Интеграция образовательных областей
статья (средняя группа) на тему

       В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Одной из таких форм являются интегрированные занятия.

              Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре,музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.

             Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

           Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру.

                        Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.      

  Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

             В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в дальнейших видах деятельности. Именно поэтому, наш педагогический коллектив пришел к выводу, что для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» с другим в сочетании разнообразных видов деятельности, но, прежде всего, осуществлять взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении дошкольников.
          Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
           Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.        В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Одной из таких форм являются интегрированные занятия.

              Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре,музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.

             Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

           Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру.

                        Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.      

  Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

             В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в дальнейших видах деятельности. Именно поэтому, наш педагогический коллектив пришел к выводу, что для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» с другим в сочетании разнообразных видов деятельности, но, прежде всего, осуществлять взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении дошкольников.
          Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
           Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ

       В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Одной из таких форм являются интегрированные занятия.

              Интегрированные занятия (совместные занятия педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре,музыкального руководителя), где деятельность каждого специалиста вплетается и интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир ребенка.

             Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

           Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру.

                        Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.      

  Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

             В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в дальнейших видах деятельности. Именно поэтому, наш педагогический коллектив пришел к выводу, что для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» с другим в сочетании разнообразных видов деятельности, но, прежде всего, осуществлять взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении дошкольников.
         Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
          Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.

           В нашем ДОУ созданы все условия для проведения интегрированных занятий: имеется кабинет психолога ,сенсорная комната ,студия творчества, опытно-экспериментальная лаборатория.Специалисты (педагог-психолог ,музруководитель,педагог изо деятельности,воспитатели строят педагогический процесс на принципах интеграции,что
, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов.

            На занятие,предложенном вам будет представлена образовательная область «Познание»,с интеграцией образовательной области «Художественное –эстетическое развитие.»

   Опытно- экспериментальная работа с детьми позволит педагогам осуществить развитие и коррекцию психических процессов: мышления, памяти, воображения и речи, формировать познавательный интерес у детей к естественно – научному познанию мира.

«Художественно-эстетическое развитие» будет представлено следующими формами работы: песочная терапия,слушание музыки.

 Песочная терапия в работе с дошкольниками

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Песочная терапия актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира

СЕКРЕТ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ МУЗЫКИ МОЦАРТА.

Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 — 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов.

           Музыка Моцарта активизирует  практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т. ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). /М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает «светиться» буквально вся кора головного мозга.!Нейробиолог Джон Хьюджес из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) утверждает, что самую сильную реакцию в головном мозге человека должны вызывать последовательности звуковых волн, повторяющиеся каждые 20–30 секунд.

Данный вывод основан на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, к примеру, цикличность волн активности нейронных цепей головного мозга). Д. Хьюджес в сотрудничестве с лучшими музыковедами США проанализировал сотни музыкальных произведений 57 композиторов различных музыкальных направлений. Результаты этих исследований были представлены в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 20–30 секунд и более (этот показатель во многом и определяет силу положительного воздействия музыки на головной мозг).
        Оказалось, что примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт — на самом ее верху. Из всех проанализированных видов музыки именно в музыке Моцарта с ее неожиданными переходами, переливами, перетеканиями звуков, с ее богатством нюансов пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30-секундным интервалам, повторяются чаще, чем во всей прочей музыке (именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан этот заветный 30-секундный ритм чередования «тихо-громко», который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга).

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. /Музыка этого композитора не заставляет мозг «перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют «солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!../
Согласно выводам турецких ученых, исследовавших «эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит — и на головной мозг.
     Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.
«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»
      Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием «Эффект Моцарта», ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием «Музыка, повышающая Ваш интеллект») сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки, опубликованную в журнале «Билборд». Среди людей, отупевших от рок- и поп-музыки, начался настоящий бум! Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть (ведь быть здоровым и, особенно, умным — это очень престижно в таких развитых странах, как США).
     Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. /Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру./
   «Эффект Моцарта» — так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин «эффект Моцарта» относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.
     Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее — как долго энцефалограф может «улавливать» воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.

Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта. Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).
        В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.
        В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т. к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.
           По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением./
               В числе больших поклонников творчества Моцарта — знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье — будущий прославленный французский киноактер. В ту пору — в середине 60-х гг. ХХ в. — молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня. /Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни — чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.
В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.


СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ МОЦАРТА НА ДЕТЕЙ
          Моцарт — «самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. /Возможно, то, что Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все «почитатели» его творчества — в т. ч. и самые маленькие слушатели./
        Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи — т.н. синапсы — уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями («цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, уже упоминавшаяся ранее психолог Френсис Раушер (США), которая обнаружила подтверждение этой идеи в процессе своего 5-летнего наблюдения за детьми. /У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула «революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. /Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), — стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов./
          Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей — воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы — во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
     Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них «скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.

Интегрированная организованная образовательная деятельность «Волшебный песок»

Программа «От рождения до школы»

Образовательная область: «Познание.

Интеграция областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».

Возрастная группа: средний возраст.

Тема: «Волшебный песок».

Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в творческой исследовательской деятельности посредством развития моторики тактильной чувствительности детей.

Тип занятия: интегрированное.

Задачи:

1. Образовательная:

- повышать уровень развития ребёнка;

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа.

-развивать представления о свойствах песка;

- показать детям водопроницаемость песка (песок пропускает воду) ;

-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.

2. Развивающая:

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;

- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».

3. Воспитательная:

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

4. Оздоровительная:

-использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: психогимнастика, самомассаж, песочная терапия, пальчиковые игры;

-песок способен «заземлять» отрицательную энергию;

-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

-развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой, эвристический, поисково – исследовательский, творческий.

Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.

Средства обучения:

1. Оборудование:

- для рисования на песке;

- для работы с песком и водой.

2. Наглядный материал:

- выставка «Изделия из песка»;

-песочные часы;

- емкость с игрушками, закапанными в песке;

- кувшин с водой;

- волшебная палочка;

- световой модуль для рисования на песке;

- сосуд – бутылка.

3. Раздаточный материал:

- на каждый стол: скатерти,

-на каждого ребёнка: песок на пластмассовых тарелках, стаканы с водой, чистые листы и мелок, лупы, фартуки и колпаки, влажные салфетки.

Предварительная работа: беседы о том, что песок – неживая природа о мерах осторожности во время игр с песком; поделки из песка, пальчиковые игры, проведение опыта, как образуются песчинки от трения и ударов друг о друга больших камней.

Ход занятия

1. Мотивационная (вводная) часть

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра

Воспитатель- Как вы думаете,ребята,для чего нужен песок?

Рассматривание выставки «Изделия из песка»

- Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

- Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)

- Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)

Основная часть

Поиского - познавательный вопрос:

-А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает волшебный песок?

-Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где вы станете учёными, художниками и волшебниками. А вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. А мне будет помогать волшебная палочка.

-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Протирайте руки влажными салфетками. Дети надевают шапочки и фартуки.

- Все готовы? (Да)

-Ребята, на улице-поздняя осень, как выдумаете рыбкам холодно в воде? Где они могут прятаться в воде? Значит, от песка есть польза не только людям, но и рыбам, животным, так как животные тоже могут прятаться в песке от жары.

- Вы хотите стать рыбками? (Да)

-Своей волшебной палочкой я превращаю вас в рыбок.

- Крекс- пекс- фекс, волшебной палочкой взмахну ребят я в рыбок превращу!

Пальчиковая игра «Рыбки» МузыкаЖелезновой

(По методике пальчиковые игры Е. Железновой)

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! "

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) .

А третья сказала: "Мне хочется спать! "

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит) .

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь) .

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот) .

Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают) .

Воспитатель:

-Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.

Игра - забава «Найди рыбок»

Дети ищут ручками рыбок в песке и выпускают их в воду.

- Молодцы, ребята всех рыбок нашли!

-А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.

- Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.

Опыт с песком через лупу.

1. В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песок, воспитатель выясняет его свойства:

-сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;

-состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;

-из него нельзя лепить куличики.

2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:

- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.) ;

-мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;

- он темнее, чем сухой песок;

- из влажного (мокрого) песка можно лепить.

Воспитатель:

-Давайте вспомним, как мы летом играли с песком в песочнице.

1. Поставить световой модуль

2. Убрать тарелки с песком, воду, лупы и разложить листы с песком и мелками.

Самомассаж. Психогимнастика

Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, сжимать, перетирать его между ладонями.

Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п…

Продуктивная часть

Воспитатель:

- Своей волшебной палочкой превращаю вас в художников.

- Ахалай-махалай! Ребят в художников превращай!

-Мы будем рисовать закорючки на песке.

Рисунок «Закорючка»Музыка счастья (Рыбникова)

На световом модуле рисуется много закорючек, дети соединяют их, после чего получается общая картина.

Воспитатель:

-А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.

-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!

-Ребята, какого цвета песок?

Поисково - творческий вопрос:

-Как сделать, чтобы он стал разноцветным?

-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.

Поделка "Радуга в бутылке"

Воспитатель вместе с детьми изготавливает поделку по плану работы:

1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.

Музыка «Радуга»

2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.

Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.

3. Закрутим крышку.

Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!

Заключительная часть (итог) : рефлексия (осмысление) .

Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)

Понравился ли вам опыт? Хотите ли вы исследовать ещё что – нибудь, узнать что – то новое о песке, глине, камушках?

Воспитатель:

- Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком. Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз, два, три, нас в ребяток преврати! Пора в детский сад!

Ребята снимают фартуки, колпаки и идут мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...