Годовой план психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей в СП Лекотека в 2015-2016 у/г.
методическая разработка на тему
Годовой план включает работу психолога по основным направлениям с родителями, педагогами и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_raboty_pedagoga-psihologa_2015-2016_g.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю ___________ Т.В. Козырева Заведующий МКДОУ «Новохоперский ЦРР – д/с № 1»
|
Годовой план
Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в
СП Лекотека на 2015-2016 учебный год
педагог-психолог
О.Н. Ерина
Цель работы педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях лекотеки.
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать гармонизации психологического климата полколлектива лекотеки.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем.
- Способствовать
- Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах.
- Обучение родителей и педагогов детского сада по использованию в работе оборудование лекотеки и методам игро¬вого взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.
- Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных обра-зовательных учреждениях.
- Помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка.
Приоритетные направления работы:
Психологическая безопасность образовательной среды.
Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ.
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Сентябрь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1.Индивидуальная диагностика детей, изучение медицинских карт. 2. Совместно с социальным педагогом выявление детей «группы риска». 3.Составление банка данных на детей с ОВЗ. | Сбор анамнеза, анкетирование. | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. | |
Просвещение и профилактика | 1.Знакомство с поступившими детьми. 2. Посещение кабинета психолога и сенсорной комнаты. 3. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 3. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). | 1.Рекомендации по созданию развивающей среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 2. Методический час. | 1.Знакомство с родителями поступивших детей. 2. Формирование запроса. 3. Организационное родительское собрание. 4.Наглядная стендовая информация: - Возрастные особенности детей; - Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. 5. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1.Консультации и рекомендации на тему «Особенности работы педагога в адаптационный период с детьми с ОВЗ». 2.Консультации по запросу. | Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка. | |
Организационно- методическая работа | 1. Обработка и анализ диагностических карт, протоколов. 2. Подготовка наглядных материалов по адаптации. 3. Заполнение текущей документации. 4. Подготовка бланков для диагностики. 5. Подбор и составление индивидуально-ориентированных программ для детей. 6. Подготовка диагностического инструментария для обследования. 7. Обработка информации для составления банка данных о детях «группы риска», детей с ОВЗ. | 1. Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей. 2. Подготовка рекомендаций по результатам диагностики детей. 3. Заполнение текущей документации. 4. Методический час с специалистами Лекотеки. 5. Участие в работе МО педагогов-психологов района. | 1. Подготовка консультаций и рекомендаций в соответствии с индивидуально-ориентированной программой. 2. Оформление наглядной информации и буклетов. 3. Заполнение текущей документации. 4. Подготовка выступления для родительского собрания: Основные формы и методы взаимодействия в Лекотеке. 5. Подготовка наглядной стендовой информации. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. | Анализ совместно с заведующим развивающей среды Лекотеки в соответствии с возрастными особенностями детей и их особыми потребностями. |
Октябрь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1.Обследование детей по запросу родителей, специалистов. 2. Диагностика психологического комфорта детей в Лекотеке (проективные методики, наблюдение). | Изучение профессиональной направленности личности (модификация Р.Р. Калининой). | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.
| Игровая коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по рекомендациям психолога. | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). | 1. Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей в условиях Лекотеки». 3. Методический час. | 1.Наглядная стендовая информация: - «Кризис 3 лет»; - «Психологическое здоровье наших детей»; - «Развиваем мышление»; 2. Беседы с родителями детей по запросу. 3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 2. Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми «группы риска» и детей с ОВЗ. 4.Психологическая безопасность детей в Лекотеке. | 1. Консультации, посвященные роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ. 2. Консультации на тему «Особый ребёнок». 3. Индивидуальные консультации, стендовая информация по запросу родителей и администрации. | |
Организационно- методическая работа | 1. Подготовка материалов для обследования. 2. Обработка диагностических материалов. 3. Заполнение текущей документации. 4. Составление рекомендаций, заключений, корректировка индивидуальных маршрутов для развивающей работы. 4. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Подготовка консультации и рекомендаций по работе с семьями «группы риска», с родителями детей с ОВЗ. 3. Подготовка материалов по выявлению творчески одаренных детей. 4. Подборка материалов для выступления на семинаре, занятия с специалистами. | Подготовка к консультациям, подборка материалов для групповых совместных сеансов. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. |
Ноябрь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1Диагностика личности («Лесенка», «Кактус»). | Анкетирование совместно с социальным педагогом на предмет удовлетворенности работой в Лекотеке. | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога). | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). | 1. Рекомендации по развитию личностной сферы детей. 3. Семинар «Основные направления работы с детьми с ОВЗ в условиях Лекотеки». 4. Методический час. | 1. Наглядная стендовая информация: - Эмоциональное развитие ребенка; - О наказаниях и поощрениях. 2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1. Консультирование по использованию рекомендаций психолога по развитию личностной сферы детей. 2. Рекомендации по организации игровых сеансов. | 1. Консультации, посвященные роли семьи в воспитании личности и эмоционального мира ребенка 3. Индивидуальные консультации по развитию творческих способностей детей. | |
Организационно- методическая работа | 1. Подготовка материалов для обследования личностной сферы детей. 2. Обработка диагностических материалов. 3. Заполнение текущей документации. 4. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Подготовка рекомендаций по результатам диагностики личностной сферы детей. 2. Подготовка рекомендаций по организации игровых сеансов. 3. Подборка материалов для семинара. | 1. Подготовка к консультациям с семьями детей с творческой одаренностью, семьями детей, имеющих проблемы в общении. 2.Индивидуальные консультации по развитию психических процессов у старших дошкольников. 3. Подготовка наглядной стендовой информации. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. |
Декабрь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | Промежуточная диагностика детей, подготовка материалов для ТПМПК. | 1. Изучение самоанализа педагогической деятельности (Р.Р. Калининой). 2. Сбор информации о проявлении негативных эмоциональных проявлениях у детей во время игровых сеансов. | Диагностика родительского отношения к детям, эмоциональных отношений в семье. (Методика «Родительское сочинение», Тест-опросник родительского отношения к детям). |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | 1.Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога). | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3. Выезд совместно с социальным педагогом в семью ребенка с ОВЗ. | 1. Рекомендации по формированию позитивных взаимоотношений родителей и детей. 2. Занятие с элементом тренинга «Тренинг публичного выступления для специалистов». 3. Методический час. | 1. Выступление на родительском собрании по вопросу профилактики детско-родительских отношений. 2. Памятки: «Принципы общения родителей с детьми», «Учимся общаться». 3. Стендовая информация: - Отдельные сюжеты повседневной жизни. - Дети с повышенным чувством ответственности, стеснительные и замкнутые. 4. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1. Консультирование по использованию рекомендаций психолога по формированию позитивных взаимоотношений родителей и детей. | 1. Консультации по вопросам сохранения психологического здоровья детей. 2. Индивидуальные консультации по запросу родителей. | |
Организационно- методическая работа | 1. Подготовка материалов для обследования детей. 2. Обработка диагностических материалов. 3. Заполнение текущей документации. 4. Подготовка материалов для игровых сеансов. | 1. Подготовка консультации и рекомендаций по работе с семьями воспитанников. 2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с семьями, находящимися в сложных жизненных ситуациях. 3. Подготовка к тренингу с специалистами. | 1. Подготовка к консультациям и родительскому собранию. 2.Индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей. 3. Подготовка наглядной стендовой информации, памяток к родительскому собранию. 4. Обработка тестов и анкет. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. | Изучение документации по планированию педагогами развивающей работы с детьми (по рекомендациям психолога). |
Январь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | Промежуточная диагностика детей, подготовка материалов к ТПМПК. | Тестовый опрос воспитателя на изучение особенностей понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями. | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога). | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. Рекомендации по коррекционно-развивающей работе в домашних условиях. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3. Выезд совместно с социальным педагогом в семью ребенка с ОВЗ. | 1. Методический час. 2. Районный семинар «Проектирование индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». | 1. Памятки, буклеты по работе с детьми с ОВЗ (в соответствии с диагнозом). 2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | Консультация по вопросу заполнения документации в лекотеке. | По запросу и в соответствии с планом сопровождения семьи. | |
Организационно- методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Подготовка тестовых опросников, обработка данных. 2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с семьями одаренных детей и детей «группы риска». 3. Подготовка к семинару. | 1. Подготовка к консультациям. 3. Подготовка наглядной стендовой информации по вопросу профилактики детско-родительских отношений. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. |
Февраль | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | Диагностика межличностного взаимодействия детей в лекотеке. | Изучение характера общения педагога с детьми в разных образовательных ситуациях (наблюдение). | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога). | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3.Неделя психологии. | 1. Занятие с элементом тренинга «Профессиональное самосовершенствование». 2. Методический час. 3. Семинар «Формы работы с детьми со сложными нарушениями». | 1. Выступление на родительском собрании по вопросу взаимоотношений детей с детьми и взрослыми. 2. Стендовая информация: - Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком. - Как научить ребенка делиться. 3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи в ходе ИКРР с детьми. 2. Консультирование по устранению недочетов в общении с детьми. | 1. Индивидуальные консультации по вопросу межличностных отношений детей со сверстниками и педагогами. | |
Организационно-методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов. | 1. Обработка данных по изучению характера взаимоотношений педагога с детьми. 2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с детьми. 3. Подготовка к семинару. | 1. Подготовка к консультациям. 3. Подготовка наглядной стендовой информации. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. | Наблюдение за характером общения педагога с детьми в разных образовательных ситуациях. |
Март | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1.Диагностика по запросу родителей и специалистов. 2. Диагностика детских страхов. | ||
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | 1. ИКРР с детьми - оказание различных видов педагогической помощи. | 1. Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. 2. Рекомендации по развивающей работе с детьми в домашних условиях. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3. Выезд в семью совместно с социальным педагогом. | 1. Тренинг «Смотрю, вижу, наблюдаю». 2. Методический час. | 1. Стендовая информация: - Двадцать способов избежать наказания. - Как говорить ребенку «нет» и не чувствовать себя виноватым? - …Ещё раз о наказании. 2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи детям в общении со сверстниками. | 1. Индивидуальные консультации по запросу родителей и в соответствии с планом сопровождения семьи. | |
Организационно- методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов. | 1. Подготовка к тренингу. 2. Подготовка рекомендаций по оказанию различных видов педагогической помощи в ходе ИКРР с детьми. 3. Заполнение текущей документации. | 1. Подготовка к консультациям, 2. Подготовка наглядной стендовой информации. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. |
Апрель | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1. Диагностика личностной сферы детей. | Рекомендации по результатам диагностики личностной сферы детей. | |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | 1. ИРР с детьми - оказание различных видов педагогической помощи. | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3. Выезд в семьи детей совместно с социальным педагогом. | 1. Семинар-практикум «Психолого-педагогические основы включения ребенка с ОВЗ в группу сверстников». | 1. Стендовая информация: - Развиваем мыслительные операции и речь ребенка-дошкольника. - Что должен уметь будущий первоклассник? 2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | 1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи детям развивающих групп. 2. Консультация «Каждый педагог – психолог». | 1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей. | |
Организационно- методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Подготовка к семинару. 2. Заполнение совместно с воспитателями карт выпускников. 3. Заполнение текущей документации. | 1. Подготовка к консультациям, 2. Подготовка наглядной стендовой информации. 3. Заполнение текущей документации. |
Экспертная работа | Участие в ТПМПК. | Психологический анализ НОД в старших группах. |
Май | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | 1. Итоговая диагностика, подготовка материалов для ТПМПК. . | 1. Рекомендации по результатам диагностики детей. 2. Анкета «Сотрудничество с психологом» (в целях выявления запросов педагогов, администрации и определения перспективы работы на следующий год). | Анкета «Психолог и я» (выявление запросов родителей и определения перспектив работы на следующий год). |
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Оказание различных видов педагогической помощи семьям в летний период. | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. Оказание различных видов развивающей помощи семье детям в летний период (по рекомендациям психолога). |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). | 1. Тренинг для педагогов лекотеки «Я, ты, мы». 2. Методический час. | 1. Участие в родительском собрании по вопросам воспитания и развития. 2. Стендовая информация: - Детские страхи – ступеньки детства. - Как выбрать книжку для ребенка. 3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | Консультация «Влияние игр с песком и водой на психическое развитие ребенка». | 1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей. | |
Организационно-методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Подготовка к тренингу. 2. Обработка и анализ анкет. 3. Заполнение текущей документации. 4. Подготовка консультаций по психологическим аспектам организации работы с детьми в летний период. 5. Подготовка консультации «Влияние игр с песком и водой на психическое развитие ребенка». | 1. Подготовка к консультациям. 2. Подготовка наглядной стендовой информации. 3. Обработка и анализ анкет. 4. Заполнение текущей документации. |
Июнь | |||
Направление деятельности | Дети | Педагоги | Родители |
Диагностика | Анкета «Мои плюсы и минусы в общении с родителями». | ||
Коррекционно-развивающая деятельность | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам. | Оказание различных видов педагогической помощи семьям в летний период. | Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах. Оказание различных видов развивающей помощи семье детям в летний период (по рекомендациям психолога). |
Просвещение и профилактика | 1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей. 2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой). 3. Выезд в семьи детей совместно с социальным педагогом. | 1. Семинар «Анализ эффективности реализации индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях лекотеки». 2. Методический час. | Групповые игровые сеансы совместно с детьми. |
Консультирование | Консультация «Специальные приемы с родителями-молчунами, родителями-говорунами. | 1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей. | |
Организационно-методическая работа | 1. Обработка диагностических материалов. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка материалов для игровых сеансов | 1. Обработка и анализ анкет. 2. Заполнение текущей документации. 3. Подготовка консультаций | 1. Подготовка к консультациям. 2. Подготовка наглядной стендовой информации, обработка и анализ анкет. |
Отчетно-аналитическая и проектная деятельность | 1. Составление статистической справки по итогам работы педагога-психолога ДОУ. 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога ДОУ за учебный год. 3. Подготовка проекта плана психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в лекотеке. | ||
Деятельность в течение 2015-2016 учебного года | 1. Психологическая деятельность по запросам администрации ДОУ, педагогов, родителей. 2. Организация работы на базе ДОУ консультационного центра для родителей детей не посещающих дошкольное учреждение Новохоперского района. 3. Участие в работе РМО педагогов-психологов в дошкольных учреждениях, семинарах, конференциях и других мероприятиях системы образования районного уровня. 4. Подготовка публикаций в периодические издания. 5. Ведение личной странички педагога-психолога на сайте ДОУ. 6. Ведение профессионального портфолио на НС портале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год
В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016-2017 учебный год
Основной документ, необходимый для работы психолога в детском саду...
Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье.
Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье. Семейное образование в РФ определяется статьей 17 ФЗ РФ об образовании в...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...