Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности
статья на тему
Какой должен быть воспитатель в своей творческой деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг.
Проблема в том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, так как не обеспечивает достаточной готовности будущих специалистов в успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Также следует отметить, что профессия воспитателя связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т. е осуществлять непрерывное образование. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию.
Успешность творческой деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога (требовательность, общительность, сдержанность, честность, справедливость), его педагогических умений и уровня знаний, организаторских способностей, профессиональной работоспособности и компетентности.
Психологической основой компетентности является:
- педагогический стаж в сфере педагогической деятельности, разряд;
- профессиональное развитие;
- готовность к постоянному повышению своей квалификационной категории.
Но главное – педагог – не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в педагогической деятельности, общество всегда предъявляет к нему высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к детям и педагогической деятельности в соответствии с моральными нормами современного общества:
- социальная активность;
- педагогический долг;
- высокая ответственность;
- организация своей деятельности и деятельности детей;
- отношение с родителями детей;
- общение с коллегами по работе, с руководством;
- профессиональная работоспособность;
- физическое и психологическое здоровье воспитателя;
- любовь к детям, уважение и забота о них;
- желание работать с детьми, общаться с ними.
Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, означает склонность к педагогической деятельности, т. е желание и непосредственное занятие ею. Наличие педагогического призвания можно
выявить только в ходе педагогической деятельности, оно формируется в процессе накопления творческого и практического опыта.
Базовые личностные качества определяют успешность педагогической деятельности. Такие особенности педагога отмечалось: у опытного, творческого, общительного, чуткого воспитателя, у которого складываются хорошие, доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе; все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят методически верно, а главное – творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Если у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и навыки, не умения и нежелание применять их правильно на практике, личностные качества, то наблюдается определенные пробелы в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно – образовательного процесса. Поэтому необходимой рекомендацией таким воспитателям будет только одно – совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, постоянно работать над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.
Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность творческой деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном, педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.
Для изменения сложившейся ситуации в психологической стабилизации личности в процессе творческой деятельности нужно
применять следующие формы работы:
- семинары и тренинги, направленные на профилактику синдрома профессионального выгорания, овладения навыками эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- тренинги повышения педагогической эффективности;
- оказание информационной и психологической поддержки в конфликтных ситуациях в форме индивидуального и группового консультирования;
- оказание психологической поддержки педагогам в наиболее ответственные периоды их профессиональной деятельности (например, в начале профессиональной карьеры, в период прохождения аттестации).
Именно, профилактика проблем, а не их преодолению, на мой взгляд, и в работе с педагогами психолог должен уделить самое пристальное внимание.
Психологи образования на сегодняшний момент может оказать серьезную помощь педагогам в повышении их профессионального и личностного самосознания в направлении таких параметров, как:
- уровень профессиональной подготовки
- творческий потенциал
- гибкость в методах обучения
- стремление к результативности, личному росту
- эмоциональная стабильность
Что в целом, будет способствовать созданию условий для сохранения психической стабильности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»
Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада, это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. Музыкально-педагогическая...
Формирование нравственных качеств личности в процессе игровой деятельности
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к...
Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности
В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процесс...
Программа по социализации детей 4-7 лет в процессе творческой деятельности
Дополнительная образовательная программа направлена на позитивную социализацию дошкольников в ДОУ в процессе творческой деятельности. Творчество – это активная форма самовыражения, а так же возм...
Доклад «Речевое развитие детей в процессе творческой деятельности»
Данный материал будет полезен для педагогов детского сада и родителей. В нем содержится, как организовать театральную деятельность в детском саду....
Сообщение "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности по лепке"
Цель: познакомить педагогов с приёмами и методикой лепки из солёного теста; с рецептами приготовления солёного теста; разъяснить значение развития мелкой моторики пальцев рук и умственным ...