Конспект занятия по познавательному развитию №6 в старшей группе Тема: «Уж небо осенью дышало…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Уж небо осенью дышало…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №6
в старшей группе
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Цель: формировать представления детей об окружающей природной среде осенью.
Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев; развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать чувство эмпатии к родной природе; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября (желательно с одинаковым пейзажем); репродукции картин; музыка для физкультминуток; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления об осени.
Структура занятия
I | Вводная часть | 1 мин | |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Беседа | «Осень» | 3 мин |
2 | Работа с пособием | «Сколько осенних месяцев в году?» | 2 мин |
3 | Беседа | «Сентябрь» | 2 мин |
4 | Физкультминутка | «Перелетные птицы» | 2 мин |
5 | Беседа | «Октябрь» | 1 мин |
6 | Работа с пособием | «Заполните календарь природы» | 3 мин |
7 | Физкультминутка | «Листочки» | 1 мин |
8 | Беседа | «Ноябрь» | 2 мин |
9 | Работа с пособием | «С какой ветки «детки»?» | 2 мин |
10 | Работа с пособием | «Что перепутал художник?» | 2 мин |
III | Заключительная часть | 4 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
- В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь можем ехать.
- Но почему беспокоится Айболит? Ведь Айболит – врач особенный. Кого он лечит? (Зверей.)
- А вы знаете, как называются такие врачи? (Ветеринары.)
- Как вы думаете, где они работают? (В зоопарке, в цирке, в специальных поликлиниках для зверей.)
- Значит, Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы, все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится в лес.
II. Основная часть
- Беседа «Осень»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)
- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку?
Дети расставляют картинки.
- Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?
Дети попадают в затруднение – они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, «золотая» и поздняя.
- Есть ранняя осень, есть поздняя. Как, по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя?
- Почему именно так назвали эти состояния природы?
Можно провести аналогию с понятиями «раннее утро» и «поздний вечер».
- Что бывает ранней осенью?
- Чем отличается поздняя осень?
- Сколько осенних месяцев?
- Их три: сентябрь, ноябрь, декабрь.
- Работа с пособием (задание 1)
- Рассмотрите картинки, и определите месяц, который на них изображён.
- Рассмотрите листки из календаря погоды. Как вы думаете, о чём рассказывает значок «дерево»? (О силе ветра.)
- Если в календаре нарисовано солнышко, то какая погода стояла на дворе? (Солнечная.)
- Как было на улице? (Солнечно.)
- Если в календаре нарисованы облака, то какая погода стояла на дворе? (Облачная.)
- Как было на улице? (Облачно.)
- Красные стрелки говорят о том, что на улице тепло. Чем длиннее стрелка, тем на улице теплее.
- Проведите линии от рисунков к соответствующим листкам календаря погоды.
- Беседа «Сентябрь»
- Сентябрь в народе называют хмурень. Как вы думаете, почему?
- За ветры прозвали сентябрь ревуном. Почему?
- А ещё зовут его златоцветом, листопадником. За что, как вы думаете?
- Чем радует нас сентябрь?
- Плодами в саду, огороде, поле, лесу.
- Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.
- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)
4. Физкультминутка «Перелётные птицы»
Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.д.), а дети «летают», если птицы перелётные, и присаживаются, когда птицы неперелётные.
5. Беседа «Октябрь»
- Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой. Как вы думаете, почему?
- Почему это время года ещё называют золотая осень?
- Работа с пособием (задание 2)
- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.
- Что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно, что понедельник был самым прохладным днём? (Надо нарисовать самую короткую красную стрелочку.)
Дети рисуют в квадрате с номером 1 короткую красную стрелку. В остальных квадратах стрелки должны быть длиннее.
- Что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно, что суббота была самым солнечным днём. (Надо нарисовать солнышко.)
В остальных квадратах должны быть нарисованы облака. Аналогично разбираются остальные дни.
7. Физкультминутка «Листопад»
Дети под музыку изображают падающие листочки.
8. Беседа «Ноябрь»
- До ноября ещё далеко. Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?
- Давайте попробуем заранее отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.
- Ноябрь называют полузимником. Почему?
- В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Как вы полагаете, почему?
- Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.
- В это время от нас улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди.)
- Почему они улетают?
- Но и к нам летят птицы. Кто знает, какие? (Снегири, синицы.)
- В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях. Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.
9. Работа с пособием (задание 3)
- Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.
10. Работа с пособием (задание 4)
- Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.
III. Заключительная часть
- А где же наш Айболит?
- А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались вокруг него и рассказывают, как они к зиме подготовились.
Дети выбирают игрушки зверей (волка, лису, медведя, ежа, зайца, белку). Это могут быть небольшие резиновые игрушки, куклы бибабо, куклы из пальчикового театра, и каждый ведёт рассказ о том животном, которого изображает. Айболит (воспитатель или ребенок) интересуется здоровьем зверей и прощается с ними до весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...