Игры на развитие внимания детей 6-7 лет
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предлагаю подборку игр на развитие внимания, которые пригодятся для подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_vnimaniya_detey_6-7_let.docx | 256.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие внимания детей 6-7 лет
Игры на умение концентрировать внимание
Игры с карточками
«Хитрые числа»
Вариант 1
Для игры вам потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20.
Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.
Вариант 2
Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами.
Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания), начиная от левого верхнего угла.
По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.
«Друг за другом»
Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.
Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.
Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Предлагаем вам использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.
«Не теряй буквы»
Для игры вам потребуются, карточки, на которых нужно написать сочетания букв, которые похожи на слова, но таковыми не являются.
Ребенку дается задание точно переписать строчки. Варианты этой игры отличаются по уровням сложности. На начальном этапе занятий можно проводить первый и второй варианты игры, составляя строчки по аналогии с приведенными ниже: всего используется 7—8 букв в буквосочетании, из них 3—4 буквы чередуются.
Вариант 1
СЛАСЕЛЛА ДАССЕКЕ СЕЛАССА
Вариант 2
КОРРИКС КУСУРА ИКОССИР
Вариант 3
ПРЕМАРАП СТАССИТ РАММЕТАТ
Вариант 4
РАКИССУМАКИРУ КАММУКАР
Вариант 5
ПЕРИЛЛИМЕНАТ КОСИКУМАРАНН
Вариант 6
РАПЕТОННУКАШИМЕСЬ ПЕЛАКУССИ
Аналоги третьего-шестого вариантов используются на тех этапах занятий с ребенком, когда он уже будет с легкостью справляться с первыми вариантами игры, то есть научится до определенной степени концентрировать внимание. Классической игрой на развитие внимания являются задания на поиск отличий в картинках. Мы предлагаем искать отличия в комбинациях из букв, чисел, геометрических фигур. Это будет развивать зоркость, необходимую при выполнении письменных работ на уроках.
«Найди отличия»
Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).
Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.
Вариант 1
Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.
Вариант 2
Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.
Вариант 3
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Вариант 4
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Игры на концентрацию и переключение внимания
Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для первоклассников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Для детей постарше — «Шифровка» с перестановками и пропусками, где для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках: от списывания с доски до решения примеров по математике.
«Шифровка» с ключами
Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.
Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.
Вариант 1
А | Д | Ж | Б | С | Р | У | К | Н | Л |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
бас — 304; жаба — 2030; ажур — 0265; жара — 2050; лужа — 9620
банка - 30870; служба - 496230; дружба – 156230
Вариант 2
Р | С | и | Т | А | Е | К | П | Б | Ч |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138
персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729
Вариант 3
К | В | А | Р | Т | У | Ё | О | П | Д |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123
корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374
отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324
Вы можете играть и наоборот. В этом случае необходимо заранее зашифровать слова, дать ребенку ключ и предложить сделать расшифровку. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы ребенку будет очень интересно.
«Шифровка» с перестановками и пропусками
Для игры вам потребуется лист бумаги, на котором необходимо заранее написать слова и предложения, оставляя свободное место для записи шифровки.
Варианты шифровки предлагаются различные.
Вариант 1
Зашифруйте слова и предложения, записывая слова наоборот.
рукав — вакур
Сегодня на улице холодно. — Яндогес ан ецилу ондолох
Вариант 2
.
Зашифруйте слова, меняя первый и последний слог местами.
хорошо — шорохо; погода — дагопо; математика — катема- тима
Вариант 3
Зашифруйте предложение, записав его с пропусками всех гласных.
Заходим в школу. — Зхдм в шкл.
Можно придумать и другие варианты шифровки.
Игры на концентрацию и распределение внимания
После того как ребенок станет уверенно справляться с заданиями на концентрацию внимания, необходимо начать тренировать умение распределять внимание. Для этого мы приводим ниже игры, которые на усложненных уровнях дают такую возможность. Уметь распределять внимание очень важно при выполнении таких работ, как диктант, когда нужно и слушать учителя, и писать, и вспоминать правила, и применять их. Мы предлагаем игры на развитие и зрительного («Поиграем в корректора»), и слухового внимания («Веселый лес»).
«Поиграем в корректора»
Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом.
На выполнение задания следует отводить не более 5 минут. Ребенку выдается текст, взрослый говорит: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы „О"». Затем работа «корректора» проверяется.
Игра в корректора — это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» — подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.
«Веселый лес»
Для игры вам потребуются тексты из 8—10 предложений, в которых некоторые слова повторяются.
Мы предлагаем несколько вариантов текстов, объединенных темой «Веселый лес». В дальнейшем вы можете самостоятельно придумать тексты на эту тему и продолжить занятия с ребенком. Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок должен хлопком в ладоши отмечать определенное слово или однокоренные ему слова. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов он будет отмечать одним хлопком в ладоши, а второе — двумя. В текстах эти слова выделены.
Вариант 1
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «зеленый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «листья» и однокоренные.)
Веселый лес находится не так уж далеко от нашего дома. Прогулки туда всегда были интересными. Приближаясь, мы сразу попадаем в настоящую зеленую сказку. Вот старый пень кряхтит, вспоминая молодость, когда он был зеленым юнцом. Только что мимо него пробежал Ежик, но не нашел ничего полезного. Ему нужны были свежие зеленые листья, и он поскорее потопал к веселым березкам, которые зеленели на другом краю веселого леса. «Да, их листочки пахнут свежестью!» — сказал Ежик неизвестно кому и стал собирать опавшие листья. Через некоторое время он собрал целых! букет. «Теперь я могу вручить этот зеленый подарок Белочке на день рождения!» — воскликнул Ежик.
Вариант 2
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «веселый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «птица» и однокоренные.)
Настоящее веселье началось в лесу после обеда, когда все его обитатели уже проснулись. Вот веселые птички вспорхнули со старого дуба. Солнце напекло им головы и помешало рассказывать друг другу и всем вокруг последние новости. Они решили полететь к прохладному и такому же веселому ручью и там обсудить события. «Ай-ай-ай! — щебетали они. — Вчера у Белочки был праздник». Самая веселая из птичек заливисто рассмеялась: «Гости так плясали, что Елка рассердилась и скинула их вниз со своей лапы». «А больше всех веселился Дятел. Он выстукивал такую бойкую дробь, что слышно было на самом краю леса!» — рассказала старая глуховатая птица, которая как раз и обитала на дальней опушке. Очень веселый получился день рождения у Белочки.
Вариант 3
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «лес» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «дождь».)
Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища. Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.
Вариант 4
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «ягоды» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «вот».)
Летом в веселом лесу появляется много ягод. Это настоящий праздник для лесных жителей. Первый охотник за ягодами — Медведь. Вот как шевелятся кусты малины! Он срывает самые спелые и вкусные ягодки. А вот и Белочка отправилась их собирать. Она сушит ягоды на зиму и в холода угощает друзей лакомством. Не прочь отведать черники и наш знакомый Ежик. А вот и птички слетелись поклевать ягод. Они веселятся и щебечут так, как будто попали на самый настоящий пир. Вот такой щедрый наш веселый лес!
Подвижные игры на внимание
Подвижные игры позволят вам совместить приятное с полезным. Во-первых, они дадут ребенку двигательную разрядку после письма или чтения. Во-вторых, создадут хорошее настроение. А главное, помогут развитию и закреплению произвольного внимания.
Лучше их проводить в группе. Если вы занимаетесь со своим ребенком дома, то можно привлечь и других членов семьи.
«Крокодил»
Играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается название животного и движение, с помощью которого он будет изображать это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений. Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее движение.
Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра проводится в быстром темпе.
Примеры движений, изображающие животных: слон — левую руку вытянуть вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и взяться за нос; крокодил — две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф — одну руку поднять вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его голова; змея — делать рукой волнообразные движения вперед, как будто ползет змея; бегемот — руки сцепить вкруг перед собой и движением показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.
Игра «Крокодил» отлично тренирует концентрацию и быстроту переключения внимания.
«Путешествие»
Эта игра проводится с группой детей. Взрослый является ведущим. От него требуется подготовить содержательный рассказ по выбранной для игры теме. Играющие встают вкруг вместе с ведущим, который объявляет тему игры. Например, сегодня это «Путешествие в зоопарк». Каждому участнику присваивается роль по теме игры. В данном случае это названия зверей, которых можно увидеть в зоопарке. По правилам игры участник, услышавший во время рассказа ведущего название своего животного, должен присесть. Ведущий во время рассказа должен несколько раз упомянуть каждого обитателя зоопарка, сравнивая их друг с другом по размеру, особенностям внешнего вида и поведения, условиям содержания и т. д. Также ведущий должен контролировать, все ли участники его внимательно слушают и вовремя приседают. Можно играть на выбывание невнимательных, а можно присуждать штрафные баллы, за которые впоследствии дается задание.
Игра не только развивает внимание, но и носит познавательный характер. Другие возможные темы для игры: «Путешествие в лес», «Путешествие по городам», «Путешествие в ботанический сад», «Путешествие на морское дно», «Путешествие по планетам», «Путешествие по картинной галерее» и т. д.
«Снежинки — капельки»
В эту игру можно играть большой группой на выбывание невнимательных или вдвоем с ребенком для разминки и тренировки внимания. Играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч. Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те, которые показывает ведущий. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.
«Мячик — воздушный шарик»
Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги вместе.
По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими интересными движениями. Например, гора — равнина, боксер — пловец, лягушка — птица и т. д. Цель играющих — реагировать на слова ведущего, а не на его движения, так как его задача — запутать играющих. Во время таких игр совершенствуется умение концентрировать внимание.
В результате систематического выполнения предложенных нами игр у ребенка будет закрепляться навык концентрации на объекте и на задании, повысится устойчивость внимания, разовьется способность переключать и распределять внимание. Только формируя эти навыки, можно успешно продвигаться по пути овладения знаниями.
• Играйте с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут.
• Чередуйте статичные игры с подвижными.
• Игры можно проводить индивидуально, в парах или в группе. Они предусматривают возможность разной организации работы, для группы потребуется большее количество раздаточного материала или использование магнитной доски.
Развитие памяти
у детей 6 лет
Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.
Развитие памяти у ребёнка
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:
1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;
2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.
Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).
Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.
Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.
Как развивать внимание у ребенка
Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.
Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:
1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;
2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;
3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.
Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.
Игры для развития памяти и внимания детей
Мы ходили в зоопарк
◈ Эту игру можно проводить с группой детей.
◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Вспомни, как было
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».
◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Я тоже
◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.
◈ Пример рассказа:
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— Я тоже.
— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
— Я тоже.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)
— Подошли они к реке.
— Я тоже.
— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)
— Загремел гром. (Молчит.)
— Застучали капли дождя. (Молчит.)
— Девочка спряталась под тентом.
— Я тоже.
— А собака залезла в кусты.
— Я тоже.
— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)
— Девочка искупалась в реке.
— Я тоже.
— Подозвала собаку.
— Я тоже.
— И они побежали домой.
— Я тоже.
Съедобное-несъедобное
Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.
◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.
Кто наблюдательнее?
Игра способствует развитию внимания и восприятия
◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.
◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.
Кто летает?
Игра способствует развитию внимания, мышления
◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.
◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.
Лабиринты и ходилки
Игры способствуют развитию устойчивости внимания
◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.
◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.
Прогулка в картинках
Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.
Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.
◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе... Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.
Нарисуй узор
Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Найди пару
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.
Найди отличия
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания
◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Будь внимателен!
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля
◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.
Найди игрушку
Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: любая игрушка.
◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).
Посмотри и запомни
◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.
◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.
◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.
Послушай и запомни
◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
◈ Обязательно меняйтесь ролями.
Игры на развитие логического мышления детей 6 лет
Интересные игры, направленные на развитие логического мышления детей 6, 7 лет. Игры очень полезны для подготовки к школе. Игры на сравнение, анализ, синтез, доказательство.
Что выше?
◈ На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?
◈ Предложите ребенку нарисовать деревья.
Где какой напиток?
◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
Кто где живёт?
Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.
◈ Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.
◈ Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.
Цветы из клумбах
Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.
◈ Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:
Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?
Я загадал...
◈ Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:
— Этот предмет летает?
— Да.
— У него есть крылья?
— Нет?
— Он высоко летает?
— Нет.
— Он одушевленный?
— Нет.
— Он сделан из пластмассы?
— Нет.
— Из железа?
— Да.
— У него есть пропеллер?
— Да
— Это вертолёт?
— Да.
Я беру с собой в дорогу…
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями самых разных предметов.
◈ Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.
◈ Берите карточки по очереди и рассказывайте о том, как может пригодиться этот предмет.
◈ Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.
◈ Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
◈ Совет: напишите под предметами их названия.
Пищевые цепочки
◈ Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».
◈ Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.
♦ Луг, поле:
капуста — гусеница — воробей;
злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;
травы — насекомые — птицы;
травы, цветы — шмель, пчела.
♦ Водоемы:
комар — лягушка — цапля;
червяк — рыба — чайка;
ряска — малек — хищная рыба.
♦ Лес:
растения — гусеница — птицы;
растения — грызун — хищные птицы;
растения — заяц — лиса, волк;
грибы — белки — куницы.
Распредели правильно
Необходимый инвентарь: 24 карточки с изображениями разных людей.
◈ Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.
◈ Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.
◈ Какие люди остались вне комнат? Какие могут войти в две, три или четыре комнаты?
Рассели птиц
Необходимый инвентарь: 20 карточек с изображениями птиц.
◈ Птицы на карточках должны быть разные: домашние, дикие, перелетные, зимующие, певчие, хищные и т. п.
◈ Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами.
◈ Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Крестики-нолики
Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.
◈ Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3x3.
◈ Объясните ребенку правила игры: каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).
◈ Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).
Упражнения на развитие логического мышления дошкольников
Эти упражнения направлены на развитие логического мышления старших дошкольников и младших школьников.
«Зачеркни лишнее»
Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.
Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.
Вариант 1
Слова объединены по смыслу.
Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.
Ручка, кукла, тетрадь, линейка.
Рубашка, туфли, платье, свитер.
Стул, диван, табуретка, шкаф.
Веселый, смелый, радостный, счастливый.
Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.
Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.
Вариант 2
Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.
Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)
Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)
Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)
Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)
«Слова-невидимки»
Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.
Например, было слово «книга», стало — «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.
Вариант 1
Восстанови правильный порядок букв в словах.
Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.
Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.
Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.
Ковора, кируца, шакок, сакоба.
Вариант 2
Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.
Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое слово, состоящее из первых букв расшифрованных слов.
ПТЛАОК –
РЕКА –
ИРА-
ВДУЗОХ –
ЕДА-
ТРУБА –
Ответ: привет.
ВАУД –
УРВАК –
ЧИКО –
КССЛА –
Ответ: урок.
КСОТМЮ –
ЛЬЮИ –
ОТНОГЬ –
ОКНЕА –
Ответ: кино.
ПОСЕК –
ОВУБЬ –
КОДЧА –
АВСУТГ-
ЧЕРЬ –
ОБАДИ –
ХУКЯН –
Ответ: подарок.
Вариант 3
Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.
1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).
Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.
2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).
Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.
3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).
Оинса, бду, жулдье, нелк.
Вариант 4
Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.
1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.
Сила, соль, банка, пион.
2. Найди в слове игру-невидимку.
Шишка.
3. Найди в слове дерево-невидимку.
Насос.
4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.
Лапоть.
5. Найди в слове цветок-невидимку.
Мошкара.
Вариант 5
В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:
подушка
клавиатура
ракета
магазин
подарок
родители
«Другая буква»
В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.
Вариант 1
Отгадай загадки.
Могут в школе нам поставить,
Если ничего не знаем.
Ну а если с буквой «Т»,
То мяукнет он тебе. (кол — кот)
По нему любой пройдет.
С буквой «П» — со лба он льет. (пол — пот)
Если «К» — хозяйка плачет.
Если «Г» — лошадка скачет. (лук — луг)
С «Р» — актерская она,
С «С» — на кухне всем нужна. (роль — соль)
С буквой «Д» — в квартиру вход,
С буквой «3» — в лесу живет. (дверь — зверь)
С «Д» — мама в платье наряжает,
С «Н» — в это время засыпают. (дочь — ночь)
С «Л» — не выручил вратарь,
С «Д» — меняем календарь. (гол — год)
С буквой «К» — она в болоте,
С «П» — на дереве найдете. (кочка — почка)
С «Т» — он на огне с едой,
С «3» — с рогами, с бородой. (котел — козел)
С «Р» — и прятки, и футбол.
С «Л» — ей делают укол. (игра — игла)
Вариант 2
Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.
Образец: ...оль — роль, соль, моль, боль, ноль.
Ро... -
...очки —
Ба... —
...ар —
...ара —
...айка —
...ень —
...ом —
Вариант 3
«Домики»
Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.
Вариант 1
Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.
Вариант 2
Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.
Упражнения на развитие логического мышления дошкольников
«Ребусы»
Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.
Основные правила разгадывания ребусов
1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.
2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.
3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,,☆ — читается как «езда».
4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.
5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.
6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.
7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».
8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.
Пользуясь правилами, разгадай ребусы.
«Сложение и вычитание»
Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.
Сложение
Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок
Решение: бу + тон = бутон
Вычитание
Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр
Вариант 1
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.
б + пища = несчастье
к + насекомое = прическа у девочки
у + ненастье с дождем = опасность
у + загородный дом = успех
о + противник = длинная яма
у + ребенок-девочка = снасть рыболова
о + орудие = край леса
с + шерсть зверей = раздается во время веселья
у + единица = делают больному
м + суп из рыбы = насекомое
у + мяч в воротах = в треугольнике
за + загородный дом = требует решения
ка + награда = прихоть
о + населенный пункт = участок земли
ав + помидор = оружие
ба + оттенок = белый хлеб
об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге
ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами
ко + играет актер = монарх
по + несчастье = успех в битве
при + сосновый лес = аппарат
при + битва = волны у берега
Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.
Вариант 2
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.
сосуд - а = там хранят деньги
нижнее белье - ы = всего боится
помидор - ат = отдельная книга
сильный страх - большой мастер = змея
птица - местоимение = преступник
воинская часть - к = по нему ходим дома
волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес
птица - ока = мусор
фантазия - та = оружие рыцаря
в нем можно варить - ёл = домашнее животное
на шее зимой - ф = геометрическая фигура
молодое растение - ок = высота человека
вид спорта - с = у тела правый и левый
Ответы: банк, , трус, том, , уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, , бок.
«Следующее число»
Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.
2,4,6... . (Ряд четных чисел, следующее число 8.)
1,3,5, ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 2, следующее число 7.)
10,8,6 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 2, следующее число 4.)
«Определения»
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.
Вариант 1
Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)
Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.
Река —
Салют —
Облака —
Котенок —
Радуга —
Вариант 2
Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).
«Путаница-2»
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.
Вариант 1
Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)
Вариант 2
А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.
Мои площадке детской друзья на играли.
Пятерку на языка я русского получила уроке.
Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.
Всех для подарки я родственников сделал.
Тихо на было после свежо и грозы улице.
Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.
«Задания с текстом»
Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.
Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).
Вариант 1
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5—7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.
Вариант 2
Прочитайте отрывок, состоящий из 10—15 предложений, и попросите передать его содержание в 2—3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.
Вариант 3
Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.
Вариант 4
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.
«Пантомима»
Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима — это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников — 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.
Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по
казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель — так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.
Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.
• Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.
• Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.
• Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:
1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.
2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.
4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».
5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.
6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.
7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.
8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.
9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.
Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).
Многие родители ошибочно полагают, что, если ребёнок умеет читать, писать и считать, то он к школе готов. Между тем, понятие школьной зрелости содержит пять составляющих: интеллектуальная, эмоциональная, социальная, личностная и физиологическая.
Интеллектуальная готовность к школе – это развитые на достаточном уровне:
- Дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;
- Концентрация внимания;
- Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- Логическое запоминание;
- Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Эмоциональная готовность:
- Уменьшение импульсивных реакций по сравнению с прошлыми годами;
- Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная готовность - это умение устанавливать контакт и общаться со сверстниками и взрослыми, а также занять определенную нишу в коллективе одноклассников.
Личностная готовность – это достаточное развитие:
- Мотивационной сферы
- Произвольной сферы
Здесь, думается, нужно рассказать о критериях достаточного развития мотивационной сферы:
- Познавательные мотивы или потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
- Социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Критерии достаточного развития произвольной сферы:
- Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилам поведения;
- Умение ориентироваться на заданную систему требований;
- Умение внимательно слушать учителя и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Физиологическая готовность к школе:
- Сенсомоторная координация;
- Умение воспроизводить образец;
- Развитие тонких движений руки;
- Умение выдерживать физиологические нагрузки (40 минут (урок) неподвижного сидения за партой, что является для детей трудновыполнимой задачей);
- Рост ребенка должен соответствовать стандартному размеру стульев и парт в классе.
Итак, подведём итоги.
Ребёнок к школе
готов: | не готов: |
|
|
Опираясь на приведённые в этой статье критерии готовности к школе, или школьной зрелости, родители могут самостоятельно ответить на вопрос в названии статьи. Ведь здесь важно учитывать не только возраст ребенка, но и индивидуальные возможности. Один ребенок готов к школе уже в 6,5 лет, другой – не готов в 7, 5 лет.
Если после прочтения данной статьи у родителей остались вопросы или сомнения, - то самое лучшее – это обратиться на приём к детскому психологу, который, продиагностировав ребенка, и получив результаты, поможет родителям определиться с выбором возраста начала школьного обучения их ребенка.
Жители Санкт-Петербурга могут для этого обратиться в наш центр, жители других городов - найти в своём городе детского психолога, который поможет им сделать выбор.
Успешной учебы Вашим детям!
Пользуясь правилами, разгадай ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические и развивающие игры для развития внимания детей.
Дидактические и развивающие игры для развития внимания дошкольника....
Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...
Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста
Игры на развитие внимания детей дошкольного возраста...
«Игры на развитие внимания детей» (советы родителям)
Несколько игр, благодаря которым у детей развивается внимательность....
Экологические игры на развитие внимания детей
Экологические игры для дошкольников оказывают существенную помощь в развитии детей и формировании у них любви к окружающей природе....
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....
Игры на развитие внимания детей 3-4 лет
Как развивать внимание трёхлетнего ребёнка? Лучше всего это сделать в игре.Внимание детей 3-4 лет еще неустойчивое, они не могут долго сосредотачиваться на объекте, быстро переключаются на другие пред...