ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая служит способом и средством познания подрастающим поколением окружающего мира, общественного опыта, мировой культуры, всего, что подразумевает под собой процесс социализации. В игровой деятельности ребенок учится видеть и понимать окружающий его мир, общаться со сверстниками и взрослыми, мыслить и творить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_puranen_v.n.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Пуранен В.Н., учитель-логопед

МАДОУ № 163 «Центр развития ребенка-детский сад»

г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая служит способом и средством познания подрастающим поколением окружающего мира, общественного опыта, мировой культуры, всего, что подразумевает под собой процесс социализации. В игровой деятельности ребенок учится видеть и понимать окружающий его мир, общаться со сверстниками и взрослыми, мыслить и творить. В настоящее время в нашей стране уделяется пристальное внимание процессу социализации. Изменения, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на личностные качества человека, на окружающий его мир, на взаимоотношения между людьми, поэтому исследования, посвященные данной тематике в настоящее время особо актуальны, и изучением особенностей процесса социализации занимается не только педагогика, но и смежные науки. В своих исследованиях Д. И. Фельдштейн обосновал особенности современного детства. Среди них ученый отмечает: снижение когнитивного развития дошкольников и их энергичность (желание активно действовать), недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, низкий уровень детской любознательности и воображения, недостаточная социальная компетентность, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами [8, с. 6-11]. С учетом этих тенденций, игровой деятельности как условию эффективности процесса социализации дошкольников уделяется пристальное внимание.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» введен в действие ФГОС ДО, предусматривающий индивидуализацию личности ребенка дошкольного возраста и его позитивную социализацию [7]. Ведущий принцип ФГОС ДО заключается в сохранении уникальности дошкольного детства, а также в приобщении ребенка к культурному наследию и общечеловеческим ценностям и социализации в обществе. Разработчики данного Стандарта (А. Г. Асмолов, Т. Д. Марцинковская, Д. И. Фельдштейн и др.) отмечают факт реализации данного принципа с опорой на игровую деятельность ребенка, как ведущую деятельность в дошкольном периоде развития ребенка.

Приобретение ребенком социального опыта, его социализация осуществляются благодаря:

- разнообразной деятельности, в ходе реализации которой ребенок осваивает большой объем информации, приобретает новые умения и взаимодействует с другими людьми;

- общению со сверстниками и взрослыми, в результате которого ребенок усваивает стандарты поведения, общечеловеческие ценности, расширяет систему социальных связей и отношений;

- игровой деятельности, где в процессе выполнения различных социальных ролей происходит усвоение ребенком моделей поведения [7].

Социальное развитие дошкольника происходит благодаря познанию им окружающего мира, а социализация рассматривается как взаимодействие ребенка с окружающей средой, с целью приобщения подрастающего поколения к культуре и традициям своего народа. Игровая деятельность способствует формированию знаний, представлений о своем городе, крае, регионе, стране, о своем народе.

Е. Ф. Акулова, анализируя функции игры, отмечает возможность создания условий по организации детского сотрудничества в процессе поисково-игровых действий. Реализация игровой деятельности способствует активизации мыслительной деятельности, создает необходимость в речевом оформлении детских мыслей, что благоприятствует формированию у дошкольников суждений и умозаключений, а также предоставляет возможность для обсуждения и поиска вариантов решения поставленных задач [1, с. 13].

Существенное дополнение точки зрения Е. Ф. Акуловой в понимании функций игры изложено в исследованиях Л. Х. Цеевой и Р. К. Симбулетовой. Ученые отмечают, что игровая деятельность призвана осуществлять следующие функции:

- информативную (формирование и развитие у дошкольников представлений о мире людей, о взаимодействии между людьми, о традициях своего народа, о природе, об ответственности человека за все живое на земле);

- эмоциональную (полученные знания должны вызывать у ребенка положительный эмоциональный отклик, положительные эмоции и чувства будут способствовать гармоничному развитию личности);

- созидательную (желание действовать, осуществлять позитивные поступки, что в свою очередь будет способствовать формированию активной жизненной позиции) [6].

Так, Е. О. Смирнова, рассматривающая ребенка центром и автором игры, обосновывает классификацию игровой деятельность с позиции играющего:

- ролевая (предусматривает принятие ребенком определенной роли в игре и действие от имени персонажа);

- режиссерская (заключается в том, что ребенок не принимает на себя какую-либо роль, а действует от имени разных игрушек, выстраивая отношения между ними);

- реальная (содержанием игры становится определенное событие, где ребенок придумывает новую игровую ситуацию, не ассоциируя себя с конкретным персонажем).

В соответствии с выделенной позицией играющего ученый выделяет три вида ролевой игры, каждая из которых включает в себя несколько вариантов:

1) Ролевая игра (ребенок действует в двух позициях – реальной и воображаемой):

- коллективная ролевая игра;

- ролевая игра через игрушку;

             - ролевая игра без партнера.

2) Режиссерская игра (позиция играющего характеризуется как отстраненная, а сам вид игры связан с определенным событием):

- индивидуальная режиссерская игра;

- совместная режиссерская игра.

3) Событийная игра (ребенок действует от своего имени, взаимодействует с другими детьми, не принимая на себя определенной роли):

- процессуальная игра [4, с. 74-78].

Игровая деятельность помогает ребенку самостоятельно управлять игровой ситуацией, предоставляет возможность ребенку почувствовать себя значимым, а также способствует приобщению к миру взрослых. В игре у ребенка присутствует возможность прогнозировать действия, предвидеть результат деятельности и общения, происходит развитие эмпатии, что позволяет понимать и чувствовать настроение партнера по игре.  В игровой деятельности у ребенка развивается способность к самоорганизации и самоконтролю (контроль за собственным поведением и эмоциями). Также в игре совершенствуется речевая деятельность ребенка. Дети обсуждают правила игры, рассказывают о выбранных персонажах, учатся договариваться. Правильная, грамотная речь способствует легкости в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, приобретению новых друзей, умению выражать свои чувства и переживания.

Но наряду с тем, что игровая деятельность дошкольника является наиболее эффективным средством в развитии таких новообразований дошкольника как: творческое воображение, образное мышление, воля, внимание, речь, память, следует отметить и проблемные аспекты в игровой деятельности современного дошкольника.

 По мнению О. В. Евдокишиной, игра современного ребенка утрачивает свои позиции. Ученый отмечает однообразный характер современных игр, отсутствие полноценного сюжета и ролей представителей разных профессий. Причину данной ситуации исследователь видит в изменении места ребенка в системе общественных отношений, в том, что современный ребенок редко включается в ситуацию взаимопомощи и сотрудничества [3, с. 205-207]. Эти причины неблагоприятно сказываются на социализации ребенка. Рассматривая процесс социализации современного дошкольника необходимо отметить роль современных игрушек. Изучая игрушки, с которыми взаимодействует ребенок, Е. О. Смирнова говорит об их чрезмерной детализированности, которая не способствует развитию активности игровой деятельности дошкольника, развитию его воображения [5, с. 44-56].

Схожей точки зрения придерживается А. Д. Андреева, которая связывает причину снижения уровня игровой деятельности дошкольника с реалистичностью, сложностью современных игрушек. Исследователь подчеркивает мысль о том, что развитие игрушки, максимально приближенной к реальным объектам окружающего мира, отнимает у игры право на создание вымышленной ситуации. Современная игрушка воплощает в себе не только то, что есть в реальной жизни, но и то, что выдумано людьми, в реальности несуществующее. Все то, что не может быть воссоздано в предметной игрушке легко имитируется компьютером (древняя цивилизация, семейная жизнь и др.). Такая игрушка-имитатор настолько реалистично передает окружающую обстановку и происходящие события, что не способствует развитию детского воображения. Ученый говорит о том, что современные игрушки устроены также сложно, как и реальные объекты, которые они копируют. Это в свою очередь сводит игру ребенка лишь к выполнению манипуляций с предметами, что не позволяет развернуть полноценную сюжетную игру, основа которой заключается в воображаемой ситуации [2, с. 30-31].

Процесс социализации ребенка дошкольного возраста во многом определяется уровнем развития игровой деятельности, так как именно в ней формируются личностные качества ребенка, необходимые ему для самореализации и взаимодействия с социумом.

Литература

  1. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. -2009, № 98.
  2. Андреева А. Д. Детская игра как проблема современного образования/Андреева А. Д. // Science Time. 2015. № 3 (15). С. 27-34.
  3. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 205-207.
  4. Смирнова Е. О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 6. С. 74-78.
  5. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры // Психолог в детском саду. 2011. № 1. С. 44-56.
  6. Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Концепт. 2014. № 07 (июль).URL: http://e-koncept. ru/2014/14173.htm.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. – 29 с.
  8. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6-11.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".

"Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития"....

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально- личностного развития ребёнка.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-лично...

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально-личностного развития ребенка (из опыта работы).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплиниро...

Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально-личностного развития ребенка

Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Любая игра ...

Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....

«Игровая деятельность дошкольников (образовательная область «социально – коммуникативное развитие») в условиях ФГОС ДО.

laquo;Игровая деятельность дошкольников  (образовательная область «социально – коммуникативное развитие») в условиях ФГОС ДО.Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - ...