Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"
проект (старшая группа) на тему

Биккинина Зульфия Талгатовна

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mini-muzey_kukly_v_natsionalnyh_kostyumah.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

Паспорт проекта

Расположение

занимает часть центральной стены  в группе.  Экспонаты  размещены  на  полках.

Содержание и экспонаты.

Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов мира, познакомить ребят с  историей костюмов и их национальным  орнаментом.

Сроки и продолжител. реализации проекта

1.10.15 -31.05.16.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники

воспитатели, дети, родители.

Возраст детей

5-6 лет.  

Форма проведения

групповая

Цель проекта:

- Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями.

- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.          

Задачи проекта:

- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

- - формировать у дошкольников представление о музеях;

- познакомить с национальными костюмами разных народов мира;

- Способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.

- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.

- Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской  и творческой деятельности

- Наладить сотрудничество педагог. коллектива с родителями.

Актуальность

Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем национальных костюмов разных народов мира; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Критерии и индикативные показатели

- увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;

- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;

- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-  Создание в групповой комнате мини – музея «Куклы в национальных костюмах» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненными  родителями.

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

- Умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями.

- Расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента.

 - Плодотворный результат по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование).

- Развитие творческих способностей детей.                                                                    

 - Приобщение детей к изобразительному искусству.                                                                        - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

- Развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе.

- Развитие интереса к музеям.

  - Умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме.

- Совместная творческая деятельность детей и родителей.  

 Продукт проектной деятельности

Мини – музей «Куклы в национальных костюмах»  с различными экспонатами по теме «Куклы в национальных костюмах»

- Составление альбома ««Национальные костюмы разных народов мира»  с детскими рисунками, аппликацией, раскрасками.  

Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников

Занятия для детей и среднего возраста проводятся 2 раза в две месяц продолжительностью 15-20 м.

                                                                                         

Презентация проекта

- Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини – музей «Куклы в национальных костюмах».

- Консультация для педагогов «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

Разработчик

проекта

Биккиннина Зулфия Талгатовна

Пояснительная записка 

Наша дружба, наша вера. 
С нами будет навсегда, 
Наша сила, наша воля. 
Не погибнет никогда! 

И пока на белом свете 
Солнце светит нам во след, 
Россияне, всем желаем. 
Быть едиными навек!

   Сегодня ситуация такова, что среди детей и сотрудников  в детском саду всё больше становится мигрантов.    В нашем педагогическом коллективе есть русские, молдаване, украинцы, лезгины, татары, башкиры и т.д. . Национальности детей ещё более обширны: русские, украинцы, молдаване, армяне, таджики, азербайджанцы, чеченцы, грузины. Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей.  К сожалению, уровень знаний по данному вопросу очень низкий, нет достаточного количества пособий, литературы. А ведь ещё не так давно, работа по поликультурному воспитанию велась очень активно. Сохранились костюмы, пособия, но, увы, их состояние оставляет желать лучшего. Работу приходится начинать почти с нуля, но это не пугает. Главное, желание и творческий подход. И мы, воспитатели средней группы начали эту работу с детьми и их родителями. Так как наша группа считается самой интернациональной - в нашей группе дети разных национальностей – 12 – национальностей.  И на первом же родительском собрании в этом году мы с родителями решили, что мы создадим  в нашей группе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет нашим детям более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитатель в детях дружелюбие между разными нациями. И это нам удалось, дети с удовольствием принимают участие в непосредственно-образовательной деятельности, играют в различные национальные игры и главное стали дружными.

- Курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Н. Рыжова (72 ч.)

- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.

- Подбор экспонатов в мини – музей «Куклы в национальных костюмах». (старые куклы, которые родители согласились обшить в свой национальный костюм)

- Покупка фарфоровых  кукол в национальных костюмах.

- Специально подобранная литература на тему «Куклы в национальных костюмах»

-Подборка сказок «Сказки разных народов мира».

- Подборка подвижных игр «Игры разных народов мира»

 - Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Организационный компонент. Реализация проекта.

Познание. 

Формирование целостной картины мира.

- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».

- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.

- Знакомство с «музеями одного предмета», их историческим значением.

- Знакомство с понятием «экспонат» музея.

- Знакомство с  разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент …)

Художественное творчество.

- «Хантыйский оберег» (аппликация)

- «Разукрасим татарский фартук» (рисование)

- «Узбекский свадебный костюм»  (аппликация)

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры:    «Мы ходили в музей»

Дидактические игры:

 «Оденем куклу в русский народный костюм»

 «Подбери головной убор»

 «Собери костюм»

Чтение художественной литературы.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Хантыйская сказка «Нарты с золотом»

- Татарская сказка «Бедняк и два бая»

- Узбекская  сказка «Маленький пузырь и девочка» ….

Коммуникация.

- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.

- Беседы о экспонатах нашего мини – музея «Куклы в национальных костюмах», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.

Труд:

- Организация выставок детских работ.

- Оформление мини – музея «Куклы в национальных костюмах».

- Изготовление экспонатов в мини – музей.

Безопасность.

- Беседы о правилах поведения в общественных местах.

- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее.  Дети знают, что  самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.

Совместная деятельность детей и родителей.

Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Октябрь

  1. «Музей – что это? » (экскурсия в гр.№3 мини-музей «Курочка-ряба»)
  2. «Экспонат -  что это?»
  1. Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям»
  2. Консультация «Мини-музей в детском саду»

Ноябрь

  1. «Путешествие в прошлое одежды»
  2. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
  1. Организация работы в создании в группе мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
  2. Конкурс «Одень куклу в свой национальный костюм»

Декабрь

  1. «Народная игрушка-кукла-самоделка»
  2. Наша  кукла  Дуня в сарафане.

  1. Оформление уголка для мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
  2. Вручение грамот за помощь в создании мини-музея «Куклы в национал. костюмах» в группе.

Январь

  1. Аппликация «Хантыйский оберег»
  2. Чтение хантыйской сказки «Нарты с золотом»
  3. Хантыйская подвижная игра «Солнце (херро)»
  1. Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах»  группы №4 «Белочка»
  2. Консультация «Что такое музейная педагогика»

Февраль

  1. «Оденем куклу Алсу в татарский национал.   костюм» (познание)
  2. Рисование «Разукрасим татарский фартук»
  3. Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»

1. Конкурс «Я моя семья в национальном костюме»

2. Распечатать раскраски для детей «Национальные костюмы»

Март

  1. «Узбекский свадебный костюм»  (аппликация)
  2. Чтение узбекской народной сказки «Маленький пузырь и девочка»
  3. Узбекские подвижные игры «Ловушка»(Копкон), «Кто ловкий» (Ким чакон)

Консультация: «Роль  семьи  в духовно-нравственном воспитании детей  дошкольного возраста»

Апрель

  1. «Оденем куклу Марусю в украинский народный костюм» (аппликиция+познание)
  2. Чтение украинской народной сказки «Зачье сало»
  3. Украинские подвижные игры «Горелки»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Май

  1. «Приоденем Айнагуль в киргизский народный костюм»
  2. Чтение художественной литературы  «Азрет-султан и бедная девушка» (киргизская народная сказка)
  3. Киргизские подвижные игры «Ударить по тыкве», «Верблюд и верблюжонок»

Конкурс поделок «Все мы дружная семья»

 В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Косарева  В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
  2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
  3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
  4. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
  5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.
  6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239  
  7. Хантыйские сказки - http://skazki.yaxy.ru/235.html
  8. Народные подвижные игры - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».

Цели и задачи:     познакомить  с народным традициям, обычаями, обрядами;расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного во...

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»

Педагогический творческий проект «Национальные костюмы народов России»...