Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
статья
Материал по ориентировке для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_orientirovka_v_prostranstve_detey_s_ovz.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарова Л.Е.
музыкальный руководитель
ГБДОУ
Детский сад № 82
компенсирующего вида
Невского района г. Санкт-Петербург
Статья
Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения на музыкальных занятиях
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве и мобильности.
Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них. Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего нарушение зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество.
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения. Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у лиц с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.
Для нормально видящих детей ориентироваться в пространстве в обычных условиях не представляет труда. Зрение охватывает всю обстановку в целом, и ориентировка в ней протекает на уровне условных рефлексов, выработанных в процессе жизненного опыта, без видимого участия сознания, если, конечно, ситуация не представляет особой сложности.
Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки их к школе.
Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У ребенка с нарушением зрения необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по формированию навыков ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые ребенок со зрительными нарушениями приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Научные исследования и практика реабилитационной работы среди школьников и дошкольников со зрительной паталогией, опыт работы некоторых детских садов для детей с нарушениями зрения помогли выявить важнейшие условия овладения навыками пространственной ориентировки. Этими условиями являются:
- готовность сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира;
- сформированность представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство (квартиру, детский сад);
-умение ориентироваться на собственном теле и в микропространстве;
-состояние общей моторики и сформированность правильной позы, походки;
- сформированность представлений об окружающем пространстве и преодоление страха пространства, формирование интереса к познавательной деятельности.
Изучение этих условий позволяет установить исходный уровень сенсорного и общего развития ребенка с нарушениями зрения, необходимого для обучения ориентировке, выявить индивидуальные особенности овладения пространством и причины возможного отставания, а также правильно спланировать всю работу по обучению ориентировке в пространстве.
Принимая во внимание все эти особенности ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, на музыкальных занятиях рекомендовано использовать зрительные ориентиры как вертикальные, так и горизонтальные (метки на ковре; разноцветные листья, снежинки, птицы, цветы, подвешенные на крепления к потолку). А так же звуковые ориентиры, разнообразные подборки аудио материалов и бытовых звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения
Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...
Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.
Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...
"Ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения"
В статье описываются проблемы ориентировки в пространстве дошкольников со зрительной патологией...
Игра-квест как средство развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения.
Такая форма образовательной деятельности, как квест, активизирует познавательный интерес детей, побуждает их применять на практике свои знания, умения и навыки....
Конспекты игр В.В.Воскобовича для успешного обучения ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения.
Конспекты игр В.В. Воскобовича для детей с нарушениями зрения....