Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности
статья на тему

Какой должен быть воспитатель в своей творческой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности

        

В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг.

Проблема в том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, так как  не обеспечивает достаточной готовности будущих специалистов в успешной профессиональной  деятельности в современных условиях. Также следует отметить, что профессия воспитателя связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием  и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т. е осуществлять непрерывное образование. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

        Успешность творческой деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога (требовательность, общительность, сдержанность, честность, справедливость), его педагогических умений и уровня знаний, организаторских способностей, профессиональной работоспособности и компетентности.

        Психологической основой компетентности является:

  1. педагогический стаж в сфере педагогической деятельности, разряд;
  2. профессиональное развитие;
  3. готовность к постоянному повышению своей квалификационной категории.

Но главное – педагог – не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в педагогической деятельности, общество всегда предъявляет к нему  высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к детям и педагогической деятельности в соответствии с моральными нормами современного общества:

  • социальная активность;
  • педагогический долг;
  • высокая ответственность;
  • организация своей деятельности и деятельности детей;
  • отношение с родителями детей;
  • общение с коллегами по работе, с руководством;
  • профессиональная работоспособность;
  • физическое и психологическое здоровье воспитателя;
  • любовь к детям, уважение и забота о них;
  • желание работать с детьми, общаться с ними.

        Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, означает склонность к педагогической деятельности, т. е желание и непосредственное занятие ею. Наличие педагогического призвания можно

выявить только в ходе педагогической деятельности, оно формируется в процессе накопления творческого и практического опыта.

        Базовые личностные качества определяют успешность педагогической деятельности. Такие особенности педагога отмечалось: у опытного, творческого,  общительного, чуткого воспитателя, у которого складываются  хорошие, доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе; все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят методически верно, а главное – творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Если у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и навыки, не умения и нежелание применять их правильно на практике, личностные качества, то наблюдается определенные пробелы в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно – образовательного процесса. Поэтому необходимой  рекомендацией таким воспитателям будет только одно – совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, постоянно работать над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.

        Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность творческой деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном, педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.

        Для изменения сложившейся ситуации в психологической стабилизации личности в процессе творческой деятельности нужно

применять следующие формы работы:

        - семинары и тренинги, направленные на профилактику синдрома профессионального выгорания, овладения навыками эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях;

        - тренинги повышения педагогической эффективности;

        - оказание информационной и психологической поддержки в конфликтных ситуациях в форме индивидуального и группового консультирования;

        - оказание психологической поддержки педагогам в наиболее ответственные периоды их профессиональной деятельности (например, в начале профессиональной карьеры, в период прохождения аттестации).

        Именно, профилактика проблем, а не их преодолению, на мой взгляд, и в работе с педагогами психолог должен уделить самое пристальное внимание.

        Психологи образования на сегодняшний момент может оказать серьезную помощь педагогам в повышении их профессионального и личностного самосознания в направлении таких параметров, как:

  1. уровень профессиональной подготовки
  2. творческий потенциал
  3. гибкость в методах обучения
  4. стремление к результативности, личному росту
  5. эмоциональная стабильность

        Что в целом, будет способствовать созданию условий для сохранения психической стабильности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада, это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. Музыкально-педагогическая...

Формирование нравственных качеств личности в процессе игровой деятельности

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к...

Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности

В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процесс...

Программа по социализации детей 4-7 лет в процессе творческой деятельности

Дополнительная образовательная программа направлена на позитивную социализацию дошкольников в ДОУ в процессе творческой деятельности. Творчество – это активная форма самовыражения, а так же возм...

Доклад «Речевое развитие детей в процессе творческой деятельности»

Данный материал будет полезен для педагогов детского сада и родителей. В нем содержится, как организовать театральную деятельность в детском саду....

Сообщение "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности по лепке"

Цель: познакомить педагогов с приёмами  и методикой лепки из солёного теста; с рецептами приготовления солёного теста;  разъяснить значение развития мелкой моторики пальцев рук и умственным ...