Конспект занятия по познавательному развитию №6 в старшей группе Тема: «Уж небо осенью дышало…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Уж небо осенью дышало…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №6

 в старшей группе

Тема: «Уж небо осенью дышало…»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.

Цель: формировать представления детей об окружающей природной среде осенью.

Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; познакомить с природными особенностями осенних месяцев; развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности;    воспитывать чувство эмпатии к родной природе; продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением русской природы, характерные для сентября, октября, ноября (желательно с одинаковым пейзажем); репродукции картин; музыка для физкультминуток; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления об осени.

Структура занятия

I

Вводная часть

1 мин

II

Основная часть

20 мин

1

Беседа

«Осень»

3 мин

2

Работа с пособием

«Сколько осенних месяцев в году?»

2 мин

3

Беседа

«Сентябрь»

2 мин

4

Физкультминутка

«Перелетные птицы»

2 мин

5

Беседа

«Октябрь»

1 мин

6

Работа с пособием

«Заполните календарь природы»

3 мин

7

Физкультминутка

«Листочки»

1 мин

8

Беседа         

«Ноябрь»

2 мин

9

Работа с пособием

«С какой ветки «детки»?»

2 мин

10

Работа с пособием

«Что перепутал художник?»

2 мин

III

Заключительная часть

4 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

I. Вводная часть   

- В последнее время мы с вами занимались подготовкой к путешествию. Мы побывали в библиотеке и запаслись интересными книгами в дорогу. Мы обошли врачей и удостоверились, что все здоровы. Теперь можем ехать.

- Но почему беспокоится Айболит? Ведь Айболит – врач особенный. Кого он лечит? (Зверей.)

- А вы знаете, как называются такие врачи? (Ветеринары.)

- Как вы думаете, где они работают? (В зоопарке, в цирке, в специальных поликлиниках для зверей.)

- Значит, Айболит беспокоится о зверях. Ведь он вместе с нами собирается надолго уехать и хочет проверить, все ли звери наших лесов здоровы, все ли к зиме подготовились. Для этого надо отправится в лес.

II. Основная часть

  1. Беседа «Осень»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с русской природой.

- Рассмотрите внимательно рисунки. Скажите, какое время года на них изображено. (Осень.)

- А вся ли осень одинакова? Можем ли мы расставить картинки по порядку?

Дети расставляют картинки.

- Расскажите, чем изображение осени на первой картинке отличается от осени на второй, а на второй – от третьей. Как мы назовём каждую из этих картинок?

Дети попадают в затруднение – они не знают ни названия месяцев, ни того, что осень бывает ранняя, «золотая» и поздняя.

- Есть ранняя осень, есть поздняя. Как, по-вашему, на каком рисунке ранняя осень, а на каком – поздняя?

- Почему именно так назвали эти состояния природы?

Можно провести аналогию с понятиями «раннее утро» и «поздний вечер».

- Что бывает ранней осенью?

- Чем отличается поздняя осень?

- Сколько осенних месяцев?

- Их три: сентябрь, ноябрь, декабрь.

  1. Работа с пособием (задание 1)

- Рассмотрите картинки, и определите месяц, который на них изображён.

- Рассмотрите листки из календаря погоды. Как вы думаете, о чём рассказывает значок «дерево»? (О силе ветра.)

- Если в календаре нарисовано солнышко, то какая погода стояла на дворе? (Солнечная.)

- Как было на улице? (Солнечно.)

- Если в календаре нарисованы облака, то какая погода стояла на дворе? (Облачная.)

- Как было на улице? (Облачно.)

- Красные стрелки говорят о том, что на улице тепло. Чем длиннее стрелка, тем на улице теплее.

- Проведите линии от рисунков к соответствующим листкам календаря погоды.

  1. Беседа «Сентябрь»

- Сентябрь в народе называют хмурень. Как вы думаете, почему?

- За ветры прозвали сентябрь ревуном. Почему?

- А ещё зовут его златоцветом, листопадником. За что, как вы думаете?

- Чем радует нас сентябрь?

- Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

- Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу.

- Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли.)

4. Физкультминутка «Перелётные птицы»

Воспитатель называет птиц (воробей, ласточка, скворец, голубь, ворона, грач, журавль и т.д.), а дети «летают», если птицы перелётные, и присаживаются, когда птицы неперелётные.

5. Беседа «Октябрь»

- Народ называет этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой. Как вы думаете, почему?

-  Почему это время года ещё называют золотая осень?

  1. Работа с пособием (задание 2)

- Мы с вами уже научились заполнять календарь природы, поэтому давайте проверим, как вы умеете это делать. Перед вами календарь. Цифрами по порядку обозначены дни недели: 1 –понедельник, 2 – вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье. Теперь я буду говорить, какая погода была в эти дни, а вы – её отмечать. Вторник был самым облачным днём, а суббота – самым солнечным. Больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в воскресенье. Самым прохладным был понедельник, самым тёплым – пятница.

- Что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно, что понедельник был самым прохладным днём? (Надо нарисовать самую короткую красную стрелочку.)

Дети рисуют в квадрате с номером 1 короткую красную стрелку. В остальных квадратах стрелки должны быть длиннее.

- Что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно, что суббота была самым солнечным днём. (Надо нарисовать солнышко.)

В остальных квадратах должны быть нарисованы облака. Аналогично разбираются остальные дни.

7. Физкультминутка «Листопад»

Дети под музыку изображают падающие листочки.

8. Беседа «Ноябрь»

- До ноября ещё далеко. Но как вы думаете, какая погода будет в этом месяце?

- Давайте попробуем заранее  отметить ноябрьскую погоду, а потом сравним её с той, что будет на самом деле.

- Ноябрь называют полузимником. Почему?

- В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Как вы полагаете, почему?

- Если вы окажетесь на берегу водоёма в ноябре, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лёд ещё не крепкий и может проломиться.

- В это время от нас улетают водоплавающие птицы. Какие?  (Утки, гуси, лебеди.)

-  Почему они улетают?

- Но и к нам летят птицы. Кто знает, какие? (Снегири, синицы.)

- В середине ноября отмечают праздник – «синичник». Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях. Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

9. Работа с пособием (задание 3)

- Осень – пора урожая. Все деревья осенью дают плоды. Попробуйте найти, с какой ветки эти «детки». Соедините линией плоды и листья.

10. Работа с пособием (задание 4)

- Рассмотрите внимательно рисунок. Всё ли правильно нарисовал художник? Расскажите по картинке.

III. Заключительная часть

-  А где же наш Айболит?

- А он под деревом сидит и слушает зверей, которые собрались вокруг него и рассказывают, как они к зиме подготовились.

Дети выбирают игрушки зверей (волка, лису, медведя, ежа, зайца, белку). Это могут быть небольшие резиновые игрушки, куклы бибабо, куклы из пальчикового театра, и каждый ведёт рассказ о том животном, которого изображает. Айболит (воспитатель или ребенок) интересуется здоровьем зверей и прощается с ними до весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес».         ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...