Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Литература 1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с. 2 . Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28. 3 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с 4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с. 5 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с. 6 Волкова Г.А. методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с 7 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с 8 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с 9 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с 10 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с 11 Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с 12 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с 13 Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958, 357с. 14 Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с 15 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Литература 1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с. 2 . Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28. 3 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с 4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с. 5 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с. 6 Волкова Г.А. методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с 7 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с 8 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с 9 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с 10 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с 11 Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с 12 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с 13 Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958, 357с. 14 Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с 15 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Литература 1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с. 2 . Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28. 3 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с 4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с. 5 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с. 6 Волкова Г.А. методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с 7 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с 8 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с 9 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с 10 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с 11 Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с 12 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с 13 Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М. , 1958, 357с. 14 Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с 15 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада
Актуальность личного вклада Противоречия, встречающиеся в практике Потребности общества в грамотной личности Недостаточно разработанная методика предупреждения и устранения фонематического недоразвития у дошкольников. Требования учебной программы. Трудности ее усвоения учащимися, имеющими нарушения письма и чтения , вследствие нарушения фонематического восприятия. Возрастающие потребности в общении со сверстниками и взрослыми, потребность в самовыражении. Неуверенность в себе вследствие речевой патологии.
Стадии фонематического восприятия 1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая ; 2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются; 3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и скаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового. 4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов. 5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения. Недосформированность фонематического восприятия вызывает нарушение понимания речи, медленное развитие правильного звукопроизношения, дисграфию , дислексию (в школьном возрасте).
Органическая дислалия Аккустико-фонематическая дислалия Артикуляторно-фонетическая дислалия Артикуляторно-фонематическая дислалия Классификация дислалии Разработана учеными Ф.А. Рау , Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцевым и др. Функциональная дислалия
Результаты обследования: Большинство детей имеют фонетико –фонематическое недоразвитие речи.
Цель педагогической деятельности : определение путей и методов коррекционно-развивающей работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : изучить психолого - педагогическую литературу по теме; проанализировать существующие методики коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников; провести диагностику детей для определения состояния фонематического восприятия ; проанализировать результаты диагностики; Разработать методические рекомендации по работе с данной категорией детей с использованием специальных игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея Использование системы работы по предупреждению и устранению нарушения фонематического восприятия через специальные упражнения позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Диапазон личного вклада
Результативность деятельности Начало года Конец года
Результативность деятельности Подобраны и используются на разных этапах коррекционных занятий упражнения для профилактики и коррекции нарушения фонематического восприятия. Анализ результатов показывает позитивные изменения у детей с нарушением фонематического восприятия. Родители и педагоги стали активно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения фонематического восприятия, упражнения по профилактике и коррекции нарушений фонематического восприятия.
Транслируемость практических достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Презентация...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Логопедический проект по развитию фонематического восприятия для детей старшей группы.
Логопедический проект по развитию фонематического восприятия - это совместная работа педагогов,родителей и детей.Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков,п...