Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
консультация на тему
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinelnikova_o.s._proektnaya_deyatelnost_oktyabr_2015.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»
Синельникова О.С.,
воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18
п.Разумное Белгородского района Белгородской области»,
октябрь 2015
Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).
Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельности ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующие:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем;
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействие детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемы чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием , она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
Погружение в проект;
Организация деятельности;
Осуществление деятельности;
Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:
- Переход от трансляции готовых знаний к инициирированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
- Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать, вывод, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотрите более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Воспитатель | Дети | |
Погружение в проект | ||
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, " заражая" стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. | |
Организация деятельности | ||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: - группы детей; -распределяет роли, ответственность; -планирование детской деятельности по решению задач проекта; - формы презентации результатов, итогов работы. | Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. | |
Осуществление деятельности. | ||
При косвенном участии: -при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; -обогащает знания детей, повышает их эрудицию; -репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; - ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию. | |
Презентация | ||
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умение детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрирует: -понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; | |
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности детей предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа.
Основные новообразования возраста:
Опыт освоения предметного мира и простейших манипуляция с предметами;
Развитие наглядно – действенного мышления;
Возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
развитие потребностей действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Примерная тематика краткосрочных мини – проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
«Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляции с ними);
«Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати);
«Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья) и другие.
Создание коллекции в рамках проектной деятельности с детьми младшего возраста отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно – манипулятивной.
Создание коллекции – это возможность познания ребенком предмета и разнообразных его свойств и качеств.
Учитывая возраст, следует говорить о детско–родительском коллекционировании. Такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми , создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и семье.
Коллекции позволяют обогащать предметно-развивающую среду в группе и могут стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьезбережения и социально-нравственном воспитании.
Средняя группа.
Основные новообразования возраста:
Освоение социальных ролей и связей, социальных отношений;
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие способностей к замещению предметов и пространственному моделированию;
Развитию познавательных интересов;
Развитие произвольности в эмоциональной сфере;
Появление новых социальных мотивов - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).
Примерная тематика проектов:
«Идем к врачу»;
«Полезно - вредно для наших зубов»;
«Правила поведения в автобусе» и другие.
Старшая и подготовительная группы.
Основные новообразования возраста:
Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание).
Стремление к разностороннему общению;
Развитие логического и понятийного мышления;
Соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
Компетентность;
Освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; учебная и исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов:
«Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);
«Зимние и летние виды игр» (картотека игр);
«Сладкая, но полезная». В условиях проекта « Сладкое и полезное» у детей развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека.
Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:
- беседы «Полезная и вредная пища» и другие;
- чтение художественной литературы;
- дидактическая игра « Витаминная семейка»;
- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);
- оформление « Книги рецептов»;
- приготовление салатов и сладких блюд;
- работа в практических тетрадях;
- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;
- фотовыставка « С мамой вместе»;
-встреча с поваром.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.
Обобщают материал в стенгазету:
«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;
«Что и как мы едим?»;
«Наши друзья - витамины» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"
Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...
Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"
Консультация "Опытно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....