Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.
статья на тему

Алифанова Светлана Николаевна

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.

В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими зрительными диагнозами, как амблиопия и косоглазие, миопический и гиперметропический астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва, афакия. Все эти дети получают аппаратное лечение, которое проводит медсестра –ортоптистка по рекомендации офтальмолога и коррекционные занятия с тифлопедагогом и логопедом.

Тифлопедагог проводит подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве. Ежегодно, подводя итоги мониторинга, я выявляю, что для детей с нарушенным зрением наиболее трудным является освоение пространственной ориентировки, чем других разделов коррекционной программы.  И это не случайно. Особенности развития ориентировки в пространстве в своих работах отмечали Л.П. Плаксина, Л.А.Дружинина, Е.Н. Подколзина, Л.И.Солнцева и др. авторы. 

У дошкольников с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Но, если в дошкольном учреждении созданы все условия для оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, имеются квалифицированные педагоги и специалисты, которые работают, взаимодействуя с родителями воспитанников и между собой в учреждении, то к подготовительной группе дети с различными нарушениями зрения имеют тот-же запас знаний, умений и навыков , что и дети с нормальным зрением.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке решаются следующие задачи:

—                умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»;

—                полисенсорного восприятия окружающего про­странства и расположенных в нем предметов;

—                ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);

—                в макропространстве (замкнутом — помещения группы, детского сада; открытом — участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точ­кой отсчета «от себя»;

—                в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предме­тами»);

—                 с помощью схем  и планов, умения «читать» схемы и планы.

—                Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения предполагает наличие у них представлений об окружающих предметах, их характерных признаках, назначении и возможностях использования. Такие представления они получают на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по  развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке. Это позволяет не включать в программу по ориентировке в пространстве задачи ознакомления детей с предметами ближайшего окружения и обучения пользования ими.

Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения  в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.

В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими зрительными диагнозами, как амблиопия и косоглазие, миопический и гиперметропический астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва, афакия. Все эти дети получают аппаратное лечение, которое проводит медсестра –ортоптистка по рекомендации офтальмолога и коррекционные занятия с тифлопедагогом и логопедом.

Тифлопедагог проводит подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве. Ежегодно, подводя итоги мониторинга, я выявляю, что для детей с нарушенным зрением наиболее трудным является освоение пространственной ориентировки, чем других разделов коррекционной программы.  И это не случайно. Особенности развития ориентировки в пространстве в своих работах отмечали Л.П. Плаксина, Л.А.Дружинина, Е.Н. Подколзина, Л.И.Солнцева и др. авторы.  

У дошкольников с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Но, если в дошкольном учреждении созданы все условия для оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, имеются квалифицированные педагоги и специалисты, которые работают, взаимодействуя с родителями воспитанников и между собой в учреждении, то к подготовительной группе дети с различными нарушениями зрения имеют тот-же запас знаний, умений и навыков , что и дети с нормальным зрением.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке решаются следующие задачи:

  • умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»;
  • полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов;
  • ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);
  • в макропространстве (замкнутом — помещения группы, детского сада; открытом — участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;
  • в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»); 
  •  с помощью схем  и планов, умения «читать» схемы и планы.
  • Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения предполагает наличие у них представлений об окружающих предметах, их характерных признаках, назначении и возможностях использования. Такие представления они получают на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по  развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке. Это позволяет не включать в программу по ориентировке в пространстве задачи ознакомления детей с предметами ближайшего окружения и обучения пользования ими.

Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Обучение ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с проблемами зрения

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме челов...

"Ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения"

В статье описываются проблемы ориентировки в пространстве дошкольников со зрительной патологией...

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал по ориентировке для детей с ОВЗ...

Использование современных технологий для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада

В представленной работе описанны наиболее современные коррекционные и педагогические технологии, которые можно реализовать для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада....