Разделы | Содержание |
Тема | Педагогический проект по сказке «Теремок » |
Проблемное поле | Недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. Именно развитие речи влияет на формирование личности и характера ребенка. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. |
Тип проекта | Познавательно-творческий |
Актуальность | Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. |
Цели | Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через сказку «Теремок», воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира. |
Задачи | 1. Закреплять знания о диких животных. 2. Обогащение и активизация словаря детей. 3. Повышение речевой активности детей. 4. Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. 5. Развитие воображения и творческих способностей. 6. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов с детьми через совместную деятельность. 7. Воспитывать интерес к сказке, как средству формирования речи. |
Гипотеза проекта | Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи. |
Методическое обеспечение проектной деятельности | 1. Подбор тематических иллюстраций по теме «Теремок». 2. Составление картотеки с речевыми материалами (стихи, загадки, песни о сказках и сказочных героях). 3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 4.Оформление выставки творческих работ «Теремок». 5. Создание презентации о ходе и результатах проекта. |
Виды деятельности | Социально-коммуникативное развитие: Проведение сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр. Физическое развитие: Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок; Подвижные игры: «Мишка-мишка», «Лиса и зайцы», «Зайка», «Карусель». Познавательное развитие: Использование сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх. Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы). Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди маму», «Вкладыши с животными», «Один-много», лото «Угадай сказку», домино «Дикие животные». Речевое развитие: Пальчиковые игры. Беседы: «О диких животных», «Как правильно вести себя в театре». Рассказывание по картинам о животных леса и их детёнышах. Рассматривание иллюстраций русской народной сказки «Теремок». Чтение художественной литературы: Загадывание загадок о животных, чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», чтение потешек, стихотворений о животных. Художественно-эстетическое развитие: Лепка: Пряники для героев сказки «Теремок». Аппликация: «Теремок». Конструирование: «Теремок». Театрализованная деятельность: Драматизация русской народной сказки «Теремок». Знакомство с пальчиковым театром «Теремок». Показ настольного театра по сказке «Теремок». |
Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта | Ширма для театра, ноутбук, проектор, экран, телевизор, дидактические игры, магнитофон, аудиозаписи. |
Участники проекта | Дети, воспитатель. Этот проект значим для всех его участников: Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктивной деятельности. Воспитатель: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. |
Этапы | Первый этап - подготовительный. Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, вовлечь родителей в реализацию проекта. Совместная работа с родителями и детьми: -консультация «Роль сказки в воспитании детей»; -наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям», «Учим стихи вместе с детьми». -помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Кто, кто в теремочке живёт?» Второй этап - основной Реализация проекта в основных видах детской деятельности. Третий этап - заключительный. Драматизация сказки «Кто, кто в теремочке живёт?» Презентация результатов деятельности по проекту. |
План реализации проекта | Перспективное планирование образовательного процесса |
№ | Образовательная область | Содержание | Задачи |
1 | Физическая культура | Утренняя гимнастика «Теремок» Цель: Формировать правильную осанку, обогащать опыт детей при выполнении общеразвивающих и основных движений. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | Развитие физических качеств; Накопление и обогащение двигательного опыта детей; Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании |
2 | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Подвижные игры: «Мишка-мишка». Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации. «Лиса и зайцы» Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость. «Зайка» Цель: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи. | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
3 | Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра: «Театр». Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять представления о труде работников театра. Развивать воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Задачи: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре-драматизации. Вызвать желание использовать слова и выражения из сказки. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди маму», «Вкладыши с животными», «Один-много», лото «Угадай сказку», домино «Дикие животные». | Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. |
3 | Формирование основ безопасности | Беседа: «Как правильно вести себя в театре»
| Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль. |
4
5
| Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие | Занятие по формированию элементарных математических представлений «Пришли гости в теремок» Цель: закреплять знание детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и их свойствах; учить детей находить знакомые фигуры в окружающей обстановке и предложенных изображениях.
Конструирование «Теремок» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки. Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей строить домики, используя различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, делать перекрытия.) Закрепить с детьми знание сказки «Теремок», активизировать в речи слова-признаки: (большой, маленький, широкий, узкий). Закрепить название строительного материала, цвета, размер. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие. Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным героям. Аппликация: «Теремок». Цель: способствовать усвоению знаний и умений воспитанников в различных видах изобразительной деятельности. Задачи: Продолжать учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последовательность. Закреплять знания геометрических фигур. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Воспитывать самостоятельность.
| Сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, кругозора детей. |
6 | Речевое развитие | Театрализованное занятие по развитию речи русской народной сказки «Теремок» (показ настольного театра) Цель: развивать диалогическую речь детей, учить слушать воспитателя, понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него. Драматизация сказки «Кто, кто в теремочке живёт?» Цель: Учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения, соотносить их с поведением людей, правильно устанавливать причинно-следственные связи, понимать идейное содержание произведения. Закрепить знания детей о диких животных посредством инсценированною русской народной сказки «Теремок». Знакомство с пальчиковым театром «Теремок» Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении. Повышение уровня речевого развития. Беседа: - «Что такое театр? » Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам | Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
|
Предполагаемый результат | Дети должны: - проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; - знать различные виды театров и уметь показывать их; - уметь использовать различные средства выразительности; - уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль; - активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; - содействие творческому развитию детей; - развитие эмоциональной отзывчивости; - гармонизация отношений между взрослыми и детьми. |
Мониторин г | 1.Дети научились пересказывать сказку, распознавать сказочных героев по иллюстрациям. 2.Дети были участниками драматизации русской народной сказки «Кто, кто в теремочке живёт?» 3. Дети выражают свои мысли, чувства, используя доступные речевые средства. 4. Дети отображают свои впечатления от прочитанного в творческих работах.
|
Итоговое мероприятие | Драматизация сказки «Кто, кто в теремочке живёт?» |