«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»
проект по логопедии (старшая группа)

Анисимова Мария Сергеевна

 В    последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

 

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

 

Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду, активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью,  имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.

 

Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование

 

фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и к нарушениям чтения.

Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

 

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми. Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик, которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

 

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

 

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fonematicheskiy_sluh.docx93.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»

Проект

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

      Подготовила: учитель-логопед            Анисимова Мария Сергеевна

                                                          2018 год

Информация о проекте

Тема проекта

«Формирование  фонематических  процессов  у  детей  старшего

дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

  Автор-составитель

Анисимова Мария Сергеевна,   учитель-логопед   МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»

проекта

Нормативно-

-  Закон  РФ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  от

правовая база

29.12.2012г. № 273ФЗ;

-Приказ  Минобрнауки  России  от  30.08.2013  N  1014  "Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам дошкольного образования";

-  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской

федерации от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении федерального

государственного   образовательного   стандарта

дошкольного

образования»;

-Устав МБДОУ детского сада №1 «Светлячок»

Участники проекта

Воспитанники 6- 7 лет, родители (законные представители), педагоги.

Длительность и

Долгосрочный, 1 год (сентябрь-май)

сроки реализации

Вид проекта

Коррекционно-педагогический, творческий.

Целевая группа

Обучающиеся 6 - 7 лет с нарушениям речи

Актуальность

Актуальность

инновационного

проекта

обусловлена

инновационного

потребностью  современного  общества  в  новых  подходах  к

проекта

подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически

богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в

общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном

учреждении и семье.

Развитие фонематического слуха имеет большое значение для

овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на

становление  всей  речевой  системы  дошкольника,  а  также

закладывает  основы  успешного  обучения  в  школе.  Хорошо

подготовить  ребенка  к  школе,  создать  основу  для  обучения

грамоте  можно  только  в  процессе  серьезной   работы  по

формированию фонематического слуха.

Степень

Использование

интерактивных игр

облегчает процесс усвоения

творческой

грамоты, делает его интересным и увлекательным.

новизны

Использование интерактивных игр

помогает сделать обучение

инновационного

более   интересным,   эмоционально   –   насыщенным,   делает

проекта

образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Гипотеза

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного

возраста будет эффективно, если учитель-логопед:

  Подбирает и систематически проводит интерактивные игры и

упражнения

учитывая

возрастные

и

индивидуальные

особенности детей

строит  работу  согласно  следующих  принципов  подбора

интерактивных игр и упражнений:

на развитие фонематического восприятия;

на развитие фонематических представлений;

на развитие элементарных навыков фонематического

анализа и синтеза.

Цель проекта

Создать условия для развития  фонематического восприятия и

навыков звукового анализа через использование интерактивных

игр в коррекционно-речевом процессе у детей с нарушениями речи.

Задачи проекта

Для детей

Развивать слуховое восприятие;

Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых

и сложных ритмов;

Формировать умение дифференцировать звуки речи по

твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и

синтеза слов;

Формировать умение делению слов на слоги.

Для педагогов

Обучение специальным методам и приёмам в проведении

интерактивных игр по развитию слухового восприятия,

фонематического слуха, развития ритмического чувства.

Для родителей

Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с

нарушениями речи.

Познакомить родителей с использованием  интерактивных

игр по развитию фонематического слуха в домашних

условиях.

Принципы

Содержание

образовательной

программы

соответствует

основным положениям возрастной  психологии и дошкольной

педагогики и выстроено по следующим принципам:

Принцип  развивающего  образования,  в  соответствии  с

которым   главной   целью   дошкольного   образования

является развитие ребенка.

Принцип   научной   обоснованности   и   практической

применимости

(содержание

программы

должно

соответствовать

основным

положениям

возрастной

психологии  и  дошкольной  педагогики,  при  этом  иметь

возможность

реализации

в

массовой

практике

дошкольного образования).

Принцип   единства   воспитательных,   развивающих   и

обучающих  целей  и  задач  процесса  образования  детей

дошкольного возраста.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к

детям. Каждые ребёнок развивается в своём темпе, задача

воспитателя  –  бережно  относиться  к  этому  процессу,

создавать  условия  для  естественного  индивидуального

личностного роста.

Принцип

гармоничности

образования.

Дошкольник

взаимодействует

с  различными

сферами

культуры:  с

изобразительным искусством, музыкой, детской литературой, родным языком, математикой, экологией, трудом, игрой. Широкое образовательное содержание

становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, удовлетворения

индивидуальных склонностей и интересов.

        Принцип        интеграции        образовательных        областей        в

соответствии

с   возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой

и

возможностями

самих   образовательных   областей.

Интегративный  подход   даёт  возможность  развивать

в

единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Формы реализации принципа интеграции:

  • Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.

  • Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

  • Интеграция видов детской деятельности.

  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. В его основу положена идея интеграции содержания образовательных областей вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей.

  • Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».

  • Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

  • Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Формы

Решение программных задач осуществляется в разных формах

организации

совместной  деятельностивзрослых  и  детей,  а  также  в

совместной

самостоятельной деятельности детей. Организуется:

деятельности

непрерывная

образовательная

деятельность,

осуществляемая в процессе организации

разных видов

детской   деятельности   (игровой,   коммуникативной,

познавательно-исследовательской,

трудовой,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения),

образовательная деятельность, осуществляемая в  ходе

режимных моментов,

самостоятельная деятельность детей,

образовательная  деятельность  в  процессе  взаимодействия  с

семьями детей по реализации программы.

Подходы к

- культурно-исторический подход к развитию личности ребенка

формированию

определяет необходимость учёта интересов и потребностей

программы

ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития,

ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как

главного носителя культуры в процессе развития ребёнка;

организацию образовательного процесса в виде совместной

деятельности взрослого и детей. Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др.; -деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; -личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Ресурсное

Программно – методическое:

обеспечение

  Подбор эффективных методов и приемов

проекта

корректировка

взаимодействия

со

специалистами,

тематического плана работы с родителями;

подбор диагностического инструментария

Материально – техническое:

  ∙  создание

картотеки    интерактивных

игр, фото  и    

видеоматериалов;

пополнение учебных пособий

Ожидаемый

- Максимально возможная компенсация нарушений звуковой

результат работы

культуры речи и фонетико-фонематического восприятия;

- Качественное овладение детьми навыками звукового анализа и

синтеза с помощью интерактивных игр за более короткое время;

- Повышение интереса детей к логопедическим занятиям

Взаимосвязь

Формирование   фонематического   слуха   являясь   одним   из

проекта с целями и

направлений развития речи детей с ФФНР.

задачами МБДОУ

Создание

В детском саду созданы условия для формирования чувства

комфортного

психологического комфорта детей и взрослых:

климата в процессе

-   имеется   логопедический кабинет;

-   разработаны методические рекомендации для воспитателей

и родителей.

-   в группе имеется  интерактивное оборудование.

Взаимодействие с

Участие  семьи  является  обязательным  условием  обеспечения

родителями

качества образования. Мы выстраиваем партнерские отношения

с родителями, чтобы обеспечить максимальную коррекционную

поддержку детям, удовлетворить их потребности в

коррекционной работе.

Проект   способствует   созданию   единого   воспитательного

пространства  дошкольного  образовательного  учреждения  и

семьи, объединенных общей целью подготовки детей к школе,

созданию  мотивации  у  детей  к  обучению  инновационными

технологиями.

Для  того  чтобы  выяснить  осведомленность

родителей

к

проблемеформированияфонематического

слуха

и

использования игр, проводилось анкетирование. (Приложение).

Результаты  проведенного  опроса  показывают,

что   родители

обеспокоены низким уровнем речевого развития детей,  и из-за

неумения  заниматься  коррекцией  речи,  считают,  что  данной

проблемой должны заниматься педагоги и специалисты.

Работа с

Для осуществления преемственность в работе с педагогами и

педагогами

воспитателями,  проводятся  «Педагогические  встречи»,  где  на

профессиональном  языке  обсуждаются  решение  поставленных

перед нами задач.

Значимость   проекта   обусловлена   привлечением   внимания

педагогов    и    родителей    к    коррекционной    работе    по

формированию фонематического слуха.

При планировании работы с педагогами обращаем внимание

на    формирование    фонематического    слуха    посредством

интерактивных игр, умения дифференцировать фонемы, делать

звуковой анализ и синтез слов.

С   целью   повышения   компетентности   педагогов,   были

составлены   мастер   –   классы,   обучающие   семинары   с

проведением интерактивных игр для развития у детей умения

дифференцировать звуки и делать  звуковой анализ и синтез.

Практикум «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр»

  С целью профилактики фонематического

недоразвития слуха воспитателям всех возрастных групп были

разработаны речевые игры по формированию фонематического

слуха у детей.

Создание условий для развития детей

    Содержание   и   организация   образовательного   процесса

построены  с  учётом  речевых  нарушений  у   детей  старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Обучение происходит опосредовано, в процессе включения в НОД по обучению грамоте увлекательной для ребёнка деятельности, игре с          использованием интерактивных технических средств обучения. Решение поставленных задач осуществляется через:

- интерактивные развивающие игры «МЕРСИБО» - практические действия детей, - творческие задания.

Перечисленные формы работы делают педагогический процесс разнообразным, творческим, неповторимым.

  • работе по формированию фонематического слуха использовались современные образовательные методы и технологии:

Технология

В

процессе

коррекционной

игрового

работы

особое

внимание

обучения

уделяется  игровым  технологиям,  к

которым относятся игры на развитие

психических

процессов,

фонематического слуха и звукового

анализа,

слоговой

структуры,

лексико-грамматического

строя

речи,  игры  по  обучению  грамоте,

игры

на

автоматизацию

и

дифференциацию  звуков  в  речи  и

т.д.

Игровые технологии включают

занимательные дидактические игры,

необходимые  для

коррекции

речи

детей,  которые  могут  применяться

вариативно,  т.  к.  разработаны  для

многоцелевого

использования

в

процессе  коррекционного  обучения

и   становления

правильной

речи

дошкольников.

Технология

Эта деятельность направлена на результат,

проектной

который достигается в процессе

деятельности

совместной работы взрослого и детей над

определенной практической проблемой.

Этот результат можно увидеть,

осмыслить, применить в практической

деятельности.

Участие в проектной деятельности

помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным

участником событий.

Технология

Цель  логопедического  обследования

логопедического

–определение путей и средств

обследования

коррекционно-развивающей

работы

и

возможностей обучения ребёнка на основе

выявления        у        него        несформированности

или нарушений в речевой деятельности.

Технология        Коррекция        нарушенного

коррекции        произношения проводится поэтапно звукопроиз-

ношения                и последовательно.

        1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного

  • речеслухового   анализатора   к

правильному восприятию и произнесению звуков.

  1. Этап  формирования  первичных

произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель:добитьсяправильного

произношения изолированного звука.

  • коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который

основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель:добитьсяправильного

произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и

сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

3.Этап        формирования

коммуникативных        умений        и

навыков.

Цель:        сформировать        у        детей

умения        и        навыки        безошибочного

употребления        звуков        во        всех

ситуациях речевого общения.

Применяется  моделирование  и

использование различных ситуаций

речевого        общения        для

формирования        коммуникативных

умений и навыков.

             Здоровьесберегающие

                  технологии

  • целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-

моторнойкоординации

используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении

релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься

от посторонних мыслей и успокоиться.

Приорганизации

коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом

(физкультурные        минутки        Н.В.

Нищевой).        Динамические        паузы

способствуют        развитию        общей

моторики, координации движений и

речи,        снятию        мышечного

напряжения,        повышают

работоспособность.

Для развития мелкой моторики

рук        используются        пальчиковые

игры        и        гимнастики        (пальчиковые

игры Н.В. Нищевой), мозаики, массажные  мячики,        игры        с прищепками,        со счетными палочками.

Суджок терапия.

Артикуляционная        гимнастика.

Цель        -        выработка        правильных,

полноценных        движений        и

определённых        положений

артикуляционных        органов,

необходимых        для        правильного

произношения        звуков,        и

объединение        простых        движений        в

сложные.        Для        проведения

артикуляционной        гимнастики

используются        картинки-символы        и

игрушки-помощники,        которые

поддерживают        интерес        детей        к

выполнению упражнений.

Технология

Работа

по

формированию

развития

фонематического

слуха

ведётся

в

фонематическ

следующей последовательности:

ого слуха

-  развитие

навыка

узнавания

неречевых звуков;

-

различение

одинаковых

звукокомплексов  по  высоте,  силе,

тембру;

-различение  слов  близких  по

звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Информацион

Применение

информационных

ные

компьютерных

технологий

в

компьютерны

логопедической

работе

облегчает

е технологии

усвоение

учебного

материала,

а

также        предоставляет        новые

возможности        для        развития

творческих        способностей        детей:

повышает        мотивацию

воспитанников  к  изучению  нового

материала;        активизирует

познавательную        деятельность;

развивает        мышление        и        творческие

способности        ребёнка;        формирует

активную        жизненную        позицию        в

современном обществе.

В        процессе        коррекционной

работы        используются

интерактивные        игры,        а        также

презентации        по        автоматизации        и

дифференциации звуков в речи.

        Обогащена предметно-развивающая среда:

                                  -  дидактическими играми: “Подбери домик”

                                  (Цель:          определение позиции гласного звука);

                                  “Узнай что звучит” (Цель: различение неречевых

 Практическая                       звуков);

значимость         

проекта

Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.

Основным показателем сформированности фонематического слуха ребенка является умение воспринимать, иммитировать и дифференцировать фонемы.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в формировании фонематического слуха детей.

– дети стали правильно воспринимать, иммитировать и дифференцировать звуки речи.

Сравнительная диагностика на октябрь 2018 года   и май 2019 года свидетельствует о положительной динамике развития фонематического слуха детей. Анкетирование родителей показывает 100 % степень

                                 удовлетворенности работой педагогов

                                  подготовительной группы.

Постановка проблемы

  • последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи

  • использование инновационных технологий, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду, активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью,  имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.

Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование

фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и к нарушениям чтения.

Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик, которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  • настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.

  • рамках проекта мной была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Отобрана  компьютерная программы для развития фонематического слуха у дошкольников:

- компьютерная программа «Звуковой калейдоскоп»;

2. Созданы и закачаны из интернета и используются презентации для развития фонематических процессов.

3. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

1. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени

(5-7 мин.)        

  1. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда, электронные ресурсы делают процесс коррекции фонематических процессов более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Цели и задачи:

Цель проекта: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа через приоритетное использование компьютерных технологий в коррекционно-речевом процессе у детей с ФФН.

Задачи проекта:

Для детей

Для педагогов

Для родителей

1.

Развивать слуховое

Обучение специальным

Привлекать родителей

восприятие;

методам и приёмам в

к коррекционной

2.

Формировать навыки

проведении игр и

работе с детьми с

восприятия и

упражнений по

нарушениями речи.

воспроизведения

развитию слухового

Познакомить

простых и сложных

восприятия,

родителей с

ритмов;

фонематического слуха,

использованием

3.

Формировать умение

развития ритмического

речевых игр по

дифференцировать

чувства, речевого

развитию

звуки речи по твёрдости

дыхания.

фонематического слуха

– мягкости, звонкости –

в домашних условиях.

глухости;

4.

Развивать навыки

звукового и

звукобуквенного

анализа и синтеза слов;

5.

Формировать умение

делению слов на слоги;

6.

Познакомить с

буквами.

План работы по проекту:

Вид деятельности

Сроки реализации

п/п

I этап - Диагностический

Логопедическое обследование, сбор

1.

анамнестических данных о ребёнке,

Сентябрь

индивидуальные беседы с родителями,

(с 1 по 15)

наблюдения за детьми

Изучение методической и научно –

популярной литературы; составление

2.

плана; подбор и создание

Сентябрь

компьютерных программ, игр и

презентаций.

II этап - Основной

Создание копилки методических,

практических и электронных

3.

материалов (программы, игры,

Сентябрь-декабрь

презентации, аудио и видеозаписи,

картинки).

Проведения подгрупповых и

4.

индивидуальных занятий с детьми 6-7 лет  с использованием ИКТ.

Сентябрь-май

5.

Консультация  для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»

Октябрь

6.

Консультация в папку-передвижку для

Ноябрь

родителей «Характеристика речи детей»

Памятка для родителей «Занимаясь с

7.

ребенком, помните …».

Декабрь

Консультация в папку- передвижку для

8.

родителей и воспитателей «Развиваем

Февраль

фонематический слух у дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей

9.

«Развитие фонематического слуха у

Февраль

детей дошкольного возраста»

Буклет для родителей «Игры для

10.

развития фонематического слуха у

Март

детей».

III этап – Заключительный

Обследование на заключительном этапе

для контроля эффективности

коррекционно-логопедической работы с

11.

помощью ИКТ; анализ результатов

Март

работы, формулирование выводов по

использованию ИКТ в работе с детьми с

нарушением фонематических процессов.

В начале учебного года мною была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи (5-7 лет), где было выявлено, что у 79 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затрудняются определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отбирать картинки на заданный звук. Возникают проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускают ошибки при выполнении заданий на различение слогов. После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ диагностика показала, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.

Заключение

Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование современных компьютерных технологий позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.

Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности

способствует повышению самооценки ребенка использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем

самым,        преодолевая        преграды        на        пути        достижения        успеха.

  • процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Заключение

Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития фонематического слуха у детей, показали, что в настоящее время проблема развития фонематического слуха, привлекает внимание многих специалистов.

Для детей – дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе воспитателя.

  • также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при обучении дошкольников. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.

Интерактивные игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...

Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам материал для проведения семинара-практикума для родителей, в целях привлечения их к занятиям по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Матери...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, ...