История бумаги
план-конспект занятия на тему
Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги в процессе опытов. Активизировать речь детей, развивать память, мышление, внимание, интерес, развивать творчество, навыки конструирования.
Предварительная работа: рисование на бумаге карандашами, красками; конструирование из бумаги; письмо на дощечках из глины; знакомство со словами папирус. Береста, пергамент, глина.
Материалы и оборудование: различные поделки из бумаги по количеству детей: мультимедийное оборудование; дощечки, покрытые воском, тонкие палочки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей рассмотреть поделки из бумаги, сделанные детьми и родителями.
Загадывает загадку:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет,
Там заметку кладет. (бумага)
Восп: правильно! Это – бумага. Люди очень любят бумагу. Даже о ней стихотворение сочинили.
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги»
1-й ребенок: простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
2-й ребенок: Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
3-й ребенок: Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
4-й ребенок: И синим будет небосвод,
И красным будет пароход.
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
Восп: а сейчас давайте на листах бумаги, которые лежат перед вами, нарисуем рисунок по стихотворению.
Звучит музыка из х/ф «Приключения Буратино».
Входит Буратино (плачет).
Восп: буратино, что случилось? Почему ты плачешь?
Буратино: я спокойно шел в школу. Меня какой-то мальчишка толкнул прямо в грязь. Я споткнулся и испачкал свою курточку и испортил свою чудесную Азбуку, которую мне подарил папа Карло. Ребята, помогите мне все это постирать!
1-й ребенок: буратино, что ты, нельзя стирать курточку и книгу!
2-й ребенок: они сделаны из бумаги!
3-й ребенок: если их постирать. То курточка и Азбука испортятся.
4-й ребенок: они намокнут, помнутся и порвутся!
Буратино: бумага! А что это такое? Какая она, бумага?
Дети: бумага – она разная. Она бывает: гладкая, шершавая. Толстая (плотная), тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая. Цветная, салфеточная.
Восп: вообще-то, Буратино, бумага очень непрочная. Ребята, давайте вспомним ее свойства, которые мы усвоили из опытов.
Дети: из опытов мы узнали, что бумага: мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит.
Восп: бумага – материал универсальный. Из нее делают не только книги и такие курточки, как у тебя. Что еще можно сделать из бумаги?
Дети: газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду, ее используют в строительстве и обувной промышленности.
Восп: есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они и в огне не горят и в воде не тонут. Выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса.
Буратино: когда и как появился материал под названием бумага? Из чего ее делают?
Восп: очень интересный вопрос ты задал, Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: в прошлое можно попасть только в сказках.
Восп: действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый джинн. (садятся на ковер).
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египет.
Появляется египтянка под музыку. Танцует.
Египтянка: здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы отрой палочкой. (дает дощечки). Напишите на дощечках свое имя мне на память.
(дети пишут свое имя).
Египтянка: затем на берегах реки Нил мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски, укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги – 100 шагов. (изображение на мультимедийном оборудовании).
Египтянка: в городе Пергаменте придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?
Показывает картину с изображением телят и овец на мультимедийном
оборудовании.
Дети: из шкур телят и овец.
Египтянка: стоил пергамент дороже папируса. Приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. Книга была очень большой – она напоминала сундук. (показывает на мультимедийном оборудовании).
Восп: спасибо вам, египтяночка, за интересный рассказ. До свидания. Летим дальше.
(дети садятся на «ковер-самолет», звучит таинственная музыка….)
Восп: наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. (Показывает березовый лес, бересту.) береста – березовая кора. Сначала на низ писали грамоты, а потом книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: процарапали костяной или железной палочкой.
Восп: эту палочку называли «писалом».
(на экране – изображение бересты и процесса написания на бересте).
Восп: затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень легко писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу. Нам необходимо отправиться на бумажную фабрику – в Китай.
(под музыку входит китаец)
Китаец: здравствуйте! Смотрите, вот на бумажную фабрику привозят бревна! А вы знаете какие деревья используют для изготовления бумаги?
Дети: сосна, ель, пихта, береза, осина.
Китаец: на фабрике с них дергают кору. Измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают. Другие высушивают, третьи полируют. Переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. А чтобы бумага была белой, гладкой, плотной, добавляют разные специальные отбеливающие вещества, а чтобы стала цветной – красители.
(показ на экране мультимедийного проектора).
Китаец: как вы думаете, из чего состоит бумага?
Дети: из тонких растительных волокон, спрессованных и связанных между собой.
Китаец: давайте порвем лист бумаги. Если его порвать вдоль волокон, то лист рвется ровно, а если поперек – то неровно.
(дети рвут бумагу и определяют, как ее разорвали)
Педагог: спасибо! Нам пора возвращаться в детский сад (садятся на «ковер-самолет»)
Звучит таинственная музыка, дети возвращаются.
Восп: а теперь ребята, давайте подарим наши поделки из бумаги малышам.
Дети берут поделки и отправляются к малышам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_bumagi.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги в процессе опытов. Активизировать речь детей, развивать память, мышление, внимание, интерес, развивать творчество, навыки конструирования.
Предварительная работа: рисование на бумаге карандашами, красками; конструирование из бумаги; письмо на дощечках из глины; знакомство со словами папирус. Береста, пергамент, глина.
Материалы и оборудование: различные поделки из бумаги по количеству детей: мультимедийное оборудование; дощечки, покрытые воском, тонкие палочки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей рассмотреть поделки из бумаги, сделанные детьми и родителями.
Загадывает загадку:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет,
Там заметку кладет. (бумага)
Восп: правильно! Это – бумага. Люди очень любят бумагу. Даже о ней стихотворение сочинили.
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Лист бумаги»
1-й ребенок: простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
2-й ребенок: Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
3-й ребенок: Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
4-й ребенок: И синим будет небосвод,
И красным будет пароход.
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
Восп: а сейчас давайте на листах бумаги, которые лежат перед вами, нарисуем рисунок по стихотворению.
Звучит музыка из х/ф «Приключения Буратино».
Входит Буратино (плачет).
Восп: буратино, что случилось? Почему ты плачешь?
Буратино: я спокойно шел в школу. Меня какой-то мальчишка толкнул прямо в грязь. Я споткнулся и испачкал свою курточку и испортил свою чудесную Азбуку, которую мне подарил папа Карло. Ребята, помогите мне все это постирать!
1-й ребенок: буратино, что ты, нельзя стирать курточку и книгу!
2-й ребенок: они сделаны из бумаги!
3-й ребенок: если их постирать. То курточка и Азбука испортятся.
4-й ребенок: они намокнут, помнутся и порвутся!
Буратино: бумага! А что это такое? Какая она, бумага?
Дети: бумага – она разная. Она бывает: гладкая, шершавая. Толстая (плотная), тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая. Цветная, салфеточная.
Восп: вообще-то, Буратино, бумага очень непрочная. Ребята, давайте вспомним ее свойства, которые мы усвоили из опытов.
Дети: из опытов мы узнали, что бумага: мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит.
Восп: бумага – материал универсальный. Из нее делают не только книги и такие курточки, как у тебя. Что еще можно сделать из бумаги?
Дети: газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду, ее используют в строительстве и обувной промышленности.
Восп: есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они и в огне не горят и в воде не тонут. Выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса.
Буратино: когда и как появился материал под названием бумага? Из чего ее делают?
Восп: очень интересный вопрос ты задал, Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.
Буратино: в прошлое можно попасть только в сказках.
Восп: действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый джинн. (садятся на ковер).
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египет.
Появляется египтянка под музыку. Танцует.
Египтянка: здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы отрой палочкой. (дает дощечки). Напишите на дощечках свое имя мне на память.
(дети пишут свое имя).
Египтянка: затем на берегах реки Нил мы нашли растение – папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски, укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги – 100 шагов. (изображение на мультимедийном оборудовании).
Египтянка: в городе Пергаменте придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?
Показывает картину с изображением телят и овец на мультимедийном
оборудовании.
Дети: из шкур телят и овец.
Египтянка: стоил пергамент дороже папируса. Приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. Книга была очень большой – она напоминала сундук. (показывает на мультимедийном оборудовании).
Восп: спасибо вам, египтяночка, за интересный рассказ. До свидания. Летим дальше.
(дети садятся на «ковер-самолет», звучит таинственная музыка….)
Восп: наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. (Показывает березовый лес, бересту.) береста – березовая кора. Сначала на низ писали грамоты, а потом книги. Как вы думаете, чем писали?
Дети: процарапали костяной или железной палочкой.
Восп: эту палочку называли «писалом».
(на экране – изображение бересты и процесса написания на бересте).
Восп: затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень легко писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу. Нам необходимо отправиться на бумажную фабрику – в Китай.
(под музыку входит китаец)
Китаец: здравствуйте! Смотрите, вот на бумажную фабрику привозят бревна! А вы знаете какие деревья используют для изготовления бумаги?
Дети: сосна, ель, пихта, береза, осина.
Китаец: на фабрике с них дергают кору. Измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают. Другие высушивают, третьи полируют. Переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу. А чтобы бумага была белой, гладкой, плотной, добавляют разные специальные отбеливающие вещества, а чтобы стала цветной – красители.
(показ на экране мультимедийного проектора).
Китаец: как вы думаете, из чего состоит бумага?
Дети: из тонких растительных волокон, спрессованных и связанных между собой.
Китаец: давайте порвем лист бумаги. Если его порвать вдоль волокон, то лист рвется ровно, а если поперек – то неровно.
(дети рвут бумагу и определяют, как ее разорвали)
Педагог: спасибо! Нам пора возвращаться в детский сад (садятся на «ковер-самолет»)
Звучит таинственная музыка, дети возвращаются.
Восп: а теперь ребята, давайте подарим наши поделки из бумаги малышам.
Дети берут поделки и отправляются к малышам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История бумаги
Бумага получила свое название от водяного растения – папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма.Долгий и тернистый путь прошла бумага, прежде чем стала такой, како...
Интегрированное занятие "История бумаги".
Задачи:-познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её назначении и изготовлении;-дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой;-активизиро...
Экспедиция в историю бумаги Одд по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем дошкольного образования. Так или иначе, но для дошкольников каждое занятие является новым открытием взро...
НОД "История бумаги"
уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;развивать исследовательские...
История бумаги
....
Путешествие в прошлое "История бумаги"
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству...
История бумаги (презентация)
Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми.Форма работы – рассказ воспитателя. Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей...