Программа кружка по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА» (для детей 4-7 лет)
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.valeologiya.docx | 93.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 2 «Ладушки»
Программа
кружка по валеологии
«ЗДОРОВЕЙКА»
(для детей 4-7 лет)
Никифорова Татьяна Михайловна,
Воспитатель высшей квалификационной
категории.
Содержание программы:
- Актуальность темы 3-5 стр.
- Пояснительная записка 6-8 стр.
- Учебный план 9-11 стр.
- Уровень подготовки детей 12 стр.
- Литература 13 стр.
- Приложение 14-19 стр
Актуальность темы:
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
- Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
- Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения. Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:
- Определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
- Создание валеологически развивающей среды ДОУ:
- Формирование подходов к взаимодействию с семьей;
- Целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;
- Диагностика валеологической культуры дошкольника;
- Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.
Дети, посещающие наш детский сад, отличаются ослабленным здоровьем, проблемами социально – эмоционального плана. Они имеют ослабленный иммунитет, а значит, чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями. Стать здоровыми – естественное желание каждого из них. Как стать крепкими и никогда не болеть, что для этого делать, они еще не знают. Наша задача, как педагогов, объяснить им это. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.
Согласно ФГОС образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим наш детский сад стал уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей, которая была реализована через кружковую работу.
Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.
Пояснительная записка.
Программа кружка по валеологии «Здоровячок» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях и Концепции дошкольного образования.
Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
- Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
- Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
- Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
- Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
- Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность.
Занятия с детьми проходят с октября месяца по апрель, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут.
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение). Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Принципы программы
1. Интеграция в разные виды деятельности
2. Доступность
• учет возрастных особенностей
3. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Наглядность.
• учет особенностей мышления
5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей
В результате реализации программы кружка «Здоровейка» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.
Интеграция образовательных областей.
Программа кружка «Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в интеграции образовательной области «Здоровье» с такими областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»
Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
I. «Человек – живое существо»
II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Помоги себе сам»
IV. «Золотые правила питания»
V. «Человек и природа»
VI. «Откуда берутся болезни»
VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой , солнцем и воздухом.
Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: « Дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»
Оборудование к сюжетно-ролевым играм: «Фито-бар», «Массажный кабинет», «Спортивный комплекс», «Магазин полезных продуктов», «Больница», натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;
Наглядные пособия: подборка энциклопедической литературы, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.
Измерительные приборы: фонендоскоп, весы, часы и их модели
Учебный план:
| |||
Содержание раздела | Количество часов | Форма проведения | Срок исполнения |
| 1 | Беседа, игра | октябрь |
| 1 | Беседа, дидактические игры, игровые упражнения | Октябрь |
| 1 | Беседа, рисование | Октябрь |
| 1 | Подвижные игры, беседы | Октябрь |
| |||
| 1 | Рисование, практикум | Ноябрь |
| 1 | Беседа, игры, кроссворд | Ноябрь |
| 1 | Игра, практикум | Ноябрь |
| 1 | Рассматривание картинок, игры | Ноябрь |
| |||
| 1 | Игры, беседы, рисование | Декабрь |
| 1 | Практические занятия | Декабрь |
| 1 | Обыгрывание ситуаций, беседы | декабрь |
| 1 | практикум | декабрь |
| |||
| 1 | Беседы, рисование | Январь |
| 1 | Беседы, рисование, чтение худ.лит. | Январь |
| 1 | Беседы, практика | Январь |
| 1 | Ролевая игра, рисование | Январь |
| |||
| 1 | Беседа, игры | Февраль |
| 1 | Правила поведения на природе | Февраль |
| 1 | Беседа, игры | Февраль |
| 1 | Беседа, игра | февраль |
6.Откуда берутся болезни? | |||
| 1 | Беседа, игры | Март |
| 1 | Психологический тренинг, упражнения | Март |
| 1 | Чтение худ. лит-ры, беседа, игры. | март |
| 1 | Беседа, игры, практикум | март |
7.Овощи и фрукты – полезные продукты | |||
| 1 | Беседы, рисование, загадки | Апрель |
| 1 | Аромотерапия, д\игры | Апрель |
| 1 | Беседа, игры, загадки | Апрель |
4 . «Именины витаминов» | 1 | КВН | Апрель |
Итого: 28 часов |
Уровень подготовки детей.
К концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Литература:
- Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст]: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
- Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [текст]: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
- Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [текст]: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
- Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
- Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным?: [текст] /В.Деркунская, Н.Поведенок// Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.
- Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст]: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
- Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования [текст]: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
- Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [текст, таблицы]: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
Приложение 1
Диагностика валеологической культуры ребенка
Раздел: «Человек – живое существо»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида. | ||||||||
2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. | ||||||||
3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) | ||||||||
4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. | ||||||||
5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих. | ||||||||
6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность. |
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами | ||||||||
2. Знает основные причины болезни зубов. | ||||||||
3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. | ||||||||
4.Знает основные принципы и виды закаливания организма. | ||||||||
5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома. | ||||||||
6.Умеет одеваться в соответствии с погодой. | ||||||||
7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. | ||||||||
8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…) |
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож..) | ||||||||
2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..) | ||||||||
3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости. | ||||||||
4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице. | ||||||||
5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..) | ||||||||
6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03) | ||||||||
7. Знает и соблюдает правила дорожного движения. | ||||||||
8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения. | ||||||||
9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх. |
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1.Знает правила поведения в природе. | ||||||||
2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы. | ||||||||
3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства. | ||||||||
4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении. | ||||||||
5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей. | ||||||||
6.Имеет представление о Красной книге. | ||||||||
7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы. | ||||||||
8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе.. | ||||||||
9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты. |
Разделы: «Золотые правила питания»
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде. | ||||||||
2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять. | ||||||||
3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом. | ||||||||
4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы. | ||||||||
5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов. | ||||||||
6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока. | ||||||||
7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма. |
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
Ф.И. ребенка показатели | ||||||||
1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих. | ||||||||
2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган. | ||||||||
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний. | ||||||||
4.Имеет представления о душевно и физической боли. | ||||||||
5.Знает как себя вести во время болезни. | ||||||||
6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком. | ||||||||
7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку. | ||||||||
8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку. |
Перспективный план работы в средней группе.
Месяц | Блок | Тема | Цель занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь 2 нед. №1 | 1. «Скажи, нет вредным привычкам» | 1.1. «Полезные и вредные привычки», Карепова Т.Г. с. 71 | Формировать сознательный отказ от вредных привычек. |
Сентябрь 4 нед. №2 | 1. «Скажи, нет вредным привычкам» | 1.2. «Здоровая пища», интернет ресурсы | Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Октябрь 2 нед. №3 | 2. «Знай свое тело» | 2.1. «Путешествие в страну Неболейку», интернет ресурсы | Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
Октябрь 4 нед. №4 | 2. «Знай свое тело» | 2.2. «Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10 | Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела. |
Ноябрь 2 нед. №5 | 2. «Знай свое тело» | 2.3. «Голова и шея: функции и здоровьесбережение», Клепинина З.А. с. 11 | Закрепить умения различать и показывать голову и шею; добиться усвоения и правильного произношения терминов «голова», «шея»; познакомить с их назначением в жизни человека; с правилами охраны их здоровья. |
Ноябрь 4 нед. №6 | 2. «Знай свое тело» | 2.4. «Глаза: функции и здоровьесбережение», Клепинина З.А. с. 13 | Познакомить с внешним строением глаза; добиться усвоения и правильного произношения терминов: глаз (глаза), веко (веки), ресницы, бровь (брови); познакомить с их значением в охране глаз; с правилами охраны их здоровья. |
Декабрь 2 нед. №7 | 2. «Знай свое тело» | 2.5. «Руки человека», Клепинина З.А. с. 29 | Закрепить умения различать правую и левую руки; добиться усвоения и правильного произношения терминов «руки (рука)», «мыло», «кисть», «ладонь», «пальцы»; познакомить с назначением рук в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с руками. |
Декабрь 4 нед. №8 | 2. «Знай свое тело» | 2.6. «Ноги человека», Клепинина З.А. с. 32 | Закрепить умения различать правую и левую ноги; добиться усвоения и правильного произношения терминов «ноги (нога)», «стопа», «пальцы»; познакомить с назначением ног в жизни человека, с правилами личной гигиены, связанными с ногами. |
Январь 2 нед. №9 | 3. «Соблюдай правила гигиены» | 3.1. «Соблюдай правила гигиены», Карепова Т.Г. с. 67 | Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук. |
Январь 4 нед. №10 | 3. «Соблюдай правила гигиены» | Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения и навыки чистки зубов. | |
Февраль 2 нед. №11 | 4. «Соблюдай режим дня» | 4.1. «Соблюдай режим дня», Карепова Т.Г. с. 74 | Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья. |
Февраль 4 нед. №12 | 4. «Соблюдай режим дня» | 4.2. «Очень, нужен людям сон», Зимонина В.Н. с. 128 | Развивать у детей интерес к своему здоровью; учить заботиться о себе; закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном; развивать умения делать простейшие выводы. |
Март 2 нед. №13 | 5. «Следи за датчиком настроения» | 5.1. «Следи за датчиком настроения», Карепова Т.Г. с. 76 | Сформировать представление о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья. |
Март 4 нед. №14 | 5. «Следи за датчиком настроения» | 5.2. «Что такое улыбка?», Зимонина В.Н. с. 122 | Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие; учить определять состояние человека по лицу, голосу. |
Апрель 2 нед. №15 | 6. «Занимайся физкультурой» | 6.1. «У каждого своя зарядка», Голицына Н.С. с. 85 | Закрепить представления о пользе физических упражнений; формировать привычку к здоровому образу жизни. |
Апрель 4 нед. №16 | 6. «Занимайся физкультурой» | 6.2. «Мы дружим с физкультурой», Голицына Н.С. с. 83 | Продолжать формировать представление о необходимости заботиться, о своем здоровье. |
Май 2 нед. №17 | 6. «Занимайся физкультурой» | 6.3. «Путешествие в страну Здоровья», Голицына Н.С. с. 52 | Уточнить представление о том, что такое здоровье и как сберечь его; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом; обобщить представления о положительных нравственных качествах. |
Май 4 нед. №18 | 6. «Занимайся физкультурой» | 6.4. «Лето красное – для здоровья время прекрасное», Шорыгина Т.А. с. 45 | Закрепить полученные знания, умения и навыки по программе. Формировать у детей положительную мотивацию к воспитанию здорового образа жизни в летний период. |
Перспективный план работы в старшей группе.
Месяц | Тема | Цель занятия | Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. | Познакомить детей с понятием «витамины». | 1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь. | Д/и «Что где растёт» | Уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты» |
Октябрь | В гостях у доктора Айболита | Закрепить знания детей о понятии «здоровье». | 1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке. | Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» | В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». |
Ноябрь | Чистота – залог здоровья | Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. | 1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии. | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | В раздаточной– спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки) |
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку | Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. | 1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию. | Рассматривание книг и альбомов о спорте. | В учебнуюзону — выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний». |
Январь | Здоровые ушки у моей подружки | Познакомить детей со значением органа слуха. | 1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат. | Д/и «Как органы человека помогают друг другу» | В учебную зону– выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха» |
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели | Познакомить детей со значением органа зрения. | 1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит? | Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье» | Физкультурный уголок– выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан». |
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Дать некоторые представления о видах и значении зубов. | 1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника. | Д/и «У кого какие зубы» | В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» |
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Познакомить детей с принципами правильного питания. | 1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться? | Д/и «Что лишнее» | В уголок творчества– выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания. |
Май | Я и моё настроение | Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению. | 1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне? | Психогимнастика «Спасём доброту» | В уголок эмоций– выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Перспективный план работы в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | Твой режим дня | Сформировать представления о правильном режиме дня. | 1. И.М. В гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет. Как вы думаете, почему у Вити слабое здоровье? | Д/и «Режим дня» | В учебной зоне– вывесить плакат «Твой режим дня», выложить дидактические игры «Режим дня», «Части судок» и «Что перепутал художник» |
Октябрь | Откуда берутся болезни | Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах. | 1. П.С. В группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком. Расскажем Незнайке правила поведения человека при простуде. | Д/и «Оденься правильно» | В игровую зону– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». |
Ноябрь | С врачами нужно нам дружить | Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы. | 1. И.М. Дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками? | Разучивание стихотворения «Прививка» | В игровую зону– приготовить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Поликлиника», «Аптека» |
Декабрь | Мой организм (63, 87) | Дать представления об устройстве человеческого организма. | 1. И.М. Дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма. Ребята, как вы думаете, о чём Знайка хочет, чтобы мы сегодня узнали? | Д/и «Кто что делает» | В физкультурном уголке– выложить игрушки для развития дыхания, вывесить пособие «5 волшебных точек», ростомер и игрушки для подпрыгивания. |
Январь | Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. | Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма. | 1. И.М. В группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры. | Физкультурный досуг «На спортивной площадке» | В умывальной комнате– поместить последовательность мытья рук и обливания ног прохладной водой. |
Февраль | Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже. | Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных. | 1. И.М. В группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук. | Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены» | В игровой уголок– выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» |
Март | Сон – лучшее лекарство | Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении. | 1. И.М. В группу к детям приходит Незнайка. Он жалуется на то, что вечером долго не может уснуть, а когда спит, то ему снятся страшные сны. Как помочь Незнайке? | Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось» | В уголок творчества — выложить шаблоны звёзд, месяца, кровати, подушки. |
Апрель | Зелёная аптека | Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира. | 1. И.М. В гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств? | Загадки детям о лекарственных растениях | В уголок природы– выложить гербарий с лекарственными растениями и иллюстративный материал «Правила поведения в природе» |
Май | Игра «Что? Где? Когда?» | Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях. | 1. Организационный момент (воспитатель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры, дети делятся на команды, выбирают капитанов и название своим командам, представляются судьи) | Игра – эстафета «Полезные продукты» | В учебную зону– выложить дидактические игры «Что перепутал художник», «Что сначала, что потом», «Режим дня» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.
В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Программа кружка художественного творчества «Капитошка» для детей 5 – 6 лет
Учебный план и конспекты занятий кружка по художественному творчеству с детьми 5-6 летна год....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Рабочая программа кружка по валеологии «Познай себя»
Рабочая программа кружка по валеологии в подготовительной группе...
Программа кружка по валеологии "Крепыш"
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.Таки...
Программа Кружка по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА» (для детей 4-7 лет)
ПрограммаКружка по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА»(для детей 4-7 лет)...