Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации и формирования умений безопасного поведения в быту
статья по теме
Согласно сложившейся в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка только при условии, что они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игре. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vosp._st.vozr_.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения в быту»
Воспитатель: Купчишина Зоя Павловна
Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения в быту
Согласно сложившейся в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка только при условии, что они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игре. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.
Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность в его демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие бытовые ситуации с учетом активной позиции ребенка. Именно указанный метод позволяет дошкольникам «проигрывать» стратегию поведения.
На основе теоретического анализа исследований определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми дошкольного возраста:
- Использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно – игровой среды в групповой комнате;
- Предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- Введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- Поддержание адекватного эмоционального фона.
Предполагается, что, научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально пожароопасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
Важным условием реализации данного метода является обогащение предметно - игровой среды. Необходимо изготовить или приобрести макет комнаты, кухни, где будут разыгрываться ситуации пожароопасного и неопасного поведения в быту. В дополнение к макету выполнить из бумаги и дерева - мебель, бытовую технику и др., часто встречающиеся в современных квартирах.
Для обогащения игрового уголка группы нужно подобрать детскую посуду, столовые приборы, предметы бытовой техники. С помощью родителей изготовить или приобрести микроволновую печь, пылесос, телевизор…
Всё это необходимо для имитации действий с потенциально пожароопасными предметами и моделирования угрожающих ситуаций.
Методика работы предусматривает сначала взаимодействие воспитателя и детей в совместной игровой деятельности на позициях сотрудничества, а затем самостоятельное обыгрывание дошкольниками вариантов поведения в случае опасности на основе освоенной информации. Это даёт возможность подготовить ребёнка и максимально приблизить к ситуациям в доме, которые могут содержать угрозу.
Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками может разворачиваться в следующем порядке.
- Ознакомление с макетом; экскурсия по игровому уголку.
- Инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы или рассказа из личного опыта).
- Совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке.
- Самостоятельные игры детей.
Как показывают результаты исследования, интерес детей к действиям с реальными предметами быта достаточно высок, и у дошкольников имеется большое желание приобрести элементарный опыт пользования ими. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать домашние приборы. Детей можно учить пользоваться маленьким утюгом, пультом для ТВ, холодильником, настольной лампой…
Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Для этого со взрослыми проводится специальная подготовительная работа на консультациях.
Проводя в группе ситуативно – имитационное моделирование, у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.
Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами быта дают возможность формировать опыт безопасности у детей. Игры на бытовую тематику с расширенным сюжетом становятся атрибутом нерегламентированной взрослыми игровой деятельности дошкольников.
Анкета для воспитателей
Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, образование, стаж работы, возрастную группу, в которой Вы работаете.
- Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если «да», то укажите, с какого возраста.
- Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите по степени значимости цифрами):
- родители,
- воспитатели,
- школьные учителя,
- медицинские работники,
- преподаватели ОБЖ,
- другие (укажите).
- Укажите, какие опасные предметы для дошкольника встречаются в доме.
- Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:
- нельзя играть спичками, зажигалками;
- нельзя трогать электроприборы;
- при пожаре не прятаться, позвонить 01;
- другие (укажите).
- Известны ли Вам программы и методические разработки по проблеме формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту? (укажите)
- Знакомите ли Вы детей своей группы с правилами и мерами предосторожности в быту? Если нет, укажите причину.
- С какими бытовыми опасностями Вы знакомите детей (ответ обведите):
- порезы,
- ожоги (уточните какие),
- переломы,
- ушибы,
- отравления (чем),
- электротравмы,
- попадание инородных тел,
- другое (укажите).
- Какие формы Вы используете в своей работе для того, чтобы дети усвоили правила бытовой безопасности: занятия, чтение книг, напоминание, индивидуальные беседы, беседы после просмотра: кинофильма, мультфильма, диафильма, видеофильма.
- Какие занятия Вы проводите по ознакомлению дошкольников с источниками опасности и мерами предосторожности в быту? (укажите примерную тематику).
- Считаете ль Вы необходимой организацию совместной деятельности детского сада и семьи в данном направлении?
- Какие формы взаимодействия с родителями по освоению детьми правил безопасности в быту Вы используете? Укажите.
- Какую помощь Вы хотели бы получить по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с правилами бытовой безопасности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников.
Презентация о формировании умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников : правила дорожного движения, оказание первой помощи, поведение в природе, безопасное поведение дома....
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Консультация для родителей «Содержание знаний и умений безопасного поведения в быту, доступном детям 4-5 лет»
Иметь представление о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома, в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, тёрка , стиральная машина, молоток, ножницы, нож, иголк...
Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...
Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста
Презентация "Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста"...
Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации. Правильное поведение нередко спа...
«Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения дошкольников в быту»
laquo;Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения дошкольников в быту»...