проекта |
|
Сроки реализации проекта | Декабрь 2012 года – май 2017 года |
Ресурсы проекта | Информационные: (Интернет, справочная, методическая литература) Методические: (консультации специалистов) Материальные (оргтехника, мультимедиа) |
Этапы реализации проекта | 1 этап: подготовительный (2012- 2013 учебный год) 2 этап: основной (2013 – 2016 учебный год) 3 этап: заключительный: (2016 – 2017 учебный год) |
Предполагаемые результаты |
|
Считаем, что использование приёмов социо-игровой технологии в воспитательно-образовательной деятельности с детьми 6-8 лет станет эффективным средством для формирования интегративных качеств, будет способствовать успешной социализации детей при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы, обеспечит непрерывное образование ребёнка, укрепит преемственные связи между ДОУ и начальной школой. В условиях внедрения социо-игровой технологии в образовательный процесс, изменятся способы взаимодействия педагогов с детьми, детей в группе сверстников. Целенаправленная работа по развитию коммуникативных и регулятивных навыков позволит обеспечить успешную социализацию первоклассника.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный (2012-2013 учебный год)
- подготовка документов проекта, организация взаимодействия педагогов школы и детского сада;
- знакомство учителей школы с социо-игровой технологией;
- организация воспитательно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием социо-игровых приёмов;
- первичный мониторинг выпускников подготовительной группы.
2 этап – Основной (сентябрь 2013 - май 2016)
- внедрение и апробация социо-игровых приёмов в учебном процессе 1 класса;
- мониторинг и анализ промежуточных результатов;
- анализ эффективности использования социо-игровых приёмов в решении задач проекта;
- информирование педагогического сообщества о промежуточных результатах проекта (семинары, круглые столы, конференции, публикации).
3 – Обобщающий (сентябрь 2016 - май 2017)
- обобщение психолого-педагогического опыта реализации проекта;
- систематизация методических и практических материалов, созданных в ходе проекта;
- оформление пособий для учителя, обучающихся, родителей;
- итоговый мониторинг выпускников подготовительной группы и первоклассников.
В качестве ожидаемых результатов реализации проекта планируется оформить:
- портрет выпускников ДОУ и начальной школы, освоивших социо-игровую технологию;
- пакет диагностического инструментария для изучения формирования модели выпускников;
- методические продукты на каждом уровне.
В качестве методических продуктов по завершению реализации проекта выделили:
- управленческий: программа проекта, дневник его реализации, методическое сопровождение проекта как практико-ориентированное руководство для педагогов;
- педагогический: дидактический альбом приемов социо-игровой технологии, приложения к рабочим программам по предмету, сценарии педагогических мероприятий и уроков с использованием приёмов социо-игровой технологии (занятий, семинаров, круглых столов и т.д.); рекомендации, памятки для педагогов, родителей; фотоматериалы, видеоматериалы мероприятий, картотеки игр, упражнений, социо-игровых приемов; доклады выступлений на НПК, публикации в журналах;
- ученический: оформленные продукты детской деятельности: работы (проекты) учащихся, выполненные в парах и группах, портфолио дошкольника.
Исходя из намеченных целей, задач и направлений деятельности определили критерии эффективности (успешности) реализации проекта:
- положительная динамика в развитии коммуникативных и регулятивных навыков, способствующих успешной социализации ребенка;
- повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности и оптимизации их творческих способностей;
- повышение удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг.
Психологическое сопровождение реализации проекта.
В ходе внедрения в практику работы проекта встал вопрос о психологической поддержке, что привело к разработке плана психологического сопровождения всей деятельности.
Задачи психологической службы:
- Участвовать в разработке проекта по установлению преемственных связей;
- Определить систему проведения мониторинга развития у выпускников ДОУ интегративных качеств, обеспечивающих успешность освоения следующей образовательной ступени;
- Определение эффективности средств социо-игровой технологии в развитии интегративных качеств у выпускников;
- Способствовать гармоничному эмоциональному и коммуникативному развитию детей;
- Содействовать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов, работающих в инновационном режиме;
- Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ через организацию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия.
Опираясь на современные требования к роли психолога, мы понимаем, что психологическое сопровождение должно быть комплексным, включающим работу со всеми участниками инновационной деятельности.
Разработан механизм поэтапной психологической поддержки всех участников: детей, педагогов, родителей, администрации, в который включены все направления в работе психолога:
Система психологического сопровождения учитывает три основных аспекта:
1. Создание в инновационной среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение педагогов и родителей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
2. Отслеживание влияния социо-игровой технологии на психологическое развитие ребенка и формирование «социального портрета выпускника».
3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития, а также педагогам, испытывающим затруднения в педагогической деятельности. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.
В качестве первостепенных шагов психологического сопровождения подготовительного этапа мы выделили:
-определение комплекса показателей, отражающих воздействие эксперимента на качество образовательного процесса;
-разработка критериев и подбор необходимых диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга инновационной деятельности;
- разработка практических рекомендаций и развивающих мероприятий по результатам проводимых диагностических исследований.
В перспективе: разработка единой программы психологического сопровождения инновационной деятельности по преемственности ДОУ и школы.
Дальнейшее развитие проекта видим в информировании педагогического сообщества о результатах деятельности по проекту (стажерские площадки, публикации, тиражирование и распространение методических и дидактических материалов и др.).
Таким образом, переход ребенка из детского сада в школу требует особой педагогической поддержки. Обеспечить такую поддержку, призвана особая педагогическая деятельность воспитателей и учителей начальной школы, которая заключается в применении приемов социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми 6-8 лет.
Взаимодействие учителей начальной школы, воспитателей и педагогов-психологов предусматривает использование разнообразных форм: изучение программ, форм организации образовательного процесса и использование приемов в работе с детьми, взаимный обмен опытом и другие.
На первоначальном этапе эффективными формами взаимодействия стали совместные семинары, где педагоги дошкольного учреждения поделились опытом работы с детьми с применением приемов социо-игровой технологии в разных видах деятельности. В рамках заседания городской творческой лаборатории учителя начальной школы посетили открытое мероприятие, где воспитатель, владеющий приемами социо-игровой технологии, продемонстрировала способы организации детской деятельности, приёмы, направленные на развитие произвольности, навыков сотрудничества в малых группах, варианты игр с детьми. Воспитатели были приглашены на открытые уроки к первоклассникам.
С опорой на представленные педагогами ДОУ методические материалы, картотеки игровых приемов, конспекты занятий с детьми, учителя начальной школы изучили возможности применения социо-игровой технологии, составляют планы-конспекты по учебным предметам, внеурочной деятельности, планируют организацию проектной деятельности, используют приемы социоигровой технологии на уроках.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки вызывает большой интерес, дети с удовольствием рассматривают книги и учебники. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, вселяет уверенность в свои собственные силы. Воспитанники подготовительных групп в рамках подготовки к школе посещают «Филиппок», где учителя организуют занятия с детьми в игровой форме. Ученики начальной школы принимают участие в совместных спортивных мероприятиях, экологических акциях. Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес к школе.
Родители выпускников были приглашены на «День открытых дверей» в детском саду, где приняли активное участие в совместной деятельности с детьми, получили возможность выполнить творческие задания, поддержать своих детей. Воспитатели познакомили родителей с приемами социо-игровой технологии, провели тренинги по использованию игр и игровых ситуаций дома. В ходе взаимодействия с родителями выпускников ДОУ, выяснилось, что родители готовы сотрудничать с учителями в начальной школе по реализации преемственности, стать активными участниками мероприятий с детьми.
Считаем, что данная модель преемственности поможет провести целенаправленную работу по организации взаимодействия между дошкольным учреждением и начальной школой, создать условия для эффективной деятельности всех участников проекта, обеспечить успешность адаптации и социализации первоклассников, получить положительные результаты, оформить опыт педагогической деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп», Санкт-Петербург «НИИ школьных технологий, Москва, 2008 г.
- Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада, Санкт-Петербург «НИИ школьных технологий, Москва, 2008 г.
- Должикова Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2008.
- Дядюнова И.А. Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: (теория и практика): Сборник научных трудов. – М.: АПК и ППРО, 2005.
- ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru , (ресурсы Интернет)
- Федорова М.А. Организация жизни, воспитания и обучения в малых группах. – Красноярск, 2007.
- Чистякова Л.А., Наймушина Л.И. Непрерывность дошкольного, начального и основного общего образования, Иркутск, 2005.
- Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике /Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов.– Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность по теме «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемс...
"Основные направления работы по обеспечению преемственности в системе "детский сад-школа"
В настоящее время необходимость сохранение преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Данная проблема преемственнос...
Родительское собрание с использованием социоигровой технологии «Семья и детский сад, сотрудничество и партнёрство»
Знакомство родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста по средствам социоигровой технологии....
Родительское собрание с использованием социоигровой технологии “Семья и детский сад, сотрудничество и партнерство”.
Родительское собрание с использованием социоигровой технологии “Семья и детский сад, сотрудничество и партнерство”....
Реализация Здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ
Презентация по реализации здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ (все возрастные группы). В презентации рассмотрены задачи, цели, формы реализации здоровьесберегающ...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..." НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДАИ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..."НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...
Презентация по реализации здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ (все возрастные группы)
Презентация по реализации здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы в ДОУ (все возрастные группы).В презентации рассмотрены задачи, цели, формы реализации здоровьесберегающи...