Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития, в том числе, внимания. Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём .
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.
Перечень игр и упражнений
Игра «Повторяй за мной» Цель : развитие активного произвольного внимания. Содержание : дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности. Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать». Примечание : на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.
Игра «Угадай, что звучит?» Цель : развитие слухового внимания и восприятия. Оборудование : предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма. Содержание : педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук. Инструкция : «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков». Примечание : задание выполняется в полной тишине.
Задание «Дорисуй вторую половинку» Цель : развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания. Оборудование : Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши. Содержание : дети выбирают нужные цвета, дорисовывают изображения на листах, называют у кого что получилось, оценивают работы друг друга.
Игра «Летает – не летает» Цель : развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. Содержание : педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками ( «крыльями» , если предмет не летает – говорят «не летает» , руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры. Примечание : примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.
Игра «Выложи из палочек» Цель : развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу. Оборудование : счётные палочки, карточки – образцы. Содержание : дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик) . Инструкция : «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе». Примечание : если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения» .
Игра «Запомни и нарисуй» Цель : развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур. Оборудование : листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка. Содержание : Педагог предъявляет детям картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.
Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии») Цель : развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания. Оборудование : бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком) . Содержание : Дети, проводя пальцем по линиям, или обратной стороной карандаша, должны определить, кто из животных что любит есть. Инструкция : «Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке) . Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?». Примечание : Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.
Задание «Найди отличия» Цель : развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания. Оборудование : таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями. Содержание : дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин. Инструкция : «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим, у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный».
Игра «Лягушки и аисты» Цель : развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации. Оборудование : свисток. Содержание : Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию. Инструкция : «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов». Примечание : дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» Цель : Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации. Оборудование : мяч средних размеров. Содержание : водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч. Инструкция : «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите». Примечание : Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Задание «Выложи из геометрических фигур» Цель : развитие произвольного внимания, концентрации, объёма внимания, кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур. Оборудование : таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей. Содержание : дети рассматривают картину-образец, запоминают её, затем по памяти конструируют из свои геометрических фигур такое же изображение. Инструкция : «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала». Примечание : если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Дополнительная программа "Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" 5-7 лет
Целью моей программы является создание оптимальных возможностей и условия для развития внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....

Картотека дидактических игр на развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста (с задержкой психического развития)
Картотека дидактических игр на развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста (с задержкой психического развития)...

Методическая разработка "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровых технологий"
Методическая разработка "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровых технологий"...

Конференция на тему: "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровых технологий"
Конференция на тему: "Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровых технологий"...