Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду
консультация на тему

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду.

 Проблемы гендерного воспитания  волнуют в наше время  большое количество педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как  это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты гендерного воспитания заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости.                                                                Под « гендером» понимается социальный пол человека,  формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации, к проявлению своей идентичности, к использованию равных возможностей поведения, независимо от половой принадлежности.

  Работа по формированию полоролевого поведения детей в детском саду  нацелена на:         - ознакомление с качествами мужественности и женственности, проявлениями и      

  предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье;                  - на формирование навыков и умений поведения;                                                                               - на выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных  

  отношений;                                                                                                                                                - на формирование отношений между девочками и мальчиками в группе.  

  Для этого необходимо создавать условия для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных  в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; сочувствия, нежности и ласки – у девочек.    

  В результате анализа психолого-педагогических исследований было установлено ,что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

  Организуя работу  гендерного воспитания с дошкольниками  надо помнить, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания.

   В 3 года ребенок начинает осознавать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя  с представителями своего пола. Имеет первоначальное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу,  по отношению к детям другого пола.

 С четвертого года жизни  ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте - робким или уверенным,  таким и будет в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности. Дети 4-5 лет имеют дефференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков(«Я мальчик, я ношу брюки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик-сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка-дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей  соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, в специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

  В 5-6 лет у ребенка формируется  система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее  эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли   достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обследовании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласка, а девочки на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом,  девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

 Дети 6-7 лет владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными                                       проявлениями мужских и женских свойств(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).   К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества.  Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка –стойко переносить неприятности); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

 Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, необходимо чтобы предметно-развивающая среда в группах детского сада не только обеспечивала  разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную), но и являлась основой самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека.

 Так как игра является основным видом деятельности дошкольников, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материала и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей надо обратить внимание на следующее:

- привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей ;    

- к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

- достаточность и полноту  материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят

  модель социального поведения женщины-матери;

- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых

  для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.  

  Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой  жизни,  что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я –мама», «Я-папа».

 Роль воспитателя состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей, при этом руководить как играми,  в которых участвуют все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Надо учесть, что мальчикам нужно больше пространства для игр, так как они в игре развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Только нужно следить, за тем, чтобы игра не носила агрессивный характер, научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков, создавая для этого соответствующие условия.

  Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, необходимо, чтобы все что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у них должно быть достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

 Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять  в определенной последовательности ролевые действия, тогда можно перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

  Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие детского сада, оказанное на девочек или мальчиков в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

 

Список литературы.

  1. Бабчинская В.Ю., БацинаЕ.Г., Крылова Л.Ю., Сертакова Н.М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2015.-162с.
  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада.-М.: Просвещение, 2006.
  3. Моралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Успех.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.О.Березиной, И.А.Бурлаковой, Е.Н.Герасимовой.-М.: Просвещение, 2012.-303с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду

гендерное воспитание - это воспитание ребенка с учетом его половой принадлежности....

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду

Гендерное воспитание – это воспитание ребёнка с учётом его половой принадлежности. Такой подход даёт возможность сформировать у ребёнка четкое представление о девочках и мальчиках. При этом акце...

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В результате этого содержание обучения и во...

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации.

Презентация. Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации....

Продукты самообразования "Гендерное воспитание дошкольников в детском саду"

Особенности гендерного воспитания в условиях ДОУ. Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают приемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании маль...

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду

Гендорное воспитание - это воспитание ребенка с учетом его полового принадлежности....

Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду

Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду...