Отчет по самообразованию на тему: «Интегративная образовательная область «Физическая культура», «Здоровье» в соответствии с ФГТ»
консультация на тему

Золотарёва Валентина Эвальдовна

Отчет по самообразованию

на тему:

 

«Интегративная образовательная область «Физическая культура», «Здоровье» в соответствии с ФГТ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Тополёк"

Отчет по самообразованию

на тему:

«Интегративная образовательная область «Физическая культура», «Здоровье» в соответствии с ФГТ»

   

2013г.

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

     Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

   Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

   Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?

  Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

 ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.    

    В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения.

Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения  применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время, специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Оснований, по которым составляется перечень образовательных задач, две. Первое основание – деятельностный  подход. Каждая образовательная область, направлена на развитие какой либо детской деятельности и основана на ней:  «Физическая культура» -  двигательной, «Здоровье» -на сохранение и укрепление здоровья детей. Второе основание - выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого - педагогической работы (помимо общеразвивающих, на решение, которых направлено все содержание дошкольного образования).

        Образовательные области - «Здоровье» и «Безопасность» не являются вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого - педагогической работы по формированию культурных навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных задач направленных на сохранение и укрепление здоровье детей. Причем удельный вес профилактической и оздоровительной работы достаточно высок, так как разговор о здоровье подрастающего поколения в сфере образования необходимо начинать минимум с дошкольного возраста. Все образовательные области взаимосвязаны между собой. К примеру: содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»

Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

«Физическая культура»

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья

В связи с результатами и выводами проведенного анализа соответствия содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», реализуемых в настоящее время программ Федеральным государственным требованиям, руководители и педагоги дошкольных учреждений могут ориентироваться на следующие программно-методические источники.

Содержание образовательной области «Физическая культура»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

 

«Здоровье»

Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья

«Музыка»

Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств

«Познание»

В части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение

«Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности

«Труд»

Накопление опыта двигательной активности

 

  Детский сад работает в режиме инновационной деятельности по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения».     Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность с учетом федеральных государственных требований  коллектив дошкольного учреждения в процессе инновационной деятельности выдвигает на первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса.           Реализацию этих областей мы начали с пересмотра перспективных планов. Были разработаны планы: инструктором по физкультуре по образовательной области «Физическая культура» и педагогами  по областям «Здоровье» и «Безопасность» в соответствии с требованиями ФГТ , которые осуществляются в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.

Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста.

Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего прибивания в детском саду, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого ребенка.

Все, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная среда является гарантией, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.

Для организации самостоятельной, индивидуальной деятельности в группе нами создана предметно - развивающая среда: физкультурно-оздоровительные уголки, уголок по ПДД, уголки «Поликлиника», «Аптека» и др. Пособия и нетрадиционное оборудование в уголках изготовлено руками педагогов  совместно с родителями. В группах имеются тематические настольные и дидактические игры, альбомы, таблицы, модели (в соответствии с возрастом детей). Педагоги обращают внимание и на создание благоприятных условий в помещении.

       В рамках реализации образовательных областей «Физическая культура», «Безопасность» и «Здоровье» программа «Детство (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой) предусматривает организацию:

* образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения;

*образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

        *   в самостоятельной деятельности детей;

* в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

В старшем дошкольном возрасте организованная образовательная деятельность предполагает проведение НОД с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно – познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Интеграция областей физического направления происходит:

  • во время занятий физическими упражнениями (утренней гимнастикой, физической культурой,  гимнастикой после сна,  подвижными и спортивными играми);
  • проведения закаливающих процедур (прогулок на свежем воздухе, водных процедур, воздушных ванн и т.п.);
  • внедрения в работу с дошкольниками нетрадиционных форм оздоровления (дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различных видов массажа).

Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней), праздников и развлечений, где прослеживается в тесном контакте интеграция всех областей. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.

В рамках проведения Дня здоровья в средней группе был проведен оздоровительный досуг «Прогулка в лесу». В целях формирования у детей представления о здоровье, как одно из ценностей жизни, педагог использовала дыхательную гимнастику, пальчиковую игру «Шишки», физкультминутку «Гимнастика для лесных зверушек», оздоровительные игры по Галанову А. С. («Сова и мыши», «Собери шары»).

Дети старшего дошкольного возраста участвовали в музыкально-спортивном празднике «День здоровья», в подготовке и проведении которого приняли участие физинструктор, музыкальный руководитель, воспитатели.  С участниками команд «Айболит» и «Мойдодыр» была проведена викторина «Что, мы знаем о здоровье», комплекс гимнастики для глаз,    игровой самомассаж ушных раковин, игры - эстафеты: «Заморочки из мешочка», «Веселый кенгуру», «Полоса препятствий». Прозвучали стихи и песни о спорте. На каждом этапе соревнований дети получали сувениры. Победители были награждены дипломами за участие и хорошие результаты. Дети получили знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей  ценностей здорового образа жизни.

Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе нашего дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.

 Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах: «Генеалогическое спортивное древо семьи», «Создание безопасного маршрута «Детский сад – дом», проявляя при этом творческие навыки, изучают историю семьи , закрепляют навыки безопасного поведения в условиях города.

Родителей привлекаем  к участию в совместных занятиях, досугах, праздниках.

 Недавно был проведен досуг «Путешествие в страну Светофорию», в котором принимали участие педагоги, родители и дети. С участниками была проведена викторина «Дорожные знаки», игры – эстафеты «Зебра», «Автобусная остановка» «Автомобили». Родители вместе с детьми отгадывали загадки, с большим  удовольствием     участвовали  в соревнованиях. Дети совместно с родителями подготавливали выставку с рисунками «Наш друг Светофор». И дети, и родители получили возможность убедиться в том, что знание и соблюдение правила дорожного движения, безопасное поведение на улице - одна из основ сохранения здоровья, благополучного будущего взрослых и детей.

В итоге можно сделать вывод, что интеграция образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура» приносит свои результаты: дети учатся думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГТ, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеграция образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье ", "Безопасность" в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление на заседании городского методического центра для начинающих воспитателей ДОУ«Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье» в работе с детьми  д...

Реализация образовательной области «Физическая культура», на предмет соответствия развивающей среды требованиям ФГТ.

«Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» данная презентаци...

Доклад на тему "Пути реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"

Выступление на зонально-практической конференции "Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"...

перспективное планирование образовательных областей Физическая культура, Здоровье, Безопасность в первой младшей группе

Особенностью составления перспективного планирования  в первой младшей группе по программе "Детство" является объединение трех образовательных областей (Физическая культура, Здоровье, Безопасност...

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Зоопарк»(Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»).

учить детей правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений....

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье» Картотека общеразвивающих упражнений для детей подготовительной к школе группы

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье»Картотека общеразвивающих упражнений для детей подготовительной к школе группы...

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье» Картотека общеразвивающих упражнений для детей старшей группы.

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье»Картотека общеразвивающих упражнений для детей старшей группы....