Педагогам об игровых макетах
консультация (старшая группа) на тему

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogam_ob_igrovyh_maketah.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогам об игровых макетах

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет

Макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.

Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.

Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

 

Особенности планирования игр с макетами

I. Макеты-модели

Задачи:

1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приёмы:

1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.

2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

II. Макеты-карты

Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.

Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.

Основные рекомендации по созданию игровых макетов

Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

• предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);

• предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).

Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.

Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.

В игру входят:

• предметы-фигурки (различные виды динозавров);

• маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);

• предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров», беседы о динозаврах и их сородичах.

Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

В игру входят:

• предметы-фигурки (люди);

• маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

• предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

В игру входят:

• предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);

• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

• предметы, обозначающие действия (удочки).

Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.

Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

В игру входят:

• предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

• предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.

Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.

Макет «Зоопарк»:

• фигурки персонажей (волк, зебры, лев, тигр, ящерица,носорог, черепахи, страус, медведь, обезьяны);

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала,деревья, дорожки);

• природные и бросовые материалы для изготовления детьми необходимых для игры предметов (питание зверей,

предметы ухода за ними).

Макет «Улицы города»:

• макеты домов, дороги и тротуары, зеленые насаждения, газоны;

• маркеры пространства: мост, гараж, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры; перекрестки всех видов;

• предметы, обозначающие события (модели автомобилей,

бензовоз, скорая помощь).

Макет-модель «Дом — семья»:

• предметы — фигурки (кукла — мама, кукла — папа,кукла — дочка, кукла — сын);

• маркеры пространства (2 комнаты, 3 стола, кресла, диван,кушетка, дизайнерское оформление комнаты);

• предметы, обозначающие события (бассейн, телевизор,лоскутки ткани);

• бытовые предметы (полотенца, постельные принадлежности, одежда, посуда);

• бросовый материал для изготовления детьми деталей и предметов для игры (в отдельной коробке).

Игра-макет «Деревня»:

• предметы — фигурки (бабушка, дедушка, внучка, кошка, корова, овцы, ягнята, свинья, поросята, коза, утка с утятами);

• маркеры пространства (дом, сарай, забор, огород, сад с плодовыми деревьями);

• предметы, обозначающие события или действия (корыто с бельем, лейки, посуда).

Игра-макет «Фазенда»:

• предметы — фигурки (люди, собака, котенок);

• маркеры пространства (дом с мансардой, балконом, верандой, заборчики, бассейн, теннисный корт, цветочные клумбы; фонтанчик, скамеечки); сад или огород с грядками, муляжи овощей и фруктов,

• предметы для обозначения действий: качели, лейка, горка,

ракетки теннисные.

Игра-макет «Квартира»:

• предметы — фигурки членов семьи, домашних животных;

• маркеры пространства (столики, платяной шкаф, этажерка, диван, трельяж, трюмо, кресла, телевизор, кухоннаятехника);

• предметы, обозначающие действия (телевизор, часы на стене, Шторы на окне).

Игра-макет «Детский городок»:

• предметы — фигурки (пластмассовые человечки, машинки, деревья, цветочные клумбы);

• маркеры пространства (кафе, беседка, деревья, скамейки, заборчики, качели, цветники, фонтаны, светофоры);

• предметы, обозначающие действия (качели, машинки, лодочки-качалки).

Игра-макет «Лесная полянка»:

• площадка с небольшими деревцами, травой, кустиками, цветами, ягодами, грибами;

• мелкие фигурки насекомых, птиц;

• фигурки людей (мальчик, девочка, мужчина, женщина),

• корзинка для сбора ягод

Игра-макет «На водоеме»:

• площадка, обозначающая сам водоем;

• мелкие деревца для размещения по периметру водоема;

• травянистые растения (сделанные руками детей);

• фигурки водоплавающих птиц;

• фигурки насекомых (бабочки, водные жуки, стрекозы);

• плоские фигурки рыб (живущих близко к поверхности воды, в средней толще воды, на дне);

• бросовый материал для изготовления детьми необходимых деталей и предметов (в отдельной коробке с крышкой).

Игра-макет «Космос»:

• макет лунного ландшафта;

• пластилин для изготовления детьми лунных кратеров;

• мелкие фигурки космонавтов, луноходы, спутники;

• среда в группе: объемные модели планет, знаки Зодиака

• игрушки для обыгрывания: карты, ракеты;

• центр управления (панели, экран, картинки с изображением видов Земли из космоса);

• бросовый материал для изготовления самими детьми обходимых атрибутов и предметов для игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игрового макета "Городок".

Во что играют наши дети....

Создание игрового макета "Городок".

Во что играют наши дети....

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

консультация для педагогов "Игровые макеты как средство развития сюжетов игр дошкольников"

Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображенияИг...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...