ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ–МУЗЕЯ «РОДНИК»
проект на тему

Лютова Лариса Петровна

Одна из актуальных проблем в воспитании детей – это проблема патриотического воспитания. Понятие это очень емкое. Оно включает в себя воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родной природе; воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, государственной символике, общенародным праздникам. Нельзя отказаться ни от одной из этих задач. Они все важны и находятся в тесной взаимосвязи, расширяют и дополняют друг друга. Патриотическое воспитание осуществляется комплексно: в повседневной жизни детей, через все виды деятельности.

 

   Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах детей семена любви к семье, дому, родному городу, истории и культуре родного края и страны. Возможности такого воспитания:

     

       * актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города;

       * воспитание начал патриотизма и гражданственности совместно с семьей;

       * развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, любви к семье, городу, стране, развитие национального самосознания;

      * вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы.

  
    В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своей семьей, народом, городом, страной.  

   Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование и развитие нравственных и патриотических чувств.  

  

    ЦЕЛЬ: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией по основным направлениям: «Моя малая родина» (семья, дом, детский сад), «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя», «Символика города и страны», «Народные истоки». Раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников и родителей на основе создания мини-музея. Способствовать самопознанию и саморазвитию всех участников проекта на основе приобщения к традиционной культуре родного края. 

 

    ЗАДАЧИ: создать условия для воспитания у детей любви к своей семье, городу, интереса к истории родного края и страны; уважения к культуре своего народа и других народов. Приобщить детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Воспитание граждан и патриотов своей страны. Формирование нравственных ценностей, потребности изучать историю и культуру своего народа. Развитие интереса к доступным детям явлениям социальной действительности.  

 

   ОСНОВА: создание в группе мини-музея.

 

  ПРОЕКТ: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

 

   УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.

 

                          ЭТАПЫ  ПРОЕКТА

  1 ЭТАП – постановка цели, сбор материала (семейных фотографий, открыток с видом города и других городов России, игр по ознакомлению с городом, подборка стихов, книг по теме и др.). Разработка плана проекта.

  2 ЭТАП  - разработка проектов: «Моя малая родина» (семья, детский сад, дом); «Мой город», «Родной край», «Наша Родина – Россия». Включение занятий в план-схему проекта.

   3 ЭТАП – презентация проекта в виде экскурсии по мини-музею.

 

   Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. В младенчестве и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь формируется его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, идеалы, ценности влияют на его дальнейшую судьбу. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, его внутреннему миру.

   В связи с тем, что мы работаем с особенными детьми, имеющими какие-либо отклонения в психическом развитии, любой материал педагогического процесса стараемся подавать, используя нетрадиционные методы и приемы. Вот и представления нравственно-патриотического воспитания мы решили дать своим воспитанникам через чувственные отношения к родственникам.

   Сначала мы определили для себя следующие задачи:

 

  1. Донести до понимания родителей значение действенности и силы семейного воспитания, его несопоставимость даже с высококвалифицированным воспитанием в детском саду и в школе.

 

   2. Повысить эффективность взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно-патриотических чувств.

   Работу проводили поэтапно.

 

   Первый этап – организационный.

                                   Методы работы

  • анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания;
  • мониторинговое обследование семейного положения родителей;
  • анализ анкетирования.

 

   Второй этап – творческий.

   Начали работу по формированию у детей интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи. Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома». Именно с его помощью дети смогли составлять своеобразные рассказы о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных делах и заботах, увлечениях, буднях и праздниках.

   Экспонаты  в альбоме мы меняли по темам: «Мой день рождения», «Наш Новый год», «Мамин праздник», «Мой папа», «Летний отдых», «Мы в Саратове живем».

   Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На родительском собрании с участием детей познакомили их с этим понятием. Заранее подготовили дидактический материал: альбом с семейными фотографиями, изображение дерева. Было предложено родителям и детям продолжить работу дома, изобразив генеалогическое древо семьи с правильным расположением членов семьи на нем.

   Очень заинтересовала нас всех такая форма работы, как создание семейного герба. Каждая семья создала свой герб с символической передачей традиций семьи. Выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая в ходе деятельности, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках. А узнав, научились любить и уважать историю своей семьи. Так у детей формировалось чувство гордости, добросердечности, дружелюбного отношения к своим членам семьи.

   Формированию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи мы использовали разнообразные формы работы:

  • беседа «Моя семья»;
  • дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
  • беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлений о родителях);
  • дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе и своей родословной);
  •  беседа «Отдыхаем всей семьей»;
  • встреча с близкими людьми: «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);
  • дидактическая игра «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими);
  • дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепление умения детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями);
  • беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
  • беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
  • беседа «Хозяйство семьи» (знакомство детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями по дому).

    Третьим этапом стала организационная выставка генеалогических древ и семейных гербов, обмен впечатлениями о совместной работе.

 

   Воспитательная ценность данных форм работы помогла нам подвести детей к пониманию связи между членами семьи, осознанию значимости действенного проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудило и упрочило в детях чувство благодарности, уважения к родителям и старшим членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ

           

       ПРОЕКТ МИНИ – МУЗЕЯ  «РОДНИК»

                            Автор проекта: воспитатель первой                                    

                         квалификационной категории
  Лютова Л.П.

                                                             

 

  Одна из актуальных проблем в воспитании детей – это проблема патриотического воспитания. Понятие это очень емкое. Оно включает в себя воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родной природе; воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, государственной символике, общенародным праздникам. Нельзя отказаться ни от одной из этих задач. Они все важны и находятся в тесной взаимосвязи, расширяют и дополняют друг друга. Патриотическое воспитание осуществляется комплексно: в повседневной жизни детей, через все виды деятельности.

   Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах детей семена любви к семье, дому, родному городу, истории и культуре родного края и страны. Возможности такого воспитания:

     

       * актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города;

       * воспитание начал патриотизма и гражданственности совместно с семьей;

       * развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, любви к семье, городу, стране, развитие национального самосознания;

      * вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы.

   
   В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своей семьей, народом, городом, страной.  

   Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование и развитие нравственных и патриотических чувств.  

   

    ЦЕЛЬ: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией по основным направлениям: «Моя малая родина» (семья, дом, детский сад), «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя», «Символика города и страны», «Народные истоки». Раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников и родителей на основе создания мини-музея. Способствовать самопознанию и саморазвитию всех участников проекта на основе приобщения к традиционной культуре родного края.  

    ЗАДАЧИ: создать условия для воспитания у детей любви к своей семье, городу, интереса к истории родного края и страны; уважения к культуре своего народа и других народов. Приобщить детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Воспитание граждан и патриотов своей страны. Формирование нравственных ценностей, потребности изучать историю и культуру своего народа. Развитие интереса к доступным детям явлениям социальной действительности.  

   ОСНОВА: создание в группе мини-музея.

  ПРОЕКТ: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

   УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.

                          ЭТАПЫ  ПРОЕКТА

  1 ЭТАП – постановка цели, сбор материала (семейных фотографий, открыток с видом города и других городов России, игр по ознакомлению с городом, подборка стихов, книг по теме и др.). Разработка плана проекта.

  2 ЭТАП  - разработка проектов: «Моя малая родина» (семья, детский сад, дом); «Мой город», «Родной край», «Наша Родина – Россия». Включение занятий в план-схему проекта.

   3 ЭТАП – презентация проекта в виде экскурсии по мини-музею.

   Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. В младенчестве и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь формируется его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, идеалы, ценности влияют на его дальнейшую судьбу. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, его внутреннему миру.

   В связи с тем, что мы работаем с особенными детьми, имеющими какие-либо отклонения в психическом развитии, любой материал педагогического процесса стараемся подавать, используя нетрадиционные методы и приемы. Вот и представления нравственно-патриотического воспитания мы решили дать своим воспитанникам через чувственные отношения к родственникам.

   Сначала мы определили для себя следующие задачи:

 

  1. Донести до понимания родителей значение действенности и силы семейного воспитания, его несопоставимость даже с высококвалифицированным воспитанием в детском саду и в школе.

   2. Повысить эффективность взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно-патриотических чувств.

   Работу проводили поэтапно.

   Первый этап – организационный.

                                   Методы работы

  • анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания;
  • мониторинговое обследование семейного положения родителей;
  • анализ анкетирования.

 

   Второй этап – творческий.

   Начали работу по формированию у детей интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи. Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома». Именно с его помощью дети смогли составлять своеобразные рассказы о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных делах и заботах, увлечениях, буднях и праздниках.

   Экспонаты  в альбоме мы меняли по темам: «Мой день рождения», «Наш Новый год», «Мамин праздник», «Мой папа», «Летний отдых», «Мы в Саратове живем».

   Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На родительском собрании с участием детей познакомили их с этим понятием. Заранее подготовили дидактический материал: альбом с семейными фотографиями, изображение дерева. Было предложено родителям и детям продолжить работу дома, изобразив генеалогическое древо семьи с правильным расположением членов семьи на нем.

   Очень заинтересовала нас всех такая форма работы, как создание семейного герба. Каждая семья создала свой герб с символической передачей традиций семьи. Выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая в ходе деятельности, родители и дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках. А узнав, научились любить и уважать историю своей семьи. Так у детей формировалось чувство гордости, добросердечности, дружелюбного отношения к своим членам семьи.

   Формированию интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи мы использовали разнообразные формы работы:

  • беседа «Моя семья»;
  • дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);
  • беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлений о родителях);
  • дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе и своей родословной);
  •  беседа «Отдыхаем всей семьей»;
  • встреча с близкими людьми: «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям);
  • дидактическая игра «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими);
  • дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» (закрепление умения детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями);
  • беседа «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);
  • беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
  • беседа «Хозяйство семьи» (знакомство детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями по дому).

    Третьим этапом стала организационная выставка генеалогических древ и семейных гербов, обмен впечатлениями о совместной работе.

   Воспитательная ценность данных форм работы помогла нам подвести детей к пониманию связи между членами семьи, осознанию значимости действенного проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудило и упрочило в детях чувство благодарности, уважения к родителям и старшим членам семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско - творческий краткосрочный проект «Будь здоров!»

Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителе к решению оздоровительных ...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...