Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_vnimaniya.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития, в том числе, внимания. Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём .
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.
Перечень игр и упражнений
Игра «Повторяй за мной» Цель : развитие активного произвольного внимания. Содержание : дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности. Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать». Примечание : на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.
Игра «Угадай, что звучит?» Цель : развитие слухового внимания и восприятия. Оборудование : предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма. Содержание : педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук. Инструкция : «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков». Примечание : задание выполняется в полной тишине.
Задание «Дорисуй вторую половинку» Цель : развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания. Оборудование : Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши. Содержание : дети выбирают нужные цвета, дорисовывают изображения на листах, называют у кого что получилось, оценивают работы друг друга.
Игра «Летает – не летает» Цель : развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. Содержание : педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками ( «крыльями» , если предмет не летает – говорят «не летает» , руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры. Примечание : примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.
Игра «Выложи из палочек» Цель : развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу. Оборудование : счётные палочки, карточки – образцы. Содержание : дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик) . Инструкция : «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе». Примечание : если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения» .
Игра «Запомни и нарисуй» Цель : развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур. Оборудование : листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка. Содержание : Педагог предъявляет детям картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.
Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии») Цель : развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания. Оборудование : бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком) . Содержание : Дети, проводя пальцем по линиям, или обратной стороной карандаша, должны определить, кто из животных что любит есть. Инструкция : «Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке) . Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?». Примечание : Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.
Задание «Найди отличия» Цель : развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания. Оборудование : таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями. Содержание : дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин. Инструкция : «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим, у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный».
Игра «Лягушки и аисты» Цель : развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации. Оборудование : свисток. Содержание : Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию. Инструкция : «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов». Примечание : дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» Цель : Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации. Оборудование : мяч средних размеров. Содержание : водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч. Инструкция : «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите». Примечание : Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Задание «Выложи из геометрических фигур» Цель : развитие произвольного внимания, концентрации, объёма внимания, кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур. Оборудование : таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей. Содержание : дети рассматривают картину-образец, запоминают её, затем по памяти конструируют из свои геометрических фигур такое же изображение. Инструкция : «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала». Примечание : если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...
Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"
В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....
Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет
Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....