Творческий проект мини- музея "Что за чудо эти ткани"
проект (подготовительная группа) по теме
Развитие позновательно-т исследовательской активности ребёнка через организацию мини- музеев в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_za_chudo_eti_tkani.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Горняк, Локтевский район, МБДОУ «Детский сад «Сказка»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
МИНИ- МУЗЕЯ
«Развитие познавательно - исследовательской
активности ребёнка через организацию
мини-музеев в ДОУ»
Разработчик:
Цитович
Екатерина
Васильевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Проект средней продолжительности: 2-3 месяца.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы,
- воспитатели,
- родители,
- общественные организации (ателье, швейная фабрика, районный музей).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей.
В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
Сейчас многие МДОУ создают музеи, но они играют второстепенную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме фронтальных занятий, не придавая большой роли совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании.
Мы считаем, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе с мини-музеями.
Создание мини-музея способствует взаимодействовать педагогу с ребёнком, исследовать вещи и явления окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА
Функции познавательно-исследовательской деятельности раскрывает в своих книгах Короткова Н.А. . В лекциях «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Савенков А.И. отмечает, что «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий». Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет своё представление о возникновении волокон, ткани, об их истории, о его производстве, швейных и ткацких фабрик и их оборудовании. У ребёнка развивается интеллект, восприятие и речь.
В процессе реализации проекта использовали совместную деятельность детей и родителей (разные виды образцов ткани, лоскутная и бумажная аппликация), педагоги и родители используют материал об истории ткани, его производства и свойства.
Данный проект находится в процессе становления. Его теоретической основой является целый ряд интересных тем происхождения и возникновения ткани, одежды, оборудования для её изготовления.
Главная направленность изучения данной темы – отбор и систематизация значимого содержания знаний о происхождении различных видов ткани, её истории и производстве, швейных и ткацких фабрик, оборудования для производства нитей, ткани, одежды, профессий связанных с этим трудом, у детей дошкольного возраста.
Выше перечисленными авторами доказано, что дети дошкольного возраста способны усваивать знания отражающие закономерные явления окружающего мира: связь происхождения ткани с историей возникновения одежды, профессий (ткачиха, портной, швея, закройщик и т.д.), история швейного оборудования, ткацких и швейных фабрик и т.д.
Цель: создание системы работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с тканью.
Задачи:
1) Способствовать формированию интереса к истории происхождения волокон, ткани и возникновения ткацкого и швейного оборудования.
2) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,
3) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;
4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
1.Будет создан мини-музей в группе с экспонатами и методическим материалом.
2. Повысится уровень знаний детей о музеях, о происхождении ткани, способах её изготовления и одежды, профессий связанных с этим.
3. Повысится познавательная активность детей при ознакомлении со свойствами ткани, различным оборудованием, на котором она производится.
4. Будет развита креативность детей через создание совместных творческих работ с педагогами и родителями (проекты, сочинения, выставки, фотоколлажи, альбомы, коллажи, панно…).
5. Будет сформирован интерес к истории происхождения ткани, одежды.
6. Мотивационная готовность родителей к участию в создании и оформления мини-музея в группе.
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
События, мероприятия, действия | Цель события | Примечание |
Занятие «Ознакомление со свойствами ткани» | Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей. Определять особенности ткани. Что из какой ткани можно сшить (болонья, ситец, шифон, мех, драп и пр.). | |
Занятие «Ознакомление с профессией портной» | Познакомить с его деятельностью и результатами труда (швея, закройщик, т.е. портной) | |
Занятие «Знакомство с трудом работников лёгкой промышленности» | Закрепить знания о тканях, её видах, о швейной фабрике | |
Беседа «Как изготавливают ткани» | Дать знания об изготовлении ткани. Развивать умение сравнивать, делать выводы. | |
Беседа «Путешествие в прошлое профессий | Познакомить с профессиями прошлого. | |
Беседа «Путешествие в прошлое одежды» | Дать знания, что человек создаёт предметы для своей жизни | |
Беседа «путешествие в прошлое швейной машинки и иглы» | Дать знания, что человек создаёт предметы для своей жизни | |
Просмотр видеофильма «Что такое ткань?» | Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых | |
Сочинение детьми сказки «Приключение лоскутика» | Расширять словарный запас. Развивать воображение, фантазию. Развитие логического мышления путем создания проблемных ситуаций. | Запись на видео |
Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях» | Закрепить знания о профессиях связанных с нашей жизнью. | |
Развлечение ко дню легкой промышленности «Мастер на все руки» (о профессии портного). | Организация совместного с родителями праздника. | |
Перспективное планирование кружковой деятельности с детьми по работе с тканью | Знакомить в работе с тканью, нитками, обучение разных видов швов и т.д. | |
Аппликации «Волшебные лоскутки» | Знакомство с мозаикой. Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры. | |
Ручной труд «Вышивание салфеток» | Обучение шитью. | Выставка работ |
Аппликация «Бумажное плетение» | Учить изображению ручной степени трудности | |
Ручной труд «Цветы для моей мамочки» | Обучение петельному шву. Поощрять желание доставить радость другому, проявить заботу. | |
Игровое занятие по аппликации «Теремок» | Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок. Учить вырезать фигурки животных из ткани. | |
Аппликация «Цветочное панно» | Выполнять технику мозаичной работы. Развивать умение составлять композицию из геометрических форм. | |
Экскурсия в музей | Вызвать интерес к окружающему. Познакомить со старорусскими предметами швейного мастерства и ткачества. | фото |
Экскурсия в швейное ателье | Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье. Познакомить с процессом изготовления платья. | фото |
Экскурсия на швейную фабрику | Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда разных людей. Знакомство с трудом работников швейной промышленности. Укреплять навыки общественного поведения. | фото |
Рисование «Что мне понравилось на экскурсии» | Отражать свои впечатления об увиденном на экскурсии. | |
Выставка детских творческих работ «Прошлое, настоящее, будущее» | Обогащать знания детей через творческую деятельность | |
Выставка детских работ с вышивкой салфеток | Формировать эстетический вкус. | |
Опытническая работа по ознакомлению со свойствами ткани | Создание доступной деятельности с последующей информацией. Поощрять выдвижение детьми гипотез. | |
Сбор коллекции тканей | Привлечение родителей в процесс коллекционирования. | |
Составление ребусов и сканвордов | Обогащать знания детей. | |
Подборка стихов и рассказов | Для сопровождения бесед (С. Михалков «Заяц портной» и др.) | |
Картотека дидактических и словесных игр по ознакомлению с профессиями | Создание дидактического обеспечения (Д/и «Что у тебя шерстяное?» и «Что из какого материала?» и др. | |
Создание учебных презентаций для детей. Подборка иллюстраций и картинок. | Для сопровождения бесед с детьми. | |
Подбор литературных статей, научных консультаций. | Систематизировать информацию для педагогов. | |
Альбом с различными видами ткани. | Ознакомление со свойствами ткани. | |
Анкетирование родителей. | Рефлексия родителей по результатам создания музея. | |
Газета для родителей «Новости дня» | Информирование о делах в группе. | |
Оформление стенда с привлечением родителей «Что за чудо – эти ткани» | Создать условия для ознакомления с деятельностью группы. | Фото стенда |
Панно « Это вам родители» | Создание информационного центра. | |
Конкурс фотографий «Мы на экскурсиях» | Привлечение родителей в изготовлении фото. | фото |
Мастер-класс на родительском собрании « Мастера и мастерицы», викторины, музыкальные номера детей. | фото | |
Презентация мини-музея «Что за чудо эти ткани». Видео сочинений детей «Приключение лоскутка». | Видео |
Литература:
- Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (старшая и подготовительная группы). Москва 2005г.
- О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» (подготовительная к школе группа). Москва Мозаика-Синтез 2011г.
- О.В. Дыбина «Что было до… Путешествие в прошлое предметов» Москва 2002г.
- О.В. Дыбина «Рукотворный мир» игры-занятия. Москва. ТЦ Сфера 2011
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» Москва 1987г.
- Г.М. Казакова «Предшкольное образование детей в ДОУ» Москва Аркти 2007г.
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в д/саду» Москва 1990г.
- Л.И. Мусякина «Методическое руководство к картинам «Кем быть?» Москва 1989г.
- А.Н. Малышева, И.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Ярославль 2006г.
- Н.В. Нищеева «Мамы всякие нужны». Методические рекомендации по обучению рассказыванию. С-Петербург 2006г.
- К. Нефедова «Инструменты. Какие они?» Москва. Гном. 2010г.
- Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» Москва. Гном. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский информационно-творческий проект Мини-музей "Мой любимый город Энгельс"
Долгосрочный проект расчитан знакомить детей с любимым городом начиная со средней группы до подготовительной....
Исследовательский информационно-творческий проект Мини-музей «Мой любимый город Энгельс»
ПРОЕКТ "Мой любимый город"...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ–МУЗЕЯ «РОДНИК»
Одна из актуальных проблем в воспитании детей – это проблема патриотического воспитания. Понятие это очень емкое. Оно включает в себя воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, род...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к...
Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"
Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"...
Отчёт по краткосрочному творческому проекту младшего дошкольного возраста "Чудо валенки"
Была проведена предварительная работа:отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.В...
Творческий проект Кукольный спектакль «Снежное чудо»
Театрализованная деятельность в детском саду...