Социализация детей с ТНР в комбинированной группе детского сада
статья по коррекционной педагогике
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Наряду с другими направлениями развития ребенка, стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, безопасного поведения в обществе.
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации.
Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.
Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить.
Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут.
Поэтому детям с нарушениями речи для дальнейшей успешной социализации нужна своевременная, квалифицированная помощь.
При социализации детей с нарушением речи мы выделили несколько направлений для исправления такой ситуации.
Нравственное направление: На первом этапе становления ребенка как личности в социуме важно обеспечение воспитанников знаниями правильного обращения детей к взрослым и сверстникам. Во время НОД, сюжетно-ролевых игр, вместе учимся знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку). В игровой форме провели специальные мероприятиях на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята».
Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Поэтому на следующем этапе нравственного направления совместно с детьми сочиняем истории или сказки.
Например, на основе известных сюжетов мы предлагаем детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки в нравственном направлении, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Такие творческие задания формируют у ребенка с нарушением речи умение думать, рассуждать, подвигают к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить.
Экономическое направление: С помощью совместных дидактических игр для социализации детей, формируем правила поведения в торговых учреждениях, в поликлинике, библиотеке. Во время свободной деятельности приводим доступный для детей пример бережного отношения к мебели, книгам, одежде, создаем игровую проблемную ситуацию. (порвалась книга, она заболела, книга грустит)
В этом случае организовываем практическую деятельность,(ребенок сам или с помощью взрослого ремонтирует книжку). В деятельность ребенка и взрослого входят игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации: «Вылечим книжицу», «Мишутка заболел», «Путешествие на автомобиле» и т.д..
Игровые модели строим в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями, организовывая экскурсии в магазин, на рынок, почту.
Патриотическое направление является очень важным для формирования целостной личности, как для детей с нормой речевого развития, так и для детей с речевыми нарушениями. Нормой развития является раннее осознание себя представителем русской нации, гражданином России, жителем родного города, членом своей семьи.
Дети-логопаты испытывают затруднения в произношении названия стран, городов, улиц. Бывает, что у ребенка с задержкой речевого развития нарушено восприятие семейных ценностей, осознания себя членом семьи и общества ( я не Ваня Семёнов, я просто Ваня). Реализация проектов «Наша дружная семья», «Семья –это важно!» положительно отразились как на развитии ребенка, так и на понимании родителями своего малыша. Современные дети легко и с удовольствием принимают компьютерные технологии, поэтому мы организовываем виртуальные экскурсии, просмотр презентаций на темы: «Москва-столица России», «Красная площадь», «Города-герои».
Художественно-эстетическое направление обеспечивает организацию развивающей среды для занятия творчеством. В группе открыты центры изобразительной деятельности (лепка, аппликация, коллаж. Для детей с речевыми проблемами важно усиленное развитие мелкой моторики, поэтому каждую неделю меняется тематика материала в соответсвии с лексической темой, куда входит пальчиковая гимнастика, мини-театр. Упражнения на фонематическое развитие помогает развить способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, наборы картинок для составления рассказов решают проблему логического мышления и развития связной речи, что положительно сказывается на этапах развития социального поведения детей в комбинированной группе.
В центре музыкальной и театральной деятельности (музыцирование, театральные постановки) дети знакомятся с музыкальными произведениями, композиторами, пропевают логопедические распевки.
Для детей 6-7 лет организован центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности (вышивка, бисероплетение).
Физическое направление: На занятиях по физическому развитию организуем интересные подвижные игры с проговариванием, речевками, закличками. Во время прогулок игры с мячами, обручами, эстафеты, хороводные игры.
Проводим спортивные семейные праздники.
Такая работа несомненно проводиться в тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию и родителей.
Взрослые используют игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбирает сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во время подвижных игр на прогулке следит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно.
Мы постоянно корректно объясняем родителям какие действия они могут совершить в направлении решения данной проблемы.
С помощью их постоянного внимания к формированию речи детей в повседневной жизни у дошкольников наблюдаются более правильные высказывания, грамотность, развернутость речи.
У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. Совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе, участвовать в совместных проектах и видеть динамику развития речи своих детей.
Большинство детей, которые посещают комбинированные группы, в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы.
У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veb-arhiv_2.zip | 6.29 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.
Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в комбинированной группе детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокуль-турных условий, детские сады могут вполн...
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес".
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес"....
Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Социализация детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада...
Мероприятия, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда в подготовительной комбинированной группе детского сада.
Актуальность.Самые страшные даты Великой Отечественной войны: 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года – блокада Ленинграда. Это событие носит трагический и героический характер в истори...
Развивающая предметно-пространственная среда в комбинированной группе детского сада в соответствие с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошко...
Построение инклюзивного процесса в комбинированной группе детского сада
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из осно...