"Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия"
статья по логопедии (старшая группа)

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы по развитию фонематического слуха

 и фонематического восприятия.

    В работе по формированию фонематического восприятия выделяют следующие этапы:

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Третий этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.

Четвертый этап – дифференциация слогов.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки.

Игры на узнавание неречевых звуков.

1. Водящий ребенок отворачивается, педагог прячет игрушку. Водящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, колокольчик, хлопки в ладоши и т. д.) Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

2. Дети встают в круг. Педагог предлагает им незаметно для водящего
передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за
спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Педагог расставляет на столе несколько предметов. Затем с помощью этих
предметов издает звуки (стучит карандашом о стакан, гремит погремушкой, пищит игрушкой). Предлагаем детям запомнить, какой звук издает каждый
предмет. Затем закрываем ширмой и дети должны отгадать, какой предмет
звенит или гремит. Игру можно усложнить: в ряд ставятся несколько
озвученных игрушек. Дети должны узнать их по звуку.

4. «Послушай и покажи». Дети слушают запись звуков: шум дождя, кудахтанья кур, лай собаки, звук работающего автомобиля и др., находят   и показывают на сюжетной картинке данный эпизод.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игры на различение одинаковых слов,

фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен узнать, кто его позвал.

2. Различение по силе голоса - тихо гудит паровоз - далеко - громко - близко.

3. Игра «Три медведя» (по силе голоса угадать, кто из медведей сказал фразу).

4. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, козы и козленка и т. д. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующую картинку.

    Позже учатся различать слоги, а затем уже фонемы родного языка.

Игры на дифференциацию слогов.

1. Педагог произносит слоговой ряд (на-на-на-па). Дети должны определить лишний слог. Затем слоговые ряды усложняются (на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па).

2. Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например: па. Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или произносит оппозиционный (па-па, па-ба, ва-фа, ва-ва). Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и педагогом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Они поднимают кружки красные или зеленые.

    Постепенно дети учатся различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Дифференциация фонем.

    Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м-ш, р-с и т. д.)

    Затем становятся возможными более тонкие дифференцировки - различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

    Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, умения определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать 2-х и 3-х сложные слова. Затем учим детей выделять гласные звуки из слова, согласные.

«Красный - белый»

 Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Педагог предлагает детям внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

«Где звук?»

 Цель: нахождение места звука в слове.

Сначала дети определяют место звука только в начале, а затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова.

«Кто больше?»

Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

    Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача - назвать предметы, в названии которых есть звук «Р» («С», «Ш» и т. д.). За каждое названное слово ребенок получает кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Кто больше слов придумает?»

    Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Дети встают в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен сказать слово с условленным звуком.

«Звенит - жужжит»

Цель: дифференциация звуков 3-Ж.

    Выбирается водящий. Дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук «3» или «Ж».  Дети по очереди называют слова, водящий говорит «звенит», если слышит в слове звук «3» или жужжит, если слышит звук «Ж».  Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

«Цепочки слов»

 Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.  (Карандаш - шкаф - фартук - куст - топор - ракета – автобус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...

Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...