История бумаги
план-конспект занятия на тему

Данько Елена Петровна

Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания  о свойствах бумаги в процессе опытов. Активизировать речь детей, развивать память, мышление, внимание, интерес, развивать творчество, навыки конструирования.

Предварительная работа: рисование на бумаге карандашами, красками; конструирование из бумаги; письмо на дощечках из глины; знакомство со словами папирус. Береста, пергамент, глина.

Материалы и оборудование: различные поделки из бумаги по количеству детей: мультимедийное оборудование; дощечки, покрытые воском, тонкие палочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

                          Ход образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей рассмотреть поделки из бумаги, сделанные детьми и родителями.

Загадывает загадку:

                            Я белая, как снег,

                            Дружу с карандашом.

                            Где он пройдет,

                            Там заметку кладет.   (бумага)

Восп: правильно! Это – бумага. Люди очень любят бумагу. Даже о ней стихотворение сочинили.

  Дети читают стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги»

1-й ребенок: простой бумаги свежий лист!

                         Ты бел, как мел. Не смят и чист,

                         Твоей поверхности пока

                          Ничья не тронула рука.

2-й ребенок: Чем станешь ты?

                          Когда, какой

                          Исписан будешь ты рукой?

3-й ребенок: Однажды карандаш цветной

                         Пройдется по всему листу,

                         Его заполнив пустоту.

4-й ребенок: И синим будет небосвод,

                         И красным будет пароход.

                         И черным будет в небе дым,

                         И солнце будет золотым!

Восп: а сейчас давайте на листах  бумаги, которые лежат перед вами, нарисуем рисунок по стихотворению.

   Звучит музыка из х/ф «Приключения Буратино».

              Входит Буратино (плачет).

Восп: буратино, что случилось? Почему ты плачешь?

Буратино: я спокойно шел в школу. Меня какой-то мальчишка толкнул прямо в грязь. Я споткнулся и испачкал свою курточку и испортил свою чудесную Азбуку, которую мне подарил папа Карло. Ребята, помогите мне все это постирать!

1-й ребенок: буратино, что ты, нельзя стирать курточку и книгу!

2-й ребенок: они сделаны из бумаги!

3-й ребенок: если их постирать. То курточка и Азбука испортятся.

4-й ребенок: они намокнут, помнутся и порвутся!

Буратино: бумага! А что это такое? Какая она, бумага?

Дети: бумага – она разная. Она бывает: гладкая, шершавая. Толстая (плотная), тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая. Цветная, салфеточная.

Восп: вообще-то, Буратино, бумага очень непрочная. Ребята, давайте вспомним ее свойства, которые мы усвоили из опытов.

Дети: из опытов мы узнали, что бумага: мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит.

Восп: бумага – материал универсальный. Из нее делают не только книги и такие курточки, как у тебя. Что еще можно сделать  из бумаги?

Дети: газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду, ее используют в строительстве и обувной промышленности.

Восп: есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они и в огне не горят и в воде не тонут. Выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса.

Буратино: когда и как появился материал под названием бумага? Из чего ее делают?

Восп: очень интересный вопрос ты задал, Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.

Буратино: в прошлое можно попасть только в сказках.

Восп: действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый джинн. (садятся на ковер).

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египет.

       Появляется египтянка под музыку. Танцует.

Египтянка: здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных  плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы отрой палочкой. (дает дощечки). Напишите на дощечках свое имя мне на память.

      (дети пишут свое имя).

Египтянка: затем на берегах реки Нил мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски, укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги – 100 шагов. (изображение на мультимедийном оборудовании).

Египтянка: в городе Пергаменте придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?

            Показывает картину с изображением телят и овец на мультимедийном 

            оборудовании.

Дети: из шкур  телят и овец.

Египтянка: стоил пергамент дороже папируса. Приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. Книга была очень большой – она напоминала сундук. (показывает на мультимедийном оборудовании).

Восп: спасибо вам, египтяночка, за интересный рассказ. До свидания. Летим дальше.

    (дети садятся на «ковер-самолет», звучит таинственная музыка….)

Восп: наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. (Показывает березовый лес, бересту.) береста – березовая кора. Сначала на низ писали грамоты, а потом книги. Как вы думаете, чем писали?

Дети: процарапали костяной или железной палочкой.

Восп: эту палочку называли «писалом».

    (на экране – изображение бересты и процесса написания на бересте).

Восп: затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень легко писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу. Нам необходимо отправиться на бумажную фабрику – в Китай.

        (под музыку входит китаец)

Китаец: здравствуйте!  Смотрите, вот на бумажную фабрику привозят бревна! А вы знаете какие деревья используют для изготовления бумаги?

Дети: сосна, ель, пихта, береза, осина.

Китаец: на фабрике с них дергают кору. Измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают. Другие высушивают, третьи полируют. Переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. А чтобы бумага была белой, гладкой, плотной, добавляют разные специальные отбеливающие вещества, а чтобы стала цветной – красители.

        (показ на экране мультимедийного проектора).

Китаец: как вы думаете, из чего состоит бумага?

Дети: из тонких растительных волокон, спрессованных и связанных между собой.

Китаец: давайте порвем лист бумаги. Если его порвать вдоль волокон, то лист рвется ровно, а если поперек – то неровно.

                 (дети рвут бумагу и определяют, как ее разорвали)

Педагог: спасибо! Нам пора возвращаться в детский сад (садятся на «ковер-самолет»)

   Звучит таинственная музыка, дети возвращаются.

Восп: а теперь ребята, давайте подарим наши поделки из бумаги малышам.

     Дети берут поделки и отправляются к малышам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_bumagi.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания  о свойствах бумаги в процессе опытов. Активизировать речь детей, развивать память, мышление, внимание, интерес, развивать творчество, навыки конструирования.

Предварительная работа: рисование на бумаге карандашами, красками; конструирование из бумаги; письмо на дощечках из глины; знакомство со словами папирус. Береста, пергамент, глина.

Материалы и оборудование: различные поделки из бумаги по количеству детей: мультимедийное оборудование; дощечки, покрытые воском, тонкие палочки.

               

                          Ход образовательной деятельности

Воспитатель приглашает детей рассмотреть поделки из бумаги, сделанные детьми и родителями.

Загадывает загадку:

                            Я белая, как снег,

                            Дружу с карандашом.

                            Где он пройдет,

                            Там заметку кладет.   (бумага)

Восп: правильно! Это – бумага. Люди очень любят бумагу. Даже о ней стихотворение сочинили.

  Дети читают стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги»

1-й ребенок: простой бумаги свежий лист!

                         Ты бел, как мел. Не смят и чист,

                         Твоей поверхности пока

                          Ничья не тронула рука.

2-й ребенок: Чем станешь ты?

                          Когда, какой

                          Исписан будешь ты рукой?

3-й ребенок: Однажды карандаш цветной

                         Пройдется по всему листу,

                         Его заполнив пустоту.

4-й ребенок: И синим будет небосвод,

                         И красным будет пароход.

                         И черным будет в небе дым,

                         И солнце будет золотым!

Восп: а сейчас давайте на листах  бумаги, которые лежат перед вами, нарисуем рисунок по стихотворению.

   Звучит музыка из х/ф «Приключения Буратино».

              Входит Буратино (плачет).

Восп: буратино, что случилось? Почему ты плачешь?

Буратино: я спокойно шел в школу. Меня какой-то мальчишка толкнул прямо в грязь. Я споткнулся и испачкал свою курточку и испортил свою чудесную Азбуку, которую мне подарил папа Карло. Ребята, помогите мне все это постирать!

1-й ребенок: буратино, что ты, нельзя стирать курточку и книгу!

2-й ребенок: они сделаны из бумаги!

3-й ребенок: если их постирать. То курточка и Азбука испортятся.

4-й ребенок: они намокнут, помнутся и порвутся!

Буратино: бумага! А что это такое? Какая она, бумага?

Дети: бумага – она разная. Она бывает: гладкая, шершавая. Толстая (плотная), тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая. Цветная, салфеточная.

Восп: вообще-то, Буратино, бумага очень непрочная. Ребята, давайте вспомним ее свойства, которые мы усвоили из опытов.

Дети: из опытов мы узнали, что бумага: мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит.

Восп: бумага – материал универсальный. Из нее делают не только книги и такие курточки, как у тебя. Что еще можно сделать  из бумаги?

Дети: газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду, ее используют в строительстве и обувной промышленности.

Восп: есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они и в огне не горят и в воде не тонут. Выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса.

Буратино: когда и как появился материал под названием бумага? Из чего ее делают?

Восп: очень интересный вопрос ты задал, Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.

Буратино: в прошлое можно попасть только в сказках.

Восп: действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый джинн. (садятся на ковер).

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египет.

       Появляется египтянка под музыку. Танцует.

Египтянка: здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных  плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы отрой палочкой. (дает дощечки). Напишите на дощечках свое имя мне на память.

      (дети пишут свое имя).

Египтянка: затем на берегах реки Нил мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски, укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги – 100 шагов. (изображение на мультимедийном оборудовании).

Египтянка: в городе Пергаменте придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?

            Показывает картину с изображением телят и овец на мультимедийном  

            оборудовании.

Дети: из шкур  телят и овец.

Египтянка: стоил пергамент дороже папируса. Приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. Книга была очень большой – она напоминала сундук. (показывает на мультимедийном оборудовании).

Восп: спасибо вам, египтяночка, за интересный рассказ. До свидания. Летим дальше.

    (дети садятся на «ковер-самолет», звучит таинственная музыка….)

Восп: наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. (Показывает березовый лес, бересту.) береста – березовая кора. Сначала на низ писали грамоты, а потом книги. Как вы думаете, чем писали?

Дети: процарапали костяной или железной палочкой.

Восп: эту палочку называли «писалом».

    (на экране – изображение бересты и процесса написания на бересте).

Восп: затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень легко писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу. Нам необходимо отправиться на бумажную фабрику – в Китай.

        (под музыку входит китаец)

Китаец: здравствуйте!  Смотрите, вот на бумажную фабрику привозят бревна! А вы знаете какие деревья используют для изготовления бумаги?

Дети: сосна, ель, пихта, береза, осина.

Китаец: на фабрике с них дергают кору. Измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают. Другие высушивают, третьи полируют. Переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. А чтобы бумага была белой, гладкой, плотной, добавляют разные специальные отбеливающие вещества, а чтобы стала цветной – красители.

        (показ на экране мультимедийного проектора).

Китаец: как вы думаете, из чего состоит бумага?

Дети: из тонких растительных волокон, спрессованных и связанных между собой.

Китаец: давайте порвем лист бумаги. Если его порвать вдоль волокон, то лист рвется ровно, а если поперек – то неровно.

                 (дети рвут бумагу и определяют, как ее разорвали)

Педагог: спасибо! Нам пора возвращаться в детский сад (садятся на «ковер-самолет»)

   Звучит таинственная музыка, дети возвращаются.

Восп: а теперь ребята, давайте подарим наши поделки из бумаги малышам.

     Дети берут поделки и отправляются к малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История бумаги

Бумага получила свое название от водяного растения – папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма.Долгий и тернистый путь прошла бумага, прежде чем стала такой, како...

Интегрированное занятие "История бумаги".

Задачи:-познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её назначении и изготовлении;-дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой;-активизиро...

Экспедиция в историю бумаги Одд по ознакомлению с окружающим в старшей группе

   Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем дошкольного образования. Так или иначе, но для дошкольников каждое занятие является новым открытием взро...

НОД "История бумаги"

уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;развивать исследовательские...

Путешествие в прошлое "История бумаги"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству...

История бумаги (презентация)

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми.Форма работы – рассказ воспитателя. Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей...