Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»
материал по коррекционной педагогике
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации. Правильное поведение нередко спасает даже в самой безысходной ситуации. Необходимо формировать у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bez._pov_-_ya_detey_s_um._ots.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на семинаре на тему:
«Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»
Подготовила воспитатель:
Рузавина Е.С.
Февраль – 2020 год.
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации. Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. В обществе обеспокоенность вызывает опасность стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой безысходной ситуации. Ведь, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако бывает, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Поэтому, необходимо формировать у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Формируя у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения безопасного поведения, нужно помнить о характерном недоразвитии у них всех познавательных процессов, выражающихся в вялой потребности в новых знаниях, отсутствии интереса к познанию, поверхностном, искаженном наличии сведений о фактах и правилах поведения в социальной и природной действительности. Поэтому главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. При этом важно отметить, что безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают пешехода на улицах и дорогах, как вести себя в случае пожара, при встрече с незнакомыми людьми, при теракте и других экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чувствовать себя уверенно, а также помогут избежать различных экстремальных ситуаций и сохранить жизнь. Для формирования у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, использую разные методы, формы и приёмы. Для того, чтобы дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лучше усвоили материал по безопасному поведению в окружающей среде провожу беседы - презентации. Презентации содержат много важной информации, убедительные факты, впечатляющие фотографии. В доступной форме они могут рассказать о проблеме и пути выхода из неё. Мной проведены беседы - презентации: «Дорога и дети», «Защита от угрозы террористических воздействий», «Огонь добрый, огонь злой», «Правила безопасности во время зимних каникул» и др. Так же с помощью презентаций провела викторины по правилам дорожного движения. Для лучшего усвоения детьми материала по безопасному поведению во время пожара использую отгадывание загадок о пожаре, например: « Что бывает, если птички зажигают в доме спички? (пожар) и др. , словесные игры «Доскажи словечко», например: «Дыма столб поднялся вдруг, кто не выключил…?»(Утюг.), разбор ситуаций: « Ваши действия при загорании телевизора», «Ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода», так же с помощью игры «Вызови пожарных» учимся “звонить” по телефону в пожарную часть и докладывать диспетчеру пожарной части, что случилось. Здесь дети должны называть адрес, где горит; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все это помогает развивать у детей мышление, воображение и готовит ребенка выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Каждый месяц провожу с детьми эвакуацию при возникновении пожара. Это способствует закреплению у детей правил эвакуации при пожаре; развивает умение правильно понимать и выполнять правила пожарной безопасности; воспитывает стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций при пожаре. Формируя у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений безопасного поведения на дороге читаю детям сказки по ПДД; играем в игры: «Красный, желтый, зеленый», «Светофор», «Собери знак»; решаем задачи – шутки, например: «Тигра, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигра решил это сделать на шоссе - гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав?» (Пух.), отвечаем на вопросы викторины, расшифровываем письма, где дети должны из заданных слов выбрать нужные и вставить в предложение, рассматриваем картинки, по которым называем правило, которое нарушили дети. Данные виды деятельности раскрепощают детей, и делает процесс естественным и интересным. Читаем и обсуждаем с детьми народные сказки: «Три поросенка», «»Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» и др. С помощью них дети легко усвоят, что в обществе нужно быть осторожными с незнакомыми людьми: не верить всем, не преступать запреты, не просить помощи незнакомых людей, они научатся быть осторожными и бдительными. Каждый учебный год использую различные инструктажи по безопасности жизнедеятельности детей. Для этого у нас ведется Журнал по Технике Безопасности. В нем есть инструкции: «Как себя вести на горке»; «Как работать с ножницами, иголкой»; «Как вести себя во дворе»; «Как соблюдать правила поведения на дороге», «Предупреждение террористического акта», «Электробезопасность», «Осторожно, сосульки», «Встреча с незнакомцем» и др. Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности снижает риск бытового травматизма; формирует умение прогнозировать развитие опасных ситуаций. Разнообразные виды деятельности учат детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соблюдать правила безопасности, обучать их простым действиям в различных ситуациях; носят познавательный, информационный и обучающий характер; помогают формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей; вызывают интерес, повышают любознательность, уточняют и расширяют понятийный аппарат по предлагаемой тематике; развивают наблюдательность, запоминание, произвольное внимание. Работу по формированию у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях буду продолжать, чтобы дети могли правильно себя вести и запомнили простейшие правила поведения в окружающей их среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников.
Презентация о формировании умений безопасного поведения в окружающем мире у дошкольников : правила дорожного движения, оказание первой помощи, поведение в природе, безопасное поведение дома....
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...
«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободноговремени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как...
«Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»
laquo;Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома»...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной группе детей (5-7 лет) с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями. Тема «У нас машины разные»
Занятие проводится с разновозрастной группой детей (5-7 лет) с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями по теме "У нас машины разные". Цель занятия - формирование понятия "...