«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
проект по логопедии (старшая группа)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду, активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.
Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование
фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и к нарушениям чтения.
Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми. Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик, которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fonematicheskiy_sluh.docx | 93.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»
Проект
«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
Подготовила: учитель-логопед Анисимова Мария Сергеевна
2018 год
Информация о проекте | |||||||||||
Тема проекта | «Формирование фонематических процессов у детей старшего | ||||||||||
дошкольного возраста посредством интерактивных игр» | |||||||||||
Автор-составитель | Анисимова Мария Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №1 «Светлячок» | ||||||||||
проекта | |||||||||||
Нормативно- | - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от | ||||||||||
правовая база | 29.12.2012г. № 273ФЗ; | ||||||||||
-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об | |||||||||||
утверждении | Порядка | организации | и | осуществления | |||||||
образовательной | деятельности | по | основным | ||||||||
общеобразовательным | программам | - | образовательным | ||||||||
программам дошкольного образования"; | |||||||||||
- Приказ Министерства образования и науки Российской | |||||||||||
федерации от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального | |||||||||||
государственного образовательного стандарта | дошкольного | ||||||||||
образования»; | |||||||||||
-Устав МБДОУ детского сада №1 «Светлячок» | |||||||||||
Участники проекта | Воспитанники 6- 7 лет, родители (законные представители), педагоги. | ||||||||||
Длительность и | Долгосрочный, 1 год (сентябрь-май) | ||||||||||
сроки реализации | |||||||||||
Вид проекта | Коррекционно-педагогический, творческий. | ||||||||||
Целевая группа | Обучающиеся 6 - 7 лет с нарушениям речи | ||||||||||
Актуальность | Актуальность | инновационного | проекта | обусловлена | |||||||
инновационного | потребностью современного общества в новых подходах к | ||||||||||
проекта | подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. | ||||||||||
Формирование у детей грамматически правильной, лексически | |||||||||||
богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в | |||||||||||
общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном | |||||||||||
учреждении и семье. | |||||||||||
Развитие фонематического слуха имеет большое значение для | |||||||||||
овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на | |||||||||||
становление всей речевой системы дошкольника, а также | |||||||||||
закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо | |||||||||||
подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения | |||||||||||
грамоте можно только в процессе серьезной работы по | |||||||||||
формированию фонематического слуха. | |||||||||||
Степень | Использование | интерактивных игр | облегчает процесс усвоения | ||||||||
творческой | грамоты, делает его интересным и увлекательным. | ||||||||||
новизны | Использование интерактивных игр | помогает сделать обучение | |||||||||
инновационного | более интересным, эмоционально – насыщенным, делает | ||||||||||
проекта | образовательную деятельность невероятно увлекательной. | ||||||||||
Гипотеза | Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного | ||||||||||
возраста будет эффективно, если учитель-логопед: | |||||||||||
− Подбирает и систематически проводит интерактивные игры и | |||||||||||
упражнения | учитывая | возрастные | и | индивидуальные |
особенности детей | |||||||||
− | строит работу согласно следующих принципов подбора | ||||||||
интерактивных игр и упражнений: | |||||||||
∙ | на развитие фонематического восприятия; | ||||||||
∙ | на развитие фонематических представлений; | ||||||||
∙ | на развитие элементарных навыков фонематического | ||||||||
анализа и синтеза. | |||||||||
Цель проекта | Создать условия для развития фонематического восприятия и | ||||||||
навыков звукового анализа через использование интерактивных | |||||||||
игр в коррекционно-речевом процессе у детей с нарушениями речи. | |||||||||
Задачи проекта | Для детей | ||||||||
− | Развивать слуховое восприятие; | ||||||||
− | Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых | ||||||||
и сложных ритмов; | |||||||||
− | Формировать умение дифференцировать звуки речи по | ||||||||
твёрдости – мягкости, звонкости – глухости; | |||||||||
− | Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и | ||||||||
синтеза слов; | |||||||||
− | Формировать умение делению слов на слоги. | ||||||||
Для педагогов | |||||||||
− | Обучение специальным методам и приёмам в проведении | ||||||||
интерактивных игр по развитию слухового восприятия, | |||||||||
фонематического слуха, развития ритмического чувства. | |||||||||
Для родителей | |||||||||
− | Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с | ||||||||
нарушениями речи. | |||||||||
− | Познакомить родителей с использованием интерактивных | ||||||||
игр по развитию фонематического слуха в домашних | |||||||||
условиях. | |||||||||
Принципы | Содержание | образовательной | программы | соответствует | |||||
основным положениям возрастной психологии и дошкольной | |||||||||
педагогики и выстроено по следующим принципам: | |||||||||
∙ | Принцип развивающего образования, в соответствии с | ||||||||
которым главной целью дошкольного образования | |||||||||
является развитие ребенка. | |||||||||
∙ | Принцип научной обоснованности и практической | ||||||||
применимости | (содержание | программы | должно | ||||||
соответствовать | основным | положениям | возрастной | ||||||
психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь | |||||||||
возможность | реализации | в | массовой | практике | |||||
дошкольного образования). | |||||||||
∙ | Принцип единства воспитательных, развивающих и | ||||||||
обучающих целей и задач процесса образования детей | |||||||||
дошкольного возраста. | |||||||||
∙ | Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к | ||||||||
детям. Каждые ребёнок развивается в своём темпе, задача | |||||||||
воспитателя – бережно относиться к этому процессу, | |||||||||
создавать условия для естественного индивидуального | |||||||||
личностного роста. | |||||||||
∙ | Принцип | гармоничности | образования. | Дошкольник | |||||
взаимодействует | с различными | сферами | культуры: с |
изобразительным искусством, музыкой, детской литературой, родным языком, математикой, экологией, трудом, игрой. Широкое образовательное содержание
становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов.
∙ Принцип интеграции образовательных областей в
соответствии | с возрастными | возможностями | и |
особенностями | воспитанников, | спецификой | и |
возможностями | самих образовательных областей. | ||
Интегративный подход даёт возможность развивать | в |
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Формы реализации принципа интеграции:
- Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
- Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
- Интеграция видов детской деятельности.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В его основу положена идея интеграции содержания образовательных областей вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей.
- Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
- Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».
- Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Формы | Решение программных задач осуществляется в разных формах | |||
организации | совместной деятельностивзрослых и детей, а также в | |||
совместной | самостоятельной деятельности детей. Организуется: | |||
деятельности | − | непрерывная | образовательная | деятельность, |
осуществляемая в процессе организации | разных видов | |||
детской деятельности (игровой, коммуникативной, | ||||
познавательно-исследовательской, | трудовой, | |||
продуктивной, музыкально-художественной, чтения), | ||||
− | образовательная деятельность, осуществляемая в ходе | |||
режимных моментов, | ||||
− | самостоятельная деятельность детей, | |||
образовательная деятельность в процессе взаимодействия с | ||||
семьями детей по реализации программы. | ||||
Подходы к | - культурно-исторический подход к развитию личности ребенка | |||
формированию | определяет необходимость учёта интересов и потребностей | |||
программы | ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, | |||
ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как | ||||
главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; | ||||
организацию образовательного процесса в виде совместной |
деятельности взрослого и детей. Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др.; -деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; -личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Ресурсное | Программно – методическое: | |||||||||
обеспечение | ∙ Подбор эффективных методов и приемов | |||||||||
проекта | ∙ | корректировка | взаимодействия | со | специалистами, | |||||
тематического плана работы с родителями; | ||||||||||
∙ | подбор диагностического инструментария | |||||||||
Материально – техническое: | ||||||||||
∙ создание | картотеки интерактивных | игр, фото и | ||||||||
видеоматериалов; | ||||||||||
∙ | пополнение учебных пособий | |||||||||
Ожидаемый | - Максимально возможная компенсация нарушений звуковой | |||||||||
результат работы | культуры речи и фонетико-фонематического восприятия; | |||||||||
- Качественное овладение детьми навыками звукового анализа и | ||||||||||
синтеза с помощью интерактивных игр за более короткое время; | ||||||||||
- Повышение интереса детей к логопедическим занятиям | ||||||||||
Взаимосвязь | Формирование фонематического слуха являясь одним из | |||||||||
проекта с целями и | направлений развития речи детей с ФФНР. | |||||||||
задачами МБДОУ | ||||||||||
Создание | В детском саду созданы условия для формирования чувства | |||||||||
комфортного | психологического комфорта детей и взрослых: | |||||||||
климата в процессе | - имеется логопедический кабинет; | |||||||||
- разработаны методические рекомендации для воспитателей | ||||||||||
и родителей. | ||||||||||
- в группе имеется интерактивное оборудование. | ||||||||||
Взаимодействие с | Участие семьи является обязательным условием обеспечения | |||||||||
родителями | качества образования. Мы выстраиваем партнерские отношения | |||||||||
с родителями, чтобы обеспечить максимальную коррекционную | ||||||||||
поддержку детям, удовлетворить их потребности в | ||||||||||
коррекционной работе. | ||||||||||
Проект способствует созданию единого воспитательного | ||||||||||
пространства дошкольного образовательного учреждения и | ||||||||||
семьи, объединенных общей целью подготовки детей к школе, | ||||||||||
созданию мотивации у детей к обучению инновационными | ||||||||||
технологиями. | ||||||||||
Для того чтобы выяснить осведомленность | родителей | к | ||||||||
проблемеформированияфонематического | слуха | и | ||||||||
использования игр, проводилось анкетирование. (Приложение). | ||||||||||
Результаты проведенного опроса показывают, | что родители | |||||||||
обеспокоены низким уровнем речевого развития детей, и из-за | ||||||||||
неумения заниматься коррекцией речи, считают, что данной | ||||||||||
проблемой должны заниматься педагоги и специалисты. | ||||||||||
Работа с | Для осуществления преемственность в работе с педагогами и | |||||||||
педагогами | воспитателями, проводятся «Педагогические встречи», где на | |||||||||
профессиональном языке обсуждаются решение поставленных | ||||||||||
перед нами задач. | ||||||||||
Значимость проекта обусловлена привлечением внимания | ||||||||||
педагогов и родителей к коррекционной работе по | ||||||||||
формированию фонематического слуха. | ||||||||||
При планировании работы с педагогами обращаем внимание | ||||||||||
на формирование фонематического слуха посредством | ||||||||||
интерактивных игр, умения дифференцировать фонемы, делать | ||||||||||
звуковой анализ и синтез слов. | ||||||||||
С целью повышения компетентности педагогов, были | ||||||||||
составлены мастер – классы, обучающие семинары с | ||||||||||
проведением интерактивных игр для развития у детей умения | ||||||||||
дифференцировать звуки и делать звуковой анализ и синтез. | ||||||||||
Практикум «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
С целью профилактики фонематического | |
недоразвития слуха воспитателям всех возрастных групп были | |
разработаны речевые игры по формированию фонематического | |
слуха у детей. | |
Создание условий для развития детей | Содержание и организация образовательного процесса |
построены с учётом речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Обучение происходит опосредовано, в процессе включения в НОД по обучению грамоте увлекательной для ребёнка деятельности, игре с использованием интерактивных технических средств обучения. Решение поставленных задач осуществляется через: - интерактивные развивающие игры «МЕРСИБО» - практические действия детей, - творческие задания. |
Перечисленные формы работы делают педагогический процесс разнообразным, творческим, неповторимым.
- работе по формированию фонематического слуха использовались современные образовательные методы и технологии:
Технология | В | процессе | коррекционной | ||||||
игрового | работы | особое | внимание | ||||||
обучения | уделяется игровым технологиям, к | ||||||||
которым относятся игры на развитие | |||||||||
психических | процессов, | ||||||||
фонематического слуха и звукового | |||||||||
анализа, | слоговой | структуры, | |||||||
лексико-грамматического | строя | ||||||||
речи, игры по обучению грамоте, | |||||||||
игры | на | автоматизацию | и | ||||||
дифференциацию звуков в речи и | |||||||||
т.д. | |||||||||
Игровые технологии включают | |||||||||
занимательные дидактические игры, | |||||||||
необходимые для | коррекции | речи | |||||||
детей, которые могут применяться | |||||||||
вариативно, т. к. разработаны для | |||||||||
многоцелевого | использования | в | |||||||
процессе коррекционного обучения | |||||||||
и становления | правильной | речи | |||||||
дошкольников. | |||||||||
∙ | |||||||||
Технология | Эта деятельность направлена на результат, | ||||||||
проектной | который достигается в процессе | ||||||||
деятельности | совместной работы взрослого и детей над | ||||||||
определенной практической проблемой. | |||||||||
Этот результат можно увидеть, | |||||||||
осмыслить, применить в практической | |||||||||
деятельности. | |||||||||
Участие в проектной деятельности | |||||||||
помогает ребенку почувствовать свою | |||||||||
значимость, ощутить себя полноправным | |||||||||
участником событий. | |||||||||
Технология | Цель логопедического обследования | ||||||||
логопедического | –определение путей и средств | ||||||||
обследования | коррекционно-развивающей | работы | и |
возможностей обучения ребёнка на основе
выявления у него несформированности
или нарушений в речевой деятельности.
Технология Коррекция нарушенного
коррекции произношения проводится поэтапно звукопроиз-
ношения и последовательно.
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного
- речеслухового анализатора к
правильному восприятию и произнесению звуков.
- Этап формирования первичных
произносительных умений и навыков.
2.1 Постановка звука.
Цель:добитьсяправильного
произношения изолированного звука.
- коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который
основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.
2.2 Автоматизация звука.
Цель:добитьсяправильного
произношения звука в самостоятельной речи.
На данном этапе используется большое количество предметных и
сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)
2.3 Дифференциация звуков.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
3.Этап формирования
коммуникативных умений и
навыков.
Цель: сформировать у детей
умения и навыки безошибочного
употребления звуков во всех
ситуациях речевого общения.
Применяется моделирование и
использование различных ситуаций
речевого общения для
формирования коммуникативных
умений и навыков.
Здоровьесберегающие
технологии
- целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-
моторнойкоординации
используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).
Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении
релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься
от посторонних мыслей и успокоиться.
Приорганизации
коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом
(физкультурные минутки Н.В.
Нищевой). Динамические паузы
способствуют развитию общей
моторики, координации движений и
речи, снятию мышечного
напряжения, повышают
работоспособность.
Для развития мелкой моторики
рук используются пальчиковые
игры и гимнастики (пальчиковые
игры Н.В. Нищевой), мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.
Суджок терапия.
Артикуляционная гимнастика.
Цель - выработка правильных,
полноценных движений и
определённых положений
артикуляционных органов,
необходимых для правильного
произношения звуков, и
объединение простых движений в
сложные. Для проведения
артикуляционной гимнастики
используются картинки-символы и
игрушки-помощники, которые
поддерживают интерес детей к
выполнению упражнений.
Технология | Работа | по | формированию | ||||
развития | фонематического | слуха | ведётся | в | |||
фонематическ | следующей последовательности: | ||||||
ого слуха | - развитие | навыка | узнавания | ||||
неречевых звуков; | |||||||
- | различение | одинаковых | |||||
звукокомплексов по высоте, силе, | |||||||
тембру; | |||||||
-различение слов близких по | |||||||
звуковому составу; | |||||||
-дифференциация фонем; | |||||||
-дифференциация слогов. | |||||||
Информацион | Применение | информационных | |||||
ные | компьютерных | технологий | в | ||||
компьютерны | логопедической | работе | облегчает | ||||
е технологии | усвоение | учебного | материала, | а |
также предоставляет новые
возможности для развития
творческих способностей детей:
повышает мотивацию
воспитанников к изучению нового
материала; активизирует
познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие
способности ребёнка; формирует
активную жизненную позицию в
современном обществе.
В процессе коррекционной
работы используются
интерактивные игры, а также
презентации по автоматизации и
дифференциации звуков в речи.
Обогащена предметно-развивающая среда:
- дидактическими играми: “Подбери домик”
(Цель: определение позиции гласного звука);
“Узнай что звучит” (Цель: различение неречевых
Практическая звуков);
значимость
проекта
Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
Основным показателем сформированности фонематического слуха ребенка является умение воспринимать, иммитировать и дифференцировать фонемы.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в формировании фонематического слуха детей.
– дети стали правильно воспринимать, иммитировать и дифференцировать звуки речи.
Сравнительная диагностика на октябрь 2018 года и май 2019 года свидетельствует о положительной динамике развития фонематического слуха детей. Анкетирование родителей показывает 100 % степень
удовлетворенности работой педагогов
подготовительной группы.
Постановка проблемы
- последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи
- использование инновационных технологий, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду, активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.
Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование
фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и к нарушениям чтения.
Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик, которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
- настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.
- рамках проекта мной была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
1. Отобрана компьютерная программы для развития фонематического слуха у дошкольников:
- компьютерная программа «Звуковой калейдоскоп»;
2. Созданы и закачаны из интернета и используются презентации для развития фонематических процессов.
3. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени
(5-7 мин.)
- Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда, электронные ресурсы делают процесс коррекции фонематических процессов более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Цели и задачи:
Цель проекта: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа через приоритетное использование компьютерных технологий в коррекционно-речевом процессе у детей с ФФН.
Задачи проекта:
Для детей | Для педагогов | Для родителей | |
1. | Развивать слуховое | Обучение специальным | Привлекать родителей |
восприятие; | методам и приёмам в | к коррекционной | |
2. | Формировать навыки | проведении игр и | работе с детьми с |
восприятия и | упражнений по | нарушениями речи. | |
воспроизведения | развитию слухового | Познакомить | |
простых и сложных | восприятия, | родителей с | |
ритмов; | фонематического слуха, | использованием | |
3. | Формировать умение | развития ритмического | речевых игр по |
дифференцировать | чувства, речевого | развитию | |
звуки речи по твёрдости | дыхания. | фонематического слуха | |
– мягкости, звонкости – | в домашних условиях. | ||
глухости; | |||
4. | Развивать навыки | ||
звукового и | |||
звукобуквенного | |||
анализа и синтеза слов; | |||
5. | Формировать умение | ||
делению слов на слоги; | |||
6. | Познакомить с | ||
буквами. | |||
План работы по проекту:
№ | Вид деятельности | Сроки реализации | |||
п/п | |||||
I этап - Диагностический | |||||
Логопедическое обследование, сбор | |||||
1. | анамнестических данных о ребёнке, | Сентябрь | |||
индивидуальные беседы с родителями, | (с 1 по 15) | ||||
наблюдения за детьми | |||||
Изучение методической и научно – | |||||
популярной литературы; составление | |||||
2. | плана; подбор и создание | Сентябрь | |||
компьютерных программ, игр и | |||||
презентаций. | |||||
II этап - Основной | |||||
Создание копилки методических, | |||||
практических и электронных | |||||
3. | материалов (программы, игры, | Сентябрь-декабрь | |||
презентации, аудио и видеозаписи, | |||||
картинки). | |||||
Проведения подгрупповых и | |||||
4. | индивидуальных занятий с детьми 6-7 лет с использованием ИКТ. | Сентябрь-май | |||
5. | Консультация для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи» | Октябрь | |||
6. | Консультация в папку-передвижку для | Ноябрь | |||
родителей «Характеристика речи детей» | |||||
Памятка для родителей «Занимаясь с | |||||
7. | ребенком, помните …». | Декабрь | |||
Консультация в папку- передвижку для | |||||
8. | родителей и воспитателей «Развиваем | Февраль | |||
фонематический слух у дошкольников» | |||||
Семинар-практикум для воспитателей | |||||
9. | «Развитие фонематического слуха у | Февраль | |||
детей дошкольного возраста» | |||||
Буклет для родителей «Игры для | |||||
10. | развития фонематического слуха у | Март | |||
детей». |
III этап – Заключительный
Обследование на заключительном этапе | |||
для контроля эффективности | |||
коррекционно-логопедической работы с | |||
11. | помощью ИКТ; анализ результатов | Март | |
работы, формулирование выводов по | |||
использованию ИКТ в работе с детьми с | |||
нарушением фонематических процессов. | |||
В начале учебного года мною была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (5-7 лет), где было выявлено, что у 79 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затрудняются определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отбирать картинки на заданный звук. Возникают проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускают ошибки при выполнении заданий на различение слогов. После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ диагностика показала, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.
Заключение
Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование современных компьютерных технологий позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.
Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности
способствует повышению самооценки ребенка использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем
самым, преодолевая преграды на пути достижения успеха.
- процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Заключение
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития фонематического слуха у детей, показали, что в настоящее время проблема развития фонематического слуха, привлекает внимание многих специалистов.
Для детей – дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе воспитателя.
- также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при обучении дошкольников. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.
Интерактивные игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...
План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, ...