Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников методическая разработка
методическая разработка по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»
Е.В. Болбас
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников
Полысаево 2012
Автор-составитель Болбас Елена Владимирована, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»
Данная работа посвящена актуальной проблеме социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
В работе рассматривается игровая деятельность с точки зрения действенного средства социализации дошкольников, представлены новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников.
Адресована работникам дошкольных учреждений.
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников [Текст]: методическая разработка / авт. – сост. Е.В. Болбас. Полысаево, 2012 –с.Введение
Политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. За последние годы выходит ряд документов, приказов Правительства РФ, которые регламентируют важные процессы развития, функционирования дошкольного образования. В Кемеровской области успешно внедряются новые формы дошкольного образования, организуется работа по уменьшению очерёдности. Очевидно, что система дошкольного образования находится в зоне приоритетного внимания.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что в условиях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому особое значение в настоящее время приобретают вопросы, связанные с социализацией дошкольников.
Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в стране и определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи.
Анализ практики воспитания детей показывает недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, являющихся одним из главных показателей их социализированности. Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей и нехваткой мест в дошкольные учреждения. В связи с вышеизложенным важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Рассматривая проблему социализации ребёнка дошкольного возраста, мы опирались на идею активизации личности в условиях включения её в социально значимую деятельность (А. С. Макаренко), роль коммуникативных умений, общения и речи в развитии ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожец). Кроме этого, нами поддерживается утверждение о значимости периода детства и ведущем виде деятельности – игре.
Говоря об игре современного дошкольника, следует отметить, что дети любят самые разнообразные игры: подвижные («Догонялки», «Прятки» и др.), настольно-печатные («Домино», «Мозаика», «Лото» и др.), компьютерные («Стрелялки», игры с роботами, «Гарри Поттер» и др.), сюжетно-ролевые («Дочки-матери», «Война», «Крутые человечки», «Кафе» и др.). У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек-паук, полицейские, принцессы Винкс. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных).
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) одной из ведущих названа образовательная область «Социализация».
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
· развитие игровой деятельности детей;
· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Целью данной работы является выявление сущности и специфики социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Понятие «социализация»
Впервые в 1887 году американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация».
Существует два подхода в социализации: субъект - объектный и субъект - субъектный. Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации (Э. Т. Парсонс). Сторонники второго подхода считают, что человек активно участвует в процессе социализации, т.е. субъект – субъектного подхода (Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид). Основываясь на субъект - субъектный подход, социализация - это развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.
При социализации действуют условия, которые принято называть факторами, они объединяются в четыре группы.
1. Мегафакторы (от англ. «мега» - «очень большой, всеобщий») - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2. Макрофакторы (от англ. «макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
3. Мезофакторы (от англ. «мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); принадлежности к определенным субкультурам.
4. Микрофакторы (от англ. «микро» - «маленький»), влияющие на конкретных людей - семью, домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации.
Деятельность как интегративный компонент социализации
Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, Л. А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни, она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов.
Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям:
1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ. Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В. С. Безрукова называет идеей, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т. д.
Таким системообразующим фактором является игра, определённая в ФГТ как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.
В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступать социализация ребёнка.
В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразные для решения данной задачи и способные интегрироваться с другими играми.
В программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы и др.) определено, что решение задач игровой деятельности дошкольников происходит в таких видах игр: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических.
Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка. В играх формируется принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я – большой»). Игра - своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Содержание игр способствует конкретизации и систематизации знаний (когнитивный компонент всех образовательных областей, образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы»). Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития. Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренных нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).
Таким образом, значение игры как формы образования состоит в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
Новые подходы к организации игровой деятельности
в дошкольном учреждении
Говоря об организации игровой деятельности дошкольника как о свободной деятельности, нами поддерживаются идеи развития игровой позиции воспитателя, которая основывается на общих принципах игры. Игровая позиция воспитателя включает в себя ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Мы убеждены, что сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнёра, режиссёра, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на её развитие.
Практическую значимость проблемы мы видим в поиске новых подходов к организации игровой деятельности, влияющей на социализацию дошкольников. Этапы деятельности:
1 этап. Определение уровня игровых умений детей.
2 этап. Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников. Обобщение опыта работы.
Итак, рассмотрим подробно содержание деятельности на этапах.
Содержание деятельности 1 этапа. Определение уровня игровых умений детей.
В программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса) определены умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности детей старшего возраста. Так, в образовательной области «Социализация» ребёнок умеет договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш. Объясняет правила игры сверстникам. После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
Для того чтобы уточнить уровень игровых умений детей, оценить эти умения, нами проведены наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников. Мы применяли диагностические карты пособия «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы», разработанные автором - составителем Ю. А. Афонькиной.
Нами было обследовано 25 детей старшего дошкольного возраста.
В результате диагностики образовательной области «Социализация» раздела «Развитие игровой деятельности» получены следующие результаты:
· побуждение к игровой деятельности ситуативное. Детей, не проявляющих интерес к игровой деятельности, не выявлено.
· 88% детей могут договариваться о последовательности совместных действий с помощью взрослого, 12% детей – самостоятельно.
· У 44% детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие носит ситуативный характер, у 28% детей – неустойчивый, у 28% детей – устойчивый.
· У 44% детей развито умение самостоятельно разрешать конфликты, возникшие в ходе игры, у 56% детей - с помощью воспитателя.
· 36% детей умеют самостоятельно создавать новые игры и развивать их, у 64% детей - совместно с воспитателем.
· У 40% детей развито умение самостоятельно высказываться по поводу процесса игры, у 60% детей - с помощью воспитателя.
Результаты исследований позволили разработать комплекс мер по формированию игровых умений детей, влияющих на социализацию дошкольников. Следует отметить, что нами найдены новые подходы к реализации поставленных задач.
Содержание деятельности 2 этапа.
Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников.
1. Разработана модель полиигрового пространства (С. В. Проняева).
2. Разработана структурная модель игровой деятельности на один день.
3. Разработаны и апробированы новые приёмы организации игровой деятельности с детьми («Почта любимого героя сказок», «Сундучок с сюрпризами», «Выбор игр на день»).
4. Разработана картотека любимых детских игр (пользователи – дети).
5. Проведены игровые тренинги с родителями («Любимые игры нашего детства», «Во что играют дошкольники?», «Народные игры»).
Рассмотрим подробнее комплекс мер по формированию игровых умений детей с учётом задач социализации.
Модель полиигрового пространства, созданная в старшей группе, представлена на схеме.
|
Рис. 1. Модель полиигрового пространства в старшей группе.
На схеме видно, что представлены 3 вида игр. Характеристику данных игр дала С. Л. Новосёлова. В таблице 2 представлены примеры тех игр, которые мы организуем с детьми старшей группы.
Таблица 2
Классификация игр для детей старшей группы
Классификация игр | Название игры |
Самодеятельные игры отражают субкультурный личный игровой опыт детей (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские, игры-экспериментирования) | Сюжетно-ролевые - «Семья», «Поликлиника». Режиссёрские игры по мотивам произведений «Цветик-семицветик», «Волшебник изумрудного города». Театрализованные «Телефон», «Узнай себя». Игры-экспериментирования - «Кубики льда», «Буль-буль»
|
Игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психо-гимнастические, досуговые, тренинговые, подвижные, спортивные)
| Игры на социализацию - «Зеркало», «Продолжи движение», «Улитка - чемпион», «Скучно - скучно так сидеть», «Ты - кирпичик, я - кирпичек, а вместе – общий дом» и др. Подвижные игры - «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Уголки», «Мы весёлые ребята» и др. С элементами соревнований - «Кто выше?», «Кто быстрее?» и др. |
Народные игры, которые вводят детей с национальную игровую культуру | Подвижные - «Васька - кот», «Посягутки», «Воевода», «Заря-заряница». Игры малой подвижности - «Колечко», «Верёвочка», «Молчанка» |
Решая задачи социализации дошкольников, нами разработана примерная структурная модель игровой деятельности на один день, которая отражает новые подходы, разработанные с учётом требований ФГТ, с ориентацией на гуманизацию взаимодействия с детьми.
Таблица 3
Модель игровой деятельности в режиме одного дня старшей группы
Виды деятельности | Тема месяца - «Новый год» |
Содержание | |
Прием детей | Игры для дружбы, для хорошего настроения, на внимание
|
Общение | Сундучок с сюрпризами (внесение новых игр, атрибутов). Традиция «Выбор игр на день». Игры-забавы «Мыльные пузыри», «Воздушные шары» |
Непосредственная образовательная деятельность | Почта Деда Мороза / Почта любимого героя. Экспериментирование «Лаборатория Снегурочки». Музицирование «Оркестр нетрадиционных шумовых инструментов». Режиссёрская игра по мотивам рассказов о Дедушке Морозе и Снегурочке на игровом макете «Великий Устюг-родина Деда Мороза» |
Прогулка | Подвижная игра «Два Мороза». Сюжетно-ролевая игра «Строительство снежного замка» |
Подготовка к обеду, ко сну | Традиция «Чтение у камина»: художественные произведения по программе, «Где живёт Дед Мороз?»
|
Гимнастика после сна
| Традиция – пробежка по зданию «Найди шарфик Снеговика» |
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек Деда Мороза». Художественная деятельность – заполнение листов Большой Книги Любимых Игр |
В таблице представлены не только классические виды игр, но и новые приёмы организации игровой деятельности с детьми. Нами разработаны методические рекомендации к их организации.
Методические рекомендации к проведению и организации новых приёмов игровой деятельности.
1. Доска выбора игр «Мы играем».
Цель. Организация самостоятельной игровой деятельности детей с учетом их интересов.
Задача игровой деятельности: развивать умение организовать игру.
Задача социализации: развивать умение договариваться о последовательности совместных действий в игровой деятельности.
Оборудование: доска выбора игр «Мы играем…», карточки с описанием игр.
Описание приема. Предварительная работа заключается в знакомстве с играми и карточками, иллюстрирующими эти игры. Выбор игр на день происходит утром во время общения детей и взрослого. Выбор осуществляется детьми.
Данная форма организации позволяет воспитателю получать знания о предпочтениях детей в играх, о длительности их интереса.
2. Большая книга любимых игр.
Цель. Формирование интереса к игровой деятельности.
Задача игровой деятельности: закрепление названия игр и знаний игровых правил, действий.
Задача социализации: развивать умение высказывать свое мнение по поводу процесса игры.
Оборудование: фотографии фрагментов игровой деятельности детей группы, художественные материалы.
Описание приема. Данная деятельность организуется по желанию детей после того, когда игры станут популярными в детском коллективе. Кроме этого, книга постоянно пополняется любимыми играми семей воспитанников.
3. Сундучок с сюрпризами
Цель. Знакомство с новыми играми, игрушками, развитие фантазии.
Задача игровой деятельности: обогащать знакомую игру новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности.
Задача социализации: создавать новые игры и развивать их.
Оборудование: сундучок с навесным замочком.
Описание приема. Сундучок презентуется детям как предмет, в котором иногда появляются разные сюрпризы (новые игрушки, необычные предметы, атрибуты к играм). Сундук открывается ключом. Ключ спрятан. Чтобы найти ключ, детям необходимо выполнить ряд интересных и увлекательных заданий. После того, как открывается сундучок, следует дать возможность детям самим придумать, как можно играть с этим предметом, на правах партнёра предложить свой вариант.
4. Игры для дружбы.
Цель: сплочение детского коллектива.
Задача игровой деятельности: развивать умение согласовывать свои действия с партнерами по общению.
Задача социализации: разрешать конфликты, возникшие в ходе игры.
Оборудование: картотека коммуникативных игр.
Описание приема. Название приема родилось из практики работы с детьми. Дошкольникам объясняли в доступной форме значение той или иной игры. Дети со временем стали называть такие игры «играми для дружбы, для хорошего настроения». Для организации самостоятельной игровой деятельности детьми успешно используется данная картотека.
5. Игры для хорошего настроения с мыльными пузырями и воздушными шарами.
Цель. Создание хорошего настроения.
Задачи игровой деятельности: повышение двигательной активности.
Задачи социализации: формирование эмоционально-положительного отклика на игровую деятельность.
Оборудование: воздушные шары или мыльные пузыри, музыкальное сопровождение.
Описание приема. Главный принцип проведения – традиционность. Время проведения – 5-7 минут, место проведения – музыкальный зал или группа, условие проведение – музыкальное сопровождение.
Организация работы с родителями по формированию игровых умений с детьми
Семья – важнейший институт социализации детей (Н. Е. Веракса). Известно, что игровая деятельность в семье организуется с момента рождения ребёнка и становится постоянным видом взаимодействия (пестушки, потешки, двигательные игры и т. д.). По мере взросления ребёнка изменяется содержание игр, родители, как правило, продолжают играют в те игры, которые знали сами. Однако, как показывает практика, этих знаний недостаточно для организации полноценной игровой деятельности. Поэтому в нашем детском саду, согласно разработанной системе взаимодействия с родителями, применяются такие методы и формы организации, которые положительно влияют на восприятие родителями информации, связанной с организацией игровой деятельности детей.
В таблице представлен пример тематического планирования работы с родителями на месяц по теме «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников».
Таблица 4
Взаимодействие с родителями
Месяц | Формы взаимодействия (см. Программа Н. Е. Вераксы, стр. 267) | |||
Знакомство с семьёй (вид деятельности / тема) | Информирование о ходе образовательного процесса (вид деятельности / тема) | Образование родителей (вид деятельности / цель / дата) | Совместная деятельность (вид деятельности / название / с кем) | |
IX | Анкетирование/ «Игровая деятельность ребёнка» | Консультация / «Социализация детей старшего возраста»
| Мастер-класс / «Народные подвижные игры» / Познакомить с подвижными играми, показать способы игры | Досуг «Любимые игры нашего детства» / вся группа |
Заключение
В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.
Нами разработаны методические рекомендации к новым приёмам организации игровой деятельности. В результате игра заняла главное место в жизнедеятельности группы. Появились собственные традиции: «Выбор игр на день», «Игры-забавы с мыльными пузырями»; разработана картотека любимых детских игр. Различные виды игр применяются как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
Опыт работы по данной теме был обобщён на педагогическом совете («Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников»), представлен в научно-практических журналах «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду», а также на всероссийском конкурсе «Страна любимых игрушек».
Мы убеждены, что игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников
«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...
"Игровая деятельность как средство социализации дошкольников"
Представлен проект ....
«Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника»
Как игра помогает при всестороннем развитии ребёнка...
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников.
Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников....
Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника
Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...
Консультации "Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников"
Консультация для доспитателей....
Статья. Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников. Международный научный журнал «Актуальные исследования» №6 (136), февраль 2023г. (АПНИ)
Данная работа посвящена актуальной проблеме социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.В данной работе рассматривается игровая деятельность с точки зрения действенного средства социа...