Сказка и сказочные мотивы в этнохудожественном образовании детей
методическая разработка на тему
Введение
Процесс воспитания, развития и образования детей связан с использованием педагогического потенциала народной художественной культуры, заключающегося в осмыслении духовно–нравственных ценностей и идеалов народа. Произведения народных мастеров формируют у детей и подростков понимание матери и материнства, ценностное отношение к семье и семейным устоям, честному повседневному труду, любовь к родине и природе. Обогащение содержания образования правилами жизни, выраженными в сказках в доступной форме для понимания ребенка, способствуют воспитанию здоровых привычек и нравственному поведению, формирует гуманное отношение к живому, дает возможность почувствовать себя частью огромного мира, осознать его неповторимость, признать его право на существование, позволяет принять на себя ответственность, пробудить стремление и защищать.
Сказка, как обычный спутник детства, является необходимым средством в постижении ребёнком окружающего мира. С помощью сказки процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка становится контролируемым и целенаправленным. Правильно организованное эстетическое восприятие сказки способствует приобретению знаний и умений, формированию отдельных психических процессов; оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка.
Сказка формирует определенные образцы поведения, оказывает влияние на сознательные и бессознательные стороны личности. Поэтому русская народная сказка нередко становилась основой авторских литературно–художественных произведений. Среди них наиболее известны произведения С.Т. Аксакова, В.В. Бианки, Н.Г. Гарина–Михайловского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, Д.Н. Мамина–Сибиряка, В.Ф. Одоевского, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.С. Пушкина, A.M. Ремизова, Л.Н. Толстого.
Народная сказка оказывает заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.
Основной целью написания работы является рассмотрение основных возможностей сказки в практической работе и педагогов.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Описать основные виды сказок и жанры сказкотерапии.
2. Определить роль образов–идеалов в современном этнохудожественном образовании.
3. Раскрыть педагогический потенциал сказок.
4. Рассмотреть значение сказкотерапии в этнохудожественном образовании детей.
В ходе решения поставленных целей и задач исследования был осуществлен теоретический анализ художественной, научной и научно–популярной литературы.
1 Сказка – предмет творческой деятельности народа
1.1 Сказка как жанр русского фольклора
Термин «сказка» в науке и фольклоре долгое время не имел четкого определения, которое могло бы раскрыть его полное значение. Под сказкой понимали все виды и формы устной прозы. «Что «сказывалось», то и именовалось «сказкой»», – пишет В.П. Аникин [1, 446].
В результате стремлений исследователей показать отличия сказки от других жанров устной прозы сложилось новое понимание специфических свойств данного жанра. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [3, 65]. И.Ю. Слепцова в своей работе «Забавы вокруг печки» формулирует определение термина «сказка» таким образом: «Сказка – один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера…» [12, 123].
Действительно, сказка – вид устного народного творчества. Также сказка – одна из форм эстетического творчества у детей. Детская фантазия не ограничена в поиске образов и составлении сюжетов. Сказке свойственно общее мифологическое сознание, но есть и существенное различие от мифа.
Различие заключается в том, что, сказка дает возможность осознания в ней чего–то недействительного, тогда как миф – принимаемая серьезно наивная форма научного объяснения. Взаимно влияя друг на друга, миф и сказка имеют различие, связанное с определенным сознанием действительности и фантазии.
Переплетение действительного и чудесного, рассказ как о чем–то совершенно реальном, происходит в первых сказках воспринимаемых ребенком. В образах знакомых людей, животных, вещей, сказка невольно воплощает то, что есть в душе ребенка. Сказка открывает простор для творческого воображения, для работы фантазии как органа эмоциональной сферы. Выполнение таких задач возможно при отступлении от буквальной передачи реальности в сказке.
Существует два основных вида сказок:
– народные;
– авторские.
Народные и авторские сказки различные в своей тематической, композиционно–структурной, образно–стилевой определенности в свою очередь делятся на сказки о животных, бытовые (новеллистические), страшные и волшебные сказки. Также авторские сказки могут иметь дидактический, психотерапевтический, психокоррекционный и медиативный характер.
Сюжеты для народных сказок подсказывает сама многогранная жизнь:
1. Сказки о животных, которые лучше всего помогают передать жизненный опыт детям до пяти лет, так как именно в этом возрасте ребенок чаще всего ассоциирует себя с каким–либо животным. Животные, как правило, являются носителями тех нравов, которые чужды народу и осуждаются им.
Композиция сказок о животных характеризуется нарастающим напряжением и усложнением, а главная основа – повторение ситуации с изменением тематической подробности.
2. Бытовые сказки (новеллистические).
Возникновение бытовой сказки-новеллы относят к эпохе средних веков. Предшественником данной разновидности сказок также является миф. Бытовая сказка несет в себе дух критики людских пороков, корысти и эгоизма.
Построение сюжета бытовой сказки может идти с сознательным нарушением естественного хода событий: случайности, неожиданности, нарушение причинной связи явлений. Тем не менее, сказка–новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Бытовые сказки незаменимы в формировании образа семейных отношений
3. Страшные сказки.
В страшных сказках рассказывается про нечистую силу. Многократно переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения, страха и приобретают собственный опыт реагирования в реальной тревожной ситуации. Проявление интереса к таким современным сказкам–страшилкам можно назвать самотерапией. Как правило, страшные сказки построены на особой детской логике и несут в себе детские страхи и проблемы. Специфическая особенность страшной сказки – это отсутствие мотиваций в действии героев, они лишь олицетворение сил добра и зла, их вечной борьбы. Характеры героев в таких сказках практически не имеют значения, поэтому они не раскрываются.
4. Волшебные сказки.
Возникновение волшебной сказки связано с переосмыслением мифологических рассказов. Волшебные сказки впитали в себя разрозненные компоненты древнейшей системы верований и мировоззренческих понятий об окружающем мире. Тем не менее, волшебная сказка постоянно подвергается воздействию многих жизненных факторов. Современная волшебная сказка как явление художественного творчества уже свободна от мифического смысла.
Авторские сказки в отличие от народных сказок более образны и трепетны, поэтому авторские сказки также применяют в сказкотерапии, которые и определяют ее жанр (сказкотерапии). Основная цель авторской сказки – это формирование положительного жизненного сценария в процессе осмысления заложенного в ней духовного смысла.
Педагоги имеют возможность преподнести учебный материал и учебные задания с помощью дидактической сказки. Эти сказки раскрывают смысл и важность знаний также через одушевление абстрактных символов (цифр, звуков, арифметических действий) и создание нереального образа окружающего мира.
Осознание и выявление в сказке переплетенных линий действительного и недействительного является продуктом психического развития ребенка, а данное явление сказки как устного жанра художественного творчества позволяет определить несомненный педагогический потенциал сказок.
1.2 Образы–идеалы и их роль в современном этнохудожественном
образовании
Общество, как любое социальное явление, в результате своего развития постоянно претерпевает социально–экономические перемены. Сфера образования в современном обществе требует обращения к непреходящим ценностям и традиционным народным образам–идеалам. Осмысление народной художественной культуры в контексте духовно–нравственных ценностей и идеалов позволяет полностью раскрыть ее педагогический потенциал.
Этнохудожественное образование, опирающееся на принципы народной педагогики, помогает в формировании духовно–нравственных качеств личности и лучших черт характера этноса. Духовно–нравственные ценности закреплены в образах–идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанных на фольклорных традициях.
Известно, что каждый вид сказок (народные и авторские) имеет свое собственное психологическое значение для детей. Герои народных сказок несут в себе главные черты образов–идеалов. В них воплощены особенности национального характера, система взаимоотношений человека с миром, которая рассматривается как «азбука поведения» для детей. Но сказка не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница добра и зла, персонаж плохой и хороший. Достаточно большое количество примеров достойного поведения, которые каждому ребенку необходимо освоить. Так, например, мальчики стремиться быть добрыми как Добрый Молодец; бесстрашными, как Иван–царевич; сильными, смелыми и мужественными как богатырь; учтивым и отважным, как принц. Девочки же в свою очередь должны быть добрыми как Настенька, Василиса Прекрасная; трудолюбивыми, как Марья–Искусница; сметливыми, предусмотрительными, как Василиса Премудрая.
Образы животных в сказке являются иносказательными изображениями всего, что присуще человеку. Так как вымысел служит выражением людских симпатий и антипатий, животные олицетворяют реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждались им.
Самыми известными отрицательными образами–героями русских сказок о животных являются: лиса, волк и медведь. Основой многих сюжетов стали проделки и проказы лисы. Чаще всего лиса жестоко обманывает волка, которого обычно порочит глупость и жадность. Волк, с выраженными чертами насильника, пожирает козлят («Волк и коза»), хочет разорвать овцу («Овца, лиса и волк»). В образе волка выражены не столько реальные особенности того человеческого типа, сколько отношение народа к нему.
Медведю сообщены черты государя – владыки округа; обладателя власти над всеми. Здесь показательна сказка о том, как медведь с крестьянином делили урожай. Медведь является олицетворением глупости располагающего властью сильного существа.
Положительными героями, несущими в себе образы-идеалы, из животных и птиц, народ сделал кота и петуха. Петух готов прийти на помощь всякому обиженному («Лисица, заяц и петух»).
Чудесный конь в сказке «Конек–Горбунок» П. П. Ершова, помогающий стрельцу, олицетворяет собой волшебную, служащую только правде силу. Эта сила враждебна корысти и лжи, и корыстолюбцам, лжецам приходится испытать гнев и осуждение сказочников.
Таковы образы героев, без которых не обходится ни одна детская сказка, в которой присутствует четкое разграничение положительного и отрицательного. Следует подчеркнуть, что сказки с главными героями животными отличаются не примитивной подачей жизненного материала, а дают ту ясность оценок, которые должны быть, прежде всего, усвоены ребенком.
Мораль сказки всегда определяется народными представлениями о добре и зле, то есть представлениями простого народа об идеале, воплощенном в образах положительных героев. Герои сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Положительный герой всегда находится в более выгодной, интересной и привлекательной позиции; он притягивает ребенка на свою сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.
Традиционная русская культура, с ее неповторимой духовной высотой и огромным педагогическим потенциалом, является основой этнохудожественного образования в России. Обращение к приоритетным ценностям традиционной культуры в педагогическом процессе является средством формирования духовно–нравственной сферы личности современных детей.
2 Сущность образовательной системы сказкотерапии
2.1 Педагогический потенциал сказок
Новые формы и методы обучения детей, их поиск и внедрение в современную систему образования – наиболее актуальные вопросы педагогики. С поиском современных моделей воспитания, образования и развития постепенно возрождается и народная педагогика. Фольклор находит свое применение как в духовно–нравственном, так и в физическом образовании. Сказка, как жанр фольклора, близка детям по психоэмоционально–чувственному восприятию мира. Известно, что эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказка не учит напрямую, ребенок наслаждается существующими в ней образами–идеалами, определяя свои симпатии. Сказки русского народа можно назвать первыми попытками формирования народной педагогики.
В сказках заложены основные педагогические идеи, они – сокровищница народной педагогики. Из поколения в поколение с помощью сказки передаются не только излюбленные народные сюжеты и образы, но и миропонимание нации, ее духовная культура во всем многообразии ее граней и проявлений (быт, традиционные занятия и ремесла, народные праздники обряды и т.д.).
Народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки выражают типичные черты народа в целом и выражаются с помощью различных художественных средств: через отражение в структуре текста традиционного русского жилища и его внутреннего устройства, описание народного костюма, блюд национальной кухни, русских танцев и игр, воссоздание занятий и семейного уклада русского человека, образы главных героев и т.д.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют детей задуматься, наводят на размышления. Сказки содержат познавательный материал. Конечно, образовательное значение сказок также зависит и от рассказчика, от метода преподнесения материала.
Большой и емкий смысл сказки играет большую роль в развитии памяти и мышления. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.
Исследователь сказкотерапии М.А. Бережная утверждает, что сказка – неиссякаемый источник творчества, даже, – одна из первых сфер творчества, в которой ребенок может развить и утвердить свои способности, познать себя и окружающих. Таким образом, можно утверждать, что педагогический потенциал сказки гораздо больше ее художественно–образной значимости. Поэтому для обстоятельного разбора основных черт сказки рассмотрим следующие наиболее характерные особенности: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа. Воплощение в сказках положительных черт народа (трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине) сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Образность дополняется забавностью сказок.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Народные сказки всегда поучительны и назидательны. Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме («Умный мальчик», «Старый человек – четыре человека»).
Итак, с педагогической точки зрения важны следующие функции сказки:
– социализирующая (способность приобщить новые поколения к этнокультурному и общечеловеческому опыту);
– креативная (способность выявлять, формировать и реализовывать творческий потенциал личности);
– голографическая (способность своим внутренним строем образно представлять мироздание, быть фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества);
– развивающая и терапевтическая способность проявляется в той функции искусства, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса);
– культурно–этническая (возможность усваивать все богатство этнической культуры: язык, особенности менталитета, хозяйственно–бытовой уклад, предметно–вещную атрибутику и т.д.);
– вербально–образная (способность формировать языковую культуру личности, овладевая многозначностью художественно–образным богатством народной речи).
В силу отмеченных выше особенностей, сказки являются эффективным средством образования, воспитания и развития детей, а сказочные фантазии оказывают педагогическим усилиям действенную помощь. Сказку в своей работе все больше используют психологи, педагоги, психотерапевты. Методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической, психологической и психотерапевтической практике дает отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации.
2.2 Значение сказкотерапии в этнохудожественном образовании детей
Современный темп жизни создает предпосылки для более требовательного отношения не только к физическому, но и психическому здоровью человека. Так, в поиске новых методов духовного развития и оздоровления, человечество обращает свой взор на народное творчество
Многовековой опыт народа показывает, что путь к здоровью – это соблюдение духовно–нравственных принципов народной жизни. Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи, помогает развить в ребенке отзывчивость, доброту, делает контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Из поколения в поколение передавались знания о мире, о философии жизни. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры фольклора: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки и анекдоты. Более того, сказкотерапия может сочетать в себе терапевтические возможности разнообразных средств художественно-творческой деятельности: драматизация, рисование, лепка, пение, танец и т.п. Сказкотерапия предоставляет человеку широкие возможности для самовыражения, качественно использует все возможные средства и методы, подбирая каждому те из них, которые соответствуют его интересам. Многие приемы сказкотерапии доступны для освоения современными педагогами.
Сказкотерапия прошла 4 этапа в своем развитии:
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается и сегодня.
Второй этап – собирание и исследование мифов и сказок (К. Ю. Юнг, Б. Беттельхейм, В. Пропп и другие).
Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия, то есть лечение сказками, – многовековое явление народной педагогики и развивающееся направление практической психологи.
Сказка, как основная опора сказкотерапии, в психолого–педагогической деятельности помогает решать следующие задачи:
1. Установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Ребенок, эмоционально включенный в происходящее, с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.
В данном случае сказочный сюжет выступает и как канва некоторого занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.), и как материал для преобразования, экспериментирования со словами, предложениями, ситуациями (таким образом, развития речевого, словесно-логического мышления).
2. Реагирование и выражение многих чувств ребенка в реальном взаимодействии, который, идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживает их приключениям. Это происходит и при обычном слушании сказки и при проигрывании сказочных сюжетов.
3. Предложение новых способов реагирования в незнакомой ситуации или решения конкретной проблемы.
Сказки на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления, дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях. Многие психолого–педагогические подходы делают акцент на осознание ребёнком морально–этических норм, то есть влияют на расширение поведенческого репертуара.
4. Осознание ребенком этических норм с помощью вовлечения в мир переживаний, при сохранении способности наблюдения происходящего «извне».
5. Пробуждение детских и творческих сил в самом терапевте. Сказка активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
6. Приобретение личностной и творческой свободы.
7. Трансформация из слабого, неуверенного в самодостаточного человека, то есть активирование потенциала личности.
Сказкотерапия предполагает использование таких форм работы, которые могут использоваться и с детьми и с взрослыми:
– чтение сказки и ее разбор;
– анализ сказки;
– рассказывание ребенком сказки;
– переписывание сказки;
– рисунок сказки;
– изготовление куклы и персонажа к своей сказке;
– постановка сказки с помощью кукол.
В теории и практике сказкотерапии самый первый ответственный момент на занятиях сказкотерапии – это выбор сказки. Из всех форм работы большое значение имеет анализ сказки. Анализ – это осознание того, что стоит за каждой строкой, фразой, высказанной ребенком при рассказывании или интерпретации сказок. Обсуждение сказки, как правило, осуществляется терапевтом при помощи вопросов.
Сказка играет огромную роль в развитии личности. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для человека жизненный опыт. Особенно велика роль сказки в детском возрасте. Она помогает сделать процесс эмоционально–нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы. Все это приводит к широкому использованию в психологической практике разнообразного литературного материала и в частности сказок.
Этнохудожественное образование детей значительно продвигает их познавательно–творческое развитие, расширяет возможности овладения этнокультурным опытом. Этнохудожественное образование способствует развитию духовных способностей, закладке базиса культуры личности, её ценностных и эстетических установок. В процессе освоения народной художественной культуры ребенок приобретает тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути, гармонизируя его развитие.
Заключение
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека, нельзя не отметить особую роль сказки. Сказка – это очень важный проводник эстетической жизни ребенка; она чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития. Слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии творческой деятельности ребенка. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Правильно организованное эстетическое восприятие оказывает огромное влияние и на духовное развитие ребенка. Оно не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.
Сказка для ребенка – это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления. Сказочные уроки – это ни с чем несравнимые уроки нравственности не только для взрослых, но и детей.
Единой классификации сказок не существует, однако большинство авторов выделяет два основных вида сказок: народные и авторские. Каждый из видов сказок имеет своё психологическое значение.
Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Это привело к широкому использованию в психологической практике разнообразного литературного материала, и в частности сказок. Возможности использования сказок в психолого–педагогической деятельности значительно расширились, что в последнее время позволяет выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию.
Список использованных источников
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник / В.П. Аникин. – М. : Высшая школа, 2006. – 726 с.
2. Бережная М.А. Сказкотерапия как воспитательная система / М.А. Бережная. // Искусство в школе. – 2008. – №2. С. 60–62.
3. Большой энциклопедический словарь. М.: научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1998. – 1456 с.
4. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина / А.В. Гнездилов. – СПб. , 2004. – 128 с.
5. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 256 с.
6. Ильин И.А. Духовный смысл сказки / И.А. Ильин. – Собр. соч.: Т. 6. , Кн. II. – М. , 1997. – 420с.
7. Князева О.А., Маханева М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие / О.А. Князева, М.А. Маханева. – СПб. , 2006. – 304 с.
8. Картавцева Т.М. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Т.М. Картавцева. – М. : МГИК, 2007. – 72 с
9. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: Проблемы диалога / А.Я. Михайлова. – М. : Всерос. Центр. Худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. – 160 с.
10. Найденова Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких: народоведение как технология воспитания толерантности // Толерантность и культурная традиция: Сборник статей / Под ред. М.Ю. Мартыновой. – М. : Изд–во РУДН, 2002. – С. 267–324.
11. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством / В.Н. Полунина. – М. , 1989. – 256 с.
12. Пушкин А.С. О народном воспитании // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 78.
13. Слепцова И.Ю. Забавы вокруг печки / И.Ю. Слепцова. – М. , 1994. – 163 с.
14. Стрелкова Л.П. Войди в Тридесятое царство / Л.П. Стрелкова. – М. , 1995. – 198 с.
15. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова. – СПб. , 2000. – 224 с.
16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – Харьков, 1996. – 254 с.
17. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_kobzeva.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Процесс воспитания, развития и образования детей связан с использованием педагогического потенциала народной художественной культуры, заключающегося в осмыслении духовно–нравственных ценностей и идеалов народа. Произведения народных мастеров формируют у детей и подростков понимание матери и материнства, ценностное отношение к семье и семейным устоям, честному повседневному труду, любовь к родине и природе. Обогащение содержания образования правилами жизни, выраженными в сказках в доступной форме для понимания ребенка, способствуют воспитанию здоровых привычек и нравственному поведению, формирует гуманное отношение к живому, дает возможность почувствовать себя частью огромного мира, осознать его неповторимость, признать его право на существование, позволяет принять на себя ответственность, пробудить стремление и защищать.
Сказка, как обычный спутник детства, является необходимым средством в постижении ребёнком окружающего мира. С помощью сказки процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка становится контролируемым и целенаправленным. Правильно организованное эстетическое восприятие сказки способствует приобретению знаний и умений, формированию отдельных психических процессов; оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка.
Сказка формирует определенные образцы поведения, оказывает влияние на сознательные и бессознательные стороны личности. Поэтому русская народная сказка нередко становилась основой авторских литературно–художественных произведений. Среди них наиболее известны произведения С.Т. Аксакова, В.В. Бианки, Н.Г. Гарина–Михайловского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, Д.Н. Мамина–Сибиряка, В.Ф. Одоевского, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.С. Пушкина, A.M. Ремизова, Л.Н. Толстого.
Народная сказка оказывает заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.
Основной целью написания работы является рассмотрение основных возможностей сказки в практической работе и педагогов.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- Описать основные виды сказок и жанры сказкотерапии.
- Определить роль образов–идеалов в современном этнохудожественном образовании.
- Раскрыть педагогический потенциал сказок.
- Рассмотреть значение сказкотерапии в этнохудожественном образовании детей.
В ходе решения поставленных целей и задач исследования был осуществлен теоретический анализ художественной, научной и научно–популярной литературы.
1 Сказка – предмет творческой деятельности народа
- Сказка как жанр русского фольклора
Термин «сказка» в науке и фольклоре долгое время не имел четкого определения, которое могло бы раскрыть его полное значение. Под сказкой понимали все виды и формы устной прозы. «Что «сказывалось», то и именовалось «сказкой»», – пишет В.П. Аникин [1, 446].
В результате стремлений исследователей показать отличия сказки от других жанров устной прозы сложилось новое понимание специфических свойств данного жанра. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [3, 65]. И.Ю. Слепцова в своей работе «Забавы вокруг печки» формулирует определение термина «сказка» таким образом: «Сказка – один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера…» [12, 123].
Действительно, сказка – вид устного народного творчества. Также сказка – одна из форм эстетического творчества у детей. Детская фантазия не ограничена в поиске образов и составлении сюжетов. Сказке свойственно общее мифологическое сознание, но есть и существенное различие от мифа.
Различие заключается в том, что, сказка дает возможность осознания в ней чего–то недействительного, тогда как миф – принимаемая серьезно наивная форма научного объяснения. Взаимно влияя друг на друга, миф и сказка имеют различие, связанное с определенным сознанием действительности и фантазии.
Переплетение действительного и чудесного, рассказ как о чем–то совершенно реальном, происходит в первых сказках воспринимаемых ребенком. В образах знакомых людей, животных, вещей, сказка невольно воплощает то, что есть в душе ребенка. Сказка открывает простор для творческого воображения, для работы фантазии как органа эмоциональной сферы. Выполнение таких задач возможно при отступлении от буквальной передачи реальности в сказке.
Существует два основных вида сказок:
– народные;
– авторские.
Народные и авторские сказки различные в своей тематической, композиционно–структурной, образно–стилевой определенности в свою очередь делятся на сказки о животных, бытовые (новеллистические), страшные и волшебные сказки. Также авторские сказки могут иметь дидактический, психотерапевтический, психокоррекционный и медиативный характер.
Сюжеты для народных сказок подсказывает сама многогранная жизнь:
- Сказки о животных, которые лучше всего помогают передать жизненный опыт детям до пяти лет, так как именно в этом возрасте ребенок чаще всего ассоциирует себя с каким–либо животным. Животные, как правило, являются носителями тех нравов, которые чужды народу и осуждаются им.
Композиция сказок о животных характеризуется нарастающим напряжением и усложнением, а главная основа – повторение ситуации с изменением тематической подробности.
- Бытовые сказки (новеллистические).
Возникновение бытовой сказки-новеллы относят к эпохе средних веков. Предшественником данной разновидности сказок также является миф. Бытовая сказка несет в себе дух критики людских пороков, корысти и эгоизма.
Построение сюжета бытовой сказки может идти с сознательным нарушением естественного хода событий: случайности, неожиданности, нарушение причинной связи явлений. Тем не менее, сказка–новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Бытовые сказки незаменимы в формировании образа семейных отношений
- Страшные сказки.
В страшных сказках рассказывается про нечистую силу. Многократно переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения, страха и приобретают собственный опыт реагирования в реальной тревожной ситуации. Проявление интереса к таким современным сказкам–страшилкам можно назвать самотерапией. Как правило, страшные сказки построены на особой детской логике и несут в себе детские страхи и проблемы. Специфическая особенность страшной сказки – это отсутствие мотиваций в действии героев, они лишь олицетворение сил добра и зла, их вечной борьбы. Характеры героев в таких сказках практически не имеют значения, поэтому они не раскрываются.
- Волшебные сказки.
Возникновение волшебной сказки связано с переосмыслением мифологических рассказов. Волшебные сказки впитали в себя разрозненные компоненты древнейшей системы верований и мировоззренческих понятий об окружающем мире. Тем не менее, волшебная сказка постоянно подвергается воздействию многих жизненных факторов. Современная волшебная сказка как явление художественного творчества уже свободна от мифического смысла.
Авторские сказки в отличие от народных сказок более образны и трепетны, поэтому авторские сказки также применяют в сказкотерапии, которые и определяют ее жанр (сказкотерапии). Основная цель авторской сказки – это формирование положительного жизненного сценария в процессе осмысления заложенного в ней духовного смысла.
Педагоги имеют возможность преподнести учебный материал и учебные задания с помощью дидактической сказки. Эти сказки раскрывают смысл и важность знаний также через одушевление абстрактных символов (цифр, звуков, арифметических действий) и создание нереального образа окружающего мира.
Осознание и выявление в сказке переплетенных линий действительного и недействительного является продуктом психического развития ребенка, а данное явление сказки как устного жанра художественного творчества позволяет определить несомненный педагогический потенциал сказок.
1.2 Образы–идеалы и их роль в современном этнохудожественном
образовании
Общество, как любое социальное явление, в результате своего развития постоянно претерпевает социально–экономические перемены. Сфера образования в современном обществе требует обращения к непреходящим ценностям и традиционным народным образам–идеалам. Осмысление народной художественной культуры в контексте духовно–нравственных ценностей и идеалов позволяет полностью раскрыть ее педагогический потенциал.
Этнохудожественное образование, опирающееся на принципы народной педагогики, помогает в формировании духовно–нравственных качеств личности и лучших черт характера этноса. Духовно–нравственные ценности закреплены в образах–идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанных на фольклорных традициях.
Известно, что каждый вид сказок (народные и авторские) имеет свое собственное психологическое значение для детей. Герои народных сказок несут в себе главные черты образов–идеалов. В них воплощены особенности национального характера, система взаимоотношений человека с миром, которая рассматривается как «азбука поведения» для детей. Но сказка не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница добра и зла, персонаж плохой и хороший. Достаточно большое количество примеров достойного поведения, которые каждому ребенку необходимо освоить. Так, например, мальчики стремиться быть добрыми как Добрый Молодец; бесстрашными, как Иван–царевич; сильными, смелыми и мужественными как богатырь; учтивым и отважным, как принц. Девочки же в свою очередь должны быть добрыми как Настенька, Василиса Прекрасная; трудолюбивыми, как Марья–Искусница; сметливыми, предусмотрительными, как Василиса Премудрая.
Образы животных в сказке являются иносказательными изображениями всего, что присуще человеку. Так как вымысел служит выражением людских симпатий и антипатий, животные олицетворяют реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждались им.
Самыми известными отрицательными образами–героями русских сказок о животных являются: лиса, волк и медведь. Основой многих сюжетов стали проделки и проказы лисы. Чаще всего лиса жестоко обманывает волка, которого обычно порочит глупость и жадность. Волк, с выраженными чертами насильника, пожирает козлят («Волк и коза»), хочет разорвать овцу («Овца, лиса и волк»). В образе волка выражены не столько реальные особенности того человеческого типа, сколько отношение народа к нему.
Медведю сообщены черты государя – владыки округа; обладателя власти над всеми. Здесь показательна сказка о том, как медведь с крестьянином делили урожай. Медведь является олицетворением глупости располагающего властью сильного существа.
Положительными героями, несущими в себе образы-идеалы, из животных и птиц, народ сделал кота и петуха. Петух готов прийти на помощь всякому обиженному («Лисица, заяц и петух»).
Чудесный конь в сказке «Конек–Горбунок» П. П. Ершова, помогающий стрельцу, олицетворяет собой волшебную, служащую только правде силу. Эта сила враждебна корысти и лжи, и корыстолюбцам, лжецам приходится испытать гнев и осуждение сказочников.
Таковы образы героев, без которых не обходится ни одна детская сказка, в которой присутствует четкое разграничение положительного и отрицательного. Следует подчеркнуть, что сказки с главными героями животными отличаются не примитивной подачей жизненного материала, а дают ту ясность оценок, которые должны быть, прежде всего, усвоены ребенком.
Мораль сказки всегда определяется народными представлениями о добре и зле, то есть представлениями простого народа об идеале, воплощенном в образах положительных героев. Герои сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Положительный герой всегда находится в более выгодной, интересной и привлекательной позиции; он притягивает ребенка на свою сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.
Традиционная русская культура, с ее неповторимой духовной высотой и огромным педагогическим потенциалом, является основой этнохудожественного образования в России. Обращение к приоритетным ценностям традиционной культуры в педагогическом процессе является средством формирования духовно–нравственной сферы личности современных детей.
2 Сущность образовательной системы сказкотерапии
2.1 Педагогический потенциал сказок
Новые формы и методы обучения детей, их поиск и внедрение в современную систему образования – наиболее актуальные вопросы педагогики. С поиском современных моделей воспитания, образования и развития постепенно возрождается и народная педагогика. Фольклор находит свое применение как в духовно–нравственном, так и в физическом образовании. Сказка, как жанр фольклора, близка детям по психоэмоционально–чувственному восприятию мира. Известно, что эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказка не учит напрямую, ребенок наслаждается существующими в ней образами–идеалами, определяя свои симпатии. Сказки русского народа можно назвать первыми попытками формирования народной педагогики.
В сказках заложены основные педагогические идеи, они – сокровищница народной педагогики. Из поколения в поколение с помощью сказки передаются не только излюбленные народные сюжеты и образы, но и миропонимание нации, ее духовная культура во всем многообразии ее граней и проявлений (быт, традиционные занятия и ремесла, народные праздники обряды и т.д.).
Народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки выражают типичные черты народа в целом и выражаются с помощью различных художественных средств: через отражение в структуре текста традиционного русского жилища и его внутреннего устройства, описание народного костюма, блюд национальной кухни, русских танцев и игр, воссоздание занятий и семейного уклада русского человека, образы главных героев и т.д.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют детей задуматься, наводят на размышления. Сказки содержат познавательный материал. Конечно, образовательное значение сказок также зависит и от рассказчика, от метода преподнесения материала.
Большой и емкий смысл сказки играет большую роль в развитии памяти и мышления. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделало их весьма эффективными педагогическими средствами.
Исследователь сказкотерапии М.А. Бережная утверждает, что сказка – неиссякаемый источник творчества, даже, – одна из первых сфер творчества, в которой ребенок может развить и утвердить свои способности, познать себя и окружающих. Таким образом, можно утверждать, что педагогический потенциал сказки гораздо больше ее художественно–образной значимости. Поэтому для обстоятельного разбора основных черт сказки рассмотрим следующие наиболее характерные особенности: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа. Воплощение в сказках положительных черт народа (трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине) сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Образность дополняется забавностью сказок.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Народные сказки всегда поучительны и назидательны. Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме («Умный мальчик», «Старый человек – четыре человека»).
Итак, с педагогической точки зрения важны следующие функции сказки:
– социализирующая (способность приобщить новые поколения к этнокультурному и общечеловеческому опыту);
– креативная (способность выявлять, формировать и реализовывать творческий потенциал личности);
– голографическая (способность своим внутренним строем образно представлять мироздание, быть фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества);
– развивающая и терапевтическая способность проявляется в той функции искусства, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса);
– культурно–этническая (возможность усваивать все богатство этнической культуры: язык, особенности менталитета, хозяйственно–бытовой уклад, предметно–вещную атрибутику и т.д.);
– вербально–образная (способность формировать языковую культуру личности, овладевая многозначностью художественно–образным богатством народной речи).
В силу отмеченных выше особенностей, сказки являются эффективным средством образования, воспитания и развития детей, а сказочные фантазии оказывают педагогическим усилиям действенную помощь. Сказку в своей работе все больше используют психологи, педагоги, психотерапевты. Методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической, психологической и психотерапевтической практике дает отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессе социализации.
2.2 Значение сказкотерапии в этнохудожественном образовании детей
Современный темп жизни создает предпосылки для более требовательного отношения не только к физическому, но и психическому здоровью человека. Так, в поиске новых методов духовного развития и оздоровления, человечество обращает свой взор на народное творчество
Многовековой опыт народа показывает, что путь к здоровью – это соблюдение духовно–нравственных принципов народной жизни. Сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи, помогает развить в ребенке отзывчивость, доброту, делает контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Из поколения в поколение передавались знания о мире, о философии жизни. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры фольклора: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки и анекдоты. Более того, сказкотерапия может сочетать в себе терапевтические возможности разнообразных средств художественно-творческой деятельности: драматизация, рисование, лепка, пение, танец и т.п. Сказкотерапия предоставляет человеку широкие возможности для самовыражения, качественно использует все возможные средства и методы, подбирая каждому те из них, которые соответствуют его интересам. Многие приемы сказкотерапии доступны для освоения современными педагогами.
Сказкотерапия прошла 4 этапа в своем развитии:
Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается и сегодня.
Второй этап – собирание и исследование мифов и сказок (К. Ю. Юнг, Б. Беттельхейм, В. Пропп и другие).
Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия, то есть лечение сказками, – многовековое явление народной педагогики и развивающееся направление практической психологи.
Сказка, как основная опора сказкотерапии, в психолого–педагогической деятельности помогает решать следующие задачи:
- Установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Ребенок, эмоционально включенный в происходящее, с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.
В данном случае сказочный сюжет выступает и как канва некоторого занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.), и как материал для преобразования, экспериментирования со словами, предложениями, ситуациями (таким образом, развития речевого, словесно-логического мышления).
- Реагирование и выражение многих чувств ребенка в реальном взаимодействии, который, идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживает их приключениям. Это происходит и при обычном слушании сказки и при проигрывании сказочных сюжетов.
- Предложение новых способов реагирования в незнакомой ситуации или решения конкретной проблемы.
Сказки на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления, дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях. Многие психолого–педагогические подходы делают акцент на осознание ребёнком морально–этических норм, то есть влияют на расширение поведенческого репертуара.
- Осознание ребенком этических норм с помощью вовлечения в мир переживаний, при сохранении способности наблюдения происходящего «извне».
- Пробуждение детских и творческих сил в самом терапевте. Сказка активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.
- Приобретение личностной и творческой свободы.
- Трансформация из слабого, неуверенного в самодостаточного человека, то есть активирование потенциала личности.
Сказкотерапия предполагает использование таких форм работы, которые могут использоваться и с детьми и с взрослыми:
– чтение сказки и ее разбор;
– анализ сказки;
– рассказывание ребенком сказки;
– переписывание сказки;
– рисунок сказки;
– изготовление куклы и персонажа к своей сказке;
– постановка сказки с помощью кукол.
В теории и практике сказкотерапии самый первый ответственный момент на занятиях сказкотерапии – это выбор сказки. Из всех форм работы большое значение имеет анализ сказки. Анализ – это осознание того, что стоит за каждой строкой, фразой, высказанной ребенком при рассказывании или интерпретации сказок. Обсуждение сказки, как правило, осуществляется терапевтом при помощи вопросов.
Сказка играет огромную роль в развитии личности. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для человека жизненный опыт. Особенно велика роль сказки в детском возрасте. Она помогает сделать процесс эмоционально–нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы. Все это приводит к широкому использованию в психологической практике разнообразного литературного материала и в частности сказок.
Этнохудожественное образование детей значительно продвигает их познавательно–творческое развитие, расширяет возможности овладения этнокультурным опытом. Этнохудожественное образование способствует развитию духовных способностей, закладке базиса культуры личности, её ценностных и эстетических установок. В процессе освоения народной художественной культуры ребенок приобретает тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути, гармонизируя его развитие.
Заключение
Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека, нельзя не отметить особую роль сказки. Сказка – это очень важный проводник эстетической жизни ребенка; она чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития. Слушание сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение в развитии творческой деятельности ребенка. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Правильно организованное эстетическое восприятие оказывает огромное влияние и на духовное развитие ребенка. Оно не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка.
Сказка для ребенка – это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления. Сказочные уроки – это ни с чем несравнимые уроки нравственности не только для взрослых, но и детей.
Единой классификации сказок не существует, однако большинство авторов выделяет два основных вида сказок: народные и авторские. Каждый из видов сказок имеет своё психологическое значение.
Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Это привело к широкому использованию в психологической практике разнообразного литературного материала, и в частности сказок. Возможности использования сказок в психолого–педагогической деятельности значительно расширились, что в последнее время позволяет выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-театральная постановка русской народной сказки "Заюшкина избушка" в рамках дополнительного образования детей в Детской фольклорной студии "Ладник"
Авторская разработка Латухиной О.В. для Детской фольклорной студии "Ладник" (ГБОУ Школа№ 2101 "Филевский образовательный центр" г. Москва), основанная на аутентичных фольклорных песенях, записанных в ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента. Вызывать интерес к рассматриванию изделий декоративно-прикладного искусства народов...
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 1 этап работы
Опыт работы по этнохудожетсвенному развитию дошкольников. 1 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 2 этап работы
Опыт работы по этнохудожественному развитию детей дошкольного возраста. 2 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 3 этап работы
Опыт работы по этнохудожестенному развитию детей дошкольного возраста. 3 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 4 этап работы
Опыт работы по этнохудожетсвенному развитию детей дошкольного возраста. 4 этап работы....
Сценарий музыкально - театрализованной постановки сказка – сценка «Сказочная Репка» по мотивам русской народной сказке «Репка» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
Действующие лица и костюмы:Автор – взрослый.Старик – (ушанка, рубашка, невод, висящий через плечо).Баба – Яга (платье с заплатами, платок, накладной нос, метла).Спящая Красавица &nda...