Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой»
Задачи:
• Уточнить и обогатить представления детей о видах современных кукол и кукол – самоделок;
• Способствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков;
• Активизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «младенец», «пеленать», «колыбель», «оберег»;
• Заинтересовать детей способом изготовления простейшей народной игрушки;
• Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани;
• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда.
Предварительная работа:
• Создание в группе мини-музея «Мир кукол»;
• Рассматривание альбома «Русские национальные костюмы»;
• Беседы на тему «Жизнь русских людей в далёком прошлом»;
• Знакомство с пословицами о труде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №222
ГБОУ СОШ №222 (СП д 14)
Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"
(интеграция образовательных областей "Развитие речи", "Познание" - в рамках недели "Игра и игрушка")
Подготовительная группа № 6
Воспитатель Вилистер С. И.
I квалификационная категория
Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству, ручной труд "Обереговая Кукла-Пеленашка"
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к русским народным игрушкам через знакомство с тряпичной куклой «Пеленашкой»
Задачи:
• Уточнить и обогатить представления детей о видах современных кукол и кукол – самоделок;
• Способствовать формированию представлений о русских народных традициях через краткий рассказ о жизни наших предков;
• Активизировать словарный запас детей, введя в речь слова: «предки», «младенец», «пеленать», «колыбель», «оберег»;
• Заинтересовать детей способом изготовления простейшей народной игрушки;
• Способствовать формированию элементарных приёмов рукоделия, изготавливая куклу из лоскутков ткани;
• Помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда.
Предварительная работа:
• Создание в группе мини-музея «Мир кукол»;
• Рассматривание альбома «Русские национальные костюмы»;
• Беседы на тему «Жизнь русских людей в далёком прошлом»;
• Знакомство с пословицами о труде.
Способы: создание игровой ситуации, худ. слово - загадка, беседа по вопросам, рассматривание кукол, рассказ воспитателя, просмотр эл. презентации «Этапы изготовления куклы «Пеленашки», пальчиковая гимнастика «Умелые руки», объяснение, пояснение, самостоятельная продуктивная деятельность, игра «Тихо, куколка! », заключительная беседа.
Средства: современные куклы и куклы – самоделки, детская кроватка - игрушка; для каждого ребёнка: лист картона прямоугольной формы для основы; лоскуты ткани (белая – для туловища, цветная - для платка, цветная - для пелёнки) ; красные шерстяные нитки
Содержание НОД:
- Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое, но сначала отгадайте загадку:
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
- А у вас есть куклы? (ответы детей)
- А что вы с ними делаете? (играем, кормим, гуляем и т. д.)
- А мальчики тоже играют в куклы? (ответы детей)
- Кем вы представляете куклу в игре? (Дочкой, подружкой)
- Сейчас вы встретитесь с различными куклами, которые живут в нашем музее. Чтобы туда попасть, нужно сказать волшебные слова:
«Вокруг себя повернись и в музее очутись».
- Нас встречает волшебная страна - музей кукол. Давайте их рассмотрим.
- В нашем музее есть куклы современные, которыми вы играете в группе. Покажите их. (ответы детей)
- Как выдумаете, из чего они сделаны? (из пластмассы, из резины)
- Во что они одеты? (В такую же одежду, которую носим мы, только меньших размеров)
- Есть другие куклы - сувенирные. Их можно подарить в подарок или использовать, как украшение. (показать)
- Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из дерева, глины, фарфора)
- А ещё у нас есть куклы старинные. Такими куклами играли бабушки ваших бабушек. (показать)
- Из чего они сделаны? (из соломы, из дерева, из глины, из ткани)
- Почему именно из этих материалов? (ответы детей)
- Действительно, давным-давно люди ещё не изобрели такие материалы, как резина или пластмасса. Поэтому наши прабабушки и прадедушки, т. е. предки, играли игрушками, сделанными из подручных материалов (глина, дерево, ткань, солома, сено)
- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку)
- Такими тряпичными куклами раньше играли не только девочки, но и мальчики примерно до 7-8 лет. Пока дети были маленькими, кукол им мастерили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла сделать любая девочка.
- Раньше новорождённых детей плотно - плотно заворачивали в пелёнку, пеленали. Поэтому эту куклу зовут «Пеленашка».
- Как вы думаете, почему её назвали Пеленашка? (от слов «пеленать», «пелёнка»)
- Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала таких кукол в колыбельку к ребенку. Он смотрел на них и спокойно играл. Считалось, что они будут оберегать малыша от злых духов. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.
- Кукла «Пеленашка» выполняла роль оберега.
- Как вы думаете, что значит «оберег»? (от слов «оберегать», «беречь», т. е. охранять)
- Правильно, оберег – это волшебный предмет, спасающий человека от различных опасностей.
- Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.
- Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани и нитки. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.
- Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей)
- А хотите сделать их своими руками? (ответы детей)
Показ с объяснением «Этапы изготовления куклы «Пеленашки»:
1. Скатываем валик из плотной ткани (трубочки из картона) ; для надёжности края можно скрепить степлером;
2. Трубочку заворачиваем в прямоугольную белую ткань, края загибаем внутрь трубочки;
3. На головку куклы повязываем «по-деревенски» треугольный платочек, концы перекрещиваем на животе или заводим за спину, не завязывая узла;
4. Обматываем концы платка ниткой, чтобы он не развязался;
5. Заворачиваем куклу в пелёнку, загибая сначала левую сторону, затем подгибаем низ и заводим правую сторону за спину.
6. Обвиваем (обматываем) куколку веревочкой или шерстяной ниткой, завязываем её узелком или бантиком, чтобы пелёнка не развернулась.
7. Кукла «Пеленашка» готова!
- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки»
Наши руки умелые такие,
Наши руки – руки золотые!
Они умеют вышивать,
Умеют шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть
И за порядком следить.
Вот они какие – руки золотые! (вытянуть руки перед собой, поворачивая ладони то вверх, то вниз) (движения в соответствии с текстом) (погрозить пальцем) (протянуть руки вперёд)
Продуктивная деятельность детей
(Дети с небольшой помощью воспитателя мастерят куклу)
- Вот мы и закончили делать куклу».
- Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? (Куклы «Пеленашки)
- Для кого же она предназначались?
(их подкладывали малышу в колыбельку, они оберегали его от злых духов)
- Послушайте, кто-то плачет? Да это же наш Андрюшенька, что-то его напугало, и он проснулся. Как же ему помочь?
(надо положить в кроватку куклу «Пеленашку», она его успокоит)
Воспитатель кладёт в кроватку куклу «Пеленашку», приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
Играй этой куклой.
- А как по-другому мы можем назвать наших кукол?
(обереги, тряпичные куклы)
- Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. - А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
(ответы детей)
- А теперь давайте немножко поиграем.
Игра «Тихо, куколка! »
Дети стоят в кругу. В центре ребенок с куклой. Дети ходят по кругу на носочках. Говорят слова:
Тихо, куколка, сиди!
Свою маму не буди. (ребенок качает куклу)
Прыгай, кукла, веселей,
Буди маму поскорей!
(ребенок в кругу прыгает с куклой, остальные хлопают в ладоши)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
«Нарисуй ,что было самым интересным в этом месяце.» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии".
Конспект по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии" с использованием разных техник рисования....
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: «Федорина радость»
Открытое занятие по художественному творчеству...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"
Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству (рисованию в нетрадиционной технике) на тему: «Светлая Пасха. Украшаем пасхальные яйца».
занятие для второй младшей группы...