Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности
статья на тему
В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процессе занятий творчеством происходит социализация ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitivnaya_sotsializatsiya_doshkolnikov_v_protsesse_tvorcheskoy_deyatelnosti.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности
«Дошкольный возраст является благоприятным и значимым периодом для социального развития ребенка, так как основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, а примером для подражания служит ближайшее окружение. Следовательно, ответственность за воспитание личностных качеств у детей возлагается на семью и детский сад».
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для позитивной социализации дошкольников.
В своей работе с детьми особое внимание уделяю их социализации. Стремлюсь к тому, чтобы она была позитивная.
Что такое позитивная социализация?
«Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других».
«Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества».
Элементы позитивной социализации:
- эмоциональное благополучие ребенка,
- положительное отношение к окружающим,
- коммуникативная компетентность ребенка,
- развитие социальных навыков.
Иными словами – это адаптация в обществе, это способность жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Причем, не только с окружающими людьми, но и в складывающихся обстоятельствах и ситуациях.
Как научить детей этой гармонии? Через игру, общение, через разные виды деятельности, через положительные эмоции, любовь и личный пример.
Социальное развитие осуществляется в процессе деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.
Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей. Действуя и общаясь, ребёнок на собственном практическом опыте овладевает нормами и правилами поведения в обществе.
К деятельности выдвигаются определенные требования, она должна быть интересной, эмоционально насыщенной и создающей определенные трудности.
Я свой выбор остановила на детском творчестве – это продуктивные виды творчества: лепка, аппликация, ручной труд, а так же театрализация.
Организуя творческую деятельность детей, необходимо учитывать два направления руководства ею. С одной стороны это формирование или совершенствование каких-либо умений, с другой – развитие социальных навыков и качеств.
С целью успешной социализации дошкольников были подобраны наиболее увлекательные и доступные виды творчества на каждом возрастном этапе.
3-4 года – лепка
4-5 лет – «бумагопластика»
5-6 лет – аппликация
6-7 лет – ручной труд
В процессе совместной деятельности, помимо социализации, развития практических навыков и творческих способностей детей всегда решается еще ряд задач по развитию и воспитанию дошкольников.
- расширение знаний об окружающем мире,
- развитие мелкой моторики,
- развитие внимания, образного мышления, воображения.
Давайте остановимся более подробно на каждом возрастном этапе.
Лепка во второй младшей группе. Мы не просто развиваем и закрепляем технические приемы лепки, раскатывая «колбаски» и катая шарики. У всего есть причина и социально обоснованная цель. Для ее реализации использую игровые приемы, сюжеты сказок, стихов и т. д.
Например: помогаем Зайке забор построить возле домика или сам домик, потому что ему жить негде.
В ходе деятельности дети обсуждают поступки предполагаемых героев, высказывают свое отношение к ним, и, даже, примеряют на себя роли, но, только положительные. Высказывают мнение о том, как надо было поступить или чтобы они сделали на месте обиженного, обманутого персонажа.
Педагогу в такой ситуации нужно так корректно направить рассуждения детей, чтобы найти решение без применения агрессии. Так ненавязчиво, не напрямую, а косвенно, у детей формируются нормы морали и нравственности (положительное отношение к окружающим – элемент позитивной социализации).
В процессе обсуждения поступков и характеров, отношения к ситуации, рассуждений о возможностях и трудностях. Происходит коммуникативное развитие детей (так же элемент позитивной социализации).
Дети учатся взаимодействовать, помогать друг другу, подсказывать, радоваться за других. У них формируются социальные навыки.
Ну и, наконец, эмоциональное благополучие… Всем детям нравится художественно-творческая деятельность. А если она грамотно спланирована, ненавязчиво управляема, и не напрямую обучающая, то дети остаются довольны как процессом, так и результатом такой деятельности. А результат всегда есть, и он удовлетворяет желания ребенка.
Большое значение в социальном развитии детей отвожу коллективным работам. Вот где у детей расширяются возможности для взаимодействия, коммуникации: обсуждение способов и приемов деятельности, распределение обязанностей, ответственность за порученную или взятую на себя часть общей работы. На таких занятиях дети учатся чувствовать себя частью, важной составляющей чего-то нужного, значимого.
В средней группе мы занимались «бумагопластикой». Работали с бумагой разной фактуры. Приемы работы с бумагой очень похожи на приемы работы с пластилином: скатывание мягкой бумаги в жгутики, шарики, жгутиков в спирали и т. д. Многие занимаются «бумагопластикой». На что хотелось бы обратить внимание здесь. Мы всегда все обсуждаем. Вместе ищем возможные варианты реализации задуманного, и каждый ребенок имеет право на свой выбор.
Пример: у детей изображение барашка и нужно сделать ему шерсть – красивую, пышную, кудрявую. Как?!!! Из бумажных комочков. Какую бумагу использовать? Дети пробуют разную, и выбирают подходящий именно им тип бумаги, цвет или сочетание.
Начиная со среднего возраста, дети выполняют совместные работы в малых подгруппах (до 5-ти человек максимум). Они объединяются самостоятельно, исходя из личных симпатий и предпочтений. Сами выбирают для себя задание из предложенных, материалы. Обсуждают, договариваются, распределяют обязанности. В среднем возрасте это, все-таки, еще происходит в большей степени при ненавязчивом участии педагога. А вот в старшем и подготовительном – это самостоятельный процесс. Воспитатель наблюдает за выбором детей и вмешивается, лишь, в случае затруднения.
Например, никогда не раздаю детям старшего, и, тем более подготовительного возраста, бумагу нужного цвета или фактуры. Дети самостоятельно подходят, выбирают нужный размер, расцветку, фактуру, в случае необходимости меняют, обмениваются друг с другом. Учатся использовать экономно (по возможности).
В старшей группе занимались аппликацией, развивая практические навыки и творческие способности детей, создавая условия для позитивной социализации.
В подготовительной группе занимались ручным трудом с использованием различных материалов: бумага, ткань, вата, крупа, пуговицы, монеты, бросовый материал, природный материал (шишки, желуди, семена, веточки и т. д.).
На разных возрастных этапах, а особенно в младшем возрасте, привлекала родителей к созданию совместных поделок с детьми.
Используя практические навыки в области лепки и достаточный уровень творческого воображения, при реализации социально значимого проекта «Питание и здоровье» в старшей группе, создали «пластилиновый» мультфильм. Поскольку проект долгосрочный и длился он 2 года, в его рамках мы еще придумывали игры, сочиняли сказки, иллюстрировали их, сделали фильм и спектакль по теме здорового питания и ЗОЖ. В них дети смогли раскрыть свои артистические способности.
Но не все дети артисты. Кто не артист, тот художник. Для них устраиваем выставки в холле детского сада, работы детей участвуют в конкурсах районного и городского уровня.
Творчество – это не только одно из условий и способов позитивной социализации, это активная форма самовыражения.
Детский сад – это коллектив, это социум. Здесь, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность, уникальность и неповторимость в процессе самореализации. А, ведь это основа целостности личности, то, на что собственно и направлена позитивная социализация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ОУ и семьи в процессе формирования позитивной социализации дошкольников
презентация к пед. совету...
Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год
Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...
Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...
Творческо-исследовательский проект «Марш Победы» Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию как форма позитивной социализации дошкольников
Проект нацелен на патриотическое воспитание дошкольников....
Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций
Соцально-коммуникативное развитие дошкольников. Цели, задачи, условия....
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...
«Позитивная социализация дошкольников в процессе речевых коммуникаций»
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других....