Организация профориентационной работы в школах мира
материал на тему

Сорока Марина Николаевна

контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proforientatsionnoy_raboty_v_shkolah_mira.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация профориентационной работы в школах мира

Организация эффективной профессиональной ориентации молодежи представляет собой одну из важнейших государственных проблем. Профориентация не только способствует знакомству выпускника образовательного учреждения с миром профессий и выбору им своего профессионального пути, его трудовой социализации, но и влияет на формирование трудовых ресурсов страны, систему занятости и в конечном итоге на социально-экономическое развитие общества в целом. Именно поэтому в экономически развитых странах профориентационной работе с молодежью уделяется особое внимание. Профориентация включает в себя научную и практическую составляющие, носит системный характер и постоянно совершенствуется, отражая меняющиеся потребности экономики и общества в профессиональных кадрах.

Происходящие в мире изменения социально-экономического характера и модернизация рынка труда приводят к быстрому устареванию профессий с одновременным неуклонным ростом требований к квалификации работника. В результате главная задача профориентационной работы в школе заключается не только в создании условий и оказании помощи в осознанном выборе профессии, но и в обучении школьников умению оценивать себя адекватно требованиям современного рынка труда и выстраивать свою профессиональную траекторию, пониманию необходимости непрерывного образования в целях своего профессионально-квалификационного роста и успешной адаптации в мире труда.

В статье рассматриваются системы профориентации школьников в Великобритании, Франции и США, которые включают истории развития, концептуальные подходы, принципы, методы и содержание профориентационной работы.

Профориентационная работа в Великобритании

В Великобритании накоплен многолетний опыт рационального использования трудовых ресурсов, начало которому было положено в 1909 году, когда правительство приняло меры по сокращению экономических потерь от неэффективной организации трудоустройства населения в стране и созданию специальных бюро по трудоустройству подростков в рамках государственных бирж труда. Одновременно по инициативе Министерства образования при биржах труда создавались службы профориентации для общеобразовательных школ. Причем школьная служба профориентации оказывала помощь не только учащимся школы, но и ее выпускникам после окончания школьного обучения вплоть до их реального трудоустройства, поскольку бюро по трудоустройству молодежи при биржах труда помогали в выборе профессии только начиная с 19 лет.

Попытка правительства объединить школьную службу профориентации с системой обеспечения занятости для взрослых в 60-е годы прошлого столетия вызвала отрицательную реакцию педагогов и специалистов в области профориентации. В результате в 1973 году вышел специальный закон о службах профориентации для учащихся, в котором указывалось на необходимость их профориентационного сопровождения на всех этапах обучения и обязательную организацию профориентационной работы не только в каждой школе, но и в колледжах и вузах.

Основную работу по профориентации учащихся в образовательных учреждениях выполняли профсоветники. Недостатком их работы было применение диагностического подхода (тестов способностей, вопросников выявления интересов, личностных тестов), исключающего активность самого опрашиваемого, для рекомендаций учащимся той или иной профессии. Эти рекомендации носили поверхностный характер, так как результаты тестовых испытаний были трудно сопоставимы с психофизическими характеристиками избираемых профессий, и общее их толкование не устраивало учащихся.

Это привело к тому, что в 70-е годы прошлого века появился новый концептуальный подход, который рассматривал профориентацию как развивающий процесс. Больше внимания стало уделяться собственной деятельности учащихся в профессиональном развитии на всех этапах школьного обучения. С этой целью были разработаны и введены в учебный процесс так называемые "переходные программы" с комбинированными вариантами профориентационных мероприятий и профподготовки. Школьникам предоставлялась возможность попробовать себя в нескольких профессиях, но без приобретения умений по конкретной специальности. Знакомство с профессиями было поверхностным и не позволяло успешно трудоустроиться по ним выпускникам после окончания школы.

После пересмотра основных концептуальных позиций в области профориентации акцент был перенесен на учебную ориентацию, связанную с выбором продолжения образования для будущей карьеры. Ориентирование в сфере профессиональной трудовой подготовки школьников рассматривалось как одно из направлений общеобразовательной программы. В учебную программу были включены курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению их кругозора о мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. Общее развитие выпускника школы в профориентационной сфере, по мнению специалистов, позволяет ему самостоятельно и осознанно сделать "переходные шаги" к дальнейшему продвижению в сфере образования и труда.

Повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии уделяется основное внимание в профориентационной работе в школах Великобритании. Усилия профсоветников в школе направлены на организацию занятий по профессиональному просвещению учащихся, проведение ознакомительных экскурсий на предприятия, выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся, развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий, оказание содействия в трудоустройстве учащихся, проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных планов учащихся, выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка, а также на оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии. Главная отличительная особенность британской системы профориентации - совмещение профориентации с помощью по трудоустройству.

Британская система профориентации во многом зависит от местных органов образования, и ее финансирование определяется бюджетом каждой школы. Чем выше школьный бюджет, тем больше профсоветников могут быть приняты в штат. Обучение длится 12 лет, и на каждом возрастном этапе должны работать профсоветники. Дифференциация учащихся в процессе обучения в различных типах школ предполагает разную образовательную ориентацию. Средняя школа имеет несколько профилей обучения: грамматический, современный, технический, объединенный. Учебные заведения разных профилей обучения значительно отличаются друг от друга по учебным планам, квалификации преподавателей, учебному оборудованию, а также по предоставляемым возможностям социального и профессионального продвижения выпускников. Например, окончание грамматической школы в наибольшей степени открывает возможность поступления в университет.

Выбор типа школы (профиля обучения) происходит после окончания начальной ступени обучения. Для наиболее обоснованного и правильного выбора профильной школы ребенку и его семье оказывается квалифицированная помощь профсоветников. В учебное расписание начальной школы включены специальные занятия, сфокусированные на личности ученика, которые проходят в форме индивидуальных и групповых бесед. На этих занятиях профсоветники обсуждают с учащимися их учебные достижения, интересы, внеклассные увлечения, планы дальнейшей учебы. Педагоги предоставляют информацию о склонности учащихся к той или иной области знаний. Профориентационные планы школьников обсуждаются специалистами и с их родителями. В итоге такой работы ученик принимает решение о выборе типа средней школы.

В средней школе, помимо дальнейшего личностного развития учащихся, все большее значение придается приобретению ими практического опыта в той или иной профессии. В учебный процесс вводятся различные имитационные программы с использованием активных форм и методов обучения. Имитационное моделирование различных трудовых операций осуществляется с помощью ролевых игр, разработанных с учетом специфики британского рынка труда и воспроизводящих различные социальные и трудовые ситуации (планирование трудового дня, выработку стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью и т.д.). Обязательной составляющей учебного процесса в средней британской школе является трудовая практика.

Особое внимание следует обратить на практику создания в английских школах мини-предприятий. Начиная с 1986 года при одобрении правительства Великобритании была поставлена задача организовать хотя бы одно мини-предприятие при каждой школе. Учащиеся определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает определить и развить свои интересы и склонности, приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе, научиться полагаться на себя, проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

Школьная профориентация является составной частью профориентационной системы Великобритании, которая носит комплексный научно обоснованный характер, представляя собой единый и непрерывный процесс, и динамично развивается в соответствии с социально-экономическими запросами страны. Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода пребывания ребенка в школе, а также в "переходный период" от окончания школы до поступления в вуз или на работу и далее сопровождает трудовой путь взрослого человека.

Организация профориентации учащихся во Франции

Профессиональная ориентация учащихся во Франции развивалась поэтапно с 20-х годов XX века и прошла в своем развитии три исторические модели:

• идеалистическая механистическая модель (20 - 50-е годы XX века);

• технократическая модель (60 - 80-е годы XX века);

• воспитательная модель (с начала 90-х годов XX века).

В основе идеалистической механистической модели профессиональной ориентации учащихся лежала диагностическая концепция, согласно которой профориентация воспринималась как установление наилучшего (идеального) соответствия между требованиями профессии и личностными характеристиками учащегося, полученными в ходе тестовой диагностики. Профессиональная ориентация осуществлялась специалистами созданных бюро профориентации только для выпускников школ в период поиска ими работы. Данная модель профориентации ставила своей целью, с одной стороны, защитить подростка от последствий неправильного выбора профессии (неудовлетворенность своей работой, низкая производительность труда, производственный травматизм, связанный с медицинскими противопоказаниями, и т.д.), а с другой - обеспечить потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах и сельских ремесленниках. В результате такого подхода к профориентации в 40 - 50-х годах XX века во Франции появились частные профориентационные бюро, которые обучали клиентов "правильно" отвечать на вопросы тестов для более выгодного представления кандидата перед работодателем.

Технократическая модель профессиональной ориентации учащихся была направлена не на выбор конкретной профессии, а на подготовку к этому выбору, которая осуществлялась на протяжении всего периода обучения в школе. Образовательные реформы 60-х годов XX века поставили взаимодействие профессиональной и учебной профориентации в центр образовательной системы Франции. Для технократической модели характерно жесткое управление в организации и осуществлении профессиональной ориентации со стороны учебного заведения, невозможность влияния со стороны учащихся и их родителей на профессиональную дифференциацию учеников, которая выстраивалась исходя из государственных кадровых нужд.

Появление воспитательной модели профориентации учащихся связано с переходом от индустриального к информационному обществу, который привел к возникновению многих инновационных процессов на рынке труда, но в то же время был отягощен длительным экономическим кризисом, обострившим проблему безработицы. Новая экономическая модель организации труда требовала высоко профессиональных работников, инициативных, мобильных, готовых приобретать новые знания. Поэтому основным содержанием профориентации становится непрерывное сопровождение учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе и профессионального. При этом сопровождение не завершается выходом из школы, а продолжается до момента трудоустройства выпускника и его интеграции в мир труда. Для данной профориентационной модели характерно применение технологий педагогического и психологического сопровождения с учетом личностных особенностей и возможностей учащихся, направленных на развитие у них способностей к адаптации, мобильности, креативности.

Таким образом, профессиональная ориентация учащихся во Франции постепенно интегрировалась в систему образования и переориентировалась с удовлетворения кадровых нужд государства на удовлетворение профессиональных интересов и потребностей самих учащихся.

С 1996 года Министерство образования Франции начало внедрение концепции "воспитания ориентации", основной целью которой является формирование у молодежи культуры профессионального самоопределения через ознакомление учащихся с экономическим и профессиональным окружением, расширение их представлений о профессиональном мире и потребностях рынка труда, формирование способности к анализу возникающих препятствий и нахождения способов их преодоления при активном участии педагогов-воспитателей, придание смысла обучению через профессиональный проект. "Воспитание ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их получения и познание учащимися себя, своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей.

Концепция "воспитания ориентации" строится на основе следующих принципов:

• непрерывность (создание педагогами условий для разработки учащимися профессионального проекта, развитие умения их самостоятельной ориентации в мире профессий и путях подготовки к избранной профессии на протяжении всего периода обучения в колледже, лицее, вузе);

• соответствие (учет в профориентационной работе кадровых потребностей конкретного региона в квалифицированных специалистах);

• коллективность (интеграция воспитательных действий по профориентации всех педагогов на протяжении всего периода обучения и их взаимодействие);

• согласованность (координация совместной работы партнеров школы, внешкольных специалистов по профориентации, ассоциации родителей учащихся).

Главным в данной концепции является определение учащегося как "автора" своей учебной и профессиональной ориентации, его субъектная позиция и самостоятельность в выборе жизненного пути. На первый план в профориентационной работе выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами и с учетом склонностей, способностей, потребностей и возможностей учащихся, а также с учетом нужд общества в кадрах соответствующего профиля.

Основными методами профориентационной работы являются:

• методы информирования (знакомство с профессиями через систему профориентационных уроков, посещение выставок, ярмарок, просмотров видеофильмов и слайдов о профессиях и т.д., экскурсии на предприятия в виде информационного визита или сеанса наблюдения (не менее недели) в профессиональной среде, обмен опытом в форме встреч с выпускниками колледжей и лицеев или специалистами из различных профессиональных областей, составление документации в форме письменного или аудиовизуального отчета о визите в профессиональную среду, пресс-досье о специальности и т.д., анализ информации о профессиях, востребованных на рынке труда, через банки данных на сайтах в Интернете);

• диагностические методы (чередование профессиональных проб - производственных стажировок продолжительностью от трех до 16 недель на предприятии, в профессиональном лицее или центре профессионального обучения, тестирование, включающее три группы тестов на определение общих умственных способностей, выявление достижений учащегося и его профессиональных интересов, анкетирование, игровой метод);

• методы консультирования (информирование, диагностирование, беседа в форме группового обсуждения после просмотра фильма о профессии, биографический метод в форме обсуждения в группе рассказа учащегося от имени человека определенной профессии, оказавшегося в тех или иных жизненных обстоятельствах, рекомендация как диалог консультанта и консультируемого, позволяющий выстроить представление о проблеме и принять решение относительно учебного и профессионального выбора);

• внешкольная профориентация, представляющая собой деятельность сети специальных служб различных уровней (государственного, академического, департаментского и местного), координируемых тремя министерствами: труда, здравоохранения и образования на каждом из пяти педагогических циклов (наблюдения и адаптации, центральном, ориентации, определения, выпускном) среднего образования во Франции.

В цикле "наблюдения и адаптации" колледжа (6-й класс) профориентационная работа сводится к изучению личности учащегося, определении его способностей, склонностей, уровня знаний, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Основным методом является тестирование, результаты которого фиксируются в личном досье учащегося.

В "центральном" цикле колледжа (5 - 4-й классы) профориентационная работа дополняется знакомством учащихся с миром профессий. С 5-го класса колледж предлагает выбрать для изучения дополнительные предметы (древние языки, углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки и т.д.). С 4-го класса учащиеся могут, по желанию, пройти стажировку на предприятии в форме "ознакомительного визита" или "сеанса наблюдения".

Цикл "ориентации" колледжа (3-й класс) является "разветвляющим", по окончании которого учащийся должен определить свой дальнейший учебный путь: общеобразовательный и технологический лицей, профессиональный лицей, центр профессионального обучения. В результате профориентационная работа данного цикла обучения сконцентрирована на информировании учащихся о различных учебных направлениях, профилях, профессиях, к которым они готовят. С этой целью с 2005 года в учебном расписании французских колледжей появился новый обязательный предмет "Знакомство с профессиями" (три часа в неделю), который включает три блока: знакомство с профессиями и профессиональной деятельностью (блок А), знакомство с организациями и предприятиями (блок В), знакомство с местами и способами образовательной подготовки (блок С). Каждый блок включает определенные компетенции для освоения учащимися. Так, блок А предполагает освоение четырех главных компетенций:

• представлять профессию, ее главные задачи, деятельность специалиста, используемые средства;

• различать способы овладения профессией в зависимости от ее вида (работник большого предприятия, ремесленник, служащий и т.д.);

• классифицировать профессии по основным принципам деятельности: производство продукции и услуги;

• находить примеры связи между техническим прогрессом и эволюцией профессиональной деятельности.

Педагогический коллектив колледжа разрабатывает специальную профориентационную программу - "годовое продвижение учащихся", что позволяет оценить уровень освоенных знаний и компетенций.

Циклы "определения" и "выпускной" относятся к лицейской ступени образования. Во Франции существует два типа лицеев с профильным характером обучения: общеобразовательный и технологический и профессиональный. В лицее происходит сближение учебной и профессиональной ориентации.

В общеобразовательном и технологическом лицее цикл "определения" (2-й класс) является предпрофильной подготовкой учащихся, по окончании которой они должны выбрать учебный профиль выпускного класса в соответствии с достигнутыми учебными результатами и возможностями. Так, учащиеся социально-экономической секции общеобразовательного направления могут выбрать из трех профилей: "экономика и социальные науки", "экономика и математика", "экономика и иностранные языки". Профориентационная работа этого учебного цикла сосредоточена на уточнении профессиональных предпочтений учащихся через стажировки на предприятиях, встречи с бывшими учениками лицея - студентами вузов, а также со специалистами различных профессиональных областей.

"Выпускной" цикл (с 1-го по выпускной класс) лицея - завершающий этап школьного обучения, на протяжении которого учащиеся готовятся к сдаче выпускных экзаменов. Профориентационная работа в этот период направлена на информирование о различных учебных заведениях профобразования, правилах поступления в них, условиях обучения, перспективах трудоустройства. На протяжении 1-го класса учащийся еще может изменить как учебный профиль, так и учебное направление, для чего в лицеях предусмотрена возможность переориентации, то есть перехода с одного направления обучения на другое в соответствии с изменившимися интересами, потребностями и возможностями учащегося, решение о котором остается за советом класса.

В профессиональных лицеях обучение направлено на практическое овладение конкретной профессией. Здесь общеобразовательная подготовка учащихся сочетается с постоянной производственной практикой. Целью профессиональной ориентации в данном типе лицеев является практическое знакомство учащихся с особенностями выбранной профессии, организацией труда и рабочего места, компетенциями, которые предполагает профессия, возможностями трудоустройства.

Итак, если в колледже предпочтение отдается знакомству учащихся со всем многообразием мира профессий, то в лицее профориентационная работа сконцентрирована прежде всего на различных путях образовательной подготовки в системе профессионального образования. Такая расстановка акцентов соответствует логике организации обучения во французской школе, для которой характерна постепенная дифференциация учащихся сначала по учебным направлениям (после окончания колледжа), а затем по учебным секциям и профилям (1-й и выпускной классы лицея).

В качестве оригинальных средств профориентационной работы широко используются известный на всю страну Артископ (большой хромированный американский грузовик, борта которого пестрят рекламой ремесленничества, а в кузове находятся стенды с информацией о различных профессиях и учебных заведениях, где их можно освоить в сопровождении соответствующих специалистов), знаменитый автобус "Планета-Металл", появившийся благодаря усилиям.

Объединения металлургической и горной промышленности, в котором проводятся выставки о профессиях для учащихся французских колледжей и лицеев, мультимедийные средства (серия учебных фильмов "Метьерама" знакомит учащихся коллежей с особенностями той или иной профессии, организацией рабочего места; программа "Телеинформация" предоставляет информацию о направлениях профессионального образования, условиях поступления в профессиональное учебное заведение, перспективах карьеры и т.д.).

Профориентационная работа со школьниками в США

Профориентация учащихся в США как самостоятельная научно-практическая система прошла несколько этапов развития:

• Концепция профориентации "черта-фактор" Ф. Парсонса (с начала XX века до 50-х годов), устанавливающая соответствие между индивидуальными чертами людей и производственными факторами, характерными для той или иной профессии, связана с организацией профконсультационных бюро для учащихся городских школ, которые давали совет по выбору профессии, но не направляли подростков на работу. В ходе профконсультации осуществлялся также профотбор, то есть выбор из группы кандидатов на определенную должность тех, от кого можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения данной работы.

• Теория профессионального развития А. Маслоу (50-е года XX века) связана с идеей самоактуализации человека (желание совершенствоваться, найти практическое применение своим возможностям) и развитием заинтересованного отношения к труду. В результате развития теории Э. Гинсбергом, С. Гинсбургом, С. Аксельродом и Дж.Хермом (социологом, психологом, врачом и экономистом) было выделено три последовательные возрастные этапа подготовки к выбору профессии: до 11 лет - время "фантазий", от 11 до 17 лет - годы пробных выборов, 17 - 18 лет - период реалистических решений.

• Единая теория профессионального развития Д. Сьюпера (1952 год), рассматривающая профессиональное развитие как длительный и динамический процесс, складывающийся из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обусловливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, то есть совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития, и для успешного профессионального созревания личности необходима строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа.

На основе концепции Д. Сьюпера в США было разработано Положение о школьной службе профессионального руководства или профессиональной консультации. Профессиональное консультирование в школах США осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка. В 1981 году был принят закон о профессиональной консультации в начальной школе. Консультант знакомит учащихся с миром профессий и путями их получения, помогает им найти объективную информацию о содержании профессий и соответствующих им требованиях к специалистам. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей. На каждого учащегося профконсультант заводит отдельное досье. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В досье выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление "любимых" и "нелюбимых" школьных предметов; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии. Это досье может быть, с согласия учащегося, передано в службу занятости, если он будет искать работу с ее помощью после окончания школы.

Профориентационная работа с учащимися не ограничивается только школьной службой. Система профориентации и трудоустройства молодежи в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации. По Конституции США, вопросы образования не входят в компетенцию федерального правительства. Руководство работой школ, а также все школьное законодательство находятся в ведении соответствующих органов штатов. Каждый штат разделен на школьные округа. Во главе округа стоит школьный комитет из пяти - семи человек, избираемый местным населением на три - четыре года. К его компетенции относятся все вопросы, касающиеся организации учебного процесса, а именно: утверждение учебных планов и программ, набор учащихся, распределение школьного бюджета, прием и увольнение учителей. Контролирует работу школьных комитетов соответствующее ведомство просвещения штата. В каждом штате действуют свои учебные планы и программы. В ведомстве просвещения штата один из сотрудников занимается вопросами профориентации, именно он и координирует эту работу во всех школьных округах.

Быстрые темпы развития экономики, применение новых информационных технологий, более сложная организация труда человека, необходимость умения быстро переориентироваться в случае изменения ситуации на рынке труда и потери работы потребовали от выпускников школ поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. В этих условиях службы профориентации и консультирования должны не просто помогать молодым людям выбрать профессию, а научить самостоятельно "выстраивать" профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Новые концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования и консультирования нашли свое отражение в различных образовательных программах, организационных формах, компьютерных информационных системах. Например, программа "От школы к работе" принята в США на федеральном уровне специальным актом в 1994 году. Ее цель - улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте. Программа охватывает подростковый и старший школьный возраст (от 13 до 19 лет) и включает два направления: для учащихся, которые планируют после школы поступать в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается работать. В первом случае учащимся предоставляется возможность поработать на какой-нибудь фирме под руководством ее специалиста. Они также могут работать в тех сферах, где традиционно трудятся подростки (например, в сферах обслуживания, здравоохранения, образования). Во втором случае всем желающим предоставляются рабочие места на производстве. Под руководством опытных наставников они осваивают рабочие профессии, знакомятся с производством и рабочим коллективом. Как показал опыт, эта работа очень плодотворна. Учащиеся начинают более ответственно относиться к учебе и работе, лучше успевают в школе, уверенно чувствуют себя относительно будущего трудоустройства.

Предприниматели, которые активно участвуют в реализации данной программы, охотно предоставляют рабочие места для учащихся. Это объясняется тем, что они не только участвуют в подготовке кадров для общества, что считается почетным делом, но и готовят кадры для собственного бизнеса. Так, в Нью-Йорке предприниматели обеспечили школьников рабочими местами и обучением под руководством специалистов и наставников на 99%. Они увидели реальную пользу предварительной профессиональной подготовки школьников, которая дает возможность отобрать талантливую молодежь для фирм и производства и тем самым расширить и улучшить бизнес.

Другой вариант подготовки школьников к выбору пути продолжения образования или трудоустройства - углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе (11 - 12-й классы). Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов. В колледже учащиеся выполняют различные практические задания в лабораториях и на производстве, приобретают умения как для исследовательской, так и для исполнительской, рутинной работы. Все это происходит под руководством специалистов, которые составляют для школьников различные программы обучения.

Свободный выбор программ позволяет школьникам реализовать свои интересы к той или иной области знаний, расширить кругозор о мире профессий и приобрести знания, навыки и умения по конкретной специальности. Например, в штате Колорадо школьный округ оплачивает преподавателям университета обучение школьников по специально разработанным программам, учитывающим направленность данного учебного заведения и местного социального окружения. Программы делятся по трем направлениям: математика и наука, управление, искусство и культура. Каждое из них включает разнообразный набор профессий. Так, школьники, выбравшие первое направление, часто хотят специализироваться в медицине, будущие управленцы - в области психологии, социологии, политологии. Профиль искусства и культуры включает востребованные специализации по конструированию одежды, проектированию различных строительных сооружений, а также курс совершенствования английского языка.

Каждая программа построена так, что в нее входит не только посещение лекций, но и в обязательном порядке практические занятия, деловые игры, экскурсии в учреждения, встречи с людьми, имеющими хороший карьерный рост по какой-либо специальности. Слушатели учатся рационально использовать время, самостоятельно приобретать новые знания, развивать в себе такие качества, как коммуникабельность, инициативность и т.д.

Школьникам необходимо знать свои возможности и то, в каком направлении они должны работать над собой. Создатели программ считают также важным научить их понимать, как индивидуальные, личностные характеристики соотносятся с социальными, образовательными и карьерными требованиями, использовать академические и профессиональные умения для достижения личных целей, понимать социальную значимость выбранной ими специальности. Неотъемлемой частью каждой программы является выполнение учащимися самостоятельного индивидуального задания. Это может быть реферат на какую-либо тему, изготовление изделий или чертеж здания. К окончанию школы они в состоянии написать краткое резюме о себе и могут обосновать свои претензии занять ту или иную вакансию.

Совершенствование системы профориентации неизбежно предполагает расширение информационной базы данных, наличие исчерпывающей информации о состоянии и перспективах развития рынка труда, возможностях и путях получения базовой подготовки и образования, требованиях профессии к человеку.

В 1998 году в США была создана новая информационная сетевая база данных о профессиях (O*NET). В ней наиболее полно представлены сведения как о рабочих профессиях, так и о профессиях, требующих среднего и высшего образования. Информация о каждой профессии содержит следующие пункты: содержание деятельности, условия работы, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессиональным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания, родственные профессии, а также перечень учебных заведений, в которых готовят тех или иных специалистов.

Создание O*NET послужило началом разработки других программных продуктов, использующих информацию, представленную в компьютерной сети. Так, программа "Career Zone", подготовленная министерством труда штата Нью-Йорк, предлагает понятное для детей описание профессий из сетевой базы данных O*NET. Она включает три способа поиска данных: поиск профессии по названию; использование встроенной программы оценки интересов для создания соответствующего им перечня профессий; выбор внутри определенной группы специальностей, которые характеризуются общностью навыков. Для знакомства школьников с миром профессий предлагаются также 60-секундные видеоролики, рассказывающие о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести. Использование сетевой базы данных позволяет значительно повысить эффективность профориентационной работы.

Опыт профориентационной работы со школьниками, накопленный в экономически развитых странах мира, свидетельствует о понимании важности вопросов профориентации молодежи в повышении эффективности организации и использования трудовых ресурсов, снижения социальной напряженности на рынке труда и может представлять значительный интерес для совершенствования системы профориентации в российских школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.

В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентаци...

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр...

Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации

Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс...

Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации

Введение Дошкольный возраст – начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и мож...

Проект профориентационной работы " В мире профессий"

Расширять и углублять знания по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в вопросах о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям....

Организация профориентационной работы с дошкольниками в рамках муниципального проекта «Шаг в будущее»

Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых, а также с их профессиями, является важным аспектом социализации ребенка в дошкольном образовании. Ранняя профориентация в этом возрасте помог...