Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ
консультация на тему
выступление на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» на региональном семинаре-практикуме «Интегративный подход к решению задач адаптации детей к детскому саду» для педагогов дошкольных образовательных учреждений г.Нижнекамска на базе МБДОУ № 73
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz_v_usloviyah_dou.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.
Международные документы по проблемам инвалидов, в том числе «Конвенция о правах ребенка» призваны обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности наряду со здоровыми детьми.
Коллектив ДОУ проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как и их сверстники. Подбирает такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Практика коррекционной работы побудила нас изучить и внедрить опыт интегрированного обучения. Существуют следующие модели интеграции:
- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;
- временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
С целью обеспечения системы развивающего обучения, с детьми-инвалидами коррекционная работа осуществлялась параллельно развивающей, так как эти дети в интеллектуальном развитии не только не отставали от сверстников, но и опережали многих. Это позволило раскрыть их потенциальные возможности. Дети-инвалиды наравне со сверстниками привлекались к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ, включались в поисковую и исследовательскую деятельность. Илья М. представил на детской исследовательской конференции для дошкольников, организованной в 2010 г. свой проект на тему «Подводная лодка». Илюша с удовольствием посещал занятия по плаванию в городском бассейне, его художественные работы участвовали в различных выставках. Активное привлечение мамы к организации досуга детей: организация мастер-классов по работе с гофрированной бумагой, изготовлению рамочек для фотографий из природного материала, способствовало повышению авторитета ребенка в глазах сверстников и ответная благодарность мамы за созданный психологический климат для его ребенка в массовой группе детского сада. И как следствие ребенок-инвалид не стесняясь своего маленького роста, участвовал охотно в разных ролях на утренниках, в постановках спектаклей. Дети при этом ему помогали, поддерживали, болели за него, никому в обиду не давали.
Отрадно было услышать, что обучаясь в школе, в этом учебном году он занял призовое место в городском конкурсе «Юный исследователь». Регулярно в детском саду организуем персональные выставки детского творчества детей-инвалидов, рисунки используем как в оформлении группы, так и интерьера ДОУ. Дина О. проявлявшая уже в детском саду способности к изобразительной деятельности в данный момент проявила свой талант, получая дополнительное образование в городском ЦДПО «Радуга».
Привлечение детей к участию во всех выше перечисленных мероприятиях показало, что активная деятельность делает их более общительными, они откликаются на все важные события в жизни не только в ДОУ, но школы.
В настоящее время в моей группе воспитывается - 1 ребенок- инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для данного ребенка характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня: увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.
В домашних условиях предлагаем родителям учить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладевать различными действиями с ними. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка.
Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Уже с трехлетнего возраста дети нашей группы охотно помогали Владу преодолеть трудности: при одевании после сна ловко справлялись с пуговицами на рубашке и застежками на обуви, приносили детский стул на занятие, а сейчас сопровождают на индивидуальные занятия к специалистам, помогают спускаться по ступенькам лестницы со второго этажа, оберегают его при подвижных играх, возят на санках во время экскурсий.
На собственной практике убедились, что наиболее способствуют решению коррекционных задач следующие виды деятельности: аппликация, лепка и ручной труд и проводимый мною кружок «Умелые ручки» позволяет уделить Владу больше внимания и времени для развития мелкой моторики.
Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.
Система коррекционно-педагогической работы с ребенком-инвалидом предусматривает работу с семьей. Помогаем семье выработать правильное отношении к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка-инвалида. Формируем оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, вместе с педагогом-психологом обучаем их доступным приемам коррекционной работы. В силу тяжести двигательных нарушений рекомендуем поиграть в разные игры, которые можно без особых усилий найти, как на сайте нашего детского сада, так и на других сайтах для дошкольников.
На своем опыте я убедилась в том, что при работе с детьми-инвалидами в условиях массового детского сада к ним должен быть индивидуальный подход, постоянный контроль, нужна частая смена деятельности, их надо любить и чаще хвалить.
Свое выступление хочется закончить хорошим высказыванием: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждает и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты. Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МБДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида» г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МБДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники групп компенсирующей направленности помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. Эти причины приводят к тому, что у детей присутствуют определенные личностные особенности, которые отражаются в поведении ребенка и его деятельности. К тому же в группах есть дети с задержкой интеллектуального и нередко психического развития, дети — инвалиды, дети с синдромом двигательной расторможенности, со стрессом аутического спектра и др. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности не только педагогов и медицинских работников, но и значительного числа других специалистов социальных работников, психологов, юристов. Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Похожая статья: Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача — помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении многих лет в нашем детском саду используется медикаментозное лечение, предложенное узкими специалистами детского поликлинического отделения, и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Психотерапевтические методы помогают в работе с детьми, имеющими как функциональные, так и органические поражения центральной нервной системы. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, поощрении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения. Психотерапевтическое воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. Мы стараемся дифференцировать это воздействие по возрасту детей. Если у ребенка не получается какое-либо упражнение, логопед и педагоги дают совет, как добиться удачи, вселяют уверенность в позитивном результате. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется получение «солнышек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи, изменений к лучшему поведению. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений. Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы: 1. Сказкотерапия — уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. 2. Смехотерапия — метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях. 3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев. 4. Пескотерапия — метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными. 5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Похожая статья: Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности 6. Игротерапия помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с ОВЗ в штате МБДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач — педиатр, врач — фтизиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты. Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития. Мы считаем, что сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием инклюзивного образования. При этом центры психолого-медико-социального сопровождения (например, такие как центр «Сознание» Октябрьского района г.Красноярска) выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
Консультация для родителей на тему: «Социальная адаптация детей к новым условиям жизни»
Как организовать благоприятную адаптацию на переходе от дошкольного к начальному образованию? Желательно создать детям психолого-педагогические условия в этот период: Организация режима шк...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Выступление для воспитателей. «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средов...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"
В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в ...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...