"Реализация ИОМ ребенка - дошкольника на основе мониторинга развития"
статья (подготовительная группа) на тему

Сигаева Надежда Викторовна

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_doshkolnika.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация ИОМ ребенка – дошкольника на основе  мониторинга развития».

Сигаева Надежда Викторовна ГБДОУ детский сад №67 «Волшебник» Красносельского района города Санкт-Петербурга.

  Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. 

    При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

   - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.     Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

  - принцип соблюдения интересов ребенка;

  - принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладения с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.

  - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

  Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

  Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь цель. Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

  Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование от 1 до 3месяцев.

2. Содержательная часть ИОМ

Анамнез

- общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);

- характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

- краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д..

Диагностические данные на ребенка.

     Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

    Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

уровень готовности ребенка к обучению в школе;

выявление индивидуальных склонностей ребенка;

Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;

Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5);

Индивидуальный подход в организации среды:

   Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

  Создание уголков для уединения;

   Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;

   Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей.

   Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута проектирования которые могут быть представлены следующим образом:

- определение потребностей и мотивов;

- постановка цели;

- разработка содержания; определение технологического инструментария;

- определение    направлений   диагностического   сопровождения воспитанника;

- определение условий, обеспечивающих достижение цели;

- обсуждение результатов и корректировка.                    

      Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

   ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

    Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

     Для реализации образовательного маршрута в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и образовательной программой.

    Воспитатель - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов. Кроме того, воспитатель ведёт работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Руководит работой помощника воспитателя.

     Помощник воспитателя помогает воспитателю в организации воспитательно - образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.

   Учитель-логопед -  занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Участвует в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приёмы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

    Инструктор по физическому воспитанию  проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Воспитатель по физкультуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведёт ежедневный учёт детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.

 

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

- Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

- Открыто оказывают друг другу помощь и получают её, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

- Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

- Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных  действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка (ИОМ).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников....

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Понятие полноценной и успешной "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "образование", "развитие личности". Целью соци...

Декада психологического здоровья "Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»

Декада психологического здоровья воспитанников по теме «Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»...

Школа дошкольных наук на тему: "Личный кабинет дошкольника - новый формат мониторинга развития детей"

В материала представлен опыт создания личного кабинета дошкольника, который используют в работе педагоги дошкольных организаций г. Перми для мониторинга индивидуального развития детей и взаи...