"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
« Ознакомление дошкольников
с трудом взрослых».
Подготовил: воспитатель Афонина Л.П.
«Любовь ребенка к людям труда – источник
человеческой нравственности»
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами деятельности. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и трудовые навыки необходимо с ранних лет. По этому, одно из главных направлений воспитания детей в детском саду - трудовое воспитание, главной задачей которого является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Содержания трудового воспитания определено «Программой воспитания в ДОУ»:
1. Ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;
2. Организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.
Радость труда, одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Необходимо формировать у детей представления об общественной значимости труда взрослых. Формирование этой значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное название – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, значение назначения вещи позволяют ребенку понять конкретную ценность каждого процесса. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщение представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. (Посуда – посуда чистая, ею накрыли столы к обеду – можно есть и т.д.). Такие представления позволяют формировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений, возможно, формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд – проявление заботы друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это высокий уровень обобщения, и он доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений младшим и средним возрасте. Как видим, работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.
Первый этап – обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен. Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы:
- Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии (у куклы не оказалось теплой шапочки, которую они хотели взять на прогулку, значит - ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая проблемная ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета).
- Создавать нужный предмет в присутствии детей (шить шапочку или вязать). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата позволяет связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета.
- Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).
Такие приемы способствуют формирование у детей устойчивой направленности на ожидание результата, формируя умение его вычленять, называть. У детей появляется бережное отношение к созданным предметам. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, это посильная задача для детей младших групп. Эти знания оказываются важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.
Накопление представления объединяются по разным направлениям:
- Обобщаются трудовые процессы в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии, и на этой основе формируются более общие представления о труде этого человека.
- Обобщаются представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, о их значении и на этой основе формируются более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.
Эффективными здесь являются следующие методы и приемы: наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат; повторность наблюдений, позволяющая формировать отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости; игры-занятия, повторяющие тот или иной труд, обобщающие беседы, проводимы с широким использованием наглядности.
У детей среднего возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним, опираясь на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.
На втором этапе углубляется интерес к труду людей. Это отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, появляются игры, отображающие этот труд.
Третий этап (старшая, подготовительная группы) - формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результата для людей. Здесь широко используются наряду с наблюдениями и ознакомлением детей с разными видами профессий по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека (чтобы сшить платье, нужна ткань, чтобы ее сделать, нужен хлопок)-то есть связь профессий.
На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значение их для людей, необходимости труда вообще. Дети способны делать выводы об общественной значимости разных профессий.
У детей формируются прочные и осознанные знания: 1 – об отдельных трудовых процессах и их результатах; 2 – о процессах входящих в тот или иной вид труда. Это требует систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.
По соседству с детским садом находится поселковая доска Почета. Дети любят останавливаться возле нее, разглядывать фотографии людей. Они узнают здесь своих знакомых. Это наглядный пример тому, что за добросовестное отношение к труду, люди получают не только деньги, а еще почет и уважение людей в обществе.
Уважение к труду необходимо воспитывать в труде, и через игровую деятельность, отображающую этот труд.
Задачи педагогов:
1. способствовать расширению и уточнению представлений детей о разных профессиях;
2. создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
3.о результатах труда;
4. об оборудовании, инструментах, и материалах, необходимых для работы; 5.побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых; 6.способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
Для решения этих задач необходимо: перспективный план по ознакомлению детей с профессиями, наглядный и методический материал, информация о самых востребованных профессиях.
Деятельность педагогов:
- Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
- Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
- Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.
- Изготовления макета календаря профессий.
- Создание сюжетно-ролевых игр, по изучаемым профессиям.
Календарь представляет собой альбом из 12 листов. На каждом листе изображение символов определенной профессии.
Деятельность детей:
Экскурсии, беседы, праздники, занятии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, театрализованные представления, конструирование, макетирование, коллекционирование.
Деятельность родителей
Беседы с детьми о своей работе, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, макетов, газет, альбомов «Кем быть?».
Приложение к консультации «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»:
группа | программное содержание |
Первая младшая | Воспитывать интерес к труду близких ребенку взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (моет посуду, убирает комнату и т.д.). |
Вторая младшая | Продолжать знакомить с трудом взрослых, обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми. |
средняя | Продолжать знакомить с трудом взрослых, его содержанием. Формировать интерес к различным профессиям. Знать где работают родители. Воспитывать интерес и уважение к труду разных профессий. |
старшая | Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширять представление детей об уже знакомым им профессиях. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Дать представление о пассажирском и грузовом транспорте. Дети должны знать, где работают родители, как важен для общества их труд. Испытывать чувство радости и удовольствия от участия в совместной с взрослыми трудовой деятельности. Познакомить с трудной но почетной обязанностью защищать Родину; различать некоторые рода войск. |
подготовительная | Продолжать расширять представления детей о разных ранее изученных профессиях, знакомить с новыми: содержанием их труда, его коллективном характере, о роли механизации в труде. Познакомить детей, учитывая местные условия, с промышленностью и транспортом данного края. Дать знания о том, что за трудовые успехи люди награждаются наградами, им присваивают звание Героя труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. |
План занятия по ознакомлению детей с профессией повара.
Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Предварительная работа:_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Словарная работа: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Методические приемы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Материал:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ход занятия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ознакомление дошкольников с трудом взрослых
Данный материал поможет вам познакомить детей с трудом взрослых...
"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
Статья об использование разных форм работы, методов, приемов в процессе ознакомления с трудом взрослых....
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....
Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых
Данный материал содержит перспективный годовой план работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»
Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...
Проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «Путешествие в мир профессий».
Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют с...