Диагностика
материал на тему

Соловьева Инна Сергеевна

Мониторинг развития интегративных качеств личности по музыкальному воспитанию ,уровня развития музыкальных способностей,методика проведения диагностики музыкального развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточные и итоговые результаты интегративных качеств

 в ОО «Музыка» для детей 4-7 лет

4 года

 

Интегративные качества

 

 

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Музыка

Ритмично двигается под музыку. Координирует движения и мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах.

2. Любознательный, активный

Музыка

Проявляет интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками, избирательность в предпочтении манипулирования со звуками, стремление и желание слушать музыку. Играет в дидактические игры со звуками.

3. Эмоционально отзывчивый

 

Музыка

Проявляет эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами выразительности.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Музыка

Вербально и невербально выражает просьбу послушать музыку, общается и взаимодействует со сверстниками и взрослыми в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

 

Музыка

Соблюдает элементарные правила поведения в коллективной деятельности.

 

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 

Музыка

Создает элементарные образы-звукоподражания. Самостоятельно экспериментирует с музыкальными звуками, звукоизвлечением, сравнивает разные по звучанию предметы.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

Музыка

Имеет представление о  том, что есть мир музыки, первичные музыковедческие представления (о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности и характере музыки).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Музыка

Не отвлекается во время музыкально-художественной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

 

Музыка

- ориентироваться в свойствах музыкального звука (высоко-низко, громко-тихо), простейших средствах музыкальной выразительности (медведь - низкий регистр), простейших характерах музыки (веселая-грустная);

- подпевать элементарные попевки;

- двигательно интерпретировать простейший метроритм;

- играть на шумовых музыкальных инструментах.

 

5 лет

 

Интегративные качества

 

 

Динамика формирования интегративных качеств

 

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Музыка

Выполняет простейшие танцевальные движения.

2. Любознательный, активный

Музыка

Проявляет интерес к разным видам самостоятельной музыкальной деятельности, избирательность в предпочтении видов исполнительской деятельности (пение, танец и пр.). Проявляет потребность и желание делать попытки самостоятельного исполнительства.

3. Эмоционально отзывчивый

 

Музыка

Эмоционально отзывается на яркие «изобразительные» образы. Понимает «значение» образа (это – лошадка).

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Музыка

Общается и сообщает о себе, о своем настроении с помощью музыки. Формулирует просьбы и желания, связанные с музыкально-художественной деятельностью. Взаимодействует со сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, пение, танец, элементарное музицирование).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Музыка

Соблюдает элементарные правила поведения в коллективной музыкально-художественной деятельности.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 

Музыка

Самостоятельно выбирает предпочитаемые виды музыкально-художественной деятельности. Интерпретирует характер музыкальных образов, выразительные средства музыки. Импровизирует в предпочитаемых видах музыкально-художественной деятельности. 

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

 

Музыка

Имеет первичные представления о том, что музыка выражает эмоции, настроение, характер человека, элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкального звука, о том, что можно пользоваться разными средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.

8. Овладев-ший универсаль-ными предпосыл-ками учебной деятельно-сти

 

Музыка

Следует показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.п.

9. Овладевший необходи-мыми умениями и навыками

 

Музыка

- музыкальным слухом (интонационным, мелодическим, гармоническим, ладовым);

- исполнять песни в хоре, простейшие танцы, элементарные партии для детских музыкальных инструментов;

- координировать слух и голос;

- певческими навыками (чистотой интонирования, дыханием, дикцией, слаженностью).

-создавать варианты конструкций с добавлением других деталей (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.)

- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);

-практически знаком со свойствами разной бумаги;

-владеет  способами конструирования путем складывания квадратного листа бумаги: 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов и

может  изготавливать простые поделки на основе этих способов.

 

6 лет

 

Интегративные качества

 

 

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Музыка

Играет в подвижные музыкальные игры.

2. Любознательный, активный

Музыка

Проявляет интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений, избирательность в предпочтении музыки разной по настроению.

3. Эмоционально отзывчивый

 

Музыка

Эмоционально отзывается на настроение и характер музыки, понимает настроение образа (болезнь куклы).

4. Овладев-ший средствами общения и способами взаимодейс-твия со взрослыми и сверстни-ками

Музыка

Сообщает о своем настроении с помощью музыки.

 

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Музыка

Соблюдает культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 

Музыка

Способен к творческой интерпретации. Придумывает характеры музыкальных образов и средства выразительности. Импровизирует, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений. Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений. Проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению. Использует  музыку для передачи собственного настроения.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

Музыка

Имеет представление о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях, о том, что музыка связана с литературой, живописью, театром, позволяет общаться, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Музыка

Стремится к результату музыкально-художественной деятельности (исполнить хорошо песню, танец).

 

7 лет

 

Интегративные качества

 

 

Итоговые результаты  (7 лет)

 

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Музыка

Танцует элементарные народные и бальные танцы.

2. Любознательный, активный

Музыка

Проявляет интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения, избирательность в предпочтении музыки разных жанров и композиторов.

3. Эмоционально отзывчивый

 

Музыка

Эмоционально откликается на «непрограммную» музыку. Понимает  настроение и характер музыки.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Музыка

Аргументирует просьбы и желания, связанные с музыкально-художественной деятельностью. Общается и взаимодействует со сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, исполнение, творчество).

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Музыка

Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила в коллективной музыкальной деятельности. Владеет слушательской культурой.

 

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 

Музыка

Делает первые попытки элементарного сочинительства музыки. Включает музыку в жизнедеятельность. Способен комбинировать и создавать элементарные собственные фрагменты мелодий и танцев. Проявляет самостоятельность в создании музыкальных образов-импровизаций.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

Музыка

 Имеет представления об элементарных музыкальных жанрах, формах, некоторых композиторах,  о том, что музыка – способ самовыражения, познания и понимания окружающего мира.

 

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

Музыка

Переносит накопленный опыт слушания, исполнения, творчества  в самостоятельную музыкально-художественную деятельность.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками

 

Музыка

- выразительно исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре);

- элементарно анализировать музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку.



Предварительный просмотр:

Мониторинг развития интегративных качеств личности по музыкальному воспитанию

       Мониторинг развития интегративных качеств личности ребенка по музыкальному воспитанию (по методике О. П. Радыновой)

       Анализ  развития интегративных качеств воспитанников ДОУ осуществляется по результатам заполнения Карт развития. Карты заполняются в группе дважды – в начале учебного года (сентябрь 2014г.) и в конце (май 2015г.)

        Количество детей в подготовительной группе  - 16 человек.

2014-2015 учебный год.

Интегративные качества

Уровни развития

Начало года

Конец года

Физически развитый, овладевший

Основными культурно-гигиеническими

навыками

Высокий

44%

86%

Средний

56%

14%

Низкий

0%

0%

Любознательный, активный

Высокий

38%

84%

Средний

62%

16%

Низкий

0%

0%

Эмоционально отзывчивый

Высокий

75%

88%

Средний

25%

12%

Низкий

0%

0%

Овладевший средствами общения и

способами взаимодействия со взрослыми и  сверстниками

Высокий

56%

90%

Средний

44%

10%

Низкий

0%

0%

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Высокий

44%

87%

Средний

56%

13%

Низкий

0%

0%

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Высокий

44%

89%

Средний

56%

11%

Низкий

0%

0%

Имеющий первичные представления о себе, обществе, семье,   и природе

Высокий

42%

86%

Средний

58%

14%

Низкий

0%

0%

Овладевший необходимыми умениями, навыками (для осуществления музыкальной деятельности)

Высокий

38%

86%

Средний

62%

14%

Низкий

0%

0%

Средний показатель

Высокий

47,6%

76,3%

Средний

52,4%

23,7%

Низкий

0%

0%

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Динамика развития интегративного качества дошкольника «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Анализ динамики развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей  с высоким  уровнем выросло до 86% с  44%,  и со средним уровнем снизилось с 56% до 14%.

        Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников к концу года сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности под музыку, которая окрашивает движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию детей, увлеченности этой деятельностью. Сформированы: четкость движений, амплитуда движений, координация движений, выразительность движений.

Любознательный, активный

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Любознательный, активный»

        Как видно, в процессе учебно-воспитательной работы отмечается позитивная динамика развития интегративного качества «любознательный, активный».

          Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 0% до 100%, а высокий (38%) и средний (62%)  уровни снизились до 0%.

        Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников к концу года наблюдается проявление инициативы, ребенок задает вопросы, ребенок отвечает на вопросы, появляется желания действовать.

Эмоционально отзывчивый

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Эмоционально отзывчивый»

         Анализ динамики развития интегративного качества «Эмоционально отзывчивый» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 12% до 94%, с высоким  уровнем снизилось с 75% до 6% и со средним уровнем с 13% до 0%.

Оценка данного интегративного качества осуществлялась в процессе наблюдения за реакциями детей на музыкальные произведения.

        Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников развивается внимание в процессе восприятия музыки, появляются любимые произведения, дети высказываютя о характере музыки, эмоционально воспринимают музыкальные произведения.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

           Анализ динамики развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 6% до 94%, с высоким  уровнем (56%) и средним (38%) снизилось до 0%.

Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников к концу года наблюдаются:

Личностные проявления: желание помочь ребенку,желание действовать сообща.

Коммуникативные умения:выслушать собеседника, проявить терпимость в конфликтных ситуациях, вежливость, гендерные проявления.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

          Анализ динамики развития интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 0% до 88%, с высоким уровнем снизилось с 44% до12% и со средним с 56% до 0%.

Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников на музыкальных занятиях воспитывается культура поведения, на основе сформированных представлений о красоте музыки и внутреннего мира человека, вырабатывается внимание (в процессе слушания музыки) и выдержка (дослушать произведение до конца).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

       Анализ динамики развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 6% до 81%, с высоким  уровнем снизилось с 44% до 19% и со средним с 50%  до 0%.

       Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников на музыкальном занятии развивается речь, в том числе, образная речь, «словарь эмоций», развивается творчество в разных видах музыкально-художественной деятельности: в пении, движении.

Имеющий первичные представления о себе, обществе, семье и природе

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Имеющий первичные представления о себе, обществе, семье и природе»

        Анализ динамики развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, обществе, семье и природе» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 6% до 100%, с высоким  уровнем снизилось с 44% до 0% и со средним с 50%  до 0%.

       Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников в процессе музыкальной деятельности формируются наиболее успешно представления о себе, семье (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем), о природе в силу их эмоциональной окрашенности в художественных образах - проявления эмоциональной отзывчивости к произведениям о семье, природе, вербальное и невербальное проявление чувств радости восхищения, любви к близкому.

Овладевший необходимыми умениями, навыками

(для осуществления музыкальной деятельности)

Динамика развития интегративного качества дошкольника

«Овладевший необходимыми умениями, навыками (для осуществления музыкальной деятельности)»

           Анализ динамики развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями, навыками (для осуществления музыкальной деятельности)» позволил сделать заключение о повышении уровня развития исследуемого качества. Количество детей с оптимальным уровнем возросло с 0% до 94%, с высоким  уровнем снизилось с 38% до 6% и со средним с 62%  до 0%.

       Таким образом, полученные данные позволяют отметить, что у большинства дошкольников в процессе обучения развивается музыкальное восприятие. Это процесс обучения детей слушать и слышать, рассуждать, сравнивать и обобщать, выполнять задания взрослого, сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик.

        Исполнительские и творческие умения диагностируются в соответствии с возрастом детей

          Средний показатель уровня сформированности каждого интегративного качества в группе на начало и конец учебного года можно проследить на следующих диаграммах:

Диаграмма по результатам диагностики уровня  развития интегративных качеств у детей.

        

Как видим из представленных выше диаграмм на начало учебного года (наблюдения в сентябре 2014года) у детей преобладает средний уровень интегративных качеств (48,4%). Воспитанников с высоким уровнем – 47,8%, обладающих оптимальным уровнем интегративных качеств в образовательной области «Музыка» на начало учебного года выявлено 3,8%.

       В конце учебного года показатели интегративных качеств у детей существенно выросли, достигли высокого уровня показатели таких качеств как:

- физическое развитие;

- любознательность и активность;

- эмоциональная отзывчивость;

- овладевший средствами общения.

Несколько отстает показатель уровня интегративного качества «способность решать интеллектуальные и личностные задачи», на что необходимо обратить особое внимание в следующем учебном году в образовательной области «Музыка» и совместно с воспитателями в других образовательных областях.



Предварительный просмотр:

                        Мониторинг уровня развития музыкальных способностей

Диагностика по И.Каплуновой и И.Новоскольцевой – программа «Ладушки»

                                                    за 2013-2014г.

Цель мониторинга: определить уровень развития музыкальных способностей у детей.

Показатели музыкального развития

Группа№2

Группа№4

Группа№5

Группа№6

Группа№7

Итого

    %    

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Восприятие музыки

68%

77%

65%

73%

67%

75%

63%

71%

65%

76%

65

74

Пение

59%

71%

65%

77%

64%

75%

62%

73%

68%

80%

63

75

Игра на детских музыкальных инструментах

55%

64%

59%

70%

60%

71%

64%

70%

61%

75%

59

70

Музыкальная игра- драм.

59%

70%

57%

64%

66%

76%

60%

72%

69%

80%

62

72

Музыкально-ритмические движение

56%

72%

59%

71%

60%

73%

63%

71%

66%

82%

60

74

,

за 2014-2015г.

Показатели музыкального развития

Группа№2

Группа№4

Группа№5

Группа№6

Группа№7

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Восприятие музыки

75%

84%

73%

82%

78%

85%

75%

83%

79%

86%

76

84

Пение

76%

85%

72%

86%

75%

82%

80%

86№

81%

87%

77

85

Игра на детских музыкальных инструментах

73%

80%

74%

83%

77%

84%

75%

81%

79%

83%

76

82

Музыкальная игра- драм.

75%

84%

71%

82%

74%

86%

74%

82%

78%

86%

74

84

Музыкальное движение

74%

82%

78%

87%

76%

85%

73%

80%

80%

89%

76

85

Оценка уровня развития (по трехбалльной системе: 3 балла - высокий уровень ( ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2  балла –

средний уровень ( справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень ( ребенок не справляется с заданием ).

           

       

Показатели музыкального развития

2013-2014 г

2014-2015г

  н

  к

  н

 к

Восприятие музыки

65%

74%

76%

84%

Пение

63%

75%

77%

85%

Игра на детских муз.инструментах

59%

70%

76%

82%

Музыкальная игра драматизация

62%

72%

74%

84%

Музыкальное ритмические движение

 60%

74%

76%

85%

                     

В период с 2013 -2015 год проводила мониторинг по музыкальному развитию дошкольников, отслеживая его динамику. В этот период удалось добиться положительной динамики в развитии музыкальных способностей: дети умеют внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, что указывает на высокий уровень развития чувства ритма, динамического и тембрового слуха; могут петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передовая мелодию.

Таким образом, можно сделать выводы: Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования. Данная диагностика показывает, что в начале года у детей есть определенные затруднения, небольшой процент высокого уровня развития свидетельствует об этом, однако благодаря эффективным педагогическим методам ,различных видов музыкальной деятельности можно добиться высоких положительных результатов.



Предварительный просмотр:

Методика проведения диагностики музыкального развития дошкольников.

Для анализа знаний и умений детей провожу регулярную диагностику в начале и в конце года по И.Каплуновой и И.Новоскольцевой – программа

« Ладушки». Проводится она в виде наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга ставлю новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.

1.Восприятие музыки

2.Пение

3. Музыкально- ритмические движения

4.Игра на детских музыкальных инструментах

5.Музыкальная игра драматизация

Уровень музыкального развития в каждом виде деятельности определяется 3 уровнями:

Уровень показателя

Параметры

Высокий

Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи

Средний

Задание ребенок выполнил после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов

Низкий

Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи

Критерии уровневой оценки по всем видам музыкальной деятельности

                                                 Средняя группа

Виды деятельности

Уровень

Восприятие музыки

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки. Он обладает основами культуры слушания музыки. Знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды: песню(колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод пляска). Различает выразительные особенности  музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп( быстрый, медленный, умеренный ( динамику тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр ( металлофон, дудочка, бубен, барабан),различает звуки по высоте ( септима, секста, квинта).

Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню ( колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной помощи взрослого различает выразительные особенности в музыки: характер, ( задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности в музык: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп, (быстрый, медленный, умеренный( динамику (тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыке. Он не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки., смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков.

Пение

Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки – выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Освоил певческие умения и навыки – выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один.

Низкий уровень. У ребенка  

отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интерес к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни, не использует в пении мимику и жест, дикция часто неправленая, невнятная, не использует в пении мимику и жест.

Музыкально – ритмические движения

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца , самостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и качественно выполняет движения танца.

Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца, различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены при небольшой словестной помощи взрослого.

Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений в зависимости от изменения средств музыкальной выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.

Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в исполнении простейшей попевки даже про оказании помощи взрослого.

Музыкальная игра драматизация

Высокий уровень. У Ребенок сформирована способность к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений, через движение эмоционально раскрепощен. Пластичный, ритмичный, свободно определяет себе  в игровом пространстве. Свободно выражает  в музыкально –игровой деятельности жесты, интонацию, мимику.

 Средний уровень. Ребенок с небольшой помощью взрослого может  выразить себя в музыкально – игровой деятельности.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в музыкально- игровой деятельности, ведет себя неэмоционально.

   

                                                     

                                                Старшая группа

Виды деятельности

Уровень

Восприятие музыки

Высокий уровень. У ребенка устойчивый интерес к музыке, сформированы представления образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа. Хорошо развито представление о первичных жанрах музыки и их видах ( песня, танец, марш). Самостоятельно различает и сравнивает музыкальные отношения звуков.

Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню ( колыбельную, плясовую), марш, танец,( хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки.

Низкий уровень. Отсутствует интерес к музыке. Даже после оказания помощи ребенок слабо проявляет музыкальной воображение, мышление, часто не слышит смены средств музыкальной выразительности.

Пение.

Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки – выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально.

Музыкально -ритмические движения

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца , самостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и качественно выполняет движения танца.

Средний уровень. В целом у ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмическим движениям, но он испытывает небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевает при словесной помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес при исполнении танца, движения выполняет не качественно  и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

Игра на детских музыкальных инструментах

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.

Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в исполнении простейшей попевки даже при оказании помощи взрослого.

Музыкальная игра драматизация

Высокий уровень. У ребенка сформирована восприимчивость к смене эмоциональных состояний музыкальных образов, способен к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений, через движение эмоционально раскрепощен. Пластичный, ритмичный, свободно определяет себе  в игровом пространстве.

Средний уровень. Ребенок с небольшой помощью взрослого может  выразить себя в музыкально – игровой деятельности.

Низкий уровень. Ребенок не способен к воплощению художественных образов, затрудняется в музыкально- игровой деятельности, ведет себя неэмоционально.

Подготовительная группа

Виды деятельности

                                 Уровень

Восприятие музыки

Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произведений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает комплекс выразительных средств.

Средний уровень. Ребенок с помощью взрослого может выразить свои музыкальные впечатления и различные средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки.

Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого  ребенок не может дать образную характеристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности.

Пение

Высокий уровень. Ребенок  проявляет стойкий  интерес к пению и  освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки – выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Слабо развиты певческие  умения и навыки,  не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально.

Музыкально-ритмические движения

Высокий уровень. . Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эиоционально образное содержание.

Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно

 передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, при помощи взрослого выделяет средство выразительности и их различные изменения, но немного затрудняется в самостоятельно исполнении танца.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при помощи взрослого.

Игра на детских музыкальных инструментах

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок .

Средний уровень. У ребенок сформирован устойчивый интерес к игре на металллофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого..

Низкий уровень. Ребенок не может  исполнить простейшую попевку даже при оказании помощи взрослого.

Музыкальная игра драматизация

Высокий уровень. У ребенка сформирована восприимчивость к смене эмоциональных состояний музыкальных образов, способен к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений, через движение эмоционально раскрепощен. Пластичный, ритмичный, свободно определяет себе  в игровом пространстве. 

Средний уровень. Ребенок с небольшой помощью взрослого может  выразить себя в музыкально – игровой деятельности. 

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в музыкально- игровой деятельности, ведет себя неэмоционально.




Предварительный просмотр:

Показатель динамики музыкального и психомоторного развития 6-7 лет.

По методике А. Бурениной

Цель диагностики: определение уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка ( начального уровня, уровня динамики, эффективности педагогического воздействия).

№ п/п

Параметры

2014-2015 уч.г

Начало года

Конец года

1.

Музыкальность

(способность к отражению в движении характера музыки и основных средстввыразительности)

68%

85%

2.

Эмоциональность, выразительность исполнения

62%

79%

3.

Развитие двигательных навыков: освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием репертуара.

60%

78%

4.

Формирование двигательных качеств:

-координации, точность, ловкости движений

67%

82%

5.

Творческие проявления

73%

89%

6.

Гибкость, пластичность

69%

82%

Критерии оценки параметров:( по трехбалльной системе; 3 балла – движения выражают музыкальный образ и совпадают с музыкальными фразами; 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм;

1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на конец и начало звучания, а так же на счет и показ взрослого.

Таким образом,  по результатам диагностики на конец года можно видеть положительную динамику развития детей.



Предварительный просмотр:

Методика проведения диагностики музыкального и психомоторного развития  ребёнка (по методике А.И. Бурениной)

Музыкальность –  способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке ( в процессе самостоятельного исполнения – без показа взрослого).

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.

Проявление некоторых характерологических особенностей ребёнка ( скованность – общительность, экстраверсия – интроверсия). При подсчёте баллов этот параметр не учитывается.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, в также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.

Внимание – способность запомнить музыку и движения.

Память- способность запомнить музыку и движения.

Подвижность – скорость двигательной реакции на изменение музыки.

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений ( в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.

Гибкость, пластичность –мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.

Музыкальность.

3 балла –умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.

2 балла – в движения выражает общий характер музыки, темпа; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл- движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с началом и концом произведения.

Эмоциональность.

3 балла –умеет ярко передавать мимику, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.

2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.

1 балл – затрудняется в  придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.

Внимание.

3 балла – правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно.

2 балла – выполняет танцевальную композицию с некоторыми подсказками.

1 балл – затрудняется в выполнении танцевальной композиции из –за рассеянности внимания.

Память.

3 балла –затрудняется в выполнении танцевальной композиции из –за рассеянности внимания.

2 балла – запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3 -5 исполнений по показу педагога.

1 балл – неспособен запомнить последовательность движений или нуждается в большом количестве показов.

Подвижность.

3 балла- исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме.

2 балла – возбудимость( ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание , суетливость).

1 балл –заторможенность ( запаздывание, задержка и медлительность в движении).

Координация, ловкость движений.

3 балла – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.

2 балла – не всегда точное и правильное сочетание рук и ног при ходьбе.

1 балл – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.

Гибкость, пластичность.

3 балла- движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.

2 балла –движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу ( трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).

1 балл – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...