Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)
консультация (средняя группа) на тему

Карлина Марина Николаевна

Консультация для педагогов  Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»

(средний дошкольный возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  Шелеховского  района «Детский сад комбинированного вида № 17

«Золотой ключик»

Консультация для педагогов

Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»

(средний дошкольный возраст)

                                                        Подготовила и провела: Карлина М.Н.

г. Шелехов 2013 г

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста- задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители и педагоги.

Воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного произношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть на собеседника и таким образом следить за движением губ и языка. Далее необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Особое внимание уделяем развитию фонематического слуха и восприятия. Как вы знаете, необходимо различать эти понятия, поскольку фонематическое восприятие – это способность различать фонемы(звуки) и определять звуковой состав слова: количество звуков, слогов в слове, положение звука в слове. Фонематический слух – это часть физиологического слуха, которая направлена на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, сохраняющимися в памяти человека упорядоченно.

Фонематический слух начинает формироваться у ребенка очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. С шести месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодию и интонацию речи. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематическое восприятие - способность воспринимать звуки человеческой речи. От трех до семи лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Развитие фонематического слуха является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми  дошкольного возраста. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова – паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдет повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Этапы развития фонематического восприятия.

1)Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

  • Звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • Звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • Действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта);
  • Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий).

2) Развитие речевого слуха.

* Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

* Различение слов, близких по звуковому составу;

* Дифференциация слогов;

* Дифференциация фонем.

3) Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определенную последовательность:

  • Введение понятия звук;
  • Введение понятия «гласный звук»;
  • Определение количества звуков в ряду гласных;
  • Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак);
  • Дифференциация понятий « гласный – согласный звук»;
  • Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи»;
  • Выделение первого согласного звука из стечения согласных;
  • Анализ и синтез обратного слога – АП;
  • Анализ и синтез прямого слога – МА;
  • Определение первого согласного из слогослияния.

4) Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

Определение количества и последовательности звуков в слове.

В средней группе продолжается работа по развитию рече -двигательного  и речеслухового анализаторов. Отрабатываются основные движения артикуляционного аппарата, и уточняется произношение свистящих звуков.

Большое значение имеет артикуляционная гимнастика. Рекомендуем вводить артикуляционные упражнения постепенно, с подгруппой детей используя индивидуальные зеркала, в игровой форме, с помощью сказочных героев, чтобы заинтересовать малышей, и в то же время добиваться четкости выполнения артикуляционных упражнений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие, а также улучшение звукопроизношения. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию ( ложка –кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при зтом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь ),

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое внимание, отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Игры на развитие фонематического восприятия

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трёх-четырёх слогов ( крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передаётся по цепочке. Ребёнок, который услышал слово последним, встаёт, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З ( песня комарика ) и звук С ( песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых есть нарушения в произношении.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить, Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находится кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и чётко выговаривали слова.

Охотники.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят ( чтобы “не вспугнуть звук” ): положить голову на руки, закрыть глаза. “Проснуться” ( сесть прямо ), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она  на фронтальном занятии, т. К. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.

Поймай звук.

Игра на выделение звука на фон слова. Проводится в качестве физминутки.

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук ( например [с] – “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы по формированию фонематических процессов у детей логопатов дошкольного возраста.

В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова....

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории дет...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...