«Осень. Приметы осени»
статья (старшая группа) на тему
Тема: «Осень. Приметы осени»
Период: с 28. 09 по 09.10 .15 г.
Задачи: Способствовать формированию представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках, приспособленности растений и животных к изменениям в природе;
Обеспечить обогащение представлений об отображении осени в произведениях искусства
(поэтического, изобразительного, музыкального).
Содействовать закреплению знаний о правилах безопасного поведения в природе;
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
Итоговое мероприятие: НОД Тема: « Что такое осень?»
Дата проведения: 09.10. 2015г.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель
Перспективное планирование деятельности детей по теме:
«Осень. Приметы осени»
Комплекс утренней гимнастики № 1
«Осень»
( 28.09.2015 г.– 2.10.2015 г.)
I часть: Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба семенящим шагом. Бег в умеренном темпе.
II часть: Комплекс ОРУ «Что же это? Это - осень»
«Ветерок играет, хлопает, летает»
И. п. : ступни параллельно. 1 - дугами через стороны руки вверх, хлопок - вдох; 2-4 - плавно руки вниз - выдох. Повторить 8 раз.
«Ива над рекой грустит, в воду быструю глядит»
И. п.: стоя, ноги врозь на ширине плеч, руки за спину - вдох.
1-2 - наклон вперед, не сгибая ног, руки вперед, голова прямо - выдох; 3-4 - вернуться в и. п. Повторить -6-8 раз.
«Деревья ветерок качает, лист с деревьев облетает»
И. п. : стоя, ноги врозь - выдох. 1-2 - наклон вправо, скользя правой рукой как можно ниже вдоль туловища;
3-4 - и. п., вдох. То же влево. Повторить по 4 раза.
«Дождь по лужам моросит, в лужах серебром блестит»
И п. - о. с., руки на пояс. 1-8 - шаг на месте, не отрывая от земли, переднюю часть стопы. Темп медленный. Повторить серию шагов 3-4 раза.
«А в берлоге сладким сном спит медведь в лесу густом»
И. п. : о. с., руки на поясе. 1 – присед, руки вытянуть вперед, спина прямая;
2 – и.п. Повторить 8-10 раз.
III часть: бег в умеренном темпе (1,5 мин), ходьба.
Комплекс утренней гимнастики № 2
«Осенняя прогулка»
(05.10.2015 г.- 09.10.2015 г.)
I. Вводная часть.
В лес осенний мы пойдем, и грибочков наберем. Раз, два, Раз, два, шагает дружно детвора. (Ходьба обычная.) Мы шли, шли землянику нашли 1.2.3.4.5. начинаем собирать. (Ходьба с наклонами) Вот и мостик впереди, надо по нему пройти (ходьба приставным шагом по гимнастической скамейке.) Солнце яркое встает, лучики свои нам шлет (ходьба на носках, руки вверх) походили, поиграли потом быстро побежали. (Легкий бег) ходьба с перестроением в две колонны.
II.ОРУ основная часть.
«Ветер тихо клен качает»
И.П. о. с. одна рука вверх, другая вниз.
1. наклон в правую сторону. Вправо, влево наклоняет.
2.поменять руки местами. 4-6 раз, темп средний.
«К речке быстрой мы спустились»
И.П. ноги на ширине плеч. Руки на пояс.
1. наклон вперед, руки вниз. Наклонились, и умылись.
2. вернуться в и.п. Коснуться руками лица. 5-8 раз, темп средний
«Мы к лесной полянке вышли»
И.П. присед с прямыми ногами, руки упор сзади.
1. поднять прямую ногу. Поднимаем ноги выше.
2. вернуться в и.п. 6 раз каждой ногой, темп средний
«Птицы начали летать»
И.П.лежа на животе.
1. поднять прямые руки вверх. Плавно крыльями махать.
2. и.п. 5-7 раз, темп средний.
«Ножки разомнем сейчас»
И.П. о.с. руки на пояс. Мы подпрыгнем 10 раз.
1-10. прыжки на месте в чередовании с ходьбой.
III. Заключительная часть.
В путь обратный мы пойдем и грибочков наберем.
(Ходьба по кругу, выполняя приседания) Раз грибок, два грибок положили в кузовок
Комплекс пальчиковой гимнастики по теме
«Осень. Приметы осени»
«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
«Ходит осень в нашем парке»
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся,
( плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
( плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
( трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
Комплекс артикуляционной гимнастики по теме
«Осень. Приметы осени»
Упражнение для губ и щек: Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Вкусная брусника. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Мимические упражнения
Ранняя осень: у ранней осени веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Поздняя осень: поздняя осень грустная, печальная, зимой гонимая. Изобразить плачущую осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Гимнастика после сна по теме
«Осень. Приметы осени»
1.Рисуем большую тучу (Потягивание.)
И.п.- Лёжа на спине, руки вдоль туловища
1-руки от туловища в стороны к голове, рисуем большую тучу.
2-И.п.
2. «Сильный дождь».
И.п. – сидя, руки за спиной.
1-Вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх,
2- и.п.
То же левой рукой.
3. «Дует ветер».
1-Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек.,
2-выдохнуть через рот со звуком «у-у-у».
4. «Деревья качаются от ветра».
И.п. – стоя.
Поднять руки вверх, наклоны вправо-влево.
5. «Наденем резиновые сапожки».
И.п. – лежа на спине, руки вверх.
Поднять прямую ногу вверх, дотянуться до ступни.
6. «Прыгаем через лужи».
И.п. – стоя.
Прыжки с ноги на ногу.
Физкультминутки по теме
«Осень. Приметы осени»
«Осень» «Мы листики осенние»
Туча небо кроет, Мы листики осенние
Солнце не блестит, На ветках мы сидим
(взмахи руками над головой) Дунул ветер - полетели
Ветер в поле воет, И на землю тихо сели.
(изображают рупор) Ветер снова набежал
Дождик моросит. И листочки все поднял
(взмахи руками перед собой) Закружились, полетели
Воды зашумели И на землю тихо сели.
Быстрого ручья,
(топают ногами на месте)
Птички улетели
В тёплые края.
(изображают улетающих птичек) А. Плещеев
«Осень»
Опустел скворечник,
Улетели птицы,(машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.(приседают)
Целый день сегодня
Всё летят, летят…(встают, идут по кругу и машут руками)
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят. (бегут по кругу)
И. Токмакова
Дыхательная гимнастика по теме
«Осень. Приметы осени»
«Осенние листочки»
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф...
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф...
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...
Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
«Листопад» Дуть на цветные бумажные листья ,воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
«Идем по лужам» И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.
«Вода в лужах» И.п.: о.с. 1-на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2- на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!» Повторить 3-4 раза.
«Осенний ветерок» И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз.
Зрительная гимнастика по теме
«Осень. Приметы осени»
« Осенний лес»
Вот стоит осенний лес! Выполняют круговые движения глазами
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа – ели. Выполняют движения глазами влево – вправо
Дятел сверху, тук да тук. Выполняют движения глазами вверх – вниз
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
« Листья»
Ах, как листики летят, Круговые движения глазами:
Всеми красками горят налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Посмотреть влево – вправо.
Как я листиком шуршу. Посмотреть вверх – вниз.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок, Круговые движения глазами: налево – вверх – направо –
Полетел над головой вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Посмотреть влево – вправо.
Как листиком шуршу. Посмотреть вверх – вниз.
Под ногами у ребят Посмотреть вниз.
Листья весело шуршат, Посмотреть вверх.
Будем мы сейчас гулять Посмотреть вверх.
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
Тема: « Осень. Приметы осени»
Цель: Способствовать формированию представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках, приспособленности растений и животных к изменениям в природе;
Направления (образовательные области) | Содержание работы с детьми | Методики и технологии (методические пособия) |
Физическое развитие | -Способствовать формированию представлений о значении физических упражнений, утренней гимнастики, закаливающих процедур для здоровья человека в осенний период. -Содействовать совершенствованию знаний о времени года осени, осенних явлениях в природе через подвижные игры и физические упражнения. | Л.В. Яковлева « Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Старшая группа ( 5-6 лет)» |
Социально-коммуникативное развитие | - Способствовать обогащению сюжетов игры на основе знаний о времени года осени. -Побуждать в передаче образов осени, осенних явлений в природе в театрализованных и творческих играх. - Содействовать воспитанию уважительного отношения к труду людей в садах, огородах, полях осенью, воспитанию желания оказать взрослым посильную помощь. | В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»
|
Познавательное развитие | -Обеспечить расширение и систематизацию знаний детей об осени, как времени года, приспособленности растений и животных в природе. -Способствовать обогащению представлений о сезонных изменениях в природе ( холодно, часто идут дожди и т.д.) -Содействовать закреплению знаний о сельскохозяйственных профессиях ( тракторист, комбайнёр) | О.В.Дыбина Ознакомлению с предметным и социальным окружением(5-6 лет); Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений ( старшая группа); |
Речевое развитие | - Способствовать совершенствованию умения детей сочинять сказки на заданную тему. - Содействовать формированию умения строить описательный рассказ на основе рассматривания иллюстраций об осени. - Способствовать обогащению словарного запаса детей по теме осень(золотая, багряная, поздняя и др.) - Вызвать желание детей знакомиться с временем года осенью через прочтение художественных произведений, внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихи об осени. | В.В.Гербова « Развитие речи в детском саду: Старшая группа ( 5-6 лет)» В.Н.Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»
|
Художественно- эстетическое развитие | Способствовать формированию умения передавать в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина красоту осенней природы, деревьев осенью. -Содействовать развитию чувства композиции, умение гармонично размещать рисунок на листе. -Обеспечить формирование умения отражать в рисунке свои впечатления от наблюдений за осенней природой. - Обеспечить развитие интереса к музыкальным произведениям об осени | А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду»; И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»; Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)» |
Перспективное планирование НОД.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
28.09. | 29.09. | 30.09. | 01.10. | 02.10. |
1.Познавательное развитие Тема: «Осень, осень в гости просим»
2. Физическое развитие (на воздухе)
3. Художественно-эстетическое развитие (Рисование ) Тема: «Ветка рябины» | 1.Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: « В гости к Осени»
2. Художественно-эстетическое развитие Аппликация/лепка Тема: «Осенняя берёзка»
3. Художественно-эстетическое развитие (Музыка) | 1.Речевое развитие Тема: « Осень»
2. Физическое развитие (физ. зал)
| 1.Познавательное развитие Тема: «Животные и птицы осенью» 2. Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
3. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) Тема: «Осеннее дерево» | 1.Развитие речи (ЧХЛ) Тема: Заучивание стихотворения С. Когана « Листки» 2. Физическое развитие (физ. зал)
|
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
05.10. | 06.10. | 07.10. | 08.10. | 09.10. |
1.Познавательное развитие Тема: «Осенние хлопоты человека »
2. Физическое развитие (на воздухе)
3. Художественно-эстетическое развитие (Рисование ) Тема: «Осеннее дерево и кусты»
|
1.Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Число и цифра 3»
2. Художественно-эстетическое развитие Аппликация/лепка Тема: « Осенний лес» ( пластилинография)
3. Художественно-эстетическое развитие (Музыка) |
1.Речевое развитие Тема: « Осенний урожай»
2. Физическое развитие (физ. зал)
|
1. Познавательное развитие Тема: « Путешествие в осенний лес»
2. Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
3. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) Тема: « Пасмурный осенний день» |
1.Развитие речи (ЧХЛ) Тема: Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову - Микитову)
2. Физическое развитие (физ. зал)
|
Планирование игровой деятельности
Вид игры | Название | Цель |
Дидактические игры | «Что в корзину мы берём?» | - Способствовать закреплению знаний детей об овощах и фруктах, развитию логического мышления и памяти. |
«Когда это бывает?» | - Содействовать обогащению знаний детей о временах года. | |
«Времена года» | - Обеспечить расширение представлений детей о характерных признаках времён года, развитие мышления, памяти. | |
Настольно – печатные игры | «Что лишнее» | - Побуждать детей называть и обобщать предметы одним словом, развивать наблюдательность, доказывать правильность своего суждения. |
«Из чего и кем сделано»
| - Содействовать расширению знаний детей о различных материалах, о профессиях людей, воспитывать уважение к людям труда. | |
«Осень» | - Обеспечить закрепление знаний детей о характерных признаках осени, развитие знаний детей об осенних месяцах. | |
Словесные игры | «Отгадай загадки Осени» | - Побуждать детей к словотворчеству, развитию умения придумывать свои загадки. |
«Осенние слова»
| -Способствовать развитию речи, расширению словарного запаса по теме.
| |
«Назови, какая погода?» | - Содействовать формированию умения подбирать качественные прилагательные к словам.
| |
Подвижные игры | «Хитрая лиса» | - Обеспечить развитие ловкости, быстроты движений, умения играть по правилам, упражнять в беге.
|
«Осень в лесу» | - Способствовать формированию умения внимательно слушать команды , действовать в соответствии с ними, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. | |
«1-2-3- к дереву беги» | -Содействовать развитию ловкости, быстроты, выносливости, умения действовать по сигналу. | |
«Огородники» | - Содействовать развитию ловкости, быстроты, выносливости, умения действовать по сигналу. | |
Игры малой подвижности | «Попади в цель» | - Обеспечить развитие меткости, глазомера, координации движений. |
«Лови - назови» | - Содействовать расширению и закреплению знаний детей об овощах и фруктах. | |
«Вершки-корешки» | -Способствовать формированию умения быстро реагировать на названия овоща- приседать , если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху. | |
Музыкально – дидактические игры | «Найди нотку» | -Содействовать формированию у детей умения находить названия нот в словах |
«Три кита» | - Способствовать формированию у детей навыка различать жанры музыки. | |
«Музыкальный конструктор» | Способствовать формированию умения выкладывать мелодию при помощи ручных знаков. | |
«Музыкальные инструменты» | Обеспечить обогащение представлений детей о видах и классификации музыкальных инструментов. | |
Сюжетно – ролевые игры | - Способствовать формированию у детей навыка самостоятельно придумывать игровые ситуации. - Обеспечить развитие ролевых способов решения игровых задач. - Побуждать самостоятельно распределять роли между собой. - Побуждать к ролевой беседе. |
Планирование работы с детьми по экологическому воспитанию
Наблюдение | Цели, методы проведения |
Наблюдение №1 «Как меняется поведение птиц осенью» | Вызвать у детей желание наблюдать за поведением птиц, как они готовятся к холодам, поговорить о перелетных птицах, изучить строение птиц. |
Наблюдение №2 «Осенние листья» | Вызвать у детей желание любоваться красотой осенних листьев на деревьях, отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья начинают желтеть с верхушки, т.к. они больше подвержены холодному ветру. |
Наблюдение №3 «Листопад» | Обеспечить условия для наблюдения листопада в тихую ветреную погоду , объяснить причину опадения листьев, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи . |
Наблюдение №4 «Деревья осенью» | Способствовать формированию навыка проводить сравнительный анализ, делать выводы о том, как изменился растительный мир осенью. |
День недели | НОД (индивидуальная) |
Совместная деятельность в режимных моментах
| Организация самостоятельной деятельности детей | ||||||
28 сентября 2015 г. (понедельник) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа с Ваней К. Викой О. Цель: способствовать обогащению знаний детей о признаках осени. | Разучивание упражнений комплекса артикуляционной гимнастики. Беседа « Осень» ЧХЛ А.С.Пушкин « Унылая пора» Рассматривание «ветка рябины» - помочь получить эстетическое наслаждение при рассматривании ветки рябины, обратить внимание детей на расположение ягод . Пение – обеспечить развитие умения передавать мелодию, не выкрикивать окончания слов, запоминать слова песни «Падают листья» Муз/д/и « Найди нотку» Ситуативный разговор об осенних месяцах и их характерных признаках.
| Внесение картин с изображением осенней природы Внесение ветки рябины. | ||||||
НОД (групповая) | 1.НОД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Осень, осень в гости просим» Цель: обеспечить обобщение знаний детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха), о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища), о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью. Обеспечить обогащение словаря детей словами: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д. Обеспечить воспитание гуманных отношений к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира. Оборудование: аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции. 2. Физическое развитие (на воздухе)
3. НОД Рисование (ОО « Художественно-эстетическое развитие) Тема: «Ветка рябины» Задачи: Способствовать формированию умения украшать лист бумаги крупной веткой с завитками; использовать для украшения ветки различные знакомые элементы; обеспечить развитие умения рисовать акварелью, кистью (всем ворсом и её концом, нетрадиционным способом (печатание ягод ватными палочками) . Материалы и оборудование: Мольберт, иллюстрации «рябины», веточка рябины, альбомные листы, акварельные краски, простые карандаши, кисточки, тряпочки. | ||||||||
Прогулка | Инд.работа с Матвеем К.. , Георгием К. Цель: обеспечить закрепление умения бросать мяч в цель.
| Наблюдение за осенними деревьями «Узнай дерево»; Д/и: «От какого дерева лист». Исследовательская деятельность «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»; П/и « Осень в лесу» П/и «Вершки и корешки» Труд: «Осеннею тропою» Цель: вызвать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение правильно пользоваться метелкой.
| Вынесение атрибутов для с/р игр. Способствовать формированию у детей умения выражать в играх сюжеты из жизни ближайшего окружения. Вынесение хоз. быт. инвентаря для трудовой деятельности.
| ||||||
Вечер | Инд.работа с Василисой В, Дашей В.. по ХТ - Цель: способствовать закреплению навыка изображения ветки рябины. | Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Напомнить детям об использовании салфеток после еды – цель: способствовать привитию культурно – гигиенических навыков. Работа с дежурными по столовой – цель: обеспечить закрепление навыка последовательной уборки посуды со столов после обеда. ЧХЛ А.Майков «Осенние листья по ветру кружат» Игры с конструктором – цель: обеспечить развитие логического мышления, творческих способностей. ЧХЛ В.Бианки «Мышонок Пик» Отгадывание загадок по теме «Осень» Д/и «Времена года» Беседа с подгруппой детей по теме « Осень. Что ты о ней знаешь?» Муз/ д/ и «Музыкальный конструктор»
| Внесение Книги В. Бианки « Мышонок Пик» и иллюстрации к произведению | ||||||
Вечерняя прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО: ( Вика Ф. Арина Р.) Цель: обеспечить закрепление навыка бросания мяча двумя руками из-за головы. | Наблюдение за погодой – вызвать у детей желание обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; обеспечить развитие умения наблюдать, чувство сопереживания и любви к природе. Игры с мячом по интересам детей. Беседа «Опасности осеннего леса» Цель: обеспечить обогащение знания детей о ядовитых ягодах и грибах, желание заботиться о своем здоровье.
| Вынести атрибуты для с/р игр, спортивный инвентарь | ||||||
29 сентября 2015 г. (вторник) | |||||||||
Утро | Инд.работа с Юлей К. , Егором Ф. Н/п/и «Времена года» Цель: способствовать закреплению знаний детей о последовательности времён года и характерных признаках осени.
| Артикуляционная гимнастика «Белочка грызёт орешки» Цель: обеспечить закрепление правильного выполнения упражнения. Беседа « Осенние месяцы» Цель: способствовать закреплению знаний детей о названиях осенних месяцев, признаков осени. ЧХЛ Э. Шим « Отчего осень грустна» Д/ и « Времена года» Д/ упр. « Скажи со словом «осенний» Цель: способствовать формированию умения согласовывать существительное с прилагательным Пение – обеспечить развитие умения передавать мелодию, не выкрикивать окончания слов, запоминать слова песни. «Осень». Муз/д/и «Найди нотку» Рассматривание «Осенние листочки» - помочь получить эстетическое наслаждение при рассматривании осенних листочков. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
| Внести книги об осени. Внесение осенних листьев. | ||||||
НОД (группо-вая) | 1.НОД ОО Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «В гости к Осени»Задачи: способствовать закреплению порядкового и количественного счёта; развитию навыка выполнения графического диктанта; понятий «слева», «справа»; воспитывать любознательность. Оборудование: картинки фруктов, овощей, грибов, орехов; геометрические фигуры для создания «геометрической» поляны; , д/и «Дары природы»;, тетради . 2.НОД Аппликация ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Осенняя березка» Задачи: способствовать формированию умение у детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники аппликации (обрывная, накладная, симметричная). Обеспечить знакомство с техническими приемами обрывной аппликации (обрывание, сминание, разрывание, скручивание) и показать её изобразительно; содействовать развитию чувства формы и композиции. Способствовать воспитанию интереса к ярким, красивым явлением природы. Материал: Листы бумаги голубого цвета, салфетки бумажные желтого цвета, кусочки газеты, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки
3.НОД Музыка (ОО «Художественно-эстетическое развитие)
| ||||||||
Прогул-ка | Индивид. работа по ФИЗО -Егор В. Цель: обеспечить закрепление техники метания малого мяча в цель
Рисование мелом на асфальте «Осенние мотивы» - Цель: способствовать развитию фантазии, творческого воображения.
| Наблюдение за красотой осенних листьев на деревьях (отметить деревья, начинающие желтеть первыми) П/и « 1-2-3 к дереву беги» П/и « Осень в лесу» Труд: предложить подгруппе детей убрать опавшие ветки с территории участка Цель: способствовать воспитанию трудолюбия, содействовать формированию умения трудиться сообща. Ситуативный разговор о правилах поведения на прогулке ( не кричать, играть дружно) Беседа «Зачем собирают урожай и пересаживают растения?»
| Выносной материал Метелки, щётки, султанчики, спортивный инвентарь | ||||||
Вечер | Инд.работа с Викой Ф., Настей М.. – цель: способствовать формированию умения составлять небольшой рассказ по серии сюжетных картинок « Осень в лесу» | Ходьба по массажным дорожкам, гимнастика под музыку. Цель: обеспечить развитие умения двигаться под музыку друг за другом, выполнять вместе с воспитателем движения, способствовать развитию общей и мелкой моторики, укреплению здоровья детей. ЧХЛ И. Мазнин «Миновало лето» Работа с дежурными в уголке природы – заполнение календаря погоды Цель: содействовать формированию умения графически передавать состояние погоды в календаре. Д/игра «Осенние листья» - цель: предложить детям вырезать осенние листья для составления композиции. ЧХЛ Г. Скребицкий «Осенние дожди»
| Внесение трафаретов с осенними листьями, иллюстрации по теме « Осень» | ||||||
Вечер-няя прогул-ка | Инд.работа с Настей К., Матвеем К. – цель: предложить составить небольшой рассказ по серии сюжетных картинок « Осень в лесу» | Беседа «Животный и растительный мир осеннего леса»; Цель: способствовать обогащению знаний о животных и растениях в осенний период. Сбор листьев для коллажа и гербария Труд: предложить подгруппе детей убрать опавшие ветки с территории участка «Интервью у осеннего леса» Цель: способствовать ознакомлению детей с интересной формой работы – интервью; содействовать формированию у детей умения формулировать и задавать вопросы. Правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
| Вынести лопатки, мётлы, щётки. | ||||||
День недели | НОД (индивидуальная) | Совместная деятельность в режимных моментах
| Организация самостоятельной деятельности детей | ||||||
30 сентября 2015 г. (среда) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа по ХТ (Дима Б. Дима В,) Предложить выполнить работу в технике пластилинография « Ветка рябины»
| Пальчиковая гимнастика Цель: содействовать разучиванию упражнений пальчиковой гимнастики. Д/и « Что в корзину мы берём?» Беседа на тему «Цветы осенью», Работа в уголке ХТ ( с подгруппой детей) Поделки из желудей Цель: способствовать развитию творчества. Разучивание слов песни «Осень» Слушание музыкальных произведений по теме «Осень» Чтение произведения В. Чаплиной «Лес осенью» ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения пересказывать произведение, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать.
| Внесение музыкальных произведений для прослушивания по теме «Осень». | ||||||
НОД (группо-вая) | 1.НОД Речевое развитие ОО «Речевое развитие» Тема: «Осень» Цель: Способствовать развитию монологической речи дошкольников Задачи: Образовательная: обеспечить формирование у детей умения отвечать на вопросы и задавать их. Развивающие: содействовать систематизации знаний детей об осени и осенних явлениях; активизации словаря по данной теме. Воспитательная: способствовать воспитанию у детей интереса к сезонным изменениям в природе. Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо от Осени.
2. Физическое развитие (физ. зал)
| ||||||||
Прогулка | Инд.работа по ФИЗО с Машей Т., Ромой Р. – Физ.упр. «Попади в обруч» Цель: обеспечить закрепление техники метания малого мяча в цель..
| Наблюдение «Как меняется поведение птиц осенью?» П/И «Огородники» Труд: сбор семян. Цель: Содействовать формированию умения собирать семена разных растений. Сл/игра « Осенние слова» Ситуативный разговор с детьми о том, что нужно решать возникающие конфликты мирным путем. П/И «1-2-3-к дереву беги» Цель: содействовать развитию быстроты бега, ловкости.
| Вынесение атрибутов для с/р игр, хоз. бытового инвентаря. | ||||||
Вечер | Индивидуальная работа по РР с Машей П, Алёной Ч. « Расскажи про осень» Цель: содействовать развитию связной речи.
| Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Разговор с детьми о необходимости полоскать рот после еды – цель: содействовать привитию культурно – гигиенических навыков. М/д/и «Три кита» - Цель: формировать умение различать жанры музыки. Беседа « «Жизнь природы осенью», ЧХЛ И. Соколов-Микитов «Осень в лесу» Н/п/и «Лото» , «Домино» Рассматривание иллюстраций о труде людей осенью в саду, на даче, в огороде. Цель: способствовать обогащению знаний детей о труде человека осенью. Составление с подгруппой детей описательного рассказа « Осень» по мнемотаблице. | Внесение рассказа « Осень в лесу» И. Соколов-Микитов. Иллюстрации о труде людей осенью в саду, на даче, в огороде. | ||||||
Вечерняя прогулка | Инд.работа по РР с Настей К., Эмилией Г. составление рассказа « Какая осень?» Цель: содействовать обогащению словаря детей по теме осень
| Наблюдение за лужами Цель: обеспечить развитие познавательного интереса; воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, любви к природе. Стремление познать её закономерности, стремление беречь её и заботиться о ней. Беседа «Осенняя прогулка» Цель: содействовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на пешеходной части улицы и соответствующих мерах предосторожности. Игры по интересам детей. | Выносной материал, метёлки, атрибуты для с/р игр | ||||||
1 октября 2015 г. (четверг) | |||||||||
Утро | Инд.работа с Василисой В, , Дашей В. по РР составление рассказа « Осень какая?» Цель: содействовать развитию связной речи, формированию умения составлять связный рассказ по теме «Осень». | Комплекс артикуляционной гимнастики. Д/И « Что в корзину мы берём?» Беседа на тему « «Овощи и фрукты на нашем столе», ЧХЛ М. Ивенсен «Падают листья» Рассматривание альбома «Что мы делаем осенью» Муз/д/и « Три кита» «Осень грустит и радуется» - Цель: вызвать у детей желание определять настроение природы за окном, привлечь к выделению характерных особенностей и примет осени, предложить детям создать словесную картину – увидеть неуловимость превращения природы, улыбку и грусть осени. Дежурство по столовой: способствовать формированию у детей умения самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой, сервировать стол. Убирать посуду после еды. Содействовать воспитанию трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
| Внесение альбома для рассматривания «Что мы делаем осенью»; Внесение на «полочку умных книг» - книг об осени. | ||||||
НОД (группо-вая ) | 1.НОД ОО «Познавательное развитие» (с природой) Тема: «Животные и птицы осенью» Задачи: Содействовать обогащению знаний детей об осенней природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.
2.Музыка
Тема «Осеннее дерево» Задачи : Способствовать формированию умения у детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»; умение передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы дерева приемом вертикального мазка. Материал. Рисунок с изображением дерева с осенней листвой, нижний конец которого заканчивается примерно посередине широкой полосы земли; краски гуашь и мягкая кисточка; два детских сюжетных рисунка (деревья) ребенка из средней группы и подготовительной к школе. У детей прямоугольные листы бумаги (примерно 28х16 см), закрашенные на 1/3 зеленой краской; краски гуашь и мягкие кисти.
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО: ( Веня м, Коля С.) Цель: способствовать закреплению умения играть в бадминтон. | Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния. Сл. игра « Осенние слова» П/и «Осень в лесу» Трудовые поручения: уборка листвы на групповом участке. Цель: содействовать воспитанию у детей самостоятельности, умение правильно подбирать инвентарь, договариваться о сотрудничестве.
| Выносной материал. Спортивный инвентарь: кегли, мячи, бадминтон | ||||||
Вечер | Предложить Стёпе Г. Матвею К. конструктор «Лего» Конструирование Цель: способствовать ознакомлению детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях.
| Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Слушание музыки в аудиозаписи из альбома П.И. Чайковского « Времена года» Отгадывание загадок об осени Беседа на тему «Какая бывает осень?» Чтение стихотворения Н. Антоновой « Жёлтой краской кто-то…» Цель: способствовать формированию умения отслеживать осенние изменения в природе, передаваемые в поэзии, выражать своё эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказать о том, понравилось ли стихотворение. Конструирование ( из природного материала) Цель: Способствовать формированию у детей умения подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки. Обеспечить развитие образного мышления, умения видеть в природном материале обитателей леса. Воспитывать аккуратность в работе.
| Внесение необходимого природного материала для поделок: семена, каштаны, жёлуди, засушенные листья и ягоды. | ||||||
Вечерняя прогулка | Индивидуальная работа по РР. Составление рассказа «Почему я люблю осень?» ( Вика О, Максим З.) Цель: способствовать развитию связной речи детей, содействовать формированию умения грамматически правильно строить предложения. | Трудовые поручения: сбор природного материала для поделок. Цель: способствовать активизации в речи детей названий частей растений, обеспечить развитие воображения, интереса к творчеству. Цель: способствовать формированию умения самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам. Беседа « Погода и здоровье» Цель: содействовать обогащению представлений детей об особенностях осенней погоды, о том, какие опасности для здоровья она таит. Обеспечить формирование умения одеваться по погоде, соблюдать элементарные правила безопасности.
| Вынести спортивный инвентарь Цель: содействовать развитию физических качеств детей, укреплению их здоровья. | ||||||
День недели | НОД (индивидуальная) |
Совместная деятельность в режимных моментах
| Организация самостоятельной деятельности детей | ||||||
2 октября 2015 г. (пятница) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа по РР с Василисой В, Стёпой Г.. Составление рассказа на тему «Какие краски у осени?» Цель: содействовать совершенствованию монологической формы речи, расширения словарного запаса.
| Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» ЧХЛ И.Трутнева «Улетает лето» Беседа «Чем мне нравится осень?» Чтение рассказа В. Бианки « Октябрь» Цель: Способствовать ознакомлению детей с явлениями, характерными для октября. Рассматривание картины И. Левитана « Золотая осень» Самостоятельная игровая деятельность: игры с конструктором. Цель: вызвать интерес детей к трансформации знакомых построек, их украшению. Способствовать формированию умения обыгрывать постройки, выполнять постройки в соответствии с заданным сюжетом. Способствовать освоению конструктивных способов взаимодействия, умения договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. | Внесение картинок, иллюстраций об осени и уборке урожая в садах и огородах. Внесение картины И.Левитана «Золотая осень» для рассматривания | ||||||
НОД (группо-вая) | 1. НОД ОО « Речевое развитие» Тема: «Заучивание стихотворения С. Когана «Листки» Задачи: обеспечить развитие умения детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; обеспечить развитие умения в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей; способствовать развитию мышления, речи, памяти; вызвать желание наслаждаться красотой природы.
2.Физическое развитие (физ. зал)
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по РР с Матвеем К. Кириллом Б. Цель: обеспечить развитие умения детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Когана « Листки», передавая интонацией спокойную грусть осенней природы.
| Наблюдение за осадками. Характер осадков в октябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше). Стихотворение С.Егорова «Осень»: Все тучи, тучи. Дождик. Холодный, словно лед, Колючий, словно ёжик, По осени бредет. Исследовательская деятельность П/и «Хитрая лиса» ;П/и «Огородники» Труд: уборка опавших листьев с участка Цель: способствовать воспитанию трудолюбия, желание оказать посильную помощь воспитателю. Беседа «Осень в городе» | Выносной материал Метелки, спортивный инвентарь | ||||||
Вечер | Инд.работа с Машей Т. Викой О. Цель: содействовать систематизации знаний полученных на занятии по ФЭМП.
| Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Н/П/И «Шашки», «Шахматы», «Домино» - цель: содействовать формированию умения играть в парах. Беседа с детьми о том, что во время игр «Шашки», «Шахматы», «Домино» нужно продумывать каждый свой ход, и предполагать наперед ход соперника; Болельщикам можно только наблюдать за ходом игры, быть сдержанными, не подсказывать играющим. ЧХЛ М.Пришвин «Разговор деревьев» Викторина «Дары осени» - закрепить знания детей о фруктах и овощах. Муз/ д/ и «Музыкальный конструктор» | Внесение картинок, иллюстраций об осени и уборке урожая в садах и огородах. Внесение картины И.Левитана «Золотая осень» для рассматривания | ||||||
Вечерняя прогулка
День недели | Инд.раб. с Кариной С.Егором Ф.. – «Пройди осторожно» Цель: содействовать формированию умения ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
НОД ( индивидуальная) | Наблюдение « Деревья осенью» Цель: Способствовать формированию умения проводить сравнительный анализ, делать выводы о том, как изменился растительный мир осенью. Самостоятельная двигательная деятельность Цель: Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты. Поощрять самостоятельность, творчество в двигательной деятельности.
Совместная деятельность в режимных моментах | Вынести атрибуты для с/р игр.
Организация самостоятельной деятельности детей. | ||||||
5 октября 2015 г. (понедельник) | |||||||||
Утро | Инд.работа с Георгием К, Кириллом Б., Цель: содействовать закреплению навыка завязывать шнурки бантиком.
| Пальчиковая гимнастика « Осенние листья» Цель: содействовать закреплению упражнения пальчиковой гимнастики. Беседа на тему: «Осенняя прогулка» - Цель: содействовать формированию умения составлять описательный рассказ по теме . Рассматривание альбома «Осень в лесу» ЧХЛ Е.Благинина «Осень» Д/И « Когда это бывает?» Слов/ игра « Отгадай загадки Осени» Наблюдение: Осенний дождь. Цель: Обратить внимание детей на дождь. Предложить его охарактеризовать ( затяжной, моросящий, холодный), сравнить его с летним дождём, рассказать о настроении осеннего дождя. Обеспечить развитие связной речи.
| Внести трафареты для самостоятельной художественной деятельности по теме «Осень. Приметы осени»
| ||||||
НОД (групповая) | 1.НОД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Осенние хлопоты человека» Задачи: способствовать обогащению знаний детей об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; содействовать ознакомлению с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; способствовать воспитанию желания помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; обеспечить развитие эстетического восприятия окружающего.
2.НОД Физическая культура (ОО «Физическое развитие»)
3.НОД Рисование (ОО « Художественно-эстетическое развитие») Тема: «Осеннее дерево и кусты» Задачи: Продолжать содействовать формированию умения у детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше; умение передавать в рисунке различия в строении дерева и куста; вызвать желание использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; продолжать способствовать формировать формированию навыка рисования концом кисти тонких линий (веток). Материал: У воспитателя лист, закрашенный на 1/3 зеленым и голубым цветом силуэтные изображения дерева и куста, мел или фломастер для показа изображения куста; игровой персонаж Незнайка, голубые листы бумаги, на 1/3 закрашенные ими накануне занятия зеленой краской; краски гуашь, мягкие кисточки. Ход НОД: В: Увидел Незнайка ваши рисунки с осенним деревом и удивился, как это вам удалось так много предметов на них нарисовать и расположить их по-новому – одни близко, другие – далеко. Он обещал сегодня прийти на занятие и поучиться у вас. А вот и он! Воспитатель вносит игрушку. Незнайка здоровается с детьми и воспитателем. В: Давайте покажем Незнайке, как располагать предметы на широкой полосе земли, например вот это дерево и этот куст. Незнайка: Пусть дерево растет ближе к нам, а куст подальше от нас. В: Дети, кто покажет Незнайке такое расположение дерева и куста на доске? (Вызывает ребенка для выполнения задания.) В: Чем отличается куст от дерева? ( Дерево высокое, а куст низкий.) В: А еще чем они различаются? ( Ответы детей). В: У кустов нет ствола, а ветви растут прямо из земли и близко расположены друг к другу. Показывает мелом или фломастером, как нарисовать куст (без листьев), при этом обращает внимание детей на то, что ветви куста внизу сближены, но не соединяются. Воспитатель предлагает им нарисовать осеннее дерево и два-три куста, расположенных в разных местах на земле, ближе и дальше. Самостоятельная творческая деятельность детей Руководство деятельностью детей: Сначала изобразите крупный предмет (дерево). Ствол дерева и ветви рисуем разными приемами: ствол – всей кистью, а ветви – концом, держа кисть прямо, а не наклонно к бумаге. Листья на деревьях и кустах следует рисовать в последнюю очередь. Это избавит от лишнего промывания кисточки. Детям, окончившим рисунок раньше других, воспитатель предлагает нарисовать скамейку, тропинку и другие предметы. Указания, советы, вопросы высказываю от имени Незнайки. Итог НОД: Предлагаю рассказать, как на 1-2 рисунках расположены дерево и кусты. В: «Незнайка, а ты найди рисунок с другим расположением дерева и кустов». Незнайка «приносит» такой рисунок, ставит рядом с первым и просит его автора подтвердить, что не ошибся. Ребенок сравнивает расположение предметов на двух рисунках («На моем рисунке дерево растет..., а на рисунке у Коли...» и т.д.). Воспитатель предлагает Незнайке найти третий рисунок, который отличается по расположению предметов от двух первых. Незнайка не может найти такой рисунок и обращается за помощью к детям: «Ребята, вы сами принесите те рисунки, на которых по-другому расположены дерево и кусты». Удивляется разной композиции рисунков. В: Что рисовали кончиком кисти, а где всем ворсом?» Незнайка с помощью детей указывает на отдельные деревья и кусты с тонкими ветками. Затем хвалит тех ребят, которые внесли в свои рисунки интересные дополнения, использовали разные краски при рисовании осенней листвы. В: Чему Незнайка научился на нашем занятии.( Узнал, что можно нарисовать много предметов и разместить их ближе и дальше, если на листе бумаги будет не узкая полоска земли, а широкая.
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО: Цель: Обеспечить развитие умения в бросании мяча из-за головы и его ловле. ( Егор В., Эмилия Г.) | Наблюдение за растениями на участке. Цель: способствовать ознакомлению с особенностями второго периода осени- золотой осенью. Продолжать знакомить с приспособлением растений к холодам. Пройти по участку, отметить какие растения ещё растут. Отмечаем изменения , которые произошли у растений (многие отцвели, появились семена, засохли, погибли, потеряли листья). Труд: Уборка опавших листьев. Цель: способствовать формированию навыка доводить начатое дело до конца; воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность. П/И «Хитрая лиса» - цель: способствовать развитию быстроты, силы, выносливости, умения действовать по сигналу. Игра/ м/подвижности «Попади в цель»
| Атрибуты для с/р игр, лопатки, мётлы, веники. | ||||||
Вечер | Инд. работа по конструированию ( Веней М., Юля К.) Цель: способствовать формированию у детей навыка творческого конструирования, придумывать необычные конструкции, использовать различные детали конструктора. | Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Наблюдение за световым днем – цель: формировать представление о том, что день становится короче. С/Р/И – цель: побуждать самостоятельно распределять роли между собой. ЧХЛ И.Бунин «Листопад» Д/ и «Времена года» Рассматривание репродукции картины Е. Зуева « Дары лесов» Цель: обеспечить обогащение знаний детей о разных жанрах изобразительного искусства, обратить внимание на средства выразительности, выбранные художником. Способствовать ознакомлению детей с ягодами, грибами, произрастающими осенью в лесу. Содействовать умению сравнивать, сопоставлять. Муз/д/и «Найди нотку»
| Внесение муляжей грибов, ягод. Репродукция картины Е. Зуева « Дары лесов»
| ||||||
Вечерняя прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО Цель: обеспечить закрепление навыка подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад). (Алёна Ч, Маша П.) | Беседа «Нет трудов, нет и плодов» Составление из опавших листьев на асфальте узора. Составление рассказа по картинкам «Лес осенью» Цель: содействовать развитию связной речи, умения выстраивать последовательное изложение. М/п/и « Какая погода?» Цель: Способствовать ознакомлению детей с правилами игры, умение выполнять по сигналу оговоренные движения. Обеспечить развитие способности концентрировать и переключать внимание, обогащать двигательный опыт. Доставить детям радость от игры.
| Вынести спортивный инвентарь: мячи, гольф, скакалки. | ||||||
День недели | НОД (индивидуальная) | Совместная деятельность в режимных моментах
| Организация самостоятельной деятельности детей | ||||||
6 октября 2015 г. (вторник) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа по РР ( Арина Р. Георгий К.) Цель: Обеспечивать развитие умения отвечать фразой; способствовать развитию связной речи.
| Закрепление упражнений пальчиковой гимнастики Цель: Способствовать развитию мелкой моторики рук , памяти, внимания, наблюдательности, мышления. Обеспечить развитие умения согласовывать действия со словами стихотворений Беседа на тему: « Овощи и фрукты» ЧХЛ П.Плещеев «Осень наступила» Составление описательного рассказа по схеме: « Осень» ( с подгруппой детей) ЦЕЛЬ: способствовать формированию умения у детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей. Д/И «Времена года» Сл/и «Отгадай загадки Осени» Н/п/и «Домино», «Лото».
| Внесение муляжей овощей и фруктов. | ||||||
НОД (групповая) | 1.Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Число и цифра 3» Задачи: Способствовать закреплению умения устанавливать соответствие количества предметов с цифрой, числом и цифрой. Содействовать ознакомлению детей с пословицами, в которых упоминается число 3.Способствовать формированию умения решать логические задачи на установление закономерностей. Обеспечить развитие умения выкладывать квадрат из счётных палочек, рисовать квадрат в тетради в клетку. Материал : тетради: цветные карандаши, простой карандаш, счётные палочки. Ход НОД: 1.В: Воспитатель читает стихотворение И. Блюмкина Выгнув шею- гусь и только, Цифра три спешит за двойкой.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком, Вместо туфелек- копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? ( Три поросёнка)
Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? ( Три медведя)
Жадным быть разумеется, плохо. Кого обманула лисица- пройдоха? Припомните двух неразумных зверей И сказку про них назовите скорей. ( Два жадных медвежонка) 3. « Пишем цифру 3». Предложить детям обвести по точкам цифру 3.
Задание: Нарисуй в каждом прямоугольнике столько шариков, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной под ними. Вопросы: Сколько нарисовали шариков в первом прямоугольнике? ( Три). Почему? ( Потому что под ним написана цифра 3).
v Не узнавай друга в три дня- узнавай в три года. v Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени- только три дня.
Три медведя шли домой: ( Дети шагают на месте вперевалочку). Папа был большой- большой, ( Поднимают руки над головой.) Мама с ним- поменьше ростом, ( Руки на уровне груди.) А сынок малютка просто Очень маленьким он был, (Приседают) С погремушками ходил, Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Задания: Назовите фигуры в верхнем ряду первого квадрата (овал, квадрат, треугольник). Назовите недостающие фигуры во втором ряду (квадрат). Назовите недостающие фигуры в третьем ряду.( овал)
Вопросы: Сколько палочек нужно, чтобы выложить треугольник? (3) Выложите на столе треугольник. Итог НОД: Что узнали нового? Что больше всего запомнилось? Чем занимались?
2. НОД Лепка ОО « Художественно-эстетическое развитие» (Пластилинография) Тема: «Осенний лес» - Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. - Обеспечить формирование познавательного интереса к природе. - Способствовать формированию умения у детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. - Содействовать ознакомлению детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. - Способствовать формированию умения в лепке передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий. - Содействовать формированию умения использовать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, умение самостоятельно, находить новые конструктивные решения, самостоятельно выбирать материал. Материал: плотный картон синего (голубого) цвета, размер А3. Набор пластилина, стека, салфетка для рук. Иллюстрации с изображением разных деревьев. Работы детей с изображением различных деревьев, выполненных в технике пластилинография с предыдущих занятий. Салфетки – красного, желтого и зеленого цвета, арбузные семечки. 3.Музыка
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО ( Даша В., Ваня К..) « Добеги до флажка» Цель: содействовать развитию ловкости, скоростных качеств, умения следить за соблюдением правил, вызвать желание выполнять роль судьи, тренера. | Наблюдение за ветром Цель: способствовать формированию умения определять характер ветра: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью султанчика определить, откуда и куда дует ветер. Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон. Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер) Сл. игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний). Труд: Уборка участка от сухих веток. Цель: содействовать формированию умения работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
| Выносной материал Метелки, спортивный инвентарь. | ||||||
Вечер | Индивидуальная работа по ФЭМП Цель: обеспечить закрепление знаний , полученных на НОД. ( Настя М, Василиса В.) | Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев осенью. ЧХЛ К.Ушинский «Спор деревьев» Беседа «Опасности осеннего леса» Цель: способствовать закреплению знаний детей о ядовитых ягодах и грибах, воспитывать желание заботиться о своем здоровье Экспериментирование с красками: « Цветы осени» Цель: обеспечить формирование умения работать с палитрой, определённым образом смешивать краски, получать необходимые цвета и оттенки, познакомить с их названиями. Обеспечить развитие цветовосприятия, обогащение словарного запаса. | Трафареты по теме « Осень» , раскраски для самостоятельной деятельности. | ||||||
Вечерняя прогулка | Предложить Вике Ф.. подмести веранду Цель: способствовать воспитанию трудолюбия. | Наблюдение « Листопад». Цель: Обеспечить условия для наблюдения листопада в тихую ( ветреную ) погоду, объяснить причину опадания листьев, Обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. П/и «Ловишка» Цель: совершенствовать умение выполнять правила игры, развитие навыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. Беседа о доброжелательности Цель: способствовать сплочению коллектива, развивать дружеские отношения между детьми.
| Вынести атрибуты для с/р игр, спортивный инвентарь. | ||||||
7 октября 2015 г. (среда) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа по ХТ Лепка «Грибное лукошко» (Арина Р. , Карина С.) Цель: содействовать формированию умения создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке, развивать чувство формы и композиции. | Закрепление комплекса артикуляционной гимнастики. Цель: Обеспечить развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, развитие умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Работа в уголке природы: полив комнатных растений. Цель: Способствовать формированию у детей умения самостоятельно определять необходимость и обильность полива, использовать свои знания об особенностях растений. М/д/и « Три кита музыки» Рисование (с подгруппой детей) Натюрморт «Осенний букет» Задачи: содействовать развитию умения у детей рисовать осенние цветы (астры, хризантемы и т.д.), любоваться их красотой, самостоятельно выбирать теплую или холодную гамму красок. Способствовать развитию у детей чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. Вызвать интерес к работе, творческое восприятие.
| Внесение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
| ||||||
НОД (групповая) | 1.НОД Речевое развитие Тема: «Осенний урожай» Цель: способствовать обобщению и систематизации представлений детей о дарах осени. Задачи: Подвести детей к выводу о связи между сезонными признаками природы; обеспечить развитие связной речи, Содействовать воспитанию любви и уважения к природе. Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,
НОД Физическая культура (ОО «Физическое развитие» (физ. зал)
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по РР. Цель:Обеспечить формирование умения составлять небольшой рассказ по теме « Осенняя прогулка» (Даша В., Егор В)
| Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч. Загадка: Это что за потолок? То он низок, то высок, То сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий. (небо) Труд: собрать опавшие ветки на участке Цель: способствовать формированию умения трудиться сообща. П/И «Огородники» М/П/И «Попади в цель» - цель: способствовать развитию меткости. Сл.игра «Отгадай загадки Осени» - цель: способствовать развитию мышления, речи.
| Вынос хоз.быт. инвентаря для трудовой деятельности. Вынос спорт. инвентаря для самостоятельных игр.
| ||||||
Вечер | Индивидуальная работа по ФЭМП. ( Настя М, Вика Ф.) Задачи: способствовать закреплению у детей умения ориентиро-ваться на листе бумаги в клетку; умение выполнять рисунок по клеткам, ориентируясь на образец. Развивать способность концентрировать внимание. | Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Рассматривание альбома «Осень в городе» Цель: содействовать обогащению знаний об изменениях в природе осенью в городе. Н/П/И «Шашки», «Шахматы» - цель: обеспечить развитие сообразительности, умение продумывать «ход вперед». С/Р/И – цель: побуждать самостоятельно распределять роли между собой. ЧХЛ А.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» Конструирование (из природного материала) Цель: Способствовать формированию у детей умения подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки. Обеспечить развитие образного мышления, умения видеть в природном материале обитателей леса.
|
| ||||||
Вечерняя прогулка | Индивидуальная работа по ФИЗО: Цель: способствовать формированию умения ориентироваться в пространстве ( Ваня К. ) | Наблюдение: одежда детей. Цель: Предложить детям рассказать, какие изменения произошли в одежде по сравнению с осенью, с чем связаны эти изменения. Обсудить, почему важно одеваться по погоде. Активизировать в речи детей названия предметов зимней одежды. Игры-эстафеты по выбору детей. Цель: Способствовать формированию у детей умения соблюдать правила игр-эстафет: начинать движение после передачи партнером эстафеты, соблюдать последовательность участия игроков в игре. Развивать смелость, выносливость. Самостоятельная двигательная деятельность. Цель: Способствовать формированию и совершенствованию двигательных умений детей, поощрять стремление самостоятельно подбирать спортивные атрибуты и организовывать игры.
| Вынести спортивный инвентарь, атрибуты для с/р игр. | ||||||
День недели | НОД (индивидуальная) | Совместная деятельность в режимных моментах
| Организация самостоятельной деятельности детей | ||||||
8 октября 2015 г. (четверг) | |||||||||
Утро | Индивидуальная работа по ХТ: ( Веня М, Рома Р.) « Краски осени» Цель: Обеспечить развитие творческих способностей, эстетического восприятия цвета. Содействовать осваиванию техники рисования осенней природы. | Закрепление комплекса пальчиковой гимнастики. Предложить детям трафареты по теме «Осень» для самостоятельной творческой деятельности. Цель: способствовать развитию художественных способностей, творчества. Д/и « Что лишнее» Формирование КГН за столом Цель: способствовать закреплению у детей навыка вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность. Рисование (с подгруппой детей) Тема: «Хоровод осенних листьев» (нетрадиционная техника рисования) Задачи: вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Обеспечить развитие творческих способностей детей, эстетическое восприятие цвета. Содействовать осваиванию техники рисования по сырой бумаге, умение смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.
| Внести трафареты по теме « Осень», наглядный материал « Осень. Приметы осени» | ||||||
НОД (групповая) | 1.НОД ОО « Познавательное развитие »Тема: «Путешествие в осенний лес» Задачи: Способствовать обогащению знаний о временах года: характерных признаках осени; вызвать у детей видеть красоту, многоцветие осени. Обеспечить закрепление произношения звуков (с) -(ш, развивать длительный плавный выдох, внимание, память, наглядно-образное мышление; развивать мелкую моторику рук. Обеспечить воспитание бережного отношения к природе, желание заботиться о ней. Материалы и оборудование: картинки об осени, презентация, магнитофон, осенние листья (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый. 2. Музыка
3.НОД Рисование ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Пасмурный осенний день» Задачи: Способствовать формированию у детей умения отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; Содействовать формированию умения передавать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др., располагать их на широкой полосе земли небольшими группками; формировать у детей умение приглушать яркий цвет красок.
| ||||||||
Прогулка | Индивидуальная работа по РР: ( Веня М.) Повторение считалки про осень. Цель: способствовать развитию речи, памяти. | Наблюдение за ветром Цель: способствовать формированию умения определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе. Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.) ♦ Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.) ♦ Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.) ♦ Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность: Определить направление ветра с помощью султанчика. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.) Как определить силу ветра? Как определить с какой стороны дует ветер? П/и « Осень в лесу» | Выносной материал Метелки, спортивный инвентарь | ||||||
Вечер | Индивид. работа ( Юля К., Егор В) по ФЭМП Цель: Содействовать закреплению умения ориентироваться в пространстве. | Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. ЧХЛ В.Берестов «Урок листопада» Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень» Цель: вызвать у детей желание рассматривать пейзажи великих художников; эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; содействовать воспитанию эстетического вкуса к художественному искусству Беседа «Опасности осеннего леса» Цель: обеспечить закрепление знаний детей о ядовитых ягодах и грибах, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
| Внести картины И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
| ||||||
Вечерняя прогулка | Индивидуальная работа по РР: (Арина Р.) Цель: побуждать детей к составлению небольшого рассказа на тему « Осень» | Наблюдение: вечер на улице. Цель: побуждать детей передавать в речи результаты своих наблюдений, правильно называть части улицы. Обратить внимание детей на элементы улицы, связанные с обеспечением безопасности. Способствовать развитию связной речи. Ситуативный разговор : «В какие игры ты любишь играть?» Цель: способствовать расширению кругозора детей, активизации речи, словарного запаса.
| Вынести спортивный инвентарь , атрибуты для с/р игр. | ||||||
9 октября 2015 г. (пятница) | |||||||||
Утро | Продуктивная деятельность: конструирование с использованием листьев, шишек, плодов деревьев; ( Георгий К. ) Цель: содействовать развитию творчества, воображения. | Закрепить комплекс артикуляционной гимнастики ЧХЛ И. Майков «Кроет уж лист золотой» Слушание П.И. Чайковский «Осень» (альбом «Времена года») Беседа «Осень грустит и радуется» Цель: формировать умение определять настроение природы за окном, привлечь к выделению характерных особенностей и примет осени, предложить детям создать словесную картину – увидеть неуловимость превращения природы, улыбку и грусть осени. Наблюдение за дождем Цель: обеспечить обогащение представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться и беречь её.
| Внести бросовый материал для создания макета. Заинтересовать детей самостоятельной конструктивной деятельностью. Развивать мелкую моторику рук, воображение
| ||||||
НОД (групповая) | 1. 1.НОД Речевое развитие (ЧХЛ) Тема: «Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову). Задачи: 1.Способствовать формированию навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. 2.Обеспечить формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания. 3.Содействовать закреплению употребления в речи детей прилагательных, согласуя их с существительными. 4.содействовать активизации и обогащению словарного запаса по теме. Оборудование: Графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); фонограмма П.И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»); наборное полотно; магнитная доска.
2.Физическое развитие (физ. зал)
| ||||||||
Прогулка | Цель: Обеспечить развитие умения метать в цель. ( Ваня К. , Арина Р.) | Наблюдение за деревьями и кустарниками осенью. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны, окраске осенних листьев. Загадка: Много рук, а нога одна. (Дерево) Сл. игра « Назови, какая погода?» Игра М/П « Лови-назови» Труд: Сбор семян, уборка сухой травы, листьев. Цели: вызвать у детей желание правильно собирать семена; содействовать воспитанию гуманного отношения к природе. П/и «Хитрая лиса» Ситуативный разговор о том, какую одежду надо одевать осенью | Вынести атрибуты для с/р игр, спортивный инвентарь. | ||||||
Вечер | Инд.раб. с Машей Т, Настей К. конструирование из бумаги «Грибы» ( оригами) Цель: развитие мелкой моторики рук, обеспечить развитие творчества. | Коллективный труд: уборка в групповой комнате. Цель: предложить детям оказать помощь младшему воспитателю. Способствовать формированию умения соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать его (своевременно, аккуратно выполнять необходимые трудовые действия, подбирать нужный инвентарь, возвращать его на место). Содействовать формированию культуры труда, воспитанию трудолюбия. Д/И « Что в корзину мы берём?» Рассматривание картин и иллюстраций по теме « Осень» Цель: вызвать у детей желание рассматривать иллюстрации и репродукции; эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; содействовать воспитанию эстетического вкуса к художественному искусству.
| Внести иллюстрации и репродукции на тему «Осень» | ||||||
Вечерняя прогулка | Игры с листочками « Образы из листьев» Цель: содействовать развитию творчества, воображения. ( Максим Т.) | Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
| Вынести лупы для рассматривания травянистых растений, спортивный инвентарь, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»
Тема "Осень. Приметы осени"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»
Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....
Сценарий осеннего развлечения "Осени приметы"
Осеннее развлечение для детей средней группы, позволяющие проверить и закрепить знания детей о приметах осени....
Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"
С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...
Тема недели: «Осенние хлопоты»(дары осени, труд осенью, приметы).
Цель: обобщать и расширять представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, которые созревают в осенний период; формировать представления о тесной взаимосвязи...
Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»
Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...
Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле
В авторской разработке представлен системный подход по развитию диалогической речи у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...