Программа по социализации детей 4-7 лет в процессе творческой деятельности
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Владимировна

Дополнительная образовательная программа направлена на позитивную социализацию дошкольников в ДОУ в процессе творческой деятельности. Творчество – это активная форма самовыражения, а так же возможность формирования ключевых качеств личности: самостоятельности, инициативности, настойчивости, самоконтроля, самооценки. В процессе занятий творчеством у детей формируется положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Дети учатся учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам. Кроме того, «творчество является важным средством, снимающим у детей скованность, страх, неуверенность в себе, это не только путь развития самых разных способностей детей, но и способ адаптации личности в социуме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotsializatsii.docx73.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Согласовано:                                                                                 Утверждаю:       на педагогическом совете №1                   Заведующий _______Т.В.Щелкунова

Дополнительная образовательная программа

по социализации дошкольников 4-7 лет в ДОУ

в процессе творческой деятельности.

Автор-составитель:

Е.В.Новикова

воспитатель

I кв. категории

Новосибирск 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

I Целевой раздел……………………………………………………………...2  

1.1. Пояснительная записка. Актуальность, цель и задачи Программы…...2  

1.2. Принципы построения Программы…………………………………….. 3

1.3. Интеграция образовательных областей………………………………... 4

1.4. Планируемые результаты освоения Программы …………………….....5

II Содержательный раздел……………………………………………….....5

2.1. Средняя группа

2.1.1. Задачи и содержание работы с детьми 4-5 лет ……………………….5

2.1.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности ……………………………………………………………………...6

2.1.3. Планирование совместной деятельности в средней группе ………..12

2.2. Старшая группа

2.2.1. Задачи и содержание работы с детьми 5-6 лет …………………….. 13

2.2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности …………………………………………………………………….14

2.2.3. Планирование совместной деятельности в старшей группе ……….21

2.3. Подготовительная группа

2.3.1. Задачи и содержание работы с детьми 6-7 лет …………………….. 22

2.3.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности …………………………………………………………………….23

2.3.4. Планирование совместной деятельности в подготовительной группе …………………………………………………………………………………… 30

III Организационный раздел…………………………………………….. 31

3.1. Планирование работы …………………………………………………. 31

3.2. Взаимодействие с семьей ………………………………………………32

3.3. Программно-методическое оснащение ………………………………. 32

IV Приложение

 

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка. Цель и задачи Программы

Дополнительная образовательная программа направлена на позитивную социализацию дошкольников в ДОУ в процессе творческой деятельности.

Данная Программа составлена в соответствии с

 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

 Основной Образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

Актуальность:

Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.

Что такое позитивная социализация? Это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Как научить детей этой гармонии? Через игру, общение, через разные виды деятельности, через положительные эмоции и личный пример.

Одним из таких видов деятельности является детское творчество. Творчество – это активная форма самовыражения, а так же возможность формирования ключевых качеств личности: самостоятельности, инициативности, настойчивости, самоконтроля, самооценки. В процессе занятий творчеством у детей формируется положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Дети учатся учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам. Кроме того, «творчество является важным средством, снимающим у детей скованность, страх, неуверенность в себе, это не только путь развития самых разных способностей детей, но и способ адаптации личности в социуме».*

__________________________________________________________________

* Компетентностная модель дошкольного образования: Монография/ Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П.Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.- 229 с.

Детский сад – это коллектив, это социум, это второй, после семьи, институт приобретения социального опыта и единственный в своем роде, где ребенок, попадая в коллектив сверстников и взрослых, приобретает социальные навыки.

Здесь, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и неповторимость в процессе сотрудничества и самореализации.

Дошкольное детство не должно быть подготовкой к чему-то. Ребенок живет здесь и сейчас. И каждый день должен быть интересным, ярким и увлекательным. В атмосфере радости, благополучия и комфорта, ребенок ненавязчиво получает эталоны социального поведения, сотрудничества и общения.

Цель Программы: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных взаимоотношений в процессе творческой деятельности.

Задачи:

- создать условия для развития творческого потенциала детей;

- формировать умения взаимодействовать, договариваться в процессе совместной деятельности;

- развивать личностные качества воспитанников: самостоятельность, инициативность, настойчивость, самоконтроль, самооценку.

1.2. Принципы построения Программы

- Принцип гуманного взаимодействия педагога и детей.

Реализация этого принципа направлена на воспитание личности в коллективе и ориентирована на обретение ребёнком своего образа, творческого начала, индивидуальности и в то же время, умения понять и принять индивидуальность другого, признать его точку зрения.

- Принцип воспитания в деятельности.

Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей. Действуя и общаясь, ребёнок на собственном практическом опыте овладевает нормами и правилами поведения в обществе.

- Принцип сотворчества.

«Сотворчество – предметный процесс совместного поиска истины».* Он предполагает совместную творческую деятельность дошкольников с педагогом и друг с другом. Эта деятельность имеет поисковый характер и направлена на сотрудничество, диалогический стиль общения и равноправие.

Воспитательный процесс, построенный на принципе сотворчества, будет способствовать становлению коммуникативно-развитой, творческой, активной личности.

- Принцип импровизационности.

Этот принцип направлен на развитие умения фантазировать, придумывать, комбинировать знакомый материал и делать это спонтанно. Его реализация основывается на эмпирическом опыте детей и «ориентирует педагога на активизацию самостоятельности детей, гибкости мышления, поиску собственных, спонтанных решений, нахождению многовариативных идей для решения проблемы».*

1.3. Интеграция образовательных областей

        Программа позволяет напрямую или косвенно решать задачи 5-ти образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам творчества; формирование основ безопасного поведения в быту.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование переживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие: развитие интересов детей; любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование знаний о свойствах и качествах предметов, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой моторики.

1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы

        Гармоничное взаимодействие, общение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и позитивное отношение к себе, другим людям и окружающему миру.

Проявление самостоятельности, творческой активности и инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Способность к эмпатии и толерантность.

II Содержательный раздел

2.1. Средняя группа

2.1.1. Задачи и содержание работы с детьми 4-5 лет

Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствие, одобрение хороших поступков.

        Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

        Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности, ответственности за взятые на себя обязательства.

        Сформировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы.

        Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам.

        Приучать самостоятельно готовить своё рабочие место, поддерживать порядок во время работы и убирать после её окончания.

        Сформировать умение доброжелательно общаться со сверстниками, вести беседу, отвечать на вопросы, высказывать свои мысли, чувства, желания.

        Приобщать детей к искусству бумагопластики, формировать интерес к этому виду деятельности. Знакомить детей со свойствами бумаги и приёмами бумагопластики: разрывание бумаги на кусочки, скатывание бумаги в плотные комочки, жгутики, комки разного размера, обрывание по контуру, разрезание по прямой. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

        Поощрять проявление активности, творчества, формировать самостоятельность.

2.1.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности

Бумагопластика

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1,2. Диагностика

3. Знакомство с видами и свойствами бумаги.

Познакомить с разными видами бумаги: картон, обычная бумага, цветная, гофрированная, салфетки, упаковочная (серая), газеты, журналы. Опытным путем определить свойства бумаги: мнется, рвется, раскисает в воде.

Воспитывать интерес к совместной деятельности.

4. «Листопад»

Формировать умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать их на основу, создавая композицию.  

Формировать умение поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой по окончании работы.

Октябрь

1. «Зелёненький горошек»

Формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотные комочки и составлять композицию.

Поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой по окончании работы.

2. «Яблоки румяные» (работа в подгруппах)

Формировать умение мять бумагу, скатывать из неё комочки и приклеивать на картон.

Воспитывать интерес к совместной деятельности, формировать умение работать в подгруппе, договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Убирать рабочее место по окончании работы.

3. «Ветка рябины» (работа в подгруппах)

Формировать умение  скатывать маленькие кусочки бумаги в плотные комочки и составлять из них композицию.

Формировать умение работать в подгруппе, договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, доводить начатое дело до конца; убирать за собой рабочее место.

4. «Золотая осень» (коллективная работа)

Формировать умение  скатывать маленькие кусочки бумаги в плотные комочки и заполнять ими рисунок.

Формировать умение при выполнении коллективной работы выполнять свою часть общего дела, доводить начатое дело до конца, не мешать другим; убирать за собой рабочее место.

Ноябрь

1. «Мишка-медведь»

Формировать умение  скатывать бумагу в комки разного размера и составлять из них объект.

Формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Убирать за собой рабочее место.

2. «Барашек»

Продолжать скатывать маленькие кусочки газетной бумаги в шарики, заполнять ими силуэтное изображение.

Формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Положительно оценивать работы других детей. Убирать за собой рабочее место.

3. «Пестренькая курочка»

Формировать умение  мять и катать журнальные листы в комки разного размера, составлять объект, дополнять образ недостающими деталями (заготовки).

Продолжать формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Положительно оценивать работы других детей. Убирать за собой рабочее место.

4. «Африка»

Формировать умение  аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать их на основу, создавая композицию.  

Продолжать формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Положительно оценивать работы других детей. Убирать за собой рабочее место.

Декабрь

1. «Белый снег пушистый…»

Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать их на основу, создавая композицию.  

Формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Положительно оценивать работы других детей. Убирать за собой рабочее место.

2. «Снеговик»

Упражнять в умении скатывать бумажные салфетки в комки разных размеров, составлять объект, дополнять образ недостающими деталями (заготовки).

Воспитывать дружеские отношения, стремление помочь друг другу, умение хвалить работы других детей. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Висят на елке бусы…»

Составлять аппликацию из готовых форм (елка из треугольников), с частичным наложением друг на друга. Скатывать шарики из мелких кусочков бумаги и располагать их в виде бус. Дополнить работу конфетти, снежинками и др.  

Воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Январь

1. «Салют»

Формировать умение скатывать в жгутики полоски гофрированной бумаги, упражнять в скатывании комочков из маленьких кусочков бумаги; составлять композицию из полученных деталей на темном фоне.

Формировать умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. Положительно оценивать работы других детей. Убирать за собой рабочее место.

2. «Сорока-белобока»

Закреплять умение скатывать в жгутики полоски гофрированной бумаги, упражнять в скатывании комочков из маленьких кусочков бумаги; составлять композицию из полученных деталей на темном фоне.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Котенок и клубочки»

Скатывание жгутиков из полосок гофрированной бумаги, а затем скатывание жгутиков в спирали. Наклеивание спиралей на картон.  

Воспитывать самостоятельность, настойчивость. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Февраль

1. «Снегири на ветках» (коллективная работа)

Закреплять умение скатывать бумагу в комки разного размера и составлять из них объект.

Воспитывать интерес к совместной деятельности, формировать положительное отношение друг к другу, умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Убирать рабочее место по окончании работы.

2. «Рыбки в аквариуме» (работа в подгруппах)

Упражнять в вырезании геометрических форм; составление из них композиции путем наклеивания готовых деталей на общий фон.

Воспитывать интерес к совместной деятельности, формировать умение работать в подгруппе, договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Убирать рабочее место по окончании работы.

3. «Открытка для папы»

Составлять композицию из готовых объектов, дополняя своими элементами. Сочетать аппликацию с рисованием.

Воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение хвалить работы других детей. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Фиалки на подоконнике»

Продолжать скатывать маленькие кусочки гофрированной бумаги в шарики, заполнять ими силуэтное изображение.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Март

1. «Веточка мимозы»

Упражнять в скатывании жгутиков из полоски гофрированной бумаги, комочков из маленьких кусочков бумаги; составлять композицию из полученных деталей.

Воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение хвалить работы других детей. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

2,3. «В гостях у сказки» (коллективная работа)

Упражнять в скатывании жгутиков и комочков из гофрированной бумаги и заполнение ими рисунка (сюжета из сказки).

Воспитывать интерес к совместной деятельности, формировать положительное отношение друг к другу, умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Убирать рабочее место по окончании работы.

4. «Весенняя капель»

Скатывать жгутики из полосок гофрированной бумаги (в виде сосульки). Составлять композицию, добавляя плоскостные элементы (солнышко), комочки (капельки).

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Апрель

1. «Лесные картинки» (работа в подгруппе)

Применять различные техники бумагопластики в одной работе: скатывание полосок бумаги в жгутики, кусочков – в шарики, обрывание по контуру. Заполнение готовыми деталями рисунка.

Формировать умение планировать свою деятельность, договариваться, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца.

2. «Паучок»

Упражнять в скатывании бумаги в жгутики и комки разного размера и наклеивание деталей на картон, передовая характерные особенности объекта.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение хвалить работы других детей. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Улитки и гусеница»

Упражнять в скатывании жгутиков в полоски, а затем, жгутиков – в спирали. Наклеивание спиралей на картон. Упражнять в скатывании бумажных салфеток в комки разного размера, составлять объект, дополнять образ недостающими деталями (заготовки).  

Формировать умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение хвалить работы других детей. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Яблони в цвету» (коллективная работа)

Применять различные техники бумагопластики в одной работе: скатывание полосок бумаги в жгутики, кусочков – в шарики, обрывание по контуру.

Формировать умение планировать свою деятельность, договариваться, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца, убирать за собой рабочее место.

Май

1.«Радуга»

(рисование + аппликации)

Упражнять в скатывание бумаги в жгутики и наклеивание из них радуги в цветовом порядке. Дополнение аппликации рисованием.

Формировать умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение хвалить работы других детей. Развивать творчество, фантазию. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

2. «Скоро лето» (коллективная работа)

Упражнять в скатывание жгутиков и комочков из гофрированной бумаги и заполнение ими рисунка (сюжета из сказки).

Формировать умение планировать свою деятельность, договариваться, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца, убирать за собой рабочее место.

3,4. Диагностика

2.1.3. Планирование совместной деятельности в средней группе

Месяц

Театрализованная деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность

Сентябрь

1. Ритмопластика.

2. Игры-превращения.

3. Ритмопластика.

4. Мимические этюды.

Слушание и разучивание песен под фонограмму по выбору детей.

Октябрь

1. Игры-превращения.

2. Упражнения на развитие интонационной выразительности.

3. Театр на фланелеграфе «Под грибом»

4. Игра-драматизация по сказке «Репка».

Пение знакомых песен и придумывание к ним движений. Разучивание песен и танцев к празднику осени.

Ноябрь

1. Театр картинок «Петушок и бобовое зернышко».

2. Ритмопластика.

3. Игра-импровизация «Кто как кричит».

4. Игра-спектакль «Колобок».

Повторение знакомых песен с танцевальным сопровождением. Выбор и разучивание нового песенного репертуара и танцевального сопровождения.

Декабрь

1. Сказочные этюды.

2. Упражнения на развитие интонационной выразительности.

3. Мимические этюды.

4. Театр картинок «Девочка-Снегурочка»

Разучивание песен и танцев к Новогоднему утреннику.

Январь

Этюды по сказкам К.И.Чуковского

Повторение знакомых песен и танцев. Выбор и разучивание новых песен и танцевальных движений к ним.

Февраль

1. Театр картинок «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Инсценировка сказки «Теремок».

4. Кукольный театр «Три медведя».

3. Моделирование сказки «Лисичка со скалочкой».

Разучивание песен к 23 февраля. Разучивание песен и танцев к празднику «8  марта».

Март

1. Чтение стихов о маме и бабушке.

2. Театр картинок «Три поросенка».

3. Театр теней «Козлятки и волк»

4. Настольный театр «Заюшкина избушка».

Повторение знакомых песен и танцев. Выбор и разучивание новых песен и танцевальных движений к ним.

Апрель

1. Чтение стихов о весне.

2. Моделирование сказки «Кто сказал «Мяу?»

3. Игра-импровизация «У меня зазвонил телефон».

4. Этюды «Сказочные герои».

Повторение знакомых песен и танцевальных движений к ним. Разучивание песен и танцев к весеннему развлечению.

Май

1. Моделирование «Сказка о глупом мышонке».

2. Инсценировка «Сказка о глупом мышонке».

3. Чтение стихов А.Барто «Разговор во дворе».

Повторение знакомых песен и танцев. Выбор и разучивание новых песен и танцевальных движений к ним.

Примечание: музыкальный и песенный репертуар, танцевальные движения и их комплексы, применяемые для совместной деятельности, ежемесячно обсуждаются и уточняются с музыкальным руководителем.

2.2. Старшая группа

2.2.1. Задачи и содержание работы с детьми 5-6 лет

        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение самостоятельно находить общие интересы.

        Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

        Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

        Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, стремление помогать друг другу и взрослым, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

        Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему миру.

        Расширять представление о правилах и нормах поведения.

        Расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности, посильное участие в жизни детского сада.

        Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу.

        Формировать умение оценивать результат своей работы (с помощью взрослого), положительно оценивать работы сверстников.

        Формировать предпосылки учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать); воспитывать усидчивость, умение проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.

        Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

        Формировать умение организовывать своё рабочие место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно, экономично расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

        Воспитывать интерес к аппликации. Закреплять знания о свойствах бумаги. Совершенствовать умение работать с бумагой.

        Закреплять умение создавать из бумаги плоскостные и объёмные предметные и сюжетные композиции, дополнят их деталями, обогащающими изображения.

        Развивать навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

2.2.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

Аппликация

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1-2. Диагностика

3.Вводный инструктаж. Виды и свойства бумаги. Правила безопасности на занятиях аппликацией.

Закреплять знания детей о видах и свойствах бумаги, особенности ее использования.

Формировать правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Правила поведения: не шуметь помогать друг другу но не выполнять за другого работу, убирать за собой рабочее место.

4.Деревья осенью (коллективная работа)

Развивать умение пользоваться трафаретом, вырезать по контуру, аккуратно наклеивать, находя место в общей композиции

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

Октябрь

1.«Овощи»

Развивать навыки вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Составлять объединенную аппликацию из трёх одинаковых деталей, сложенных пополам

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения, при затруднении обращаться за помощью. Воспитывать усидчивость. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

2. «Фрукты»

Развивать навыки вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Составлять объединенную аппликацию из трёх одинаковых деталей, сложенных пополам

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения, при затруднении обращаться за помощью. Воспитывать усидчивость. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

3. «Грибы»

Развивать навыки вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Составлять объединенную аппликацию из трёх одинаковых деталей, сложенных пополам

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения, оценивать результат своей работы. Воспитывать усидчивость. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

4. «Летят перелётные птицы»

 (работа в подгруппах)

Совершенствовать навык вырезания симметричных предметов из бумаги сложенных вдвое. Составлять пейзажную композицию, дополняя аппликацию рисованием.

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения, при затруднении обращаться за помощью. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, поддерживать инициативу в оказании помощи товарищам. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

Ноябрь

1. «Ёжик с яблоками»

Учить складывать бумагу «гармошкой», составлять объект, передавая его характерные особенности, дополнять образ недостающими деталями.

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Воспитывать усидчивость. Формировать привычку убирать за собой рабочее место.

2. «Весёлые котята» (работа в подгруппах)

Создавать контурную обрывную аппликацию, дополнять образ недостающими деталями.

Развивать умение договариваться о распределении обязанностей при выполнении коллективной работы. Воспитывать усидчивость, желание участвовать в совместной деятельности. Формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

3. «Курочка – пеструшка»

Выполнять аппликацию  в технике рваной мозаики с частичным наложением деталей друг на друга.

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения, оценивать результат своей работы, положительно оценивать работы товарищей. Воспитывать усидчивость. Формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Крокодил»

Вырезание круглых форм из бумаги, сложенной гармошкой. Составление объекта из кругов разного размера, сложенных пополам.

Воспитывать усидчивость. Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, оценивать результат своей работы. Продолжать формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

Декабрь

1. «Зима»

Выполнение аппликации по замыслу из цветной бумаги и ватных дисков, с использованием трафаретов, фигурных дыроколов, цветных карандашей и фломастеров.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата, положительно оценивать работы товарищей. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

2. «Украшаем варежки» (работа в парах)

Выполнение аппликации по замыслу с использованием трафаретов, фигурных дыроколов и ножниц.

Развивать творчество и инициативу, умение договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, положительно оценивать работы товарищей. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Дед Мороз – красный нос, борода из ваты…»

Выполнение аппликации по образцу из цветной бумаги и ватных дисков.

Закреплять умение выполнять работу по плану, проявлять целеустремленность в достижении результата, оценивать результат своей работы, положительно оценивать работы товарищей.  Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Январь

2. «Рыбки в аквариуме»

Закреплять умение складывать бумагу гармошкой, составлять объект, передавая его характерные особенности дополнять образ недостающими деталями.

Развивать творческие способности, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата, поддерживать инициативу в оказании помощи товарищам. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Расписные тарелочки» (аппликация в парах)

Создание аппликации по мотивам народных росписей. Закреплять технические навыки работы с трафаретом, ножницами; развивать композиционные навыки.

Развивать творчество и инициативу, умение договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, положительно оценивать работы товарищей. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Чашки – близняшки» (аппликация в парах)

Создание аппликации по мотивам народных росписей. Закреплять технические навыки работы с трафаретом, ножницами; развивать композиционные навыки.

Развивать творчество и инициативу, умение договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, оценивать результат своей работы. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Февраль

1. «Кактус»

Составление объемной аппликации. Вырезание круглых форм из бумаги, сложенной гармошкой. Составление объекта из кругов разного размера, сложенных пополам.

Воспитывать усидчивость. Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, оценивать результат своей работы. Продолжать формировать привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

2. «Сердечки – валентинки»

Развивать навыки вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Составлять объединенную аппликацию из трёх одинаковых деталей, сложенных пополам

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. «Самолёты»

Закреплять навыки работы с трафаретами, ножницами, клеем, при создании поделки из цветной бумаги и спичечных коробков (по образу).

Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Воспитывать усидчивость, желание помогать друг другу. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Коллаж» (работать в парах)

Создание аппликации по замыслу, используя вырезки из журналов, рекламных буклетов и др. Сочетание аппликации с рисованием.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, проявлять целеустремленность в достижении результата. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

Март

1. «Открытка для мамы»

Совершенствовать навыки работы с трафаретами и ножницами, вырезания симметричных предметов  из бумаги, сложенной пополам, одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Составлять красивую композицию из полученных элементов. Побуждать детей к применению различных техник аппликаций.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

2.«Замки»

(работа в малых подгруппах)

Создание поделок из картонных коробок. Закреплять технические навыки работы с бумагой.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, проявлять целеустремленность в достижении результата. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

3. Коллаж «Наш город» (коллективная работа)

Совершенствовать навыки вырезания. Учить обобщенно передавать план родного города, через наиболее знакомые, значимые и узнаваемые объекты.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, проявлять целеустремленность в достижении результата. Продолжать формировать привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Клоун»          (работа в парах)

Совершенствовать навыки работы с трафаретами и ножницами, вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной пополам, одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Побуждать детей к применению различных техник аппликаций.

Развивать умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, проявлять настойчивость в достижении цели. Закреплять привычку убирать за собой рабочее место.

Апрель

1. «Солнышко подарок другу»

Разрезать бумагу на узкие полоски, склеивать противоположные концы полосок, образуя «капельку». Приклеить полученные детали к плоской круглой форме.

Воспитывать усидчивость. Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, оценивать результат своей работы, положительно оценивать работы товарищей. Закреплять привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

2. «Птичка»

Вырезание круглых форм из бумаги, сложенной гармошкой. Составление объекта из кругов разного размера, сложенных пополам.

Воспитывать усидчивость. Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, оценивать результат своей работы. Закреплять привычку поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой.

3. «Бабочки и гусеницы»

Совершенствовать навыки работы с трафаретами и ножницами, вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной пополам, одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Побуждать детей к применению различных техник аппликаций.

Развивать умение планировать свою деятельность, помогать друг другу, проявлять настойчивость в достижении цели. Закреплять привычку убирать за собой рабочее место.

4. «Черемуха цветет» (аппликация + бумагопластика) (коллективная работа)

Совершенствовать навыки работы с трафаретами, ножницами, отрывания маленьких кусочков бумаги и скатывания их в комочки.

Развивать умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, проявлять настойчивость в достижении цели. Закреплять привычку убирать за собой рабочее место.

Май

1. «Цветы у Вечного Огня»

Закреплять навыки работы с бумагой и ножницами, умение работать по образцу.

Закреплять умение выполнять работу по плану, проявлять целеустремленность в достижении результата, оценивать результат своей работы, положительно оценивать работы товарищей. Закреплять привычку убирать за собой рабочее место.  

2. «На лесной опушке» (коллективная работа по обсуждению)

Совершенствовать навыки работы с трафаретами и ножницами, вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной пополам, одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Побуждать детей к применению различных техник аппликаций.

Развивать умение планировать свою деятельность, договариваться о распределении обязанностей при выполнении совместной работы, помогать друг другу, проявлять настойчивость в достижении цели. Закреплять привычку убирать за собой рабочее место.

3-4. Диагностика

2.2.3. Планирование совместной деятельности в старшей группе

Месяц

Театрализованная деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность

Сентябрь

1. Ритмопластика.

2. Игры-превращения.

3. Мимические этюды.

4. Чтение стихов об осени.

Слушание и разучивание песен под фонограмму по выбору детей, придумывание танцевальных движений к ним.

Октябрь

 Импровизации:

«Фрукты»

«Овощи»

«Грибы»

«Животные»

Повторение знакомых песен с танцевальным сопровождением. Разучивание песен и танцев к празднику осени.

Ноябрь

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

1. Моделирование сказки

2,3. Этюды по сказке.

4. Инсценировка сказки.

Повторение знакомых песен с танцевальным сопровождением. Разучивание русских народных песен + игра на ложках.

Декабрь

1. Чтение стихов о зиме.

2. Импровизации «Как в лесу встречают Новый год».

3, 4. Развитие интонационной выразительности.

Разучивание песен и танцев к Новогоднему утреннику.

Январь

 «Три поросенка»:

1. Моделирование сказки

2,3. Этюды по сказке.

4. Инсценировка сказки.

Игра на музыкальных инструментах.

Февраль

1. Импровизации «Сказочные герои».

2. Ритмопластика.

3. Пантомимы.

4. Игры-превращения.

Разучивание песен к 23 февраля. Разучивание песен и танцев к празднику «8  марта».

Март

1. Чтение стихов о маме и бабушке.

2. «Вредные советы» Г.Остера.

3. «Встали девочки в кружок рассказать секреты» (чтение стихов).

4. Моделирование сказки «Муха-Цокотуха».

Игра на музыкальных инструментах. Выбор и разучивание новой песни, и совместное придумывание танца к ней.

Апрель

1,2. Этюды по сказке.

3. Инсценировка сказки.

4. Представление сказки.

Игра на музыкальных инструментах. Разучивание танцев к спектаклю «Муха-Цокотуха».

Май

«Красная Шапочка»

1. Моделирование сказки

2,3. Этюды по сказке.

4. Инсценировка сказки.

Игра на музыкальных инструментах. Выбор и разучивание новой песни, и совместное придумывание танца к ней.

Примечание: музыкальный и песенный репертуар, танцевальные движения и их комплексы, виды музыкальных инструментов, применяемые для совместной деятельности, ежемесячно обсуждаются и уточняются с музыкальным руководителем.

2.3. Подготовительная группа

2.3.1. Задачи и содержание работы с детьми 6-7 лет

        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

        Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.

        Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

        Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, соблюдать правила и нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

        Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать своё мнение, аргументировать его. Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

        Формировать представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в совместной деятельности, посильном участии в жизни группы, детского сада.

        Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным, оказывать друг другу помощь,  радоваться результатами коллективной деятельности.

        Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

        Формировать навыки учебной деятельности (умение слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

        Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

        Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

        Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительность создаваемого образа.

        Развивать самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость, инициативу, творчество.

2.3.2. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе

Художественный труд

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

Диагностика

«Разноцветное дерево» - объёмная аппликация из скрученной бумаги.

Скручивать гофрированную бумагу в жгутики, оставляя один конец незавершенным (в виде листочка); собирать готовые детали в единый образ. Развивать чувство композиции, творческие способности.

Формировать умение слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.  Развивать самостоятельность.

Октябрь

«Осенний пейзаж» - аппликация из разнофактурной бумаги.

Вырезать кроны деревьев из бумаги, сложенной в несколько раз (обои). Стволы и траву выполнять в стиле обрывания  (цв. и альбомная бумага). Составлять композицию осенней природы. Детали прорисовывать цветными карандашами.

Формировать умение слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Развивать самостоятельность.

 «Совушка» - аппликация из крупы.

Заполнять контурный рисунок различными видами крупы, передавая характерные особенности объекта.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, правильно оценивать результаты своей деятельности, поддерживать порядок на рабочем месте. Развивать самостоятельность.

Ноябрь

«Зайка» - аппликация из тыквенных семечек.

Заполнять контурный рисунок тыквенными семечками, передавая характерные особенности объекта и  соблюдая направление выкладывания.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, правильно оценивать результаты своей деятельности, поддерживать порядок на рабочем месте.

«Смешарики» - аппликация из одноразовых тарелок.

Дополнять круглую форму различными элементами, передавая задуманный образ. Развивать фантазию, самостоятельность.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

Декабрь

 «Клоун» - аппликация из цветной бумаги.

Оформление «волос» и банта для клоуна в стиле оригами или квиллинг (по желанию).

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

«Новогодний венок» - объёмная аппликация из разных материалов.

Составление композиции из разных материалов (ткань, ленты, шишки, сосновые веточки, игрушки и др.).

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительность создаваемого образа.

Январь

 «Панно из круп и семян»

Составлять композицию из различных круп и семян, соблюдая цикличность рисунка.

Развивать творчество и инициативу, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительность создаваемого образа.

«Волшебные бутылочки» - декоративная аппликация из разных материалов.

Декорировать предмет различными материалами (пуговицы, бусины, семена, фасоль, горох, камешки и др.), создавая свой неповторимый образ.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать творчество, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

Февраль

 «Браслет» - поделка из пластиковой бутылки.

Декорировать браслет разными элементами (ткань, ленты, нитки, пуговицы, бусины, и др.).

Развивать творчество и фантазию, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительность создаваемого образа.

 «Дерево желаний» - плоскостная аппликация из разных материалов.

Ствол дерева и ветви оформить из салфеток, скрученных в жгуты, крона – из пуговиц, монет. Заполнить готовую форму.

Развивать творчество и фантазию, умение планировать свою деятельность, проявлять целеустремленность в достижении результата. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительность создаваемого образа.

Март

 «Цветы» - объёмная аппликация из яичных лотков.

Вырезать несколько яичных лотков отдельными «стаканчиками», разрезать стенки лотка, чтобы получились «лепестки», покрасить «лепестки» в любой цвет. Серединку цветка сделать из цветной бумаги. Добавить листья из картона и оформить всё в открытку

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать творчество, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

«Панно из макарон и круп»

Составлять композицию из различных круп и макарон разной формы. Соблюдать цикличность рисунка.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы.

Развивать творчество и фантазию, самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

Апрель

 «Весенняя веточка» - аппликация из пуговиц и скрученной бумаги.

Составлять композицию из пуговиц и гофрированной бумаги, скрученной в жгутики, подбирая наиболее сочетающиеся цвета материала с фоном.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы.

Развивать творчество и фантазию, самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

 «Весенние деревья» - аппликация из бумаги и ткани.

Составлять композицию из разных материалов и расцветок. Совершенствовать навыки работы с шаблоном, ножницами и тканью. Развивать  чувство композиции, творчество

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы.

Развивать творчество и фантазию, самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

Май

 «Стрекоза» - поделка из пластиковой ложки.

Дополнять готовую форму различными элементами, передавая нужный образ.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать творчество, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

«Божьи коровки» - поделки из пластиковых бутылок.

Использовать донышки от прозрачных пластиковых бутылок. Покрасить изнутри в подходящие цвета, перевернуть и дополнить необходимыми элементами, передавая образ насекомого.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые материалы, делать заготовки.

Развивать творчество, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, правильно оценивать результат своей деятельности.

Диагностика

Театрализация

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

Диагностика

Игра «Расскажи без слов»

Развивать умение используя жесты и мимику передавать характеры сказочных героев. Самостоятельно подбирать атрибуты и элементы костюмов из предложенных для создания более яркого образа.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным, интересным.

Закреплять умение планировать свою деятельность, отбирать необходимые атрибуты.

Октябрь

Музыкальный спектакль «Стрекоза и муравей»

Чтение сценария. Показ музыкальных номеров. Беседа по содержанию. Обсуждение кандидатур на роли и музыкальные номера.

Представление спектакля на празднике Осени.

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным, радоваться результатами коллективной деятельности.

Ноябрь

Игра «Фанты»

Развивать умение перевоплощаться в различных героев, используя жесты, мимику, интонацию, силу голоса. Подбирать атрибуты и элементы костюмов для создания более яркого образа.

Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, соблюдать правила и нормы поведения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Декабрь

Фильм-сказка «В Некотором Царстве…»

(сценарий пишется по мотивам известного мультфильма)

Чтение сценария. Прослушивание и обсуждение  музыкальных номеров. Беседа по содержанию. Обсуждение кандидатур на роли.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками, слушать, не перебивая, спокойно отстаивать своё мнение, аргументировать его. Развивать инициативу, творчество.

Видеозапись фильма по сюжетам.

Представление фильма в детском саду.

Развивать желание участвовать в совместной деятельности,  радоваться результатами коллективной деятельности.

Январь

Спектакль «В Некотором Царстве…»

(усложнение сюжета)

Беседа по усложнению сюжета фильма-сказки и постановке одноименного спектакля. Введение новых действующих лиц, музыкальных номеров, смена декораций. Обсуждение кандидатур на роли и музыкальные номера.

Формировать представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в совместной деятельности, посильном участии в жизни детского сада.

Выступление перед детьми старшей группы.

Февраль

Сценка «Моя семья»

Чтение сценария. Беседа по содержанию. Обсуждение кандидатур и кастинг на роли.

Развивать желание участвовать в совместной деятельности, адекватно оценивать желания и возможности свои и товарищей, проявлять инициативу, отстаивать своё мнение, аргументировать его.    

Представление сценки  на празднике 8 марта.

Развивать желание участвовать в совместной деятельности,  радоваться результатами коллективной деятельности.

Март

Сказка «Как Зайчик Барсука напугал»

Чтение сценария. Прослушивание и обсуждение  музыкальных номеров (игра на музыкальных инструментах). Беседа по содержанию. Обсуждение кандидатур и кастинг на роли.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, соблюдать правила и нормы поведения, в своих поступках учитывать интересы товарищей, а так же их и свои возможности, проявлять инициативу, отстаивать своё мнение, аргументировать его.    

Выступление перед детьми средней и старшей группы.

Развивать желание участвовать в совместной деятельности,  радоваться результатами коллективной деятельности.

Апрель

«Дорогою Победы» (чтение стихов и инсценировка песни)

Беседа о предстоящем празднике Победы, о его важности и значимости для нашего народа. Прослушивание и обсуждение  музыкального произведения, сцен и возможных ролей, атрибутов и декораций.

Развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ. Закреплять умение слушать собеседника, не перебивая его, планировать свою деятельность, отбирать необходимые атрибуты.

Чтение и обсуждение предлагаемых стихов, выбор чтецов.

Май

Тематическое занятие «День Победы»

Чтение стихов и инсценировка песни на тематическом занятии.

Развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ. Закреплять желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным.

Диагностика

2.3.3. Планирование совместной деятельности в подготовительной группе

Месяц

Театрализованная деятельность

Музыкально-ритмическая деятельность

Сентябрь

Мимические этюды.

Слушание и разучивание песен под фонограмму по выбору детей, придумывание танцевальных движений к ним.

Октябрь

Работа с артистами по сказке «Стрекоза и муравей»: выразительное чтение, ролевые движения, мимика.

Разучивание песен и танцев к музыкальному спектаклю  «Стрекоза и муравей».

Ноябрь

Сказочные этюды

«Оркестр» - игра на музыкальных инструментах.

Декабрь

Работа с артистами по сказке: выразительное чтение, ролевые движения, мимика.

Разучивание песен и танцев к Новогоднему утреннику.

Январь

Работа с артистами по сказке: выразительное чтение, ролевые движения, мимика.

Разучивание песен и танцев к спектаклю.

Февраль

Работа с артистами: диалоги, сцены, движения, мимика.

Разучивание песен к 23 февраля. Разучивание песен и танцев к празднику «8  марта».

Март

Работа с артистами по сказке: выразительное чтение, ролевые движения, мимика.

Разучивание музыкального сопровождения (игра на музыкальных инструментах) к сказке.

Апрель

Разучивание стихов (интонация, сила голоса, мимика, жесты).

Инсценировка песни.

Разучивание «Вальса».

Май

Разучивание песен и танцев к Выпускному балу.

III Организационный раздел

3.1. Планирование работы

Программа  рассчитана на три года. Материал реализуется во время непосредственно образовательной деятельности,  и во время совместной деятельности, организуемой во второй половине дня. Занятия проводятся один раз в неделю. В средней и старшей группах направление деятельности: бумагопластика и аппликация соответственно. В подготовительной группе происходит чередование занятий: художественный труд и театрализация.

Планирование НОД

Возрастная группа

Направление

Форма органи

зации

Длитель

ность

Периодичность

Место в режиме дня

Средняя

(4-5 лет)

Бумагопластика

НОД

20 мин

1 раз в неделю

II половина дня

Старшая

(5-6 лет)

Аппликация

НОД

25 мин

1 раз в неделю

II половина дня

Подготовительная

 (6-7 лет)

Художественный труд

НОД

30 мин

1 раз в две недели

II половина дня

Театрализация

НОД

30 мин

1 раз в две недели

II половина дня

Еженедельное планирование деятельности

День недели

I половина дня

II половина дня

Понедельник

- Артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на развитие речи с движением;

- игры и упражнения на снятие мышечного напряжения.

Совместная музыкально-ритмическая деятельность

Вторник

НОД

Среда

Совместная театрализованная деятельность

Четверг

Развлечение

Пятница

Фольклор

3.2. Взаимодействие с семьей

  • Совместные с родителями творческие выставки: «Природа и фантазия», «Новогодние игрушки», «Летнее ассорти».
  • Участие родителей в проектной деятельности (информационная, поисковая, оформительская помощь).
  • Участие родителей в театральной деятельности (подбор и изготовление костюмов, атрибутов).
  • Помощь в организации и участие в традиционных праздниках и развлечениях.

3.3. Программно-методическое оснащение 

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольникое. Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
  5. Быкова Н.М. игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  6. Ветохина А.Я и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. – М.: ВАКО, 2007.
  8. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015.
  9. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 и 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  10.  Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. –  М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2014.
  11.  Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст. –  М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015.
  12.  Компетентностная модель дошкольного образования: Монография/ Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П.Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
  13.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
  14.  Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс, 2011.

IV Приложение

Диагностика

Успешность вхождения ребенка в мир социальных отношений позволяет отследить педагогическая диагностика, которая проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае).

Технология проведения диагностического исследования разработана в НИПКиПРО с опорой на методическое пособия: методические советы к программе «Детство» (под общ.ред. Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, З.А. Михайловой); план – программу педагогического процесса в детском саду (под ред. З.А. Михайловой); азбуку общения Шипициной Л.М., и адаптирована к данной Программе.

Диагностика включает в себя критерии реализации программы, опираясь на которые педагог может сделать определенные выводы:

Основными методами диагностики являются:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Беседы с детьми;
  • Анализ детской деятельности.

Проанализировать результаты педагогической диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней освоения программы. Результаты представлены в виде трехуровневой школы; низкий, средний, высокий. Кроме того, результаты фиксируются в диагностических листах и сводятся в единую таблицу.

Критерии оценки уровня освоения программы

Четвертый год жизни

Критерии освоения Программы

Уровни освоения Программы

Низкий

Средний

Высокий

1.Взаимодействие с взрослыми

Ребенок проявляет недоверие к окружающим, боязнь общения

Ребенок приветлив с окружающими; проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых.

Ребенок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность.

2.Взаимодействие со сверстниками

Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтны

Спокойно играет рядом с детьми, а также вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий

Относится к сверстникам дружелюбно

3.Эмоциональное состояние в общении с окружающими

Общее эмоциональное состояние ребенка неустойчивое: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым

Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния

Сохраняет устойчивое жизнерадостное, активное настроение

4. Понимание эмоциональных состояний других, способность к сочувствию

Не обращает внимания даже на ярко выраженные эмоциональные состояния близких

Эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких

Правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния близких

5. Выполнение норм и правил поведения

Наблюдается негативные реакции на просьбы взрослых: капризы, немотивированные требования

По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия

Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения, понимание правила поведения в группе

6. Проявление в поведении ребенка его отношения к самому себе

Проявляет безразличие к оцениванию его действий взрослым

Стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий

Любознателен, задает много вопросов, проявляет настойчивость в освоении новых действий, знает стихи, песенки, по просьбе старших охотно исполняет их

7.Самостоятельность в детских видах деятельности

Выполняет действия с помощью взрослого, ожидает помощи даже в освоенных  микропроцессах. Стремление к самостоятельности выражено недостаточно

Ребенок выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться

Ребенок действует самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность

8. Оказание помощи другим, совместная деятельность

Не стремится оказать помощь сверстникам и взрослым

По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам. По предложению воспитателя может оказать помощь взрослым

Обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи сверстникам и взрослым

Пятый год жизни

Критерии освоения Программы

Уровни освоения Программы

Низкий

Средний

Высокий

1.Взаимодействие с взрослыми

Ребенок либо проявляет робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство

Стремление к общению и сотрудничеству

Охотно вступает в общение по своей инициативе обращается к старшим с вопросами, рассказывает о себе

2.Взаимодействие со сверстниками

В общении со сверстниками не стремится проникнуть в их замыслы

Общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы

В общении со сверстниками выдвигает много идей. В играх с правилами в случае недоразумений ссылается на правила игры

3.Эмоциональное состояние в общении с окружающими

Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления

Ребенок сохраняет преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение

Ребенок жизнерадостен, активен

4. Понимание эмоциональных состояний других, способность к сочувствию

Не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников

Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, проявляет сочувствие

Проявляет умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих и посочувствовать

5. Выполнение норм и правил поведения

Не знает правил поведения, выполняет их только под руководством взрослого

Имеет представления о некоторых правилах поведения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых

Выполняет элементарные правила культуры общения со взрослыми и сверстниками. Делает попытки оценить действия и поступки других с позиции известных правил

6. Проявление в поведении ребенка его отношения к самому себе

Невнимателен к оценке взрослых, не стремится к положительным формам поведения

Внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения. В случае совершения действий, оцененных взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь

Стремится к самостоятельности

7.Самостоятельность в детских видах деятельности

Выполняет действия с помощью взрослого, ожидает помощи даже в освоенных  микропроцессах. Стремление к самостоятельности выражено недостаточно

Ребенок выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться

Ребенок действует самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность

8. Оказание помощи другим, совместная деятельность

Ребенок либо проявляет робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство

Стремление к общению и сотрудничеству

Охотно вступает в общение по своей инициативе обращается к старшим с вопросами, рассказывает о себе

Шестой – седьмой годы жизни

Критерии освоения Программы

Уровни освоения Программы

Низкий

Средний

Высокий

1.Взаимодействие с взрослыми

Ребенок либо проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство

Стремится к общению и сотрудничеству

Охотно вступает в общение

2.Взаимодействие со сверстниками

Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера

В общении стремится к согласованным действиям

Отличается высокой готовностью принять общий замысел

3.Эмоциональное состояние с окружающими

Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения

Поведение и общение ребенка положительно направлены

Поведение и общение ребенка устойчиво положительно направлено

4. Понимание эмоциональных состояний других, способность к сочувствию

Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих

Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие

Правильно понимает эмоциональные состояния других, активно выражает готовность помочь

5. Выполнение норм и правил поведения

Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями

Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность, потребность  в поддержке и направлении взрослых

Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культурного поведения

6. Проявление в поведении ребенка его отношения к самому себе

Положительная и отрицательная оценка взрослого не является стимулом к изменениям в поведении ребенка

Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми

Нацелен на самостоятельность

7.Самостоятельность в детских видах деятельности

Выполняет действия с помощью взрослого, ожидает помощи даже в освоенных  микропроцессах. Стремление к самостоятельности выражено недостаточно

Ребенок выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться

Ребенок действует самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность

8. Оказание помощи другим, совместная деятельность

Не стремится оказать помощь сверстникам и взрослым

По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам. По предложению воспитателя может оказать помощь взрослым

Обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи сверстникам и взрослым

Диагностика уровня освоения программы

Ф.И. ребенка

Критерий № 1

Критерий № 2

Критерий № 3

Критерий № 4

Критерий № 5

Критерий № 6

Критерий № 7

Критерий № 8

Итого

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации  дошкольного образования через игровую деятельность....

Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности

В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процесс...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно - творческой деятельности «Пластилиновое чудо»

Программа разработана для детей 4-5 лет.Цель: Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальност...

Сообщение "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности по лепке"

Цель: познакомить педагогов с приёмами  и методикой лепки из солёного теста; с рецептами приготовления солёного теста;  разъяснить значение развития мелкой моторики пальцев рук и умственным ...

«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»

Творческая  деятельность  оказывает  большое  значение  в  жизни  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья. В процессе творческой  деятель...